ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ИНФОРМАЦИЯ

от 18 октября 2018 года

Часто задаваемые вопросы по применению положений главы 20.1 Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2018 N 693

Используемые сокращения и аббревиатуры

173-ФЗ

Федеральный закон "Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" от 28.06.2014 N 173-ФЗ

340-ФЗ

Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний" от 27.11.2017 N 340-ФЗ

Гражданский кодекс

Гражданский кодекс Российской Федерации

Кодекс

Налоговый кодекс Российской Федерации

ОФР

организация финансового рынка

Перечень исключенных договоров

Перечень видов договоров, предусматривающих оказание финансовых услуг, в отношении которых не применяются положения главы 20.1 Налогового кодекса Российской Федерации в силу низкого риска совершения с использованием таких договоров действий (бездействия), направленных на уклонение от уплаты налогов (сборов)

ПНФО

пассивная нефинансовая организация

ПОД/ФТ

противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма

Положение

Положение, утвержденное абзацем 2 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2018 N 693

Постановление

постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2018 N 693 "О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)"

Рекомендации

Рекомендации по заполнению электронных форматов представления организациями финансового рынка информации, предусмотренной положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2018 N 693

Форматы

Форматы отчета о клиентах - резидентах иностранных государств, разработка которых предусмотрена постановлением Правительства России от 16.06.2018 N 693

I. Виды договоров, в отношении которых требуется предоставление финансовой информации

1. Вопрос: Относятся ли к договорам, в отношении которых требуется предоставление финансовой информации, кредитные договоры, договоры аренды банковской ячейки или сейфа, договор банковской гарантии?

Ответ: Нет, в отношении данных видов договоров представление финансовой информации не требуется.

II. Выявление и представление информации о выгодоприобретателе

2. Вопрос: Необходимы ли какие-либо действия со стороны страховщика, если страхователь и выгодоприобретатель по договору страхования жизни являются налоговыми резидентами России, но в процессе выплаты выгодоприобретатель дает распоряжение на фактическое перечисление денежных средств третьему лицу, обладающему признаками иностранного налогоплательщика?

Ответ: Согласно пункту 14 Положения, в случае если клиент действует в интересах третьего лица - выгодоприобретателя (в том числе в случае, если выплаты по договору осуществляются выгодоприобретателю или если действия организации финансового рынка осуществляются в интересах выгодоприобретателя) и при этом такой выгодоприобретатель является налоговым резидентом иностранного государства, то необходимая информация представляется ОФР в отношении такого выгодоприобретателя, а также в установленных случаях в отношении лиц, прямо или косвенно его контролирующих.

Выдача разового распоряжения на фактическое перечисление денежных средств третьему лицу само по себе не является основанием для принятия мер по установлению налогового резидентства этого третьего лица. В случае регулярности осуществления выгодоприобретателем операций по перечислению средств третьему лицу, ОФР должна руководствоваться пунктом 62 Положения и принять меры по установлению налогового резидентства этого третьего лица как реального выгодоприобретателя и, если такое лицо является налоговым резидентом иностранного государства, представить необходимую информацию в отношении такого третьего лица.

3. Вопрос: В отношении ранее заключенных договоров страхования жизни в случае если до истечения отчетного периода (календарный год) личность выгодоприобретателя осталась неизвестна (например, указано "наследники по закону"), верно ли будет включать информацию о таком выгодоприобретателе, когда его личность стала фактически известна?

Ответ: Да. В отношении ранее заключенных договоров страхования жизни такой договор признается договором, в отношении которого требуется представление информации по результатам анализа информации и принятия обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по установлению налогового резидентства лица, заключившего такой договор и выгодоприобретателей по такому договору. Если при принятии предусмотренных законодательством мер ОФР не выявила наличие выгодоприобретателя в силу того, что не знает и не должна знать (в том числе с учетом требований законодательства по ПОД/ФТ) о наличии выгодоприобретателя, то в отчетность необходимо включать информацию по самому клиенту - иностранному налоговому резиденту, так как именно клиент в таком случае вправе получить суммы при расторжении договора.

Как только ОФР станет фактически известно о том, что по договору страхования жизни есть выгодоприобретатель, отличный от клиента, то ОФР обязана принять меры по установлению налогового резидентства выгодоприобретателя, и, в случае признания его иностранным налоговым резидентом, представить финансовую информацию до 31 мая года, следующего за годом, в котором ОФР стало фактически известно о наличии такого выгодоприобретателя.

4. Вопрос: Как соотносятся между собой определение выгодоприобретателя, предусмотренное главой 20.1 Кодекса, и содержащееся в статье 3 115-ФЗ?

