ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 2014 года N 309

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" *

(с изменениями на 2 февраля 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2014 года N 1294 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2014, N 0001201412080040);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года N 905 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.09.2015, N 0001201509040035);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года N 906 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.09.2015, N 0001201509040032) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года N 906);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2016 года N 148 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.03.2016, N 0001201603080001);

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2017 года N 129 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.02.2017, N 0001201702070018);

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года N 390 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.04.2017, N 0001201704060009);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 654 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.05.2017, N 0001201705310035);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2018 года N 374 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2018, N 0001201804050006);

постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2019 года N 111 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.02.2019, N 0001201902120043);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2019 года N 1528 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.12.2019, N 0001201912020007);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 года N 1550 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.12.2019, N 0001201912040013);

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 380 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.04.2020, N 0001202004070034);

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2020 года N 1008 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.07.2020, N 0001202007100034);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2020 года N 1760 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.11.2020, N 0001202011030016);

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 года N 2009 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2020, N 0001202012080025) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 года N 2009);

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 506 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.04.2021, N 0001202104090008);

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 года N 2335 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.12.2021, N 0001202112220049) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 года N 2335);

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2022 года N 1425 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.08.2022, N 0001202208180003);

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2022 года N 1492 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.08.2022, N 0001202208290019);

постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2022 года N 2268 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.12.2022, N 0001202212140029);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2022 года N 2487 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2022, N 0001202212290157);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2023 года N 1607 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.09.2023, N 0001202309300002);

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 года N 1933 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.11.2023, N 0001202311170025) (о порядке вступления в силу см. пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 года N 1933);

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2024 года N 101 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.02.2024, N 0001202402080022).

____________________________________________________________________

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 20 февраля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2019 года N 111. - См. предыдущую редакцию.


Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа".

(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 февраля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2019 года N 111. - См. предыдущую редакцию)

2. Министерству регионального развития Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 2408-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 52, ст.7547).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 года N 309
(В редакции, введенной в действие
с 1 января 2022 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 декабря 2021 года N 2335
. -
См. предыдущую редакцию)

Государственная программа Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"

(с изменениями на 2 февраля 2024 года)


Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"

     

I. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа

(Раздел в редакции, введенной в действие с 8 октября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2023 года N 1607. - См. предыдущую редакцию)


Северо-Кавказский федеральный округ включает в себя 7 субъектов Российской Федерации (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край). Площадь Северо-Кавказского федерального округа составляет 170,4 тыс. кв. километров, численность населения на 1 января 2023 г. - 10205,7 тыс. человек (6,97 процента населения Российской Федерации).

Высокая доля населения Северо-Кавказского федерального округа проживает в сельской местности. Так, по состоянию на 1 января 2023 г. во всех 7 субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, фактическое значение показателя "Доля сельского населения в общей численности населения Российской Федерации" превышает среднероссийский уровень (25,1 процента): в Республике Дагестан - 54,8 процента, в Республике Ингушетия - 45,2 процента, в Кабардино-Балкарской Республике - 48,2 процента, в Карачаево-Черкесской Республике - 58,6 процента, в Республике Северная Осетия - Алания - 36,8 процента, в Чеченской Республике - 61,9 процента, в Ставропольском крае - 39,3 процента. При этом отрицательная динамика доли сельского населения отмечена в 2 субъектах - Чеченская Республика и Ставропольский край.

Исключительными конкурентными позициями Северо-Кавказского федерального округа являются трансграничное положение, международные транспортные маршруты, высокий уровень газификации - 91,9 процента (по Российской Федерации - 73,1 процента), высокая доля соответствующих качественных региональных автомобильных дорог - 68,6 процента на 1 января 2022 г. (по Российской Федерации 50,6 процента), природно-климатические условия.

В Северо-Кавказском федеральном округе развит человеческий потенциал, который предусматривает естественный прирост количества населения на 1 января 2023 г. на 50,4 тыс. человек (по Российской Федерации убыль 594,6 тыс. человек), высокую плотность населения - 59,9 человека на кв. километр на 1 января 2023 г. (в среднем по субъектам Российской Федерации - 8,6 человека на кв. километр), население моложе трудоспособного возраста - 23,6 процента на 1 января 2023 г. (в среднем по субъектам Российской Федерации - 18,5 процента).

При этом субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, обладая высококонкурентными условиями для экономического развития, развитой инфраструктурой, в которую вложены значительные средства федерального бюджета и естественных монополий, имеют самые низкие показатели не только по основным макроэкономическим индикаторам, но и по уровню жизни людей.

По данным за 2021 год совокупный валовой региональный продукт субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, является самым низким среди всех федеральных округов и составляет 2695,6 млрд. рублей (2,2 процента суммарного валового регионального продукта всех субъектов Российской Федерации). При этом более 68,2 процента валового регионального продукта всех субъектов Северо-Кавказского федерального округа обеспечивают Ставропольский край (1024,6 млрд. рублей, или 38 процентов) и Республика Дагестан (814,4 млрд. рублей, или 30,2 процента).

