Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОТОКОЛ

от 20 сентября 2012 года N 6

Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 марта 2020 года на основании
протокол Совета по аудиторской деятельности от 19 декабря 2019 года N 51
____________________________________________________________________

(одобрены Советом по аудиторской деятельности 20 сентября 2012 г., протокол N 6; с изменениями от 27 июня 2013 г., протокол N 9, от 18 декабря 2014 г., протокол N 15, от 20 июня 2016 г., протокол N 22, от 21 марта 2017 г., протокол N 32, от 30 июня 2017 г., протокол N 35 и от 27 июня 2018 г., протокол N 40)



Настоящие Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций (далее - Правила независимости) разработаны в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

Часть I

     
Аудит или обзорные проверки финансовой информации прошедших периодов

(наименование введено 21.03.2017, протокол N 32).



Раздел 1. Концептуальный подход к соблюдению независимости

     

     
Общие положения

1.1. Правила независимости, включенные в настоящую часть Правил независимости, устанавливают требования к независимости аудиторов и аудиторских организаций (далее вместе - аудитор) при выполнении заданий (аудит, обзорная проверка), в ходе которых аудитор выражает мнение о бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом либо отдельных ее частей (далее - задания, обеспечивающие уверенность).

(в ред. от 21.03.2017, протокол N 32)

1.2. Требования к независимости аудитора, содержащиеся в настоящей части Правил независимости, обязательны для применения участниками аудиторских групп, аудиторскими организациями, в том числе сетевыми, во всех случаях выполнения заданий, обеспечивающих уверенность, если настоящей частью Правил независимости не предусмотрено иное.

(в ред. от 21.03.2017, протокол N 32)

1.3. Независимость аудитора подразумевает:

а) независимость мышления, т.е. такой образ мышления, который позволяет аудитору 1) выразить мнение, не зависящее от влияния факторов, способных скомпрометировать профессиональное суждение аудитора, и 2) действовать честно, проявлять объективность и профессиональный скептицизм;

б) независимость поведения, т.е. такое поведение, которое позволяет избежать ситуаций и обстоятельств, настолько значимых, что разумное и хорошо информированное третье лицо, взвесив все факты и обстоятельства, может обоснованно посчитать, что честность, объективность или профессиональный скептицизм аудитора были скомпрометированы.

1.4. Отдельные обстоятельства работы аудитора или их совокупность могут создавать угрозы независимости. Однако описать все ситуации, в которых могут возникнуть угрозы независимости, и определить все уместные меры предосторожности невозможно. Поэтому Кодекс профессиональной этики аудиторов и Правила независимости устанавливают концептуальный подход к соблюдению требований к независимости.

Концептуальный подход к соблюдению требований к независимости заключается в следующем: аудитор должен выявлять угрозы независимости, оценивать их значимость, предпринимать меры предосторожности.

Концептуальный подход способствует соблюдению аудитором этические требования Кодекса профессиональной этики аудиторов и Правил независимости. Он применим в любых обстоятельствах, которые могут создавать угрозы независимости, и не позволяет аудитору посчитать ту или иную ситуацию приемлемой только потому, что она прямо не определена Кодексом профессиональной этики аудиторов и Правилами независимости как недопустимая.

1.5. Принимая решение о том, следует ли принимать задание, или продолжать его, либо может ли определенное лицо быть участником аудиторской группы, аудиторская организация должна выявить угрозы независимости и оценить их.

В случае, когда оценка угроз независимости окажется выше приемлемого уровня и решение касается вопроса принятия задания или включения в аудиторскую группу определенного лица, аудиторская организация должна определить, могут ли меры предосторожности устранить угрозы независимости или свести их до приемлемого уровня.

В случае, когда решение касается продолжения задания, аудиторская организация должна определить, могут ли принятые меры предосторожности быть эффективными для устранения угроз независимости или сведения их до приемлемого уровня, или другие меры предосторожности должны быть приняты, или выполнение задания следует прекратить.

Когда в ходе выполнения задания становится известной новая информация об угрозе независимости, аудиторская организация должна оценить значимость такой угрозы в соответствии с концептуальным подходом.

В случае, когда аудитор устанавливает, что надлежащие меры предосторожности для устранения угроз или сведения их до приемлемого уровня не могут быть приняты или они вообще не существуют, аудитор должен устранить обстоятельства или взаимоотношения, создающие угрозу независимости, либо отказаться от задания на этапе его принятия или прекратить выполнение задания.

1.6. При следовании концептуальному подходу аудитор должен руководствоваться своим профессиональным суждением.

1.7. При оценке значимости угроз независимости аудитор должен принимать во внимание количественные и качественные факторы.

Сети аудиторских организаций и сетевые организации

1.8. В случае, когда аудиторская организация является сетевой, она должна быть независима от аудируемых лиц других аудиторских организаций, входящих в ту же сеть. При этом требования к независимости, содержащиеся в настоящей части Правил независимости и относящиеся к сетевым организациям, применяются к любой организации, входящей в сеть вне зависимости от того, является ли такая организация аудиторской (в том числе организациям, занимающимся консалтингом, оказывающим юридические услуги).

