ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 24 сентября 2018 года N 457

Об утверждении Методических рекомендаций по проверке выполнения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации"

В целях реализации полномочий, установленных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проверке выполнения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации".

2. Признать утратившим силу приказ Ростехнадзора от 4 апреля 2013 г. N 138 "Об утверждении Инструкции по проверке выполнения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Ростехнадзора А.В.Ферапонтова.

Руководитель

А.В.Алёшин

     

     
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 24 сентября 2018 года N 457

     

Методические рекомендации по проверке выполнения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации"

     

     

I. Назначение и область применения

1. Методические рекомендации по проверке выполнения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (НП-067-16), утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 ноября 2016 г. N 503 (далее - Методические рекомендации), разработаны в целях реализации требований постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".

2. Методические рекомендации содержат разъяснения (рекомендации) для работников центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора по проведению проверок (инспекций) системы учета и контроля радиоактивных веществ (далее - РВ) и радиоактивных отходов (далее - РАО) в организации.

3. В тексте Методических рекомендаций приведены номера пунктов федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (НП-067-16) (далее - Правила), выполнение требований которых проверяется.

При проведении проверки учитывается, что положения Правил не распространяются:

на РВ оборонного назначения, применяемые при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;

на ядерные материалы (далее - ЯМ), подлежащие учету в системе государственного учета и контроля ядерных материалов (далее - СГУК ЯМ).

При этом принимается во внимание, что на радиоактивные вещества, используемые или предназначенные для использования в составе вооружения и военной техники, комплектующих и запасных частей к ним, а также на специальные изделия, содержащие радионуклиды и предназначенные для технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники, требования данных Правил распространяются.

4. В Методических рекомендациях используются термины и определения, указанные в Положении об организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 г. N 542 "О порядке организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов".

II. Проверка требований, содержащихся в главе I "Назначение и область применения", и главе II "Общие положения" Правил

5. По пункту 3 Правил в организации проверяется ведение учета РВ и РАО на основе отнесения их к соответствующим группам:

РВ и ЯМ, не подлежащие учету в СГУК ЯМ, в составе закрытых радионуклидных источников (далее - ЗРИ), при условии, если их начальная (паспортная) активность больше или равна минимально значимой активности, указанной в таблице N 1 приложения N 1 к Правилам (для смеси радионуклидов - если сумма отношений паспортных значений активностей радионуклидов к их табличным значениям превышает единицу). При этом принимается во внимание, что если начальная (паспортная) активность радионуклида менее минимально значимой активности, указанной в таблице N 1 приложения N 1 к Правилам, то данный радионуклид должен находиться на внутреннем учете в организации;

РВ и ЯМ не в составе ЗРИ, которые не подлежат учету в СГУК ЯМ, при условии, если их активность и удельная активность больше или равны минимально значимой активности и минимально значимой удельной активности, указанных в таблице N 1 приложения N 1 к настоящим Правилам (для смеси радионуклидов - если сумма отношений паспортных значений активностей и удельных активностей радионуклидов к их табличным значениям превышает единицу). К указанной категории относятся:

РВ и ЯМ, не подлежащие учету в СГУК ЯМ, не в составе изделий;

РВ и ЯМ, не подлежащие учету в СГУК ЯМ, в составе изделий, не являющихся ЗРИ (открытые радионуклидные источники (далее - ОРИ), защитные контейнеры транспортных упаковочных комплектов, изделия радиационной защиты и другие изделия).

РВ и ЯМ, не подлежащие учету в СГУК ЯМ, в ядерном топливе, облученном в ядерном реакторе и выгруженном в место хранения вне активной зоны реактора, в том числе отработавшее ядерное топливо (далее - ядерное топливо);

радионуклиды, содержащиеся в выбросах и сбросах в окружающую среду (в организациях, для которых устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов РВ в атмосферный воздух и сбросов РВ в водные объекты);

РАО, в том числе находящиеся на радиационно загрязненных участках территорий, при условии выполнения критериев отнесения к РАО (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2012 г. N 1069 "О критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериях отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходами критериях классификации удаляемых радиоактивных отходов").

6. По пункту 7 Правил проверяется, что в организации и ее подразделениях (включая территориально обособленные, в том числе филиалы), осуществляющих обращение с РВ и РАО, учет и контроль РВ и РАО проводятся в соответствии с едиными требованиями, установленными в организации, т.е. выполняются требования документов организации по учету и контролю РВ и РАО.

