Действующий

О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания (с изменениями на 29 ноября 2018 года)

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 февраля 2014 года N 120

     

Правила проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания

(с изменениями на 29 ноября 2018 года)



1. Настоящие Правила определяют порядок проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания (далее соответственно - проекты нормативных правовых актов, нормативные правовые акты, педагогическая экспертиза), в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися (далее - негативное воздействие на качество обучения).

Под негативным воздействием на качество обучения понимается:

введение не соответствующих возрастным, психофизическим особенностям и потребностям обучающихся форм, средств и методов обучения и воспитания;

установление педагогически необоснованных требований, влияющих на объем и содержание образования, а также на планируемые результаты при организации и осуществлении образовательной деятельности.

2. Педагогическая экспертиза проводится в отношении:

а) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, - до проведения их правовой экспертизы Министерством юстиции Российской Федерации;

б) проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти - до их государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации;

в) нормативных правовых актов, изданных федеральными органами исполнительной власти, - при мониторинге их применения.

3. Педагогическая экспертиза не проводится в отношении проектов нормативных правовых актов, нормативных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

При проведении педагогической экспертизы не осуществляется оценка проектов нормативных правовых актов, нормативных правовых актов на соответствие их актам более высокой юридической силы, отсутствие внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений и соблюдение правил юридической техники, а также на наличие либо отсутствие в них коррупциогенных факторов.

4. Проведение педагогической экспертизы организуется в соответствии с установленными сферами ведения Министерством науки и высшего образования Российской Федерации или Министерством просвещения Российской Федерации (далее - соответствующий уполномоченный орган).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1439. - См. предыдущую редакцию)

К проведению педагогической экспертизы на общественных началах привлекаются физические и юридические лица, имеющие необходимую квалификацию и включенные в перечень экспертов (далее - эксперты) соответствующим уполномоченным органом по предложениям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, ведущих образовательных и научных организаций, научно-педагогических сообществ, учебно-методических объединений, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1439. - См. предыдущую редакцию)

К имеющим необходимую квалификацию относятся физические лица, имеющие высшее образование и стаж педагогической или научно-педагогической работы не менее 5 лет, и юридические лица, имеющие в своем штате не менее 3 работников, отвечающих требованиям, предъявляемым к физическим лицам, привлекаемым к проведению педагогической экспертизы.

Перечень экспертов, порядок включения в указанный перечень и основания и порядок исключения из него утверждаются соответствующим уполномоченным органом.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1439. - См. предыдущую редакцию)

5. По результатам проведения педагогической экспертизы эксперт составляет заключение по форме, утверждаемой соответствующим уполномоченным органом.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1439. - См. предыдущую редакцию)

6. К проекту нормативного правового акта, направляемому федеральным органом исполнительной власти в соответствующий уполномоченный орган на педагогическую экспертизу, прилагается пояснительная записка, в которой указываются типы и категории организаций, осуществляющих образовательную деятельность, уровни образования, образовательные программы, категории обучающихся, дается характеристика образовательных отношений, на которые распространяется действие проекта нормативного правового акта (далее - пояснительная записка).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1439. - См. предыдущую редакцию)

7. Проект нормативного правового акта, поступивший на педагогическую экспертизу (проект нормативного правового акта, разработанный соответствующим уполномоченным органом), и пояснительная записка к нему размещаются соответствующим уполномоченным органом на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 1 рабочего дня, следующего за днем поступления проекта нормативного правового акта на педагогическую экспертизу (днем окончания разработки проекта нормативного правового акта).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1439. - См. предыдущую редакцию)

8. Срок проведения педагогической экспертизы проекта нормативного правового акта составляет 15 дней со дня размещения соответствующим уполномоченным органом проекта нормативного правового акта на сайте, указанном в пункте 7 настоящих Правил.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1439. - См. предыдущую редакцию)

9. В заключении, составленном по результатам педагогической экспертизы проекта нормативного правового акта, указываются сведения о проекте нормативного правового акта (далее - заключение), федеральном органе исполнительной власти, разработавшем его, о наличии либо об отсутствии положений, которые могут привести к негативному воздействию на качество обучения, о наличии либо об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования, обоснование сделанных выводов, а также предложения по устранению положений, которые могут привести к негативному воздействию на качество обучения (при наличии таких положений).