(в ред. от 21.03.2017, протокол N 32)

1.9. В целях повышения качества оказываемых услуг аудиторские организации часто создают совместно с другими аудиторскими организациями объединения аудиторских организаций. Приводит ли создание таких объединений к образованию сети зависит от определенных условий и обстоятельств, и не зависит от того, являются ли аудиторские организации, входящие в объединения, самостоятельными юридическим лицами. Например, целью создания объединения может быть внутренняя координация деятельности (включая передачу работ) входящих в него организаций, что само по себе не является достаточным для признания сети. В то же время, если объединение создано для взаимодействия входящих в него аудиторских организаций, которые используют единое наименование бренда и имеют единую систему контроля качества, или совместно используют значительные профессиональные ресурсы, то такое объединение считается сетью.

1.10. Объединение считается сетью, если разумное и хорошо информированное третье лицо, взвесив все факты и обстоятельства, с высокой вероятностью сочтет, что организации связаны между собой таким образом, что представляют собой сеть. Такое суждение должно равным образом распространяться на все организации, входящие в эту сеть.

1.11. В случае, когда объединение создано с целью обеспечения взаимодействия входящих в него организаций, однозначно подразумевая распределение прибыли и расходов между ними, такое объединение считается сетью.

Само по себе распределение не существенных по размеру расходов не приводит к образованию сети. Кроме того, если распределение расходов касается расходов, связанных с развитием или совершенствованием методики аудита, методических документов по аудиту, проведением обучения, то такое распределение само по себе не приводит к возникновению сети. Не приводят к возникновению сети и взаимоотношения организаций (не являющихся связанными сторонами), имеющие целью совместное оказание услуг или совместную разработку какого-то продукта.

1.12. В случае, когда объединение создано с целью обеспечения взаимодействия входящих в него организаций, находящихся под общим владением, контролем или управлением, оно считается сетью и может быть образовано на основании заключенного договора, либо по иным основаниям.

1.13. В случае, когда объединение создано с целью обеспечения взаимодействия входящих в него организаций, которые имеют единую систему контроля качества, включающую единые подходы и процедуры, такое объединение считается сетью. Для этой цели общей системой контроля качества считаются те подходы и процедуры, которые разрабатываются, внедряются и обеспечиваются мониторингом в рамках всей сети.

1.14. В случае, когда объединение создано с целью обеспечения взаимодействия входящих в него организаций, которые разделяют общую стратегию ведения деятельности, что предполагает наличие их договоренности стремиться к достижению общих стратегических целей, такое объединение считается сетью. Аудиторская организация не считается сетевой организацией, если она взаимодействует с другой аудиторской организацией лишь для того, чтобы выступить на рынке с единым предложением оказывать услуги.

1.15. В случае, когда объединение создано с целью обеспечения взаимодействия деятельности входящих в него организаций, которые используют единое наименование бренда, такое объединение считается сетью. Единое наименование бренда включает общие начальные буквы в названии или единое название. Считается, что организация использует единое наименование бренда, если, например, название организации, используемое руководителем при подписании аудиторского заключения, включает часть или полное наименование бренда.

1.16. В случае, когда аудиторская организация не принадлежит к сети и не использует общее наименование бренда в своем названии, она может создать впечатление своей принадлежности к сети, ссылаясь на свое членство в объединении аудиторских организаций на своих канцелярских принадлежностях или в своих рекламных материалах. Следовательно, если вопросу о том, как аудиторской организации представлять себя на рынке, не оказывать должного внимания, то у стороннего лица может возникнуть ложное понимание, что данная организация входит в сеть.

1.17. В случае, когда аудиторская организация продает часть деятельности, договор на продажу может содержать условие того, что на ограниченный период времени проданная часть деятельности может осуществляться под названием продавца, полным или частичным, несмотря на то, что связь с аудиторской организацией - продавцом отсутствует. Может оказаться, что две аудиторские организации осуществляют свою деятельность, используя одно название, но при этом факты указывают на то, что они не являются частью объединения, созданного для их взаимодействия, и, следовательно, не являются сетевыми организациями. В таких обстоятельствах при представлении себя третьим сторонам эти аудиторские организации должны определить, каким образом им следует представлять информацию о том, что они не являются сетевыми организациями.

1.18. В случае, когда объединение создано с целью обеспечения взаимодействия входящих в него организаций, которые совместно используют значительные профессиональные ресурсы, то такое объединение считается сетью. При этом под профессиональными ресурсами понимаются:

а) общие системы, которые дают возможность организациям обмениваться информацией, такой как клиентская база, учетные данные и данные о временных трудозатратах;

б) руководители заданий и специалисты;

в) методологические подразделения, которые оказывают консультационную поддержку заданиям, обеспечивающим уверенность, по вопросам методики и (или) отраслевым особенностям бухгалтерского учета;

г) методика аудита и (или) методические документы по аудиту;

д) обучение и ресурсы для осуществления учебного процесса.

