Недействующий

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР

ПИСЬМО

от 22 августа 1966 года N 29-106

[О направлении Положения об условиях труда работников театров]

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минкультуры России от 30 апреля 2020 года N 502
____________________________________________________________________

Министерство культуры СССР направляет для руководства утвержденное Министерством культуры СССР по согласованию с Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и ВЦСПС Положение об условиях труда работников театров.

Указанное Положение вводится в действие с 1 сентября 1966 года.

С введением в действие этого Положения считать утратившим силу Положение об условиях труда работников театров, изданное в 1946 году Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР и ЦК профсоюза работников искусств и Временное положение об условиях труда работников Государственного академического Большого театра СССР, изданное в 1955 году Главным управлением театров и музыкальных учреждений Министерства культуры СССР по согласованию с ЦК профсоюза работников культуры, а также все ранее изданные дополнения и разъяснения к указанным положениям.

Заместитель Министра культуры СССР

И.Цветков

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра культуры СССР

А.Кузнецов

Положение об условиях труда работников театров

I. Общие положения

1. Настоящее Положение распространяется на всех работников театров, независимо от их ведомственной подчиненности.

2. Вопросы, не предусмотренные настоящим Положением, регулируются общим законодательством о труде.

3. Прием на работу творческих работников (артистов, режиссеров, дирижеров, балетмейстеров, хормейстеров и художников) производится в соответствии с действующим "Положением о порядке проведения конкурсов на замещение штатных должностей творческих работников в театрах и художественных коллективах".

4. Приглашение на работу в разовом порядке всех категорий работников допускается в случаях производственной необходимости при наличии фонда заработной платы нештатного персонала для постановок спектаклей, разовых выступлений в спектаклях, для обслуживания выездных и гастрольных спектаклей и др.

5. Освобождение от работы в театре штатных творческих работников по инициативе администрации, за исключением случаев освобождения в соответствии с Положением о конкурсах, может быть произведено только с согласия местного комитета профсоюза.

II. Организация и нормирование труда

6. Все работы по выпуску