• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 2014 года N 322

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"

(с изменениями на 31 марта 2020 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года N 384 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.04.2017, N 0001201704060022);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2018 года N 373 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2018, N 0001201804050002);
постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2019 года N 103 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.02.2019, N 0001201902120004);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 года N 347 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.04.2019, N 0001201904030008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2019 года N 1588 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.12.2019, N 0001201912090006) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2019 года N 1588);
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 379 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.04.2020, N 0001202004030011).
____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов".

2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.

3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 марта 2013 года N 436-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 13, ст.1601).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Государственная программа Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Российской Федерации
от 15 апреля 2014 года N 322
(В редакции, введенной в действие
с 11 апреля 2019 года

постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 марта 2019 года N 347
. -

См. предыдущую редакцию)

     
     Государственная программа Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"

(с изменениями на 31 марта 2020 года)

Паспорт государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"

(В редакции, введенной в действие с 11 апреля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 379.

Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Соисполнители Программы

-

отсутствуют

Участники Программы

-

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,

Федеральное агентство по недропользованию,

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования,

Федеральное агентство по рыболовству,

Федеральное агентство водных ресурсов

Подпрограммы Программы (в том числе федеральные целевые программы)

-

подпрограмма 1 "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр";

подпрограмма 2 "Использование водных ресурсов";

подпрограмма 3 "Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов" (срок реализации 2013-2016 годы);

подпрограмма 4 "Обеспечение реализации государственной программы" (срок реализации 2013-2015 годы);

федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" (срок реализации 2012-2020 годы)

Цели Программы

-

устойчивое обеспечение экономики страны запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах;

развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов и защиту населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод

Задачи Программы

-

воспроизводство минерально-сырьевой базы на основе повышения геологической изученности территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, Арктики, Антарктики и Мирового океана;

гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации;

экологическое оздоровление водных объектов, включая р.Волгу, сохранение уникальных водных систем;

обеспечение безопасности водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений;

обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

прирост мелкомасштабной геологической изученности, определяемый по отношению к площади территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, процентов;

уровень компенсации добычи основных видов полезных ископаемых приростом запасов, процентов;

прирост водоотдачи водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, процентов;

водоемкость валового внутреннего продукта, куб. метров;

площадь восстановленных водных объектов нарастающим итогом, тыс. гектаров;

протяженность очищенной прибрежной полосы водных объектов нарастающим итогом, тыс. километров;

количество построенных, реконструированных водопропускных сооружений для улучшения водообмена в низовьях Волги нарастающим итогом, единиц;

протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги нарастающим итогом, километров

Этапы и срок реализации Программы

-

на постоянной основе, этапы не выделяются - 1 января 2013 г. - 31 декабря 2024 г.

Объемы бюджетных ассигнований Программы

-

объем финансового обеспечения реализации Программы за счет средств федерального бюджета составляет 670890972 тыс. рублей, в том числе:

2013 год - 63928212,5 тыс. рублей;

2014 год - 65159830,7 тыс. рублей;

2015 год - 63672051,1 тыс. рублей;

2016 год - 57917704,4 тыс. рублей;

2017 год - 49960042,6 тыс. рублей;

2018 год - 48885044,9 тыс. рублей;

2019 год - 50741266,1 тыс. рублей;

2020 год - 52413152,6 тыс. рублей;

2021 год - 55443008,5 тыс. рублей;

2022 год - 53870658,6 тыс. рублей;

2023 год - 56400000 тыс. рублей;

2024 год - 52500000 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

получена современная геолого-картографическая основа территории Российской Федерации и ее континентального шельфа (76,2 процента в 2024 году), обеспечивающая формирование единого информационного пространства федерального уровня для нужд хозяйственной деятельности, прогноза развития минерально-сырьевой базы;

получена геологическая информация для обеспечения геополитических интересов Российской Федерации в Арктике, Антарктике и Мировом океане;

получена геологическая информация о недрах (общий объем хранимой информации на 2024 год - 21,41 млн. единиц хранения), предоставляемая различным потребителям с использованием современных технологий доступа, - в объеме не менее 20 тыс. единиц хранения ежегодно;

обеспечена полная компенсация добычи приростом запасов основных видов полезных ископаемых;

осуществлены разработка и внедрение научно обоснованной системы требований комплексного изучения и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов;

сформирован государственный фонд недр, осваиваемый в интересах нынешнего и будущих поколений;

обеспечено гарантированное водообеспечение экономики и создание надежных условий для развития промышленности, энергетики, водного транспорта, рыбохозяйственной отрасли, сельского хозяйства за счет эффективного использования водоресурсного потенциала страны;

повышена энергоэффективность российской экономики за счет сокращения водоемкости производства и снижения непроизводительных потерь водных ресурсов (экономия затрат на электроэнергию, потребляемую для доставки водных ресурсов до конечного потребителя, до 15-20 млрд. рублей в год);

обеспечены безопасность и надежная эксплуатация существующих гидротехнических сооружений;

повышена защищенность населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод в результате реализации комплексных мероприятий по приведению аварийных гидротехнических сооружений к технически безопасному уровню, обеспечения населенных пунктов и объектов экономики сооружениями инженерной защиты, повышения качества гидрологических прогнозов, проведения работ по оптимизации русел рек;

осуществлены формирование научно-технического и кадрового потенциала, расширение знаний и представлений о гидрологических явлениях и процессах, реализация новейших подходов к управлению использованием и охраной водных объектов, укрепление базы международного сотрудничества в области водопользования;

обеспечены экологическое оздоровление водных объектов, включая р.Волгу, сохранение уникальных водных систем

Паспорт подпрограммы 1 "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"

(В редакции, введенной в действие с 11 апреля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 379.

Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель Программы)

-

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Участники подпрограммы

-

Федеральное агентство по недропользованию,

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Программно-целевые инструменты подпрограммы

-

в рамках подпрограммы не предусматривается реализация утвержденных ведомственных целевых программ

Цель подпрограммы

-

обеспечение сбалансированного развития минерально-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики страны и выполнения экспортных обязательств Российской Федерации на основе современной геологической изученности

Задачи подпрограммы

-

повышение геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, Арктики, Антарктики и Мирового океана, получение геологической информации;

осуществление государственного мониторинга состояния недр для оценки и прогноза состояния недр на территориях, подверженных опасным геологическим процессам и негативным процессам, связанным с загрязнением подземных вод;

обеспечение прироста прогнозных ресурсов и запасов полезных ископаемых;

геологическое изучение и оценка минерально-сырьевого потенциала Мирового океана;

рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

-

прирост среднемасштабной геологической изученности территории и континентального шельфа Российской Федерации, кв. километров;

количество выявленных перспективных площадей для постановки поисковых работ, единиц;

прирост государственной сети опорных геолого-геофизических профилей на территории Российской Федерации и ее континентальном шельфе, тыс. погонных метров;

прирост специальной военно-геологической изученности территории Российской Федерации, единиц;

прирост среднемасштабной государственной гравиметрической изученности территории Российской Федерации, кв. километров;

прирост мелкомасштабной гидрогеологической и инженерно-геологической изученности территории Российской Федерации, кв. километров;

прирост среднемасштабной гидрогеологической и инженерно-геологической изученности территории Российской Федерации, кв. километров;

количество пунктов наблюдения государственного мониторинга состояния недр, единиц;

количество государственных геологических информационных ресурсов Российской Федерации, подлежащих формированию, ведению, обеспечению сохранности и использованию потребителями в федеральном фонде геологической информации, млн. единиц;

объем внутренних затрат на исследования и разработки, осуществляемые в рамках развития и использования минерально-сырьевой базы, млн. рублей;

углеводородное сырье Дл нарастающим итогом, из него, млн. тонн условного топлива:

углеводородное сырье Дл в Арктической зоне Российской Федерации нарастающим итогом, млн. тонн условного топлива;

нефть и конденсат C1 нарастающим итогом, млн. тонн;

нефть и конденсат C1 в Арктической зоне Российской Федерации нарастающим итогом, млн. тонн;

газ C1 нарастающим итогом, млрд.куб. метров;

газ C1 в Арктической зоне Российской Федерации нарастающим итогом, млрд.куб. метров;

подземные воды ABC1 + C2 нарастающим итогом, тыс.куб. метров в сутки;

золото P1 + P2 нарастающим итогом, тонн;

золото C1 + C2 нарастающим итогом, тонн;

алмазы P1 + P2 нарастающим итогом, млн. каратов;

алмазы C1 + C2 нарастающим итогом, млн. каратов;

сурьма C1 + C2 нарастающим итогом, тыс. тонн;

уран P1 + P2 нарастающим итогом, тыс. тонн;

уран C1 + C2 нарастающим итогом, тыс. тонн;

хромовые руды P1 + P2 нарастающим итогом, млн. тонн;

хромовые руды C1 + C2 нарастающим итогом, млн. тонн;

медь P1 + P2 нарастающим итогом, тыс. тонн;

медь C1 + C2 нарастающим итогом, тыс. тонн;

свинец P1 + P2 нарастающим итогом, тыс. тонн;

свинец C1 + C2 нарастающим итогом, тыс. тонн;

цинк P1 + P2 нарастающим итогом, тыс. тонн;

цинк C1 + C2 нарастающим итогом, тыс. тонн;

металлы платиновой группы P1 + P2 нарастающим итогом, тонн;

металлы платиновой группы C1 + C2 нарастающим итогом, тонн;

серебро P1 + P2 нарастающим итогом, тыс. тонн;

серебро C1 + C2 нарастающим итогом, тыс. тонн;

никель C1 + C2 нарастающим итогом, тыс. тонн;

угли P1 + P2 нарастающим итогом, млн. тонн;

угли C1 + C2 нарастающим итогом, млн. тонн;

вольфрам P1 + P2 нарастающим итогом, тыс. тонн;

вольфрам C1 + C2 нарастающим итогом, тыс. тонн;

железные руды C1 + C2 нарастающим итогом, млн. тонн;

марганцевые руды P1 + P2 нарастающим итогом, млн. тонн;

марганцевые руды C1 + C2 нарастающим итогом, млн. тонн;

молибден C1 + C2 нарастающим итогом, тыс. тонн;

титан C1 + C2 нарастающим итогом, млн. тонн;

бентониты C1 + C2 нарастающим итогом, млн. тонн;

каолин C1 + C2 нарастающим итогом, млн. тонн;

особо чистый кварц P1 + P2 нарастающим итогом, тыс. тонн;

особо чистый кварц C1 + C2 нарастающим итогом, тыс. тонн;

соли калия C1 + C2 нарастающим итогом, млн. тонн;

стекольные пески C1 + C2 нарастающим итогом, млн. тонн;

количество объектов с локализованными ресурсами значимых видов твердых полезных ископаемых для отдельных отраслей узкоспециализированной промышленности, единиц;

цементное сырье C1 + C2 нарастающим итогом, млн. тонн;

глубоководные полиметаллические сульфиды, прирост изученности района геолого-разведочных работ, единиц;

железомарганцевые конкреции, ресурсы и запасы категории P1 + C1 + C2 нарастающим итогом, млн. тонн;

кобальтоносные железомарганцевые корки, прирост изученности на поисковой и оценочной стадиях геолого-разведочных работ, кв. километров/единиц;

объем прироста запасов общераспространенных полезных ископаемых (по основным видам), в том числе:

строительные камни (магматические, метаморфические, карбонатные породы, песчаники), прирост запасов, млн.куб. метров;

пески (строительные и силикатные), песчано-гравийные материалы, прирост запасов, млн.куб. метров;

доля лицензий на пользование недрами, по которым недропользователь не выполняет существенные условия, в общем количестве проверенных, процентов

Этапы и сроки реализации подпрограммы

-

на постоянной основе, этапы не выделяются - 1 января 2013 г. - 31 декабря 2024 г.

Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы

-

объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 384316025,5 тыс. рублей, в том числе:

2013 год - 34988416,7 тыс. рублей;

2014 год - 39809843,6 тыс. рублей;

2015 год - 37439940,5 тыс. рублей;

2016 год - 35368998,5 тыс. рублей;

2017 год - 30676591 тыс. рублей;

2018 год - 29681676,4 тыс. рублей;

2019 год - 28942218,6 тыс. рублей;

2020 год - 29214806 тыс. рублей;

2021 год - 29442941,8 тыс. рублей;

2022 год - 29740295,8 тыс. рублей;

2023 год - 29505148,3 тыс. рублей;

2024 год - 29505148,3 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

-

получена современная геолого-картографическая основа территории Российской Федерации и ее континентального шельфа (76,2 процента в 2024 году), обеспечивающая формирование единого информационного пространства федерального уровня для нужд хозяйственной деятельности, прогноза развития минерально-сырьевой базы;

получена геологическая информация для обеспечения геополитических интересов Российской Федерации в Арктике, Антарктике и Мировом океане;

получена геологическая информация о недрах (общий объем хранимой информации на 2024 год - 21,41 млн. единиц хранения), предоставляемая различным потребителям с использованием современных технологий доступа, в объеме не менее 20 тыс. единиц хранения ежегодно;

осуществлено воспроизводство минерального сырья с учетом текущей и перспективной потребности в разведанных запасах для наиболее значимых стратегических видов полезных ископаемых, в том числе:

золото - 5480 тонн;

медь - 15400 тыс. тонн;

цинк - 3250 тыс. тонн;

разработана и внедрена научно обоснованная система требований комплексного изучения и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов;

сформирован государственный фонд недр, осваиваемый в интересах нынешнего и будущих поколений

Паспорт подпрограммы 2 "Использование водных ресурсов" государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"

(В редакции, введенной в действие с 11 апреля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 379.

Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель Программы)

-

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Участники подпрограммы

-

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,

Федеральное агентство по рыболовству,

Федеральное агентство водных ресурсов

Программно-целевые инструменты подпрограммы

-

в рамках подпрограммы не предусматривается реализация утвержденных ведомственных целевых программ

Цели подпрограммы

-

гарантированное обеспечение водными ресурсами вододефицитных регионов Российской Федерации;

сохранение, охрана и восстановление водных объектов, обеспечение безопасности и надежной эксплуатации гидротехнических сооружений;

улучшение экологического состояния р.Волги и обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги;

сохранение к 2024 году не менее 98 уникальных водных объектов за счет восстановления и экологической реабилитации не менее 23,5 тыс. гектаров водных объектов, расчистки участков русел рек не менее 260 километров, а также очистки от мусора берегов и прибрежной акватории озер и рек, в том числе озер Байкал, Телецкое, Ладожское, Онежское и рек Волги, Дона, Оби, Енисея, Амура, Урала, Печоры

Задачи подпрограммы

-

обеспечение эффективной эксплуатации водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений;

обеспечение эффективного исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений;

восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;

улучшение экологического состояния водных объектов;

в рамках национального проекта "Экология":

с 2019 года:

в рамках мероприятий федерального проекта "Оздоровление Волги":

обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги и сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы;

обеспечение информационно-аналитического сопровождения федерального проекта "Оздоровление Волги";

в рамках мероприятий федерального проекта "Сохранение уникальных водных объектов":

восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;

улучшение экологического состояния озер и водохранилищ (ликвидация мелководий, расчистка устьевых баров, очистка акваторий от плавающего мусора);

улучшение экологического состояния гидрографической сети;

очистка от мусора берегов и прилегающих акваторий озер и рек;

с 2021 года:

ликвидация локальных дефицитов водных ресурсов в вододефицитных регионах Российской Федерации;

повышение рациональности использования водных ресурсов;

повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности (в том числе бесхозяйных), путем их приведения к безопасному техническому состоянию;

обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод сооружениями инженерной защиты

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

-

уровень аварийности гидротехнических сооружений, процентов;

доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в протяженности береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие), процентов;

доля протяженности границ водных объектов, включенных в перечень водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2054-р, а также морей или их отдельных частей, сведения о которых внесены в государственный водный реестр, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в общей протяженности таких границ, процентов;

доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, в общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности, процентов;

доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, процентов;

доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, процентов;

количество вновь созданных водохранилищ и реконструированных гидроузлов на действующих водохранилищах комплексного назначения, а также магистральных каналов и трактов водоподачи для повышения их водоотдачи, единиц;

протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления, километров;

количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, единиц;

протяженность расчищенных участков русел рек нарастающим итогом, километров;

количество населения, вовлеченного в мероприятия по очистке берегов водных объектов, нарастающим итогом, млн. человек;

количество населения, улучшившего экологические условия проживания вблизи водных объектов, нарастающим итогом, млн. человек;

объем дополнительного обводнения р.Ахтубы в меженный период, куб. метров/секунду;

площадь восстановленных водных объектов Нижней Волги нарастающим итогом, тыс. гектаров;

протяженность расчищенных мелиоративных каналов Нижней Волги нарастающим итогом, километров;

объем внутренних затрат на исследования и разработки, осуществляемые в сфере охраны и использования водных ресурсов, млн. рублей

Этапы и сроки реализации подпрограммы

-

на постоянной основе, этапы не выделяются - 1 января 2013 г. - 31 декабря 2024 г.

Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы

-

объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 176524661,8 тыс. рублей, в том числе:

2013 год - 9035762,3 тыс. рублей;

2014 год - 8944927,6 тыс. рублей;

2015 год - 9342602,5 тыс. рублей;

2016 год - 8910996 тыс. рублей;

2017 год - 8420910,3 тыс. рублей;

2018 год - 8266951,8 тыс. рублей;

2019 год - 10988629,5 тыс. рублей;

2020 год - 12593748,9 тыс. рублей;

2021 год - 26000066,7 тыс. рублей;

2022 год - 24130362,8 тыс. рублей;

2023 год - 26894851,7 тыс. рублей;

2024 год - 22994851,7 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

-

обеспечено эффективное и рациональное использование водных ресурсов на основе снижения антропогенной нагрузки на водные объекты;

повышены безопасность и надежность эксплуатации существующих гидротехнических сооружений;

повышена защищенность населения, проживающего на территориях, подверженных воздействию опасных гидрологических явлений, а также объектов экономики и социальной сферы, расположенных на таких территориях, в том числе обеспечена защита г.Санкт-Петербурга от наводнений;

