Недействующий

О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"



Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" разработан в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленными на нейтрализацию угроз национальной безопасности, связанных с деструктивной деятельностью религиозных организаций на территории Российской Федерации.

Законопроектом предлагается усилить уголовную ответственность за преступления, предусмотренные статьями 280, 282, 282_1 и 282_2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).

Так, увеличиваются штрафные санкции практически по всем составам вышеуказанных статей УК РФ с учетом тяжести совершенного деяния.

Увеличиваются сроки лишения свободы за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; за публичное или с использованием средств массовой информации возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по половым, расовым, национальным, языковым, религиозным признакам, социальной принадлежности; за организацию и участие в экстремистском сообществе, в том числе с использованием своего служебного положения, а также за организацию и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Также увеличивается продолжительность срока принудительных работ, назначаемых судом за публичное или с использованием средств массовой информации возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по половым, расовым, национальным, языковым, религиозным признакам, социальной принадлежности, участие в деятельности экстремистских сообществ и организаций и за организацию деятельности экстремистской организации.

Предлагаемые изменения обусловлены тем, что борьба с преступлениями экстремистского характера, особо опасными для общества и государства, является одной из приоритетных задач российского государства на современном этапе.

Деструктивные процессы, происходящие в настоящее время как в мире в целом, так и на территории России, возникая в форме экстремистских проявлений, в случае недостаточного государственного реагирования быстро трансформируются в свою наиболее опасную форму - активные преступные действия террористического характера.

Экстремизм угрожает государственному суверенитету и подрывает конституционно провозглашенный Российской Федерацией принцип светского государства, устанавливающий запреты на возбуждение религиозной ненависти и вражды, а также пропаганду религиозного превосходства.

Статистика по преступлениям экстремистской направленности свидетельствует о ежегодном росте этого вида преступлений.

Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в судах первой инстанции в 2010 году рассматривалось 183 дела по преступлениям, предусмотренным статьями 280, 282, 282_1 и 282_2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в 2011 году - 217 дел, а за шесть месяцев 2012 года - 144.

Число лиц, привлеченных к уголовной ответственности по указанным статьям, составило 255 человек за 2010 год, за 2011 год - 253 человека, за шесть месяцев 2012 года - уже 156 человек.

Число осужденных по данным статьям также постепенно увеличивается.

Данные Верховного Суда Российской Федерации, касающиеся преступлений экстремистской направленности, предусмотренных статьями 280, 282, 282_1 и 282_2 УК РФ, также свидетельствуют о росте числа лиц, осужденных за экстремистские преступления в 2011 году, по сравнению с 2009 годом на 55%.

Все преступления, ответственность за которые предусмотрена вышеуказанными статьями, относятся к преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства, и наказание за их совершение должно быть сопоставимо с их общественной опасностью.

Вместе с тем отдельные уголовно-правовые санкции за преступления экстремистской направленности неадекватны степени общественной опасности данных деяний.

Преступления, предусмотренные частью первой статьи 280, частью первой статьи 282, частью второй статьи 282_1 и статьей 282_2 УК РФ, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, вследствие чего возможности органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, и органов, осуществляющих предварительное расследование по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений данного вида, а также применению к подозреваемым и обвиняемым меры пресечения, существенно ограничены.

Так, по преступлениям небольшой тяжести не допускается прослушивание телефонных переговоров (часть четвертая статьи 8 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").

Мера пресечения в виде заключения под стражу лицам, совершившим преступления небольшой тяжести, может быть избрана в исключительных случаях, перечень которых является исчерпывающим (часть первая статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), что влечет дополнительные сложности в раскрытии и доказывании обстоятельств преступления и создает условия для уклонения виновных лиц от следствия и суда.

Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления небольшой тяжести истекло два года (статья 78 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Между тем преступления экстремистской направленности зачастую носят латентный характер и выявляются по прошествии значительного количества времени после их совершения.

Также следует учесть, что степень общественной опасности организатора и руководителя экстремистского сообщества или организации, в отношении которой судом принято решение о ее ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности выше, чем общественная опасность деяний рядовых участников подобных сообществ и организаций.

В связи с этим ответственность за организацию и руководство экстремистскими сообществами и организациями должна быть выше. Это потребует перевода указанных преступлений в категорию тяжких, в то время как участие в данных сообществах и организациях будет квалифицироваться как преступление средней тяжести.

Вышеуказанные изменения позволят использовать в отношении лиц, причастных к совершению преступлений, предусмотренных статьями 280, 282, 282_1 и 282_2 УК РФ, весь арсенал средств и методов оперативно-разыскной деятельности.

Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не повлечет за собой дополнительных затрат из федерального бюджета.