ВЫСШИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

от 11 октября 2017 года N 12

Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года



Приняв к сведению информацию Евразийской экономической комиссии о ходе реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года, Высший Евразийский экономический совет

решил:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года (далее - Основные направления).

2. Правительствам государств - членов Евразийского экономического союза совместно с Евразийской экономической комиссией обеспечить проработку инициатив в соответствии с приоритетами согласно приложению к Основным направлениям и по ее результатам представить соответствующую информацию на очередном заседании Высшего Евразийского экономического совета.

3. Евразийской экономической комиссии:

обеспечить координацию деятельности по реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза;

разработать и представить для рассмотрения Евразийским межправительственным советом проект порядка проработки инициатив и механизмы реализации проектов в рамках цифровой повестки Евразийского экономического союза.

Члены
Высшего Евразийского
экономического совета:

     
От Республики Армения

     
От Республики Беларусь

     
От Республики Казахстан

     
От Кыргызской Республики

     
От Российской Федерации

     

     

     

          УТВЕРЖДЕНЫ
Решением Высшего
Евразийского экономического совета
от 11 октября 2017 года N 12

     

Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года

     

     

     

          I. Общие положения


Настоящие Основные направления разработаны в соответствии с Заявлением глав государств - членов Евразийского экономического союза о цифровой повестке Евразийского экономического союза от 26 декабря 2016 года и Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. N 21 "О формировании цифровой повестки Евразийского экономического союза" с целью дальнейшего развития экономической интеграции государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно государства-члены, Союз) в условиях, когда мировая экономика находится на этапе глубоких структурных преобразований и развития цифровой экономики, когда происходит цифровая трансформация повседневной жизни, деловой среды и государственного управления.

Настоящие Основные направления являются среднесрочным документом и определяют цели, принципы, задачи, направления и механизмы сотрудничества государств-членов по вопросам реализации цифровой повестки Союза до 2025 года (далее - цифровая повестка), в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор).

Настоящие Основные направления реализуются с учетом необходимости гармонизации правового регулирования в рамках Союза, в том числе с учетом:

национальных интересов каждого из государств-членов, уровня их экономического развития, уровня развития национальных рынков, технологических особенностей и состояния цифровой инфраструктуры;

особенностей регулирования секторов и отраслей экономики в рамках цифровой повестки, а также специфики отраслей экономики;

обязательств государств-членов в рамках международных договоров, включая обязательства, принятые в соответствии с международными договорами с третьими странами.

Цифровая повестка реализуется в сферах экономического сотрудничества, определенных Договором. При этом проработка предложений по цифровой повестке ведется в сферах экономического сотрудничества, определенных Договором, а также в иных сферах экономики в рамках проработки инициатив до перехода к реализации проектов. Проекты по реализации цифровой повестки должны осуществляться в сферах экономического сотрудничества, определенных Договором, а также в иных сферах экономики при условии внесения соответствующих изменений в Договор или заключения новых международных договоров.

Государства-члены самостоятельно разрабатывают, формируют и реализуют национальную политику в сферах цифровизации экономики, связи и информатизации, обеспечения устойчивого функционирования и безопасности единого информационного пространства и инфраструктуры связи, в том числе реализуют национальные мероприятия по развитию цифровой повестки.

В целях реализации настоящих Основных направлений государства-члены обеспечивают согласованную политику в соответствии с правом Союза.

Реализация цифровой повестки не должна препятствовать разработке, принятию, формированию и реализации национальной политики в сфере цифровизации экономики государств-членов.

1. Определения


Для целей настоящих Основных направлений используются понятия, которые означают следующее:

"кросс-отраслевые процессы" - межотраслевые процессы, интегрирующие деятельность субъектов из различных отраслей экономики;

"регулятивная песочница" - специально согласованный режим проработки и пилотирования решений, в том числе регуляторных, для определения эффективной модели взаимодействия и построения бизнес-процессов в какой-либо новой сфере. "Регулятивную песочницу" целесообразно использовать для проработки механизмов и правил регулирования экономических процессов в рамках цифровых инициатив и проектов;

"цифровая платформа" - система средств, поддерживающая использование цифровых процессов, ресурсов и сервисов значительным количеством субъектов цифровой экосистемы и обеспечивающая возможность их бесшовного взаимодействия;

"цифровая повестка" - круг актуальных для Союза вопросов по цифровой трансформации в рамках развития интеграции, укрепления единого экономического пространства и углубления сотрудничества государств-членов, определенный в Заявлении о цифровой повестке Евразийского экономического союза от 26 декабря 2016 года и настоящих Основных направлениях;

"цифровая трансформация" - проявление качественных, революционных изменений, заключающихся не только в отдельных цифровых преобразованиях, но в принципиальном изменении структуры экономики, в переносе центров создания добавленной стоимости в сферу выстраивания цифровых ресурсов и сквозных цифровых процессов. В результате цифровой трансформации осуществляется переход на новый технологический и экономический уклад, а также происходит создание новых отраслей экономики;

"цифровая экономика" - часть экономики, в которой процессы производства, распределения, обмена и потребления прошли цифровые преобразования с использованием информационно-коммуникационных технологий;

"цифровая экосистема" - открытая устойчивая система, включающая субъекты цифровой экосистемы (физических, юридических, виртуальных и пр.), а также связи и отношения этих субъектов в цифровой форме на основе сервисов цифровой платформы;

"цифровое преобразование" - комплекс мероприятий, нацеленных на трансформацию бизнес-процессов в соответствии с их цифровой моделью;

"цифровое пространство Союза" - пространство, интегрирующее цифровые процессы, средства цифрового взаимодействия, информационные ресурсы, а также совокупность цифровых инфраструктур, на основе норм регулирования, механизмов организации, управления и использования;

"цифровой актив" - совокупность информации в цифровой форме и средств по ее обработке, собранная на основе конкурентной бизнес-модели, использование которой приводит к получению экономических выгод;

"экспертная площадка" - организуемый Евразийской экономической комиссией для обсуждения и детальной проработки инициатив и проектов формат работы представителей государственных органов, бизнес-сообществ государств-членов с участием центров компетенций, научных организаций, предприятий и других экспертов.

Иные понятия, используемые в настоящих Основных направлениях, понимаются в значениях, определенных Договором.

2. Вызовы цифровой трансформации для Союза


Глобальная цифровая трансформация создает широкий спектр вызовов для Союза, экономик государств-членов, их хозяйствующих субъектов и граждан, в том числе:

без развития цифровой экономики и совместной реализации проектов в рамках цифровой повестки государства-члены лишают себя новых возможностей, оставаясь в рамках традиционных процессов, отношений и связей;

происходит высвобождение огромных трудовых ресурсов и возникновение дисбалансов во всех отраслях экономик государств-членов;

происходит переток трудовых ресурсов и потребителей в цифровые экономики третьих стран и в цифровые экосистемы глобальных цифровых платформ;

возникает необходимость более надежной институциональной формы защиты персональных данных, с соблюдением баланса защиты в условиях их трансграничного обмена;

происходит обесценивание традиционных активов государств-членов и хозяйствующих субъектов государств-членов, не прошедших цифровые преобразования и трансформацию.

Государства-члены в своих стратегиях и программах развития экономик уже решают ряд задач по выработке ответа вызовам цифровой трансформации экономики. Однако интеграционный фактор обеспечения дополнительной устойчивости и возможностей для масштабирования экономик государств-членов в ответ на глобальные вызовы цифровой трансформации задействован не в достаточной степени.

Отсутствие согласованной политики государств-членов в цифровой сфере может стать препятствием для достижения синергетических эффектов в развитии цифровой экономики государств-членов и цифрового пространства Союза.

Совместные инициативы и проекты в рамках цифровой повестки, представляющие общий интерес, позволят значительно расширить возможности государств-членов, их хозяйствующих субъектов и граждан как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

3. Цели и принципы реализации цифровой повестки


Цели реализации цифровой повестки заключаются в актуализации сложившихся механизмов интеграционного сотрудничества в рамках Союза с учетом глобальных вызовов цифровой трансформации, в обеспечении качественного и устойчивого экономического роста государств-членов, в том числе для ускоренного перехода экономик на новый технологический уклад, формирования новых индустрии и рынков, развития трудовых ресурсов. Реализация цифровой повестки позволит синхронизировать цифровые трансформации и сформировать условия для развития отраслей будущего в государствах-членах.

В настоящее время информационное обеспечение интеграционных процессов во всех сферах, затрагивающих функционирование Союза, определено статьей 23 Договора и Протоколом об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 3 к Договору). В соответствии с Договором государства-члены проводят согласованную политику в области информатизации и информационных технологий.

Реализация цифровой повестки не ограничивается применением информационно-коммуникационных технологий, а предполагает использование новых бизнес-процессов, цифровых моделей и создание цифровых активов.

Сотрудничество государств-членов в рамках реализации цифровой повестки позволит стимулировать и поддерживать новые цифровые инициативы и проекты, затрагивающие сферы, определенные Договором, а также иные сферы экономики (при условии внесения изменений в Договор или заключения новых международных договоров в рамках Союза) в соответствии с основными принципами и целями Союза.

Реализация цифровой повестки будет способствовать открытому, широкому и равноправному сотрудничеству государств-членов, их хозяйствующих субъектов и граждан, росту эффективности и объемов экономики каждого из государств-членов, переходу на новый уровень экономического, технологического и социального развития, а также укреплению роли государств-членов и Союза в формировании глобальной цифровой повестки. Таким образом, реализация цифровой повестки соответствует сценарию "Собственный центр силы" Основных направлений экономического развития Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. N 28.

Основные направления реализации цифровой повестки формируются исходя из принципов, определенных в Договоре, а также из следующих принципов:

равноправное партнерство, развитие интеграции и сотрудничества государств-членов в ходе реализации цифровой повестки;

синергия в процессе решения государствами-членами совместных задач в рамках Союза;

расширение включенности в цифровую повестку и преодоление всех форм цифрового разрыва;

развитие открытой и благоприятной деловой среды в государствах-членах;

обеспечение взаимной выгоды для государств-членов, в том числе расширение цифровой интеграции;

использование предоставленной информации только в заявленных целях без ущерба для государства-члена, ее предоставившего;

сопряжение национальных информационных систем государств-членов;

развитие национальных цифровых повесток, обозначенных в стратегических документах и связанных с цифровой трансформацией в государствах-членах;

экономическая обоснованность актов, принимаемых органами Союза;

равный доступ государств-членов к информационным ресурсам Союза;

органическое развитие информационных ресурсов государств-членов с обеспечением необходимого уровня интероперабельности (технологической открытости).

Достижение целей цифровой повестки должно привести к:

ускорению процессов свободного передвижения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза при развитии цифровой экономики;

повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и граждан государств-членов за счет цифровых преобразований во всех сферах жизни общества;

созданию условий для устойчивого развития экономик государств-членов при переходе на новые технологический и экономический уклады;

всесторонней кооперации хозяйствующих субъектов государств-членов на основе сквозных цифровых процессов, создания и развития цифровых активов, к возникновению устойчивых цифровых экосистем для хозяйствующих субъектов государств-членов;

выравниванию уровней готовности государств-членов к развитию цифровой экономики;

включению государств-членов в глобальные, макрорегиональные и региональные процессы цифровой трансформации с учетом возникновения новых возможностей и рисков;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»