Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 10 декабря 2013 года N ГД-4-3/22251@

О водном налоге



Федеральная налоговая служба в связи с запросами территориальных налоговых органов, а также в целях размещения на официальном сайте ФНС России в разделе "Разъяснения ФНС России, обязательные для применения налоговыми органами" направляет на согласование позицию, выработанную по вопросам, касающимся уплаты водного налога.

Пунктом 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) предусмотрено, что физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

В соответствии с пунктом 3 статьи 43 Водного кодекса порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения также устанавливается законодательством о недрах.

Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Согласно статье 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс), налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.9 Кодекса объектом налогообложения водным налогом признается, в частности, забор воды из водных объектов, при этом налоговая база при заборе воды определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период, согласно пункту 2 статьи 333.10 Кодекса.

На основании положений статьи 333.13 Кодекса сумма налога по итогам каждого налогового периода должна исчисляться как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Статьёй 333.12 Кодекса определены ставки при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования в различных районах Российской Федерации.

Вместе с тем пунктом 3 статьи 333.12 Кодекса ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения установлена в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Таким образом, согласно положениям главы 25.2 Кодекса следует, что единственным условием применения ставки в размере 70 руб. при уплате водного налога является целевое использование воды - водоснабжение населения и, следовательно, наличие (или отсутствие) у налогоплательщика лицензии не имеет значения для определения применяемых ставок.

Существует многочисленная арбитражная практика, подтверждающая данную позицию (Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2007 N 3172/07, от 11.09.2007 N 10872/07, от 14.11.2007 N 14894/07, от 27.11.2007 N 15536/07, постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 09.02.2009 по делу N А64-1917/08-13 и от 27.11.2007 по делу N А68-199/07-13/11, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.09.2010 N А27-2716/2010, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.12.2008 N КА-А41/12046-08).

В целях единообразного информирования налогоплательщиков и налоговых органов ФНС России просит Минфин России подтвердить или опровергнуть позицию, изложенную в настоящем письме.

Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.Ю.Григоренко




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»