Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 25 октября 2013 года N ЕД-4-3/19203@


О сборе за пользование объектами водных биологических ресурсов



Федеральная налоговая служба в связи с запросами территориальных налоговых органов просит Минфин России разъяснить следующую ситуацию, возникающую при применении норм главы 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс),

Организация, имеющая статус научно-исследовательского института, в соответствии с пунктом 2 статьи 333.1 является плательщиком сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.

В рассматриваемом периоде 2009 года при обложении сбором за пользование объектами водных биологических ресурсов Организацией применялись только льготные налоговые ставки сбора, а именно:

- налоговая ставка 0%, установленная пунктом б статьи 333.3. Кодекса, при обложении сбором за пользование объектами водных биологических ресурсов, выловленными по научным квотам,

- налоговая ставка 15%, установленная пунктом 7 статьи 333.3 Кодекса, при обложении сбором за пользование объектами водных биологических ресурсов, выловленными по промышленным квотам.

Налоговая ставка 0% была применена к объемам вылова, осуществленного в соответствии с Государственным контрактом. Предметом Государственного контракта являлось проведение комплексных исследований водных биологических ресурсов.

Организацией в целях применения 15% налоговой ставки и признания себя рыбохозяйственной организацией при определении доли дохода от реализации уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них рыбной и иной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) при исчислении сбора за 2009 год принимались доходы от реализации за 2008 год, которые, в свою очередь, сложились из показателей выручки от реализации уловов, осуществленных в научных целях (40% выручки) и промышленных целях (58%) и прочей реализации.

Таким образом, расчет доли уловов Организации произведен путем сложения выручки от уловов, осуществленных в научных и промышленных целях, что составило 98% от общей суммы дохода.

При данных обстоятельствах Организация, применяя ставку 0% к объемам выловленным в научных целях, применяла выручку от реализации этих же объемов для признания себя рыбохозяйственной организацией и применения пониженной ставки в размере 15% к объемам вылова по промышленным квотам.

По мнению ФНС России, включение доходов от реализации объемов водных биологических ресурсов, добытых в научных целях, в расчет доходов от реализации водных биологических ресурсов в целях применения пониженной ставки, предусмотренной пунктом 7 статьи 333.3 Кодекса, правомерно в виду следующего.

С вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2005 N 622 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с выловом (добычей) водных биологических ресурсов", была отменена обязанность организаций, осуществляющих вылов в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях, направлять водные биологические ресурсы, выловленные и использованные в указанных целях, на переработку или реализацию на договорной основе. Вместе с тем нормы Положения об осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 921, обязывающие организации осуществляющие рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях выпускать или уничтожать выловленные объекты водных биологических ресурсов, начали действовать только с 26.11.2009.

Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в редакции, действующей в период 2008 года, также не содержал ограничений по реализации уловов водных биологических ресурсов, выловленных в научных целях. Кроме того, указанный закон содержит 7 видов рыболовства, Кодексом же не выделено какой-либо из них для целей применения или не применения льготной ставки, установленной пунктом 7 статьи 333.3 Кодекса.

Кроме того, анализ имеющейся арбитражной практики Магаданской области (решение от 02.02.2009 N А37-3165/2009, от 22.01.2009 N А37-3082/2009, от 20.01.2009 N А37-3163/2009) свидетельствует о том, что при разрешении споров о правомерности применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, предусмотренной пунктом 7 статьи 333.3 Кодекса, суды формально исходят из буквального толкования нормы определяющей критерии для признания организации рыбохозяйственной и определяют, что организация должна:

- осуществлять рыболовство и (или) производство рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов (в том числе на судах рыбопромыслового флота, используемых на основании договоров фрахтования);

- реализовывать эти уловы и продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет не менее 70 процентов.

Следовательно, по мнению арбитражных судов, иных критериев и дополнительных условий положения пункта 7 статьи 333.3 Кодекса не содержат.

По мнению ФНС России, рассматриваемый временной период не содержит прямых ограничений на включение, в целях признания организации рыбохозяйственной и применения льготных ставок сбора, в общую долю доходов организации доходов от реализации объемов водных биологических ресурсов, добытых по научным квотам.

В этой связи ФНС России просит Минфин России разъяснить, правомерно ли в целях определения статуса рыбохозяйственной организации для последующего применения пониженной ставки в размере 15% от общеустановленных ставок при обложении сбором объектов водных биологических ресурсов, выловленных по промышленным квотам, включение Организацией в долю дохода от реализации его уловов выручки, полученной от реализации уловов по научным квотам, применительно к периоду 2009 года.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации 3 класса
Д.В.Егоров




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»