ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2017 года N 1596

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"

(с изменениями на 1 апреля 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 223 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.03.2018, N 0001201803060020);

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2018 года N 893 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.08.2018, N 0001201808030011);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2018 года N 1158 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.10.2018, N 0001201810020019);

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2018 года N 1262 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.10.2018, N 0001201810260022);

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2018 года N 1366 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.11.2018, N 0001201811160009);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1431 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.11.2018, N 0001201811300012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года N 1531 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.12.2018, N 0001201812180050);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года N 1712 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2018, N 0001201812290055);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 378 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.04.2019, N 0001201904040027);

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2019 года N 1337 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.10.2019, N 0001201910210012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 года N 1513 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2019, N 0001201911280004);

постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2019 года N 1657 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.12.2019, N 0001201912160006);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1926 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.01.2020, N 0001202001040018);

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 398 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.04.2020, N 0001202004100034);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 года N 719 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.05.2020, N 0001202005220004);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 1551 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.09.2020, N 0001202009300066);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2021 года N 483 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.04.2021, N 0001202104220012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 года N 1402 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.08.2021, N 0001202108270019);

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2442 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2021, N 0001202112310089) (изменения вступили в силу c 1 января 2022 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2022 года N 1053 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.06.2022, N 0001202206100056);

постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.09.2022, N 0001202209090037);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2022 года N 2198 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 51, 19.12.2022, ст.9227);

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2023 года N 26 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.01.2023, N 0001202301170008);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2023 года N 2017 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.11.2023, N 0001202311300060);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 года N 2206 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.12.2023, N 0001202312220050) (вступило в силу с 1 января 2024 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 года N 2218 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.12.2023, N 0001202312220023);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2023 года N 2342 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.01.2024, N 0001202401020001);

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2024 года N 411 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2024, N 0001202404050020).

____________________________________________________________________

  

Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы".     

2. Министерству транспорта Российской Федерации разместить утвержденную государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы" на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 319 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст.2165);

постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. N 398 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 16, ст.2405).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 декабря 2017 года N 1596
(В редакции, введенной в действие
c 1 января 2022 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 декабря 2021 года N 2442
. -
См. предыдущую редакцию)

     

Государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы"

(с изменениями на 1 апреля 2024 года)

    

Стратегические приоритеты государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"

 

1. Оценка текущего состояния транспортного комплекса Российской Федерации


Транспорт - одна из важнейших базовых отраслей экономики, ее функционирование непосредственно влияет на социально-экономическое развитие и безопасность Российской Федерации. В последние годы транспортный комплекс в целом удовлетворял спрос на перевозки пассажиров и грузов.

В 2020 году мировое сообщество столкнулось с вызовом, который существенно изменил экономику и жизнь людей. Закрытие границ, волатильность на мировых сырьевых рынках, сокращение деловой активности, сжатие спроса на товары и услуги, включая транспортные, оказали значительное влияние на транспортный комплекс.

Объем перевозок грузов транспортным комплексом по итогам 2020 года составил 6,9 млрд. тонн (94,9 процента к уровню 2019 года), грузооборот - 2931 млрд.т-км (97,9 процента), коммерческий объем перевозок грузов и коммерческий грузооборот - соответственно 2,9 млрд. тонн (96,1 процента) и 2809,1 млрд.т-км (97,9 процента).

В структуре перевозок грузов транспортным комплексом в 2020 году доминировал автомобильный транспорт (78,3 процента от общего объема перевозок грузов транспортным комплексом), грузооборота железнодорожный транспорт (86,8 процента от общего грузооборота транспортного комплекса).

Транспортоемкость валового внутреннего продукта в 2020 году возросла на 1,5 процента к уровню 2019 года и составила 27,6 т-км на тыс. рублей валового внутреннего продукта в ценах 2019 года, что обусловлено увеличением в объеме перевозок энергосырьевых грузов в экспортном сообщении.

В 2020 году объем перевалки грузов в морских портах составил 820,8 млн. тонн (97,7 процента к уровню 2019 года), в том числе наливные грузы - 416,1 млн. тонн (89,6 процента к уровню 2019 года), сухие грузы - 404,7 млн. тонн (107,6 процента).