1.19. Определение того, являются ли совместно используемые профессиональные ресурсы значительными, а, следовательно, объединение организаций считается сетью, должно осуществляться на основе анализа уместных фактов и обстоятельств. В случае, когда совместно используемыми являются только общая методика аудита или методические документы по аудиту, без обмена работниками, клиентской базой, или информацией о рынке, маловероятно, что совместные профессиональные ресурсы могут считаться значительными. То же самое относится к случаю, когда имеет место только совместное обучение. Однако если совместно используемые ресурсы подразумевают обмен людьми или информацией (например, привлечение работников из общего резерва, создание в структуре объединения общего методологического подразделения для обеспечения входящих в объединение организаций методической поддержкой), то разумное и хорошо информированное третье лицо, взвесив все факты и обстоятельства, с высокой вероятностью сочтет, что совместно используемые ресурсы являются значительными.

Общественно значимые хозяйствующие субъекты

1.20. В целях настоящей части Правил независимости под общественно значимыми хозяйствующими субъектами понимаются хозяйствующие субъекты, предусмотренные частью 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", а также организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг, и организации, которые представляют и (или) раскрывают консолидированную финансовую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О консолидированной финансовой отчетности.

(пункт 1.20 в ред. от 30.06.2017, протокол N 35)

Связанные стороны

1.21. В целях настоящей части Правил независимости в состав аудируемого лица, являющегося организацией, ценные бумаги которой допущены к обращению на организованных торгах, включаются также все связанные стороны этой организации (если иное не предусмотрено настоящей частью Правил независимости). В иных случаях в состав аудируемого лица включаются стороны, находящиеся под его прямым или косвенным контролем. В случаях, когда аудиторская группа знает или имеет основания полагать, что взаимоотношения или обстоятельства предполагают наличие еще каких-то связанных сторон у аудируемого лица, в отношении которых уместно оценивать независимость, аудиторская группа должна учесть такие связанные стороны при выявлении и оценке угроз независимости и при принятии соответствующих мер предосторожности.

(абзац 1 в ред. от 21.03.2017, протокол N 32)

Для целей выявления угроз независимости в качестве связанных сторон рассматриваются только те из них, которые находятся в любом из указанных ниже взаимоотношений с аудируемым лицом:

а) организация, обладающая контролем (непосредственно или через третьих лиц) над аудируемым лицом при условии, что данное аудируемое лицо является существенным по отношению к указанной организации;

________________

Здесь и далее - при упоминании того, что одно лицо является существенным по отношению к другому, понимается, что числовые данные отчетности первого лица являются существенными для отчетности второго лица.  

б) организация, имеющая прямую финансовую заинтересованность в аудируемом лице при условии, что данная организация обладает значительным влиянием над аудируемым лицом и указанная заинтересованность в аудируемом лице является существенной для данной организации;

в) организация, контролируемая аудируемым лицом (непосредственно или через третьих лиц);

г) организация, в которой аудируемое лицо либо организация, связанная с аудируемым лицом согласно пункту (в) выше, имеет прямую финансовую заинтересованность, которая обеспечивает значительное влияние над данной организацией и при этом указанная финансовая заинтересованность является существенной для аудируемого лица и связанной с ним организации, указанной в подпункте "в" выше;

д) организация, которая находится под общим контролем с аудируемым лицом ("сестринская организация"), если и данная сестринская организация, и данное аудируемое лицо являются существенными для организации, контролирующей данное аудируемое лицо и его сестринскую организацию.

(пункт 1.21 в ред. от 18.12.2014, протокол N 15)

Лица, отвечающие за корпоративное управление

(наименование в ред. от 21.03.2017, протокол N 32)

1.22. Аудитор должен осуществлять регулярный обмен информацией, касающейся взаимоотношений или обстоятельств, которые, по мнению аудитора, могут оказать влияние на независимость аудитора, с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица. Такой обмен информацией позволяет лицам, отвечающим за корпоративное управление аудируемого лица (особенно в отношении угроз шантажа и близкого знакомства):

(абзац 1 в ред. от 21.03.2017, протокол N 32)

а) учитывать суждение аудитора в отношении выявления и оценки угроз независимости;

б) учитывать уместность принятых мер предосторожности для устранения угроз или сведения их до приемлемого уровня;

в) принимать соответствующие меры.

При выполнении требований настоящей части Правил независимости в части сообщения информации лицам, отвечающим за корпоративное управление, аудитор должен, с учетом характера и значимости конкретных обстоятельств и вопроса, информация о которых должна быть сообщена, определить надлежащих лиц в структуре управления организации, к которым следует обратиться с информацией. Если аудитор сообщает информацию какой-либо группе лиц, отвечающих за корпоративное управление, например, комитету по аудиту или отдельному лицу, то аудитор должен определить, есть ли также необходимость сообщить указанную информацию всем лицам, отвечающим за корпоративное управление, чтобы обеспечить для них адекватный уровень информирования.

(абзац 5 введен 18.12.2014, протокол N 15; в ред. от 21.03.2017, протокол N 32)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»