III. Проверка требований, содержащихся в главе III Правил "Общие требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации"

8. По пункту 9 Правил в организации проверяется, что учетными единицами РВ и РАО в учете и контроле являются:

для РВ в составе ЗРИ (подтверждением того, что рассматриваемая учетная единица классифицируется как ЗРИ, будет являться прямое указание об этом в паспорте (сертификате) на ЗРИ предприятия-изготовителя):

отдельный ЗРИ, имеющий паспорт (сертификат);

упаковка однотипных ЗРИ, имеющая единый паспорт или другой учетный документ до момента ее разукомплектования;

для РВ не в составе ЗРИ:

отдельное изделие с РВ, имеющее заводской (эксплуатационный) номер и паспорт (сертификат) или другой учетный документ (например, радиационная головка гамма-дефектоскопа, защитный контейнер транспортного упаковочного комплекта, изготовленные из обедненного урана);

определенное по массе, объему, виду соединения, радионуклидному составу количество РВ в упаковке, имеющей заводской (эксплуатационный) номер и паспорт (сертификат) или другой учетный документ (например, ОРИ с жидким, твердым или газообразным РВ);

партия РВ или партия однотипных упаковок РВ (изделий с РВ) однородного радионуклидного состава, находящаяся в опломбированной таре, имеющей заводской (эксплуатационный) номер и паспорт (сертификат)или другой учетный документ на партию или на каждую упаковку (изделие) (например, урановая (ториевая) руда в расфасованных упаковках, бочках);

партия РВ, находящаяся в ограниченном контролируемом объеме, позволяющем обеспечить контроль доступа к РВ и идентификацию партии(в том числе по пункту хранения или месту хранения), и имеющая паспорт или другой учетный документ (например, урановая (ториевая) руда в технологической емкости, таре, пункте хранения);

для РАО не в виде отработавших ЗРИ:

совокупность РАО, масса, объем, физические свойства и радионуклидный состав которых определены на основании единого набора данных и результатов измерений, имеющая паспорт или другой учетный документ, находящаяся в опломбированной либо в неопломбированной таре, имеющей заводской (эксплуатационный) номер, из которой РАО не могут быть извлечены без нарушения целостности учетной единицы, либо находящаяся в ограниченном контролируемом объеме (например, жидкие или твердые РАО в бочках, технологических емкостях);

законсервированный пункт хранения РАО;

отдельный участок радиационно загрязненной территории либо отдельные зоны радиационно загрязненной территории (если проводилось зонирование участка территории в соответствии с диапазоном загрязнения);

для РАО в виде отработавшего ЗРИ:

отдельный отработавший ЗРИ;

упаковка с отработавшими ЗРИ в опломбированной таре;

для РВ в ядерном топливе - облученные в активной зоне ядерного реактора и выгруженные в хранилище или в место хранения вне активной зоны реактора:

тепловыделяющие сборки ядерного реактора (далее - ОТВС), имеющие индивидуальный номер;

отдельный тепловыделяющий элемент (далее - ТВЭЛ), имеющий индивидуальный номер;

фрагменты ОТВС, пучок ТВЭЛов, отдельные части ТВЭЛов или измельченные части ТВЭЛов, находящиеся в опломбированной таре (упаковке, пенале), имеющей индивидуальный номер, либо в неопломбированной таре (упаковке, пенале), имеющей индивидуальный номер, из которой указанные изделия не могут быть извлечены без нарушения целостности такой неопломбированной тары (упаковки, пенала).

При проведении инспекции учитывается, что проверяемая организация может иметь широкий спектр РВ и РАО, а также ЯМ, соответственно, может иметь две системы учета и контроля. С другой стороны, может иметь узкую номенклатуру РВ (например, единственный ЗРИ в составе технологической или медицинской облучательной установки).

С учетом перечисленных условий определяется круг проверяемых вопросов.

Специальный вопрос, который представляет особую сложность, - проверка достоверности "пограничных" количественных критериев (искусственного занижения количества ядерных материалов, чтобы они не подпадали под государственный учет и контроль ядерных материалов).

