ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 28 декабря 2017 года N ГД-4-14/26814@

[О направлении "Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2017)"]

Федеральная налоговая служба в целях формирования положительной судебной практики направляет "Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2017)" (далее - Обзор).

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести данное письмо и прилагаемый к нему Обзор до нижестоящих территориальных органов ФНС России для руководства и применения в работе.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

Д.Ю.Григоренко

Приложение

Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2017)

1. По вопросу оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.

1.1. Суд кассационной инстанции посчитал правомерными и обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя оспариваемым отказом в государственной регистрации в связи с тем, что апостиль государства Вануату в заявлении о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не соответствует требованиям Гаагской Конвенции от 05.10.1961.

По делу N А03-22808/2016 Д.В.О. обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции о признании незаконным решения от 23.06.2016 N 9537А об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), не связанных с внесением изменений в учредительные документы Общества, к Управлению о признании незаконным решения от 19.09.2016 N 07-19/11722@ об отказе в удовлетворении жалобы Д.В.О., как не соответствующих Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Решением от 20.04.2017 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 04.07.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заявитель, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился с кассационной жалобой, так как считает, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что 16.06.2016 в регистрирующий орган по почте из г.Новосибирска представлен пакет документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ: заявление по форме N Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а именно сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, подписанное жительницей Порт-Вила, Вануату К.А., данная подпись заверена 01.06.2016 государственным нотариусом города Порт-Вила, Вануату Д.Л.Н., с приложением апостиля страны Вануату, подписанного неустановленным лицом (без расшифровки подписи) и удостоверенного в г.Порт-Вила в Министерстве иностранных дел проставлением тисненой печати (документы прошиты, пронумерованы, скреплены печатью нотариуса г.Новосибирска Б.Т.А., с переводом на русский язык страницы 8 заявления и апостиля); решение от 30.05.2016 N 4 адвоката М.С.В. от имени международной коммерческой компании "П.", действующего на основании доверенности от 25.11.2015, выданной директором Т.Б. указанной международной коммерческой компании "П." как участника Общества, о снятии с должности директора Общества Д.В.О. с 31.05.2016 и назначении на должность директора Общества с 01.06.2016 иностранного гражданина К.А.; ксерокопия нотариального сертификата; ксерокопия удостоверения адвоката М.С.В.; никем не подписанное сопроводительное письмо с приложением разъяснений Федеральной налоговой службы России в ответ на запросы жителя г.Новосибирска С.А.С.

По результатам рассмотрения указанного пакета документов регистрирующий орган 23.06.2016 принял решение N 9537А об отказе в государственной регистрации изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о директоре Общества.

В обоснование отказа регистрирующий орган указал, что заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме N Р 14001 считается непредставленным, так как не соблюден нотариальный порядок представления формы документов, предусмотренный подпунктом "г" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что регистрирующим органом при рассмотрении представленного Обществом заявления установлена недостоверность сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, у него имелись предусмотренные законодательством основания для отказа в государственной регистрации по представленным документам.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции посчитал правомерными и обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя оспариваемым отказом в государственной регистрации, в связи с тем, что апостиль государства Вануату в заявлении о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не соответствует требованиям Гаагской Конвенции от 05.10.1961.

Согласно пункту 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено указанным пунктом.

Согласно пункту 14.2.05.53 письма Федеральной налоговой службы России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 "О направлении правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы (в том числе заявление о государственной регистрации), исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции одного государства, подлежащие представлению на территории другого государства, в которых подлинность подписи заявителя засвидетельствована иностранным нотариусом, подлежат проставлению апостиля (если иностранный гражданин проживает на территории государства, ратифицировавшего Конвенцию, отменяющую требование легализации иностранных официальных документов, заключенную в Гааге 05.10.1961, или присоединившегося к ней) либо легализации в соответствии с Федеральным законом от 05.07.2010 N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации".

Поскольку Вануату и Российская Федерация являются участниками Гаагской конвенции 1961 года, а документы, представленные на государственную регистрацию, в том числе заявление по форме N Р14001 подписаны гражданкой Вануату, подлинность подписи которой засвидетельствована иностранным нотариусом, указанные документы подлежат удостоверению путем проставления апостиля в соответствии с положениями Конвенции.