обеспечено внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах всех водных объектов, включенных в государственный водный реестр;

в рамках национального проекта "Экология":

с 2019 года:

в рамках мероприятий федерального проекта "Оздоровление Волги":

выполнены расчистка 175 километров мелиоративных каналов и реконструкция 6 гидротехнических сооружений;

обеспечены расчистка участков водных объектов протяженностью 319 километров, экологическая реабилитация 1,5 тыс. гектаров водных объектов Нижней Волги;

проведены работы по расчистке и дноуглублению не менее 281 километра каналов-рыбоходов; восстановлено не менее 26,9 тыс. гектаров водных объектов Нижней Волги;

построены и реконструированы 89 водопропускных сооружений для улучшения водообмена в низовьях Волги;

построен комплекс гидротехнических сооружений для дополнительного обводнения р.Ахтубы;

в рамках мероприятий федерального проекта "Сохранение уникальных водных объектов":

осуществлена экологическая реабилитация водных объектов площадью не менее 7580 гектаров;

проведены природоохранные мероприятия по расчистке участков рек (водохранилищ) и озер на площади не менее 15200 гектаров;

проведены мероприятия по расчистке участков русел рек протяженностью не менее 260 километров и озер площадью не менее 730 гектаров;

с привлечением волонтерского движения проведены мероприятия по очистке от бытового мусора и древесного хлама не менее 9000 километров берегов водных объектов;

количество населения, вовлеченного в мероприятия по очистке берегов водных объектов, составит не менее 4,5 млн. человек;

количество населения, улучшившего экологические условия проживания вблизи водных объектов, составит 4,8 млн. человек;

с 2021 года:

обеспечены водными ресурсами текущие и перспективные потребности населения и объектов экономики Российской Федерации;

повышена защищенность населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод

Паспорт федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах"

(В редакции, введенной в действие с 11 апреля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 379.

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах"

Дата принятия решения о разработке Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2011 г. N 1316-р

Государственные заказчики Программы

-

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство по рыболовству

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Основной разработчик Программы

-

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Цели и задачи Программы

-

цели Программы:

гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации;

сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;

обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.

Задачи Программы:

ликвидация локальных дефицитов водных ресурсов в вододефицитных регионах Российской Федерации;

повышение рациональности использования водных ресурсов;

сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты;

восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;

повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения к безопасному техническому состоянию;

обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод сооружениями инженерной защиты;

развитие и модернизация системы государственного мониторинга водных объектов;

просвещение и информирование населения по вопросам использования и охраны водных объектов

Важнейшие целевые показатели и индикаторы Программы

-

численность населения, проживающего в районах возникновения локальных вододефицитов, надежность обеспечения водными ресурсами которого повышена, - 1,87 млн. человек в период с 2012 года по 2020 год;

сокращение доли загрязненных сточных вод в общем объеме сброса в поверхностные водные объекты сточных вод, подлежащих очистке, - с 88,6 процента в 2012 году до 84,7 процента в 2020 году;

увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, с 68,3 процента в 2012 году до 79,7 процента в 2020 году;

увеличение доли гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности с 17,6 процента в 2012 году до 49,5 процента в 2020 году;

количество модернизированных и вновь открытых гидрологических постов и лабораторий, входящих в состав государственной наблюдательной сети Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, - 855 единиц;

увеличение доли модернизированных и новых гидрологических постов и лабораторий, входящих в состав государственной наблюдательной сети Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в общем количестве постов и лабораторий с 7 процентов в 2012 году до 39,5 процента в 2020 году;

количество вновь созданных водохранилищ и реконструированных гидроузлов на действующих водохранилищах комплексного назначения, а также магистральных каналов и трактов водоподачи для повышения их водоотдачи - 22 единицы;

протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления - 793,1 километра;

количество проектов по строительству (реконструкции) комплексов очистных сооружений и систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, реализованных с помощью механизма субсидирования процентных ставок по кредитам, - 64 единицы;

площадь восстановленных и экологически реабилитированных водных объектов - 8825,1 гектара;

количество гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние, - 999 единиц

Срок реализации Программы

-

2012-2020 годы

Объем и источники финансирования Программы

-

объем финансирования Программы в 2012-2020 годах за счет всех источников составит 217,8 млрд. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 114,6 млрд. рублей, из них субсидии на осуществление капитальных вложений бюджетным учреждениям - 10,3 млрд. рублей;

за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 28,3 млрд. рублей;

за счет средств из внебюджетных источников - 74,9 млрд. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

-

гарантированное обеспечение водными ресурсами текущих и перспективных потребностей населения и объектов экономики Российской Федерации;

создание условий для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни населения, развития сферы услуг в области водного туризма и рекреации;

увеличение природоохранной инвестиционной активности в промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве;

сокращение водоемкости производства и снижение непроизводительных потерь водных ресурсов, повышение энергоэффективности российской экономики (экономия затрат на электроэнергию, потребляемую для доставки водных ресурсов до конечного потребителя, - до 15-20 млрд. рублей в год);

повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод (вероятный предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод - 960 млрд. рублей);

повышение уровня просвещения и информированности населения по вопросам использования и охраны водных объектов


I. Приоритеты и цели государственной политики Российской Федерации, включая направления развития приоритетных территорий в соответствующей сфере

(В редакции, введенной в действие с 11 апреля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 379.


К сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" (далее - Программа) отнесены вопросы обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы, обеспечения геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, получения геологической информации, эффективного использования водных ресурсов.

Сведения о показателях (индикаторах) Программы, подпрограмм Программы и федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" и их значениях приведены в приложении N 1.

Сведения о показателях (индикаторах) Программы с распределением по субъектам Российской Федерации приведены в приложении N 2.

Перечень ведомственных целевых программ и основных мероприятий Программы приведен в приложении N 3.

Сведения об основных планируемых мерах правового регулирования в сфере реализации Программы приведены в приложении N 4.

Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации приведено в приложении N 5.

План реализации Программы на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов приведен в приложении N 6.