При проверке в организации учитываются следующие условия:

с учетом требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" НП-030-12, утвержденных приказом Ростехнадзора от 17 апреля 2012 г. N 255 (далее - НП-030-12), защитные контейнеры транспортных упаковочных комплектов, радиационные головки гамма-дефектоскопов, облучательные головки гамма-терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядные контейнеры и другие подобные специфические изделия, применяемые для радиационной защиты, учитываются как РВ независимо от массы обедненного урана, используемого в качестве радиационной защиты;

РВ, содержащиеся в ядерном топливе, учитываются в системе государственного учета и контроля РВ и РАО (далее - СГУК РВ и РАО) только по массе и активности, при этом уран и плутоний, содержащийся в ядерном топливе, подлежат учету в СГУК ЯМ, а нуклиды уран-233, нептуний-237, америций-241, америций-243, калифорний-252 до момента выделения из ядерного топлива (плутонийсодежащих продуктов) должны находиться на учете в СГУК РВ и РАО;

ЯМ, содержащиеся в ЗРИ, подлежат учету в СГУК РВ и РАО, если по паспортным данным суммарная масса ЯМ в единичном ЗРИ не превышает минимальное количество, начиная с которого ЯМ подлежат учету в СГУК ЯМ;

при наличии в организации системы учета и контроля ЯМ все РВ не в составе ЗРИ на основе ЯМ (ОРИ) учитываются в данной системе учета и контроля;

при отсутствии в организации системы учета и контроля ЯМ и учете всех РВ не в составе ЗРИ на основе ЯМ (ОРИ) в системе учета и контроля РВ и РАО необходимо проверить, что сумма ЯМ во всех данных учетных единицах не более минимальных количеств, указанных в НП-030-12.

9. По пункту 10 проверяется, что для используемых в организации ЗРИ изготовителем установлена и указана в паспорте (сертификате) на ЗРИ категория по радиационной опасности согласно методике категорирования, приведенной в приложении N 2 к Правилам. Если категория ЗРИ по радиационной опасности не установлена изготовителем (что характерно для ЗРИ, от даты изготовления которых прошло 10 лет и более, а также для ЗРИ импортного производства), то ее должна установить самостоятельно организация-владелец ЗРИ в паспорте (сертификате) либо в отдельном документе согласно методике категорирования, приведенной в приложении N 2 к Правилам.

В случае самостоятельного установления организацией-владельцем категории ЗРИ по радиационной опасности рекомендуется при проведении проверки выборочно оценить правильность определения данной категории с использованием указанной выше методики категорирования, а также проверить соответствие категорий ЗРИ по радиационной опасности, указанных в учетных и отчетных документах организации. При этом необходимо принимать во внимание, что при определении категории ЗРИ по радиационной опасности используется только паспортная активность радионуклида, без учета того, что период полураспада радионуклида ЗРИ может быть меньше его назначенного срока службы (например, радионуклиды, используемые в целях гамма-дефектоскопии: иридий-192 с периодом полураспада 74 суток, селен-75 с периодом полураспада 120 суток).

Также для ЗРИ с ЯМ, подлежащим учету в СГУК ЯМ, необходимо проверить предоставление отчетности по формам, введенным в действие в СГУК РВ и РАО для ЗРИ (в соответствии с положениями приказа Госкорпорации "Росатом" от 28 сентября 2016 г. N 1/24-НПА "Об утверждении форм отчетов в области государственного учета и контроля радиоактивных веществ, радиоактивных отходов и ядерных материалов, не подлежащих учету в системе государственного учета и контроля ядерных материалов, активность которых больше или равна минимально значимой активности или удельная активность которых больше или равна минимально значимой удельной активности, установленной федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, порядка и сроков представления отчетов").

10. По пункту 11 Правил проверяется, что в организации (филиале, территориально обособленном подразделении) приказом руководителя организации назначены лица, ответственные за учет и контроль РВ и РАО в каждом структурном подразделении, осуществляющем обращение с РВ и РАО.

11. По пункту 12 Правил проверяется, что в организации (филиале, территориально обособленном подразделении) организационно-распорядительным актом (приказом) руководителя организации создана централизованная служба (или назначено структурное подразделение) по учету и контролю РВ и РАО, а также определен состав такой службы. Допускается организация отдельных централизованных служб по учету и контролю РВ и по учету и контролю РАО.

При проверке учитывается, что при наличии перечисленных ниже условий допускается вместо централизованной службы назначать должностное лицо, ответственное за учет и контроль:

в организации имеется не более четырех филиалов (территориально обособленных подразделений), осуществляющих обращение с РВ и РАО;

в филиале (территориально обособленном подразделении) имеется не более пяти структурных подразделений, осуществляющих обращение с РВ и РАО.

12. По пунктам 13 и 15 Правил проверяется, что в организации разработано и утверждено руководителем организации или лицом, им уполномоченным (далее - руководитель организации) Положение по учету и контролю РВ и РАО (далее - Положение), в котором отражаются следующие вопросы:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»