Между тем, как следует из материалов дела, представленное Обществом заявление по форме N Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, имеет апостиль не в соответствии с положениями Гаагской конвенции 1961 года.

Следовательно, такое заявление следует считать не соответствующим пункту 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ.

Довод заявителя в кассационной жалобе о наличии в ЕГРЮЛ записи о Д.В.О. как о руководителе Общества ущемляет его права на труд, поскольку может стать причиной для отказа в приеме на работу, подлежит отклонению. Данный довод был предметом рассмотрения в апелляционном суде, признан несостоятельным, поскольку положения устава Общества не содержат запрета единоличному исполнительному органу общества (руководителю) Общества заниматься любой иной деятельностью.

Кроме того, суд кассационной инстанции считает, что истец имеет возможность подать заявление о недостоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ, по форме N Р34001, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@.

1.2. Несоответствие представленного в регистрирующий орган договора о присоединении положениям пункта 3.1 статьи 53 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" послужило основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица.

По делу N А45-1983/2017 общество с ограниченной ответственностью "П.", общество с ограниченной ответственностью "Н." обратились в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Инспекции о признании недействительным решения от 06.10.2016 N 41839А, об обязании провести государственную регистрацию.

Решением от 19.04.2017 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

Арбитражный суд апелляционной инстанции по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), определением от 28.06.2017 перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, предусмотренным АПК РФ для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Т.".

Постановлением от 01.08.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят по делу новый судебный акт: в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационных жалобах, изложенных в одном документе, общество с ограниченной ответственностью "П.", общество с ограниченной ответственностью "Н." и общество с ограниченной ответственностью "Т." просили принятое постановление отменить, вынести новое решение.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены принятого по делу постановления суда.

Судами и материалами дела установлено следующее.

В связи с реорганизацией в форме присоединения общества с ограниченной ответственностью "Н." к обществу с ограниченной ответственностью "Т." лицом, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, 06.10.2016 в Инспекцию представлены документы, в том числе договор о присоединении от 27.05.2016.

Заявителем при данном виде государственной регистрации выступал директор общества с ограниченной ответственностью "Н."

Сообщения о реорганизации общества с ограниченной ответственностью "Н." в форме присоединения к обществу с ограниченной ответственностью "Т." опубликованы в журнале Вестник государственной регистрации от 29.06.2016 N 25, от 03.08.2016 N 30.

По итогам рассмотрения представленных документов регистрирующий орган пришел к выводу о том, что представленный договор о присоединении от 27.05.2016 не относится к надлежащим документам, необходимым для государственной регистрации, поскольку не содержит сведений об участниках присоединяемой организации, перешедших в результате реорганизации в состав участников общества с ограниченной ответственностью "Т."

Инспекцией 13.10.2016 принято решение N 41839А об отказе в государственной регистрации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, руководствуясь в том числе положениями статьи 53 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ), статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пришел к правильным выводам о законности и обоснованности решения Инспекции об отказе в государственной регистрации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в пункте 6.2 договора о присоединении от 27.05.2016 указано, что доля в уставном капитале присоединяемого общества (общества с ограниченной ответственностью "Н.") в размере 10000 руб., принадлежащая его участнику обществу с ограниченной ответственностью "П.", переходит к основному обществу (общества с ограниченной ответственностью "Т.") и погашается при реорганизации. Общество с ограниченной ответственностью "Т." за счет собственных средств выплачивает денежную компенсацию обществу с ограниченной ответственностью "П." в размере 50000 руб.

В пункте 4 договора о присоединении указано, что состав участников основного общества (общества с ограниченной ответственностью "Т.") в процессе реорганизации не меняется.

Суд пришел к выводу, что пункт 6.2 договора противоречит положениям пункта 3.1 статьи 53 Закона N 14-ФЗ, которыми определено, что при реорганизации подлежат погашению только те доли, которые принадлежат юридическим лицам - непосредственным участникам реорганизации.

Так, согласно пункту 3.1 статьи 53 Закона N 14-ФЗ при присоединении общества подлежат погашению:

- принадлежащие присоединяемому обществу доли в уставном капитале общества, к которому осуществляется присоединение;

- доли в уставном капитале присоединяемого общества, принадлежащие этому обществу;

- доли в уставном капитале присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение;

- принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, доли в уставном капитале этого общества.

Как правильно отмечено судом, указанная норма права четко определяет список случаев, при которых доли реорганизуемых юридических лиц подлежат погашению, и не содержит каких-либо исключений.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц: - учредителями (участниками) присоединяемого юридического лица (общества с ограниченной ответственностью "Н.") являются общества с ограниченной ответственностью "Т." (90% участия, номинальная стоимость доли 90000 руб.) и общество с ограниченной ответственностью "П." (10% участия, номинальная стоимость доли 10000 руб.).

Исходя из указанных выше нормативных положений, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью "Н.", принадлежащая его участнику обществу с ограниченной ответственностью "П.", не может быть погашена в связи с реорганизацией в форме присоединения к обществу с ограниченной ответственностью "Т.", в связи с чем общество с ограниченной ответственностью "П." должно войти в состав участников общества с ограниченной ответственностью "Т." с учетом той доли, какая была у него в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью "Н." до присоединения.

С учетом избранной формы реорганизации, когда присоединяющееся общество прекращает свое действие как юридическое лицо, требуется установление правовой судьбы прав его участников на принадлежащие им доли в уставном капитале присоединяющегося лица при утверждении договора о присоединении.

Учитывая изложенное, что в рамках настоящего дела в нарушение статьи 65 АПК РФ кассаторами, в том числе в кассационной жалобе, не изложены ссылки на имеющиеся в материалах дела доказательства, подтверждающие достижение участниками обоих обществ договоренностей о распределении долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью "Т.", суды обоснованно отклонили доводы заявителей о том, что договор о присоединении общества с ограниченной ответственностью "Н." к обществу с ограниченной ответственностью "Т." от 27.05.2016 не противоречит действующему законодательству.

1.3. При рассмотрении спора о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица суды пришли к выводам о том, что обстоятельства, на которые ссылался регистрирующий орган в обоснование отказа в государственной регистрации, не свидетельствуют о представлении юридическим лицом недостоверных сведений, препятствующих регистрации изменений, вносимых в его учредительные документы, а также препятствующих осуществлению полноценного налогового контроля в отношении заявителя.

По делу N А27-2629/2017 Общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции о признании незаконным и необоснованным решения от 18.10.2016 N 17202А/2576 об отказе в государственной регистрации.

Решением от 20.04.2017 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 12.07.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просила принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

Судами и материалами дела установлено следующее.

11.10.2016 Инспекцией получены документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, по результатам рассмотрения которых регистрирующим органом 18.10.2016 принято решение N 17202А/2576 об отказе в государственной регистрации.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа в государственной регистрации послужило представление Обществом заявления о государственной регистрации, содержащего недостоверные сведения относительно нового участника Общества - ООО "Р.", поскольку в отношении одного из участников ООО "Р.", - ООО "У.", в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) содержатся недостоверные сведения об адресе (фактическое отсутствие данного лица по заявленному юридическому адресу) и его руководителе (директор К.В.В. умер 07.03.2016).

Суды, руководствуясь в том числе положениями статей 17, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", в постановлении Президиума от 14.02.2006 N 12580/05, пришли к выводам о незаконности и необоснованности принятого регистрирующим органом решения, в связи с чем удовлетворили заявленные Обществом требования.

Формулируя указанные выводы, суды обоснованно исходили из того, что в рассматриваемом случае представленное Обществом в Инспекцию заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в его учредительные документы, не содержит какой-либо информации, подлежащей внесению на основании указанного заявления в ЕГРЮЛ в отношении одного из участников ООО "Р", а именно, - ООО "У.", в связи с чем вопрос о наличии (отсутствии) исполнительного органа в ООО "У.", равно как и о фактическом месте нахождения данного юридического лица, не имеет правового значения для спорных правоотношений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»