По душевым показателям валового регионального продукта субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, уступают большинству других субъектов Российской Федерации. В Ставропольском крае душевой показатель валового регионального продукта в 2,3 раза ниже среднероссийского, в Республике Северная Осетия - Алания - в 2,8 раза ниже, а в остальных субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, - в 3 раза и более.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по 4 основным видам экономической деятельности) в Северо-Кавказском федеральном округе за 2022 год составил 869,1 млрд. рублей.

Динамика показателей экономики субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, характеризуется разнонаправленными тенденциями.

Строительство, агропромышленный комплекс и туризм в предыдущее десятилетие являлись ключевыми отраслями, обеспечившими экономический рост на территории Северо-Кавказского федерального округа. При этом производительность труда в большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, растет. Так, производительность труда в 2021 году выросла в Республике Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Ставропольском крае, спад производительности труда наблюдается в Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Чеченской Республике.

Вместе с тем Северо-Кавказский федеральный округ характеризуется слабой концентрацией производств продукции с высокой добавленной стоимостью, незначительным объемом сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и, как следствие, ключевой ролью малого и среднего предпринимательства в экономике - 30,5 процента (по Российской Федерации - 21,6 процента).

Доля налоговых и неналоговых доходов в собственных доходах варьируется от 20,4 процента в Чеченской Республике до 67,6 процента в Ставропольском крае (по Российской Федерации - 81,9 процента). Низкая налоговая база не позволяет обеспечивать субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, многие показатели социально-экономического развития на уровне среднероссийских. Системной проблемой макрорегиона является дефицит и высокий износ энергетической и коммунальной инфраструктуры, что сдерживает приток инвестиций.

В результате в Северо-Кавказском федеральном округе в 2022 году по сравнению с иными субъектами Российской Федерации средняя заработная плата в 1,7 раза ниже среднероссийского уровня, а уровень безработицы самый высокий в стране и составляет 10,3 процента (по Российской Федерации -3,4 процента) на фоне развитого "теневого" сектора.

Уровень занятости сельского населения в 2022 году в 4 субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, ниже среднероссийского значения (53,9 процента): в Республике Дагестан - 51 процент, в Республике Ингушетия - 46,7 процента, в Карачаево-Черкесской Республике - 51,6 процента, в Республике Северная Осетия - Алания - 51,3 процента.

В расчете на душу населения валовой региональный продукт Северо-Кавказского федерального округа в 3,1 раза меньше среднего по Российской Федерации, объем инвестиций в основной капитал - в 2,2 раза меньше среднероссийского уровня (самый низкий среди федеральных округов).

В макрорегионе отмечаются недостаточный уровень развития финансово-кредитной сферы, высокая доля невозврата кредитов, которые ограничивают инвестиционную активность на территории макрорегиона. Основной проблемой работы сектора остается недостаточный объем кредитования бизнеса, в том числе среднесрочных и долгосрочных кредитов.

Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортного лечения, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции. Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными из-за недостаточной инвестиционной привлекательности в силу институциональных особенностей, нестабильности экономической и социальной обстановки на территории макрорегиона.

Одной из наиболее перспективных отраслей в сфере агропромышленного комплекса в Северо-Кавказском федеральном округе является мясное овцеводство. По этому показателю Северо-Кавказский федеральный округ является абсолютным лидером среди других федеральных округов. Так, по итогам 2022 года поголовье овец в Северо-Кавказском федеральном округе составило 8,1 млн. голов, или 42,4 процента общероссийского значения, при этом 4,6 млн. голов, или 57,2 процента общего поголовья в Северо-Кавказском федеральном округе, пришлось на Республику Дагестан. Следует отметить, что в настоящее время большая доля рынка овцеводства находится в "теневом" сегменте экономики и реализация дополнительных мер по развитию отрасли будет способствовать добровольной легализации существующего "теневого" бизнеса.

В сфере образования актуальной остается проблема обучения во вторую смену в общеобразовательных организациях. На начало 2022/2023 учебного года 24,9 процента всех обучающихся в Северо-Кавказском федеральном округе учились во вторую смену, что в 1,6 раза выше среднероссийских значений (15,6 процента). Проблема обучения во вторую смену наиболее остро стоит в Республике Дагестан (31,2 процента учащихся во вторую смену), в Чеченской Республике (30,3 процента) и Республике Ингушетия (26,3 процента). Эти сложности связаны еще и с территориальными диспропорциями в наполняемости школ между горными и равнинными районами.

Кроме того, в Северо-Кавказском федеральном округе актуальным остается вопрос обеспечения доступности дошкольного образования.

Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет на начало 2023 года в 5 субъектах Северо-Кавказского федерального округа составила 100 процентов (по Российской Федерации - 99,66 процента), за исключением Республики Дагестан (86,51 процента) и Республики Ингушетия (96,19 процента). При этом показатели доступности дошкольного образования в Республике Ингушетия и Республике Дагестан являются самыми низкими в Российской Федерации.

Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет на начало 2023 года в 5 субъектах Северо-Кавказского федерального округа составила 100 процентов (по Российской Федерации - 98,09 процента), за исключением Республики Ингушетия (92,74 процента) и Республики Дагестан (58,96 процента - самый низкий показатель по Российской Федерации).

В области здравоохранения отмечается дефицит мощности современных учреждений здравоохранения, а также врачей и среднего медицинского персонала. По обеспеченности больничными койками и медицинскими кадрами Северо-Кавказский федеральный округ остается худшим среди всех федеральных округов Российской Федерации. Число медицинских коек на 10 тыс. жителей в 2022 году в Северо-Кавказском федеральном округе составляло 67,4 (по Российской Федерации - 78 коек).

Традиционной проблемой для округа остается высокая младенческая смертность, несмотря на то, что предпринимаемые в последние годы меры привели к значительному улучшению этого показателя. В 2022 году в среднем по Северо-Кавказскому федеральному округу уровень младенческой смертности составил 5,7 человека на 1000 родившихся живыми (по Российской Федерации - 4,4 человека на 1000 родившихся живыми).

При достаточно высоком уровне обеспеченности транспортной инфраструктурой ее качество остается недостаточным для макрорегиона. Низкая пропускная способность значительной части автомобильных дорог ограничивает развитие экономики, снижает безопасность дорожного движения и скорость движения, а также ведет к росту аварийности. В летний период участки федеральных дорог в рекреационных зонах работают в режиме перегрузки. Проблемой остается несоответствие автомобильных дорог некоторых туристско-рекреационных зон нормативным требованиям. В округе остро не хватает автодорожных обходов городов, являющихся важными автомобильными узлами (гг.Невинномысск, Черкесск, Прохладный, Владикавказ, Хасавюрт, Дербент, северный обход г.Махачкалы и др.).

Критичной проблемой развития территорий Северо-Кавказского федерального округа остается износ жилищно-коммунальной инфраструктуры. По итогам анализа предприятий коммунального сектора выявлен ряд проблемных вопросов, в том числе заниженный уровень тарифов, низкая собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги, нарушение порядка учета имущества, большие потери в сетях и др. В связи с этим главами 3 пилотных субъектов Северо-Кавказского федерального округа (Республика Северная Осетия - Алания, Республика Ингушетия, Республика Дагестан) утверждены региональные программы устойчивого экономического развития предприятий энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Реализация указанных региональных программ позволит обеспечить разработку и применение экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги в целях эффективного функционирования ресурсоснабжающих организаций на территориях Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Республики Северная Осетия - Алания, а также повышение уровня собираемости платежей за коммунальные услуги.

Кроме того, по состоянию на 31 декабря 2022 г. в 2 субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, показатель "Доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах" ниже среднероссийского уровня (41,1 процента): в Республике Дагестан - 20,5 процента, в Карачаево-Черкесской Республике - 36,8 процента. В целом по Северо-Кавказскому федеральному округу показатель превышает среднероссийские значения и составляет 53,4 процента.

Наиболее важными проблемами функционирования и эксплуатации инфраструктуры на территории Северо-Кавказского федерального округа являются:

неудовлетворительное состояние жилищно-коммунальной и энергетической инфраструктуры в большинстве субъектов макрорегиона, значительные потери при функционировании сетевого хозяйства, недостаточная обеспеченность жилищно-коммунальной и энергетической инфраструктурой на отдельных территориях;

низкий уровень обеспеченности и проблемное состояние материально-технической базы учреждений социальной сферы, в особенности образования, а также санаторно-курортного комплекса;

недостаточное качество транспортной инфраструктуры, наличие большого количества "узких" мест в транспортной системе, в особенности в больших и крупных городах на территории округа;

недостаточная обеспеченность и неудовлетворительное состояние систем мелиорации, существенные нарушения межхозяйственных оросительных систем.

"Теневая" занятость остается одним из главных факторов, ограничивающих экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Результатом распространения "теневой" занятости являются недополученные собственные доходы бюджетов и социальная незащищенность граждан в условиях нестабильности экономической ситуации. С распространением "теневого" сектора связана проблема низкой собираемости платежей ресурсоснабжающими организациями. Недополучение существенного объема бюджетных средств вследствие доминирования "теневой" экономики в конечном счете обусловливает недостаточный уровень развития инфраструктуры социальной сферы.

II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа

(Раздел в редакции, введенной в действие с 22 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2022 года N 2268. - См. предыдущую редакцию)


Приоритеты государственной политики в области социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа определены в следующих документах:

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";

Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;

Стратегия развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. N 369-р;

Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р;

Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 1089-р.

Одной из важнейших задач государственной политики является выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, с учетом следующих приоритетов:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»