ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 ноября 2018 года Дело N А33-18227/2018

Резолютивная часть постановления объявлена "06" ноября 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен "06" ноября 2018 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Севастьяновой Е.В.,

судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,

при участии:

от антимонопольного органа (Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю) - Агабекяна В.М., представителя по доверенности от 24.05.2018 N 39,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от "12" сентября 2018 года по делу N А33-18227/2018, принятое судьёй Кошеваровой Е.А.,

установил:

публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327; далее - заявитель, ПАО "МРСК Сибири") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965; далее - ответчик, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене в полном объеме постановления от 26.06.2018 NА782-9.21(2)/17 о назначении административного наказания, об освобождении от административного наказания в виде наложения штрафа.

Определением от 13.07.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Чернобыльская О.В.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от "12" сентября 2018 года в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Заявитель полагает, что у ПАО "МРСК Сибири" отсутствовали основания для заключения договора об осуществлении технологического присоединения, поскольку участок расположен на территории СНТ "Земля", не выделен под ИЖС; в соответствии с пунктом 8(5) Правил заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию указанным некоммерческим объединением либо его представителем, а энергопринимающие устройства членов садового товарищества осуществляется через СНТ, а также с учетом наличия технологического присоединения садового товарищества.

Также общество указало на отсутствие заявки СНТ "Земля" на технологическое присоединение. Ближайшие садовые общества имеют опосредованное присоединение от линий иных СНТ.

Антимонопольный орган в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Заявитель и третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), на судебное заседание своих представителей не направили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя заявителя и третьего лица.

Представитель антимонопольного органа изложил возражения на апелляционную жалобу, просил суд оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы России по Красноярскому краю поступила жалоба гр. Чернобыльской О.В. (вх. N 18669 от 02.10.2017) на действия ПАО "МРСК Сибири", выразившиеся в уклонении от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям земельного участка, находящегося по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, урочище Боровое, уч. N46, СНТ "Земля", кадастровый номер 24:46:1501009:94 (далее - Объект).

По результатам рассмотрения материалов заявления, главным специалистом-экспертом аналитического отдела управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю определением от 15.10.2017 возбуждено дело об административном правонарушении N А782-9.21(2)/17 и принято решение о проведении административного расследования.

По итогам расследования законный представитель ПАО "МРСК Сибири" письмом (исх. N 4202 от 19.03.2018) уведомлен о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Получение ПАО "МРСК Сибири" указанного письма подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N66097121140537.

Протокол об административном правонарушении от 05.04.2018 N А782-9.21(2)/17 составлен ведущим специалистом - экспертом отдела информатизации и контроля рекламы управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю Куцеваловой И.А. в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя, защитника ПАО "МРСК Сибири".

Определением от 05.04.2018 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 10 часов 15 минут 19.04.2018. Определением от 19.04.2018 рассмотрение дела административном правонарушении отложено на 15.05.2018.

Определением от 15.05.2018 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 10 часов 00 минут 26.06.2018.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

27.07.2017 гр. Чернобыльская О.В. обратилась в адрес ПАО "МРСК Сибири" с заявкой о заключении договора на технологического присоединение Объекта, приложив копию свидетельства о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:46:1501009:94, договор об использовании объектов инфраструктуры СНТ "Земля", справку об отсутствии членства заявителя в СНТ "Земля".

Как следует из материалов дела (свидетельства о государственной регистрации права от 24.07.2015 на земельный участок с кадастровым номером 24:46:1501009:94, справки от 26.07.2017 об отсутствии членства в СНТ "Земля", договора об использовании объектов инфраструктуры и другого имущества СНТ "Земля" от 01.06.2017), членом данного СНТ гр. Чернобыльская О.В. не являлась.

На указанную заявку письмом (исх. N1.3/03/20577-исх от 30.08.2017) ПАО "МРСК Сибири" в заключении договора об осуществлении технологического присоединения Объекта отказало, проект договора об осуществлении технологического присоединения Объекта в адрес гр. Чернобыльской О.В. направлен не был.

При отказе ПАО "МРСК Сибири" (пояснения вх. N 21828 от 21.11.2017) руководствовалось фактом местонахождения Объекта в границах СНТ "Земля", в связи с чем, ПАО "МРСК Сибири" сочло, что заявление на осуществление технологического присоединения Объекта должно быть подано данным СНТ, несмотря на приложенные заявителем документы.

Позднее, 13.01.2018 ПАО "МРСК Сибири" по указанной выше заявке с гр. Чернобыльской О.В. заключило договор об осуществлении технологического присоединения N 20.2400.10530.17.

Бездействие ПАО "МРСК "Сибири", выразившееся в нарушении срока рассмотрения заявки на заключение договора об осуществлении технологического присоединения, а также в отказе от заключения данного договора с гр. Чернобыльской О.В., антимонопольным органом признано неправомерным, нарушающим Правила технологического присоединения.

Постановлением N А214-9.21(2)/16 от 27.04.2016 ПАО "МРСК "Сибири" ранее было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП за аналогичное нарушение. Штраф оплачен по платежному поручению от 17.10.2016 N 40255.

Учитывая указанное обстоятельство, постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении NА782-9.21(2)/17 от 26.06.2018 ПАО "МРСК Сибири" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Заявитель, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении N А782-9.21(2)/17 от 26.06.2018, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности, а также срока привлечения к административной ответственности установлены судом первой инстанции и обществом не оспариваются.

Оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Из оспариваемого постановления следует, что ПАО "МРСК Сибири" привлечено к административной ответственности за бездействие ПАО "МРСК "Сибири", выразившееся в нарушении срока рассмотрения заявки на заключение договора об осуществлении технологического присоединения, за отказ в заключении с Чернобыльской О.В. договора технологического присоединения к электрическим сетям.

В силу статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 N 179-э ПАО "МРСК Сибири", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным N 24.1.58.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (далее - Закон об электроэнергетике).

Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N861).

В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, сетевая организация обязана заключить договор с лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).

Пунктом 7 Правил N 861 установлена процедура технологического присоединения, включающая в себя подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение; заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям; фактический прием (подача) напряжения и мощности; составление акта об осуществлении технологического присоединения, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Судом апелляционной инстанции установлено, что 27.07.2017 гр. Чернобыльская О.В. обратилась в ПАО "МРСК Сибири" с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям садового дома, расположенного на земельном участке по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, урочище Боровое, уч. N46, СНТ "Земля" (кадастровый номер участка 24:46:1501009:94).

Участок гр. Чернобыльской О.В. находится в границах СНТ "Земля", членом которого она не является, однако у гр. Чернобыльской О.В. заключен договор об использовании объектов инфраструктуры СНТ от 01.06.2017. Указанный договор был приложен Чернобыльской О.В. к заявке от 27.07.2018, поданной ПАО "МРСК Сибири".

На указанную заявку (письмом исх.N 1.3/03/20577-исх от 30.08.2017) ПАО "МРСК Сибири" уведомило третье лицо об отсутствии оснований для заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

При этом общество сослалось на пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", согласно которому технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

При апелляционном обжаловании общество также указало на несоблюдение заявителем пункта 8(5) Правил. На основании данной нормы апеллянт полагает, что Чернобыльская О.В. не могла самостоятельно обратиться с заявлением, так как участок, на котором расположен Объект, расположен на территории СНТ "Земля" и не выделен под индивидуальное жилищное строительство.