Ответ: Для целей определения реального держателя счета (выгодоприобретателя) в рамках обязанностей по международному автоматическому обмену финансовой информацией ОФР обязана принимать во внимание результат реализации политик определения выгодоприобретателей, которые применяются в рамках 115-ФЗ с учетом особенностей определения выгодоприобретателя, содержащихся в главе 20.1 Кодекса, в соответствии с которой выгодоприобретатель определяется в целом по договору, предусматривающему оказание финансовой услуги, а не по каждой операции с денежными средствами и иным имуществом.

III. Выявление лиц, прямо или косвенно контролирующих клиента (выгодоприобретателя)

5. Вопрос: Нужно ли выявлять лиц, прямо или косвенно контролирующих клиента (выгодоприобретателя), в отношении клиентов - юридических лиц, которые не являются ПНФО?

Ответ: Нет. Требование по представлению информации о лицах, прямо или косвенно контролирующих клиента (выгодоприобретателя), распространяется только на клиентов (выгодоприобретателей), которые являются ПНФО (пункты 11 и 46 Положения).

6. Вопрос: Каким образом следует отражать в отчетности лиц, прямо или косвенно контролирующих клиента, если ни одно из физических лиц не обладает прямо или косвенно долей более 25% уставного капитала?

Ответ: Согласно абзацу 7) статьи 142.1 Кодекса под лицом, прямо или косвенно контролирующим клиента, понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

В то же время, понятие "лицо, прямо или косвенно контролирующее клиента (выгодоприобретателя)" должно использоваться в соответствии с рекомендациями ФАТФ. Таким образом, при отсутствии физического лица, осуществляющего управление посредством доли участия в капитале, следует выявить физических лиц (при их наличии), осуществляющих управление юридическим лицом каким-либо иным образом.

На основании рекомендаций ФАТФ к физическим лицам, которые могут осуществлять управление юридическим лицом иными способами, относятся:

________________

Руководство ФАТФ - прозрачность и бенефициарная собственность (Рекомендации 24 и 25), 29 Пояснительная записка к Рекомендации 24, раздел 1.

- Физическое лицо (лица), осуществляющее управление юридическим лицом иными способами, такими как личные контакты с ответственными людьми, либо с теми, кто участвует в капитале.

- Физическое лицо (лица), осуществляющее управление без права собственности за счет участия в финансировании предприятия; либо по причине наличия тесных семейных отношений; исторически сложившихся или сформировавшихся в результате сотрудничества связей; либо в случае, если компания объявила дефолт по определенным долгам (допустила неисполнение по определенным платежам). Кроме того, факт управления можно предположить даже в тех случаях, когда фактически оно никогда не осуществлялось, а именно в случае использования, получения выгоды или прибыли от активов, которые находятся во владении юридического лица.

Также к физическим лицам, которые могут осуществлять управление за счет позиций, занимаемых в структуре юридического лица, относятся:

- Физическое лицо (лица), ответственное за принятие стратегических решений, которые оказывают решающее влияние на развитие бизнеса или на общее направление развития предприятия.

- Физическое лицо (лица), осуществляющее исполнительный контроль за ежедневной или регулярной деятельностью юридического лица с использованием позиции руководства высшего звена: руководителя предприятия, финансового директора, управляющего или исполнительного директора или президента.

- Физическое лицо (лица), имеющее существенные полномочия при решении финансовых вопросов, связанных с работой юридического лица (включая финансовые организации, которые ведут свои счета от имени юридического лица), и при решении текущих финансовых вопросов юридического лица.

7. Вопрос: Если у клиента, есть выгодоприобретатель, который является ПНФО, нужно ли представлять сведения только о таком выгодоприобретателе и лицах, прямо или косвенно его контролирующих?

Ответ: В этом случае наличия выгодоприобретателя, который является ПНФО, необходимо представлять информацию о таком выгодоприобретателе и о лицах, прямо или косвенно его контролирующих. Представлять информацию непосредственно по самому клиенту в таком случае не требуется (пункт 14 Положения).

IV. Выявление признаков активности/пассивности клиента

8. Вопрос: Каким образом ОФР должна устанавливать принадлежность клиента к категории активной или пассивной организации?

Ответ: Согласно пункту 2 Положения ПНФО - это организация или структура без образования юридического лица, не являющаяся организацией финансового рынка и не соответствующая признакам клиентов (за исключением клиентов - физических лиц), осуществляющих активную деятельность, согласно приложению N 1 к Положению, а также ОФР, зарегистрированная в иностранном государстве (территории), не включенном в перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, размещенный на официальном сайте ФНС России, основной доход которой происходит от инвестиций или торговли финансовыми активами и которая управляется иной ОФР.

Для выявления указанных признаков в соответствии с пунктом 55 Положения в случае заключения нового договора ОФР обязана запросить у клиента информацию о наличии у него признаков ПНФО. При наличии таких признаков ОФР обязана дополнительно запросить у такого клиента информацию о налоговом резидентстве лиц, прямо или косвенно его контролирующих.