1. Приоритеты и цели государственной политики в сфере обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы, обеспечения геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, получения геологической информации


В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2018 г., а также Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. N 2914-р, Основами государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. N 494-р, и Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р, определены следующие направления государственной политики в сфере развития минерально-сырьевой базы:

оценка нефтегазового ресурсного потенциала и его локализация в пределах Восточно-Сибирской, Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций и континентального шельфа Российской Федерации, в том числе в целях обеспечения ресурсной базы нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", "Сила Сибири" и добычных кластеров в целях загрузки Северного морского пути;

выявление новых зон нефтегазонакопления и новых нефтегазоносных горизонтов в добывающих регионах, освоение шельфовых месторождений и трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья;

создание новых сырьевых баз коксующихся и энергетических углей, в том числе для открытой добычи, на территории Арктической зоны Российской Федерации и Дальневосточного федерального округа для обеспечения энергетическим сырьем территорий опережающего развития, крупных минерально-сырьевых центров и экспортного потенциала регионов;

поиск и оценка богатых и комплексных месторождений урана для отработки горным способом, выявление новых гидрогенных месторождений урана рентабельных для отработки высокоэффективным способом скважинного подземного выщелачивания в уже осваиваемых районах в Республике Бурятия и Забайкалье;

выявление месторождений в новых урановорудных районах и узлах, пригодных для организации добычных производств в Амурской, Иркутской и Новосибирской областях, Красноярском крае и Еврейской автономной области;

создание сырьевых баз черных металлов (марганцевых и хромовых руд) с технологическим изучением возможности переработки руд в освоенных и новых районах - Приполярном Урале, Иркутской области и на Дальнем Востоке;

поиски и оценка месторождений цветных металлов (свинца, цинка, меди, молибдена и вольфрама), направленные на развитие действующих, создание резервных сырьевых баз в освоенных и новых районах, формирование крупных минерально-сырьевых центров - центров экономического развития на Дальнем Востоке и Арктической зоне Российской Федерации, в Центральной Сибири, Приволжском и Уральском регионах;

развитие сырьевых баз алмазов и благородных металлов (золота, серебра, металлов платиновой группы) действующих предприятий, создание фундаментальных основ для формирования сырьевых баз алмазов и благородных металлов в новых перспективных районах, в том числе связанных с нетрадиционными для Российской Федерации типами месторождений;

поддержание и развитие сырьевых баз неметаллических полезных ископаемых для обеспечения устойчивого развития агрохимического комплекса, отдельных отраслей металлургического комплекса, роста производства горнотехнического сырья и сырья для строительной индустрии;

развитие и поддержание минерально-сырьевой базы подземных вод в целях повышения обеспеченности водными ресурсами территорий экономического развития и регионов интенсивного освоения подземных вод, в том числе путем защиты подземных вод от истощения и загрязнения;

геологическое изучение и оценка минерально-сырьевого потенциала Мирового океана и обеспечение выполнения контрактных обязательств перед Международным органом по морскому дну в рамках подписанных международных контрактов на разведку;

обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и снижение безвозвратных потерь полезных ископаемых.

В соответствии со Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. N 2914-р, приоритетом Российской Федерации в сфере развития минерально-сырьевой базы на долгосрочную перспективу является формирование экономически обоснованного баланса между необходимым и достаточным внутренним потреблением, экспортом и вынужденным импортом минерального сырья, который достигается путем своевременного воспроизводства и рационального использования запасов полезных ископаемых. Для каждого полезного ископаемого этот баланс будет разным в зависимости от уровня рыночного спроса, количества высокорентабельных запасов полезных ископаемых, возможных технико-технологических, инфраструктурных и экологических ограничений добычи.

Для полезных ископаемых, запасы которых при любых сценариях развития экономики удовлетворят необходимые потребности до 2035 года и в последующий период, предусматривается сокращение регионального дефицита запасов.

Полное и расширенное воспроизводство запасов предусматривается для полезных ископаемых, достигнутые уровни добычи которых недостаточно обеспечены запасами разрабатываемых месторождений.

Импортозамещение дефицитных полезных ископаемых, внутреннее потребление которых в значительной степени обеспечивается вынужденным импортом, как за счет внедрения эффективных технологий обогащения и переработки минерального сырья, так и за счет выявления новых месторождений качественных руд.

Приоритетом в сфере реализации Программы является обеспечение энергетически безопасного развития национальной экономики и социальной сферы и конкурентного преимущества Российской Федерации на мировом рынке углеводородов за счет:

вовлечения в освоение трудноизвлекаемых запасов нефти и их аналогов с годовым объемом не менее 10 млн. тонн к 2030 году;

концентрации региональных геолого-геофизических исследований, параметрического бурения и последующих поисково-оценочных работ в пределах основных нефтеперспективных зон (Карабашской, Гыдано-Хатангской, Аргишско-Чунской, Кочечумско-Мархинская (зона развития кембрийских рифов), Предверхоянской, Предуральской) в целях подготовки новых нефтедобычных центров;

формирования ресурсной базы углеводородов на континентальном шельфе Российской Федерации, гарантирующей энергетическую безопасность страны и устойчивое развитие топливно-энергетического комплекса в период замещения основных регионов нефтегазодобычи после 2030 года;

обеспечения ежегодного прироста добычи из месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации с достижением к 2040 году максимального годового уровня добычи нефти и конденсата не менее 65 млн. тонн и природного газа 230 млрд.куб. метров, при этом уровень добычи сырья будет зависеть от развития внешних и внутренних рынков и должен определяться его балансом на долгосрочную перспективу.

Таким образом, предусматриваются обеспечение сбалансированного развития минерально-сырьевой базы (на уровне не ниже простого воспроизводства объемов добычи основных видов полезных ископаемых) и ее использования для удовлетворения потребностей (включая экспортные) экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах, а также закрепление геополитических интересов Российской Федерации на длительную перспективу.

Обеспечение воспроизводства основных видов минерального сырья с учетом текущей и перспективной потребности определяется приростом запасов полезных ископаемых, сопоставимым с уровнем их погашения.

Необходимый поисковый задел как основа воспроизводства минерального сырья формируется по результатам регионального геологического изучения недр, результатом которого является научно обоснованная информационно-картографическая основа раскрытия и развития минерально-сырьевого потенциала страны. Приоритетным является сосредоточение мелко- и среднемасштабных исследований на территориях опережающего экономического развития - Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации, обеспечивающих прирост геологической изученности территорий.

Информационное обеспечение процессов воспроизводства минерально-сырьевой базы обеспечивает система геологических фондов, аккумулирующих результаты геологических исследований недр, с постепенным переходом на цифровой оборот данных в рамках федеральных государственных информационных систем Федерального агентства по недропользованию - Единого фонда геологической информации о недрах, Автоматизированной системы лицензирования недропользования.

Для обеспечения органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан Российской Федерации достоверной и актуальной информацией о состоянии недр и его изменении под влиянием природных и техногенных факторов проводится государственный мониторинг состояния недр, включая изучение состояния подземных вод, опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов и явлений.

2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере эффективного использования водных ресурсов


Для выполнения задач социально-экономического развития Российской Федерации в соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, приоритетными направлениями государственной политики в сфере водных отношений являются:

создание условий развития человеческого потенциала Российской Федерации посредством улучшения качества окружающей среды, обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ Российской Федерации в традиционных сферах (энергетике, транспорте, аграрном секторе, переработке природных ресурсов) путем вовлечения в хозяйственный оборот неосвоенных водных ресурсов Российской Федерации при обязательном соблюдении природоохранных требований.

В соответствии с положениями Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, целью государственной политики в сфере использования водных ресурсов является развитие водохозяйственного комплекса, ориентированное на водоресурсное обеспечение достижения параметров социально-экономического развития Российской Федерации.

Для достижения поставленных стратегических целей необходимо обеспечить опережающее инновационное развитие научно-технической и технологической базы водохозяйственного комплекса на основе передовых мировых достижений и технологий, проведение исследований в области разработки принципов и механизмов комплексного (интегрированного) подхода к управлению использованием и охраной водных объектов, комплекс информационно-коммуникационных мероприятий по просвещению и информированию населения для повышения информированности, образования и просвещения населения в отношении основных направлений развития водохозяйственного комплекса и принимаемых органами государственной власти управленческих решений.

В целях научно-методического, информационно-аналитического и экспертного обеспечения реализации государственной политики в сфере охраны и использования водных ресурсов федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, может привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации подведомственные государственные учреждения, функции и полномочия учредителя которых он осуществляет.

Согласно Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 1458-р, приоритетом развития гидрологической системы наблюдений являются модернизация и автоматизация гидрологической сети, направленные на повышение оперативности и достоверности прогнозов гидрологических явлений.

В рамках Программы с 2019 года будут также реализовываться федеральный проект "Оздоровление Волги" и федеральный проект "Сохранение уникальных водных объектов", которые разработаны в рамках национального проекта "Экология" во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

Мероприятия федерального проекта "Оздоровление Волги" направлены на улучшение экологического состояния р.Волги и обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги за счет сокращения к концу 2024 года в 3 раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в р.Волгу, и реализации комплекса мер по восстановлению водных объектов низовьев Волги, в том числе дополнительному обводнению р.Ахтубы.

В рамках реализации мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги, в том числе сохранение уникальной экосистемы Волго-Ахтубинской поймы, планируется проведение работ по повышению водообеспеченности населения и хозяйств (в частности в зоне западных подстепных ильменей), улучшению пропускной способности естественных водотоков и восстановлению благоприятного экологического состояния водных объектов, в том числе для целей воспроизводства водных биологических ресурсов, а также строительство комплекса гидротехнических сооружений для дополнительного обводнения р.Ахтубы в меженный период.

По итогам реализации федерального проекта "Оздоровление Волги" к 2024 году предусматривается повышение водообеспеченности населения и хозяйств, в том числе в зоне западных подстепных ильменей, на площади 19,1 тыс. гектаров, будут созданы условия для ведения сельского хозяйства в зоне западных подстепных ильменей на площади 17,8 тыс. гектаров, а также ожидается достижение следующих результатов:

улучшение пропускной способности естественных водотоков и восстановление благоприятного экологического состояния уникальных водных объектов Нижней Волги;

формирование благоприятных условий для воспроизводства водных биологических ресурсов Нижней Волги;

обеспечение роста запасов водных биологических ресурсов (полупроходных и речных видов рыб) не менее 50 тыс. тонн;

обеспечение необходимой проточности гидрографической сети Нижней Волги.

На весь период реализации федерального проекта "Оздоровление Волги" предусматривается осуществлять общее организационно-техническое обеспечение деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (в том числе координацию участников федерального проекта), а также организацию, проведение мониторинга и контроль за реализацией мероприятий федерального проекта в целях оперативного управления.

Реализация комплекса мероприятий в рамках федерального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" предполагает к 2024 году достижение следующих результатов:

осуществление экологической реабилитации водных объектов площадью не менее 7580 гектаров - по итогам реализации федерального проекта к 2024 году будет произведена экологическая реабилитация не менее 33 водных объектов;

проведение природоохранных мероприятий по расчистке участков рек (водохранилищ) и озер на площади не менее 15200 гектаров - к концу 2024 года будет улучшено экологическое состояние не менее 35 водных объектов, в том числе озер и водохранилищ;

проведение мероприятий по расчистке участков русел рек протяженностью не менее 260 километров и озер площадью не менее 730 гектаров - к концу 2024 года будет улучшено экологическое состояние не менее 30 рек и озер;

проведение с привлечением волонтерского движения мероприятия по очистке от бытового мусора и древесного хлама - к концу 2024 года будут очищены от бытового мусора берега водных объектов протяженностью не менее 9000 километров;

проведение с привлечением волонтерского движения мероприятия по очистке берегов водных объектов от бытового мусора и древесного хлама - к концу 2024 года количество участников мероприятий составит не менее 4,5 млн. человек;

улучшение экологических условий проживания людей вблизи не менее 98 водных объектов - к концу 2024 года количество населения, улучшившего экологические условия проживания вблизи водных объектов, составит 4,8 млн. человек.

Реализация федерального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" позволит улучшить экологическую обстановку и создать комфортные условия проживания для населения за счет улучшения состояния водных экосистем, что, в свою очередь, будет способствовать достижению национальной цели развития Российской Федерации по повышению ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет.

Наиболее значимыми для общества результатами реализации федерального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" являются:

создание новых и восстановление существующих рекреационных зон (мест отдыха для населения и туризма - пляжей, лесопарковых зон) на уникальных водных объектах, в том числе на озерах Байкал, Телецкое, Ладожское, Онежское и реках Волга, Дон, Обь, Енисей, Амур, Урал, Печора;

формирование у населения бережного отношения к водным объектам как к жизненно важным ресурсам для страны в целом. Научно-методическое, информационно-аналитическое и экспертное обеспечение реализации государственной политики в сфере охраны и использования водных ресурсов по федеральному проекту "Сохранение уникальных водных объектов" будет осуществляться в рамках Программы, что окажет влияние на повышение экологического образования и формирование экологической культуры граждан.

3. Приоритеты государственной политики субъектов Российской Федерации в сфере реализации Программы

Государственная политика субъектов Российской Федерации в сфере реализации Программы направлена на обеспечение рационального использования и воспроизводства природоресурсного потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений.

В сфере реализации Программы приоритетами государственной политики субъектов Российской Федерации являются:

обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых для удовлетворения потребностей развития промышленности и строительного комплекса;

обеспечение эффективного использования водных ресурсов в рамках исполнения полномочий субъектов Российской Федерации и переданных полномочий Российской Федерации для удовлетворения потребностей экономики и социальной сферы;

предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также водных объектов, находящихся в федеральной собственности, но полностью расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации;

обеспечение охраны, предотвращения загрязнения, а также экологической реабилитации водных объектов.

4. Реализация Программы на приоритетных территориях


К приоритетным территориям относятся Дальневосточный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Байкальский регион, Арктическая зона Российской Федерации, Республика Крым, г.Севастополь и Калининградская область.

Целью реализации Программы в сфере недропользования на приоритетных территориях является устойчивое обеспечение экономики страны запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах.

Задачами реализации Программы являются воспроизводство минерально-сырьевой базы на основе повышения геологической изученности территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, Арктики, Антарктики и Мирового океана, воспроизводство минерально-сырьевой базы, рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов, геологическое изучение и оценка минерально-сырьевого потенциала Мирового океана.

На приоритетных территориях осуществляется реализация основных мероприятий Программы "Региональные геолого-геофизические и геолого-съемочные работы", "Работы специального геологического назначения", "Государственный мониторинг состояния недр, гидрогеологическая и инженерно-геологическая съемка", "Воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородного сырья", "Воспроизводство минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых", "Воспроизводство минерально-сырьевой базы подземных вод", "Воспроизводство запасов общераспространенных полезных ископаемых", "Научно-аналитическое и инновационное обеспечение государственной политики в сфере развития и использования минерально-сырьевой базы".

Реализация Программы создаст условия для опережающего социально-экономического развития регионов, в том числе для развития добывающей и обрабатывающей промышленности на приоритетных территориях путем:

обеспечения прироста среднемасштабной геологической изученности территории Дальнего Востока;

выявления перспективных площадей для постановки поисковых работ;

прироста государственной сети опорных геолого-геофизических профилей на территории Дальневосточного федерального округа;

прироста ресурсов углеводородного сырья;

прироста ресурсов и запасов твердых полезных ископаемых.

В рамках Программы предусмотрены мероприятия по проведению дноуглубительных работ и строительству объектов инженерной защиты от негативного воздействия вод в целях ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на Дальнем Востоке в 2013 году, а также по обеспечению исполнения субъектами Российской Федерации, входящими в состав Дальневосточного федерального округа, переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.

В сфере водопользования в рамках Программы реализуются подпрограмма 2 "Использование водных ресурсов" и федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах".

На территориях Северо-Кавказского федерального округа, Арктической зоны Российской Федерации, Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона, а также Республики Крым и г.Севастополя планируется реализация:

основного мероприятия 2.2 "Осуществление водохозяйственных и водоохранных мероприятий, обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений и информационно-техническое обеспечение отрасли", в рамках которого предусматриваются мероприятия, связанные с текущим содержанием гидротехнических сооружений;

основного мероприятия 2.4 "Обеспечение исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений", в рамках которого предусматриваются предоставление в пользование водных объектов на основе договоров водопользования и решений, ликвидация загрязнения и засорения водных объектов, установление и закрепление на местности водоохранных зон и прибрежных защитных полос, реализация противопаводковых мероприятий;

основного мероприятия 2.6 "Обеспечение эффективной реализации государственных функций в сфере водных отношений", которое включает в себя мероприятие по осуществлению Республикой Крым и г.Севастополем переданных полномочий в области водных отношений и в рамках которого из федерального бюджета Республике Крым и г.Севастополю предоставляются субвенции на осуществление части полномочий Российской Федерации в области водных отношений.

Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) Программы в отношении приоритетной территории - Дальневосточного федерального округа приведены в приложении N 7.

Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий Программы в отношении приоритетной территории - Дальневосточного федерального округа приведены в приложении N 8.

Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий подпрограммы "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" Программы в отношении приоритетной территории - Дальневосточного федерального округа приведены в приложении N 9.

Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) Программы в отношении приоритетной территории - Северо-Кавказского федерального округа приведены в приложении N 10.

Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий Программы в отношении приоритетной территории - Северо-Кавказского федерального округа приведены в приложении N 11.

Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий подпрограммы "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" Программы в отношении приоритетной территории - Северо-Кавказского федерального округа приведены в приложении N 12.

Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) Программы в отношении приоритетной территории - Республики Крым приведены в приложении N 13.

Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий Программы в отношении приоритетной территории - Республики Крым приведены в приложении N 14.

Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий подпрограммы "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" Программы в отношении приоритетной территории - Республики Крым приведены в приложении N 15.

Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) Программы в отношении приоритетной территории - г.Севастополя приведены в приложении N 16.

Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий Программы в отношении приоритетной территории - г.Севастополя приведены в приложении N 17.

Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы в отношении приоритетной территории - г.Севастополя приведены в приложении N 18.

Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) Программы в отношении приоритетной территории - Калининградской области приведены в приложении N 19.

Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий Программы в отношении приоритетной территории - Калининградской области приведены в приложении N 20.

Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы в отношении приоритетной территории - Калининградской области приведены в приложении N 21.

Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) Программы в части приоритетной территории Байкальский регион (Иркутская область) приведены в приложении N 22.

Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий Программы в части приоритетной территории Байкальский регион (Иркутская область) приведены в приложении N 23.

Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы в части приоритетной территории Байкальский регион (Иркутская область) приведены в приложении N 24.

Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) Программы в отношении приоритетной территории - Арктической зоны Российской Федерации приведены в приложении N 25.

Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий Программы в отношении приоритетной территории - Арктической зоны Российской Федерации приведены в приложении N 26.

Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий подпрограммы "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" в отношении приоритетной территории - Арктической зоны Российской Федерации приведены в приложении N 27.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов "Оздоровление Волги" и "Сохранение уникальных водных объектов", входящих в состав национального проекта "Экология", приведены в приложении N 28.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов, приведены в приложении N 29.

II. Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы


В рамках достижения цели Программы "Устойчивое обеспечение экономики страны запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах" субъекты Российской Федерации реализуют мероприятия по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых.

В рамках достижения цели Программы "Устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем и обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод" субъекты Российской Федерации реализуют мероприятия по осуществлению мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе по осуществлению регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, а также выполняют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе переданные полномочия Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации также реализуют мероприятия, направленные на снижение загрязнения водных объектов, строительство и реконструкцию систем водоснабжения и водоотведения.

Участие субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий Программы позволит обеспечить достижение следующих общественно значимых результатов Программы:

обеспечение потребностей сферы строительства и иных секторов экономики необходимой минерально-сырьевой базой общераспространенных полезных ископаемых;

обеспечение безопасности и надежной эксплуатации существующих гидротехнических сооружений (повышение доли гидротехнических сооружений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, находящихся в безопасном техническом состоянии);

снижение негативного антропогенного воздействия на водные объекты, повышение качества водных ресурсов;

повышение защищенности населения, проживающего на территориях, подверженных воздействию опасных гидрологических явлений.

Участие субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий Программы предусматривается с использованием следующих механизмов:

разработка и реализация за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации государственных программ субъектов Российской Федерации, отражающих приоритеты государственной политики субъектов Российской Федерации в сфере реализации Программы и соответствующих по целям и задачам Программе;

участие в реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах";

реализация органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет собственных средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации иных мероприятий, направленных на достижение целей и решение задач Программы.

Приложение N 1. Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", подпрограмм государственной программы, федеральных целевых программ (подпрограмм федеральных ...

Приложение N 1
к государственной программе
Российской Федерации
"Воспроизводство и использование
природных ресурсов"
(В редакции, введенной в действие
с 11 апреля 2020 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2020 года N 379
. -
См. предыдущую редакцию)

Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", подпрограмм указанной государственной программы и федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" и их значениях


Наименование показателя

Единица

Ответственный

Значение показателя (индикатора)

измерения

исполнитель
(федеральный

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

орган исполнительной власти (должность, ф.и.о.)

план.

факт.

план.

факт.

план.

факт.

план.

план.

план.

план.

план.

план.

Государственная программа Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"

1.

Прирост мелкомасштабной геологической изученности, определяемой в процентах от площади территории Российской Федерации и ее континентального шельфа

процентов

Минприроды России

7,5

6,8

5,99

5,99

6,03

6,03

6,03

6,03

6,03

6,03

6,03

6,03

2.

Уровень компенсации добычи основных видов полезных ископаемых приростом запасов

процентов

Минприроды России

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

3.

Доля лицензий, реализуемых без отклонения от существенных условий лицензионных соглашений, в общем количестве лицензий на разведку и добычу полезных ископаемых

процентов

Минприроды России

80

80

80

98

80

80

80

-

-

-

-

-

4.

Прирост водоотдачи водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения

процентов

Минприроды России

2,08

2,08

2,4

2,4

2,45

1,74

2,4

2

-

-

-

-

5.

Водоемкость валового внутреннего продукта

куб. метров

Минприроды России

0,85

1,8

0,83

0,83

0,8

0,69

0,67

0,65

0,62

0,59

0,57

0,54

6.

Площадь восстановленных водных объектов нарастающим итогом

тыс. гектаров

Минприроды России

-

-

-

-

-

-

2,7

6,4

10,6

14,4

17,3

23,5

7.

Протяженность очищенной прибрежной полосы водных объектов нарастающим итогом

тыс. километров

Минприроды России

-

-

-

-

-

-

1,5

3

4,5

6

7,5

9

8.

Количество построенных, реконструированных водопропускных сооружений для улучшения водообмена в низовьях Волги нарастающим итогом

единиц

Минприроды России

-

-

-

-

-

-

1

12

18

37

59

89

9.

Протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги нарастающим итогом

километров

Минприроды России

-

-

-

-

-

-

32

159,2

230

304,7

442,8

600

10.

Объем внутренних затрат на исследования и разработки, осуществляемые в рамках реализации Программы

млн. рублей

Минприроды России

304,3

204,1

426,8

213,1

160,8

188,8

-

-

-

-

-

-

Подпрограмма 1 "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр"

1.1.

Прирост среднемасштабной геологической изученности территории и континентального шельфа Российской Федерации

кв. километров

заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководитель Федерального агентства по недропользованию Киселев Е.А.

82000

83300

77000

77000

77000

77000

77000

77000

77000

77000

77000

77000

1.2.

Количество выявленных перспективных площадей для постановки поисковых работ

единиц

заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководитель Федерального агентства по недропользованию Киселев Е.А.

40

40

40

40

40

40

40

40

40

50

50

50

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" (с изменениями на 31 марта 2020 года)

Название документа: Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" (с изменениями на 31 марта 2020 года)

Номер документа: 322

Вид документа: Постановление Правительства РФ

Принявший орган: Правительство РФ

Статус: Действующий

Опубликован: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.04.2014

Собрание законодательства Российской Федерации, N 18 (ч.III), 05.05.2014, ст.2168

Дата принятия: 15 апреля 2014

Дата начала действия: 15 апреля 2014
Дата редакции: 31 марта 2020