В 2021 году объем перевозок грузов транспортным комплексом составил 6,9 млрд. тонн (101,8 процента по отношению к уровню 2020 года), грузооборот - 3042,4 млрд. т-км (103,5 процента).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

Значительный урон нанесла пандемия COVID-19 пассажирскому транспортному сектору страны. В 2020 году пассажирооборот транспорта общего пользования (без городского наземного электрического транспорта и метрополитена) снизился до уровня 2019 года (2019 год - 570,5 млрд. пасс.-км) на 45,2 процента и составил 312,7 млрд. пасс.-км, подвижность населения на транспорте общего пользования упала на 46,2 процента и составила 2,1 тыс. пасс.-км на 1 человека.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

В 2021 году пассажирооборот транспорта общего пользования (без учета городского наземного электрического транспорта и метрополитена) с учетом развития ситуации на мировом рынке услуг и государственной поддержки различных видов транспорта составил 436,4 млрд. пасс.-км (139,6 процента по отношению к уровню 2020 года), подвижность населения на транспорте общего пользования (без учета городского электрического транспорта) - 3 тыс. пасс.-км на 1 человека (142,9 процента).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

В условиях развития спроса на товары и услуги на мировом рынке в 2020 году объем экспорта транспортных услуг составил, по данным Центрального банка Российской Федерации, 13,4 млрд. долларов США (76,3 процента к уровню 2019 года).

Инвестиционная деятельность в транспортном комплексе в последние годы была направлена на обеспечение воспроизводства основных фондов, безопасного и устойчивого функционирования транспорта.

Объем инвестиций в основной капитал транспортного комплекса в 2020 году снизился к уровню 2019 года на 6,4 процента и составил 2646,2 млрд. рублей (2,5 процента валового внутреннего продукта и 13,2 процента от объема инвестиций в экономику). Инвестиции в транспортный комплекс из федерального бюджета в 2020 году снизились на 1,3 процента к уровню 2019 года и составили 495,7 млрд. рублей (18,7 процента от общего объема инвестиций в транспортный комплекс).

Из средств федерального бюджета объем инвестиций на реализацию мероприятий государственной программы "Развитие транспортной системы" в 2020 году составил 399 млрд. рублей (80,5 процента от общего объема инвестиций в транспортный комплекс из федерального бюджета).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

Правительством Российской Федерации в 2020 году в условиях сокращения объема транспортных услуг реализован комплекс антикризисных мер, направленный на поддержку занятости и доходов населения, в том числе на системообразующих предприятиях отрасли. Среднесписочная численность занятых в организациях транспортного комплекса составила в 2020 году 2,5 млн. человек (99,6 процента к 2019 году). Реальная заработная плата в крупных и средних организациях транспортного комплекса составила 60,6 тыс. рублей (98,6 процента к 2019 году).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

Фактические значения показателей по транспортному комплексу за 2020-2021 годы определены на основе данных официальной статистической информации в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 мая 2021 г. N 1174-р).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

Несмотря на значительные достижения и растущий объем инвестиций в транспортный комплекс, его уровень развития в настоящее время не в полной мере отвечает потребностям социально-экономического развития.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

Существенным ограничением решения задач ускорения экономического роста являются состояние и доступность транспортной инфраструктуры различных видов транспорта.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

Не решены проблемы транспортной доступности Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации, в том числе расширения провозной и пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, что является сдерживающим фактором социально-экономического развития регионов.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

Низкий уровень транспортного обслуживания и неудовлетворительное состояние автомобильных дорог общего пользования в сельской местности сдерживают рост сельскохозяйственного производства и социально-экономическое развитие сельских населенных пунктов, что приводит к оттоку населения из них из-за низкой доступности образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

Среди современных вызовов, на которые должна ответить транспортная отрасль, особое место занимает недостаточно высокий уровень подвижности населения, которая составляет в России в 2021 году 8 тыс. км на душу населения, что в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах. Не решены проблемы в сегменте городского общественного транспорта. Даже в крупных городских агломерациях практически не находят применения современные комплексные решения по опережающему развитию скоростных видов городского транспорта.

Укрепление геостратегических позиций России, закрепление и расширение ее глобальных конкурентных преимуществ требуют существенного повышения конкурентоспособности российской транспортной системы на международном рынке транспортных услуг.

Несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям внешней торговли проявляется в низких технических характеристиках международных транспортных коридоров на территории России, недостаточной пропускной способности отечественных портов и пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Несмотря на предпринимаемые в последние годы активные меры, существенной проблемой продолжает оставаться безопасность населения на транспорте, которая является системной комплексной проблемой. В дорожно-транспортных происшествиях в 2020 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, погибли 11 человек в расчете на 100 тыс. человек населения. По данным Всемирной организации здравоохранения, этот показатель составляет в Норвегии 2,1 человека в расчете на 100 тыс. человек населения, в Швеции - 3,1 человека в расчете на 100 тыс. человек населения и в Германии - 3,8 человека в расчете на 100 тыс. человек населения.

Вредное воздействие транспорта на экологию и здоровье населения возрастает. Среди отраслей транспортного комплекса лидирующее положение в части негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения сохраняет автомобильный транспорт. Доля автомобильного транспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми источниками достигла 46,7 процента, а в шумовом воздействии на население городов 85-95 процентов.

Недостаточный технический уровень транспортной техники и накопленное отставание в области транспортных технологий препятствуют удовлетворению растущего спроса на качественные транспортные услуги и снижению себестоимости перевозок. Доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции значительно выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

Недостаточными темпами развиваются технологии интермодальных перевозок, в первую очередь контейнерные.

Уровень внедрения современных систем управления транспортом, в том числе цифровизация транспортной системы, не в полной мере соответствует современным реалиям.

Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов и инновационного развития недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли.

Траектория развития транспортного комплекса в среднесрочной и более отдаленной перспективе будет определяться как внешними факторами, так и динамикой спроса экономики и общества на транспортные услуги.

В среднесрочной перспективе прогнозируется рост рынка грузовых перевозок, что является индикатором благоприятных тенденций в экономике и напрямую зависит от динамики объемов производства в основных грузообразующих отраслях и развития мировой торговли.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

В 2024 году объем перевозок грузов по транспортному комплексу составит 7,6 млрд. тонн (110,7 процента к уровню 2021 года), грузооборот - 3259,9 млрд.т-км (111,2 процента). В 2030 году объем перевозок составит 8 млрд. тонн (рост в 1,15 раза по отношению к уровню 2021 года), грузооборот возрастет в 1,24 раза к уровню 2021 года и составит 3789,4 млрд.т-км.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

Рост показателей транспортного комплекса является индикатором благоприятных тенденций в экономике и напрямую зависит от динамики объемов производства в основных грузообразующих отраслях и развития мировой торговли.

Транспортоемкость внутреннего валового продукта (без трубопроводного транспорта) в 2022-2024 годах будет снижаться и составит в 2024 году 27 т-км на 1000 рублей внутреннего валового продукта в ценах 2019 года (97,1 процента к уровню 2021 года). В 2030 году снижение транспортоемкости составит 94,7 процента к уровню 2021 года, то есть транспортный комплекс будет одним из факторов экономического роста.

Структура грузооборота и объема перевозок по видам транспорта в среднесрочной перспективе останется практически неизменной.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

В 2024 году объем перевалки грузов в морских портах России планируется на уровне 1076 млн. тонн (127,3 процента к уровню 2021 года) и должен достичь к 2030 году 1278 млн. тонн (151,1 процента по отношению к уровню 2021 года).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

Развитие рынка пассажирских перевозок в значительной степени будет формироваться под влиянием роста валового внутреннего продукта, реальных доходов населения, индексов потребительских цен и тарифов на услуги пассажирских перевозок, развития геополитической ситуации и конъюнктуры мирового рынка пассажирских транспортных услуг и снятия ограничений по передвижению граждан.

Абзац утратил силу с 17 сентября 2022 года - постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию.

В прогнозном периоде в целях стабилизации работы пассажирского транспорта и повышения уровня транспортного обслуживания населения планируется сохранить меры по государственной поддержке развития общественного пассажирского транспорта.

Абзац утратил силу с 17 сентября 2022 года - постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию.

Транспортная подвижность населения (включая поездки на личном автомобильном транспорте) будет расти и на всех видах транспорта составит в 2024 году 9,3 тыс.пасс.-км на 1 человека (116,3 процента к уровню 2021 года), в 2030 году - 14,2 тыс.пасс.-км на 1 человека (177,5 процента). Рост транспортной подвижности планируется за счет развития скоростных автомобильных дорог, скоростного движения на железнодорожном транспорте, развития региональных перевозок воздушным транспортом и городского пассажирского транспорта.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»