В соответствии с пунктом 43 Положения в отношении ранее заключенных договоров ОФР для выявления признаков ПНФО принимает меры, указанные в пунктах 44-46 Положения, а именно: проводит анализ документов и сведений, представленных клиентом, в том числе в связи с исполнением требований законодательства о ПОД/ФТ.

Для рассматриваемых целей ОФР может также использовать информацию из открытых (публичных) источников.

9. Вопрос: При идентификации Клиента в качестве пассивной или активной организации может ли ОФР полагаться на информацию, указанную самим Клиентом?

Ответ: Согласно пункту 61 Положения ОФР полагается на информацию, представленную клиентом, и не проводит дополнительную проверку информации, запрошенной в соответствии с разделами III и IV Положения, кроме случаев несоответствия информации, представленной таким лицом, сведениям, имеющимся у ОФР. В случае если при проведении проверки достоверности и полноты представленной таким лицом информации ОФР выявлены несоответствия этой информации сведениям, имеющимся у ОФР, ОФР не вправе полагаться на информацию, представленную клиентом. В то же время, помимо информации, которая имеется в распоряжении ОФР, для целей идентификации клиента как ПНФО допускается использование информации из открытых (публичных) источников.

V. География международного автоматического обмена финансовой информацией

10. Вопрос: Требуется ли представлять информацию в отношении лиц, являющихся налоговыми резидентами государств (территорий), не подписавших многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией?

Ответ: Положения Кодекса не ограничивают перечень государств (территорий), налоговые резиденты которых подлежат отчетности в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией.

С учетом абзаца 5 пункта 2 Положения ОФР обязаны собирать и направлять в ФНС России информацию в отношении всех клиентов (выгодоприобретателей и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих), которые не являются только российскими налоговыми резидентами. Также пункт 15 Положения предусматривает необходимость представления информации в отношении лиц, которые не являются налоговыми резидентами ни в одном государстве, т.е. о лицах без налогового резидентства (т.н. "tax nomads").

VI. Документы, подтверждающие налоговое резидентство

11. Вопрос: Какие именно подтверждающие документы необходимо получить от клиента согласно пункту 42 Положения?

Ответ: Исходя из положений пункта 42 Положения, клиент (выгодоприобретатель) - физическое лицо по ранее заключенному договору может рассматриваться ОФР как только российский налоговый резидент, если такой клиент заявил об отсутствии у него налогового резидентства иностранного государства и представил документы, удостоверяющие личность или налоговое резидентство, свидетельствующие об отсутствии у него статуса налогового резидента иностранного государства. ОФР сама оценивает достаточность представленных документов. При этом ОФР не вправе полагаться на документы, представленные клиентом, если ОФР знала или должна была знать о том, что документы не соответствуют действительности или противоречат иным имеющимся в распоряжении ОФР документам и сведениям.

Положение не ограничивает виды документов, которые могут быть использованы ОФР для рассматриваемых целей. Учитывая комментарии к Единому стандарту отчетности (в частности к подпункту Е(6) секции 8), а также разъяснения ОЭСР, к документам, указанным в пункте 42 Положения, могут относиться, например, документы, подтверждающие место фактического проживания клиента в государстве, отличном от государства, признаки принадлежности к которому были выявлены ОФР (например, счета за коммунальные услуги), а также документы, подтверждающие, что клиент является налоговым резидентом государства, отличного от государства, признаки принадлежности к которому были выявлены ОФР (например, сертификат налогового резидентства).

VII. Иностранный идентификационный номер налогоплательщика

12. Вопрос: Допустимо ли представление сведений без указания иностранного идентификационного номера налогоплательщика, если клиент является налоговым резидентом страны (территории), где не предусмотрено автоматическое присваивание такого идентификатора, и он не имеет такого идентификатора?

Ответ: В отношении ранее заключенных договоров на основании пункта 13 Положения и с учетом Форматов (элемент Налоговый идентификационный номер) представление данного идентификатора является необязательным. Тем не менее данное поле является обязательным к заполнению при наличии у ОФР информации о ИНН клиента.

В отношении ранее заключенных договоров ОФР обязана принять меры для получения информации об иностранном идентификационном номере налогоплательщика клиента в течение года, следующего за отчетным периодом, в котором ранее заключенный договор был признан договором, в отношении которого требуется представление финансовой информации.

В случае если юрисдикция резидентства клиента (выгодоприобретателя) не присваивает своим налоговым резидентам налоговый идентификационный номер (или присваивает его не автоматически), то ОФР обязана запросить и представить любой другой идентификационный номер, который используется в стране налогового резидентства владельца счета, например, для целей учета его налоговых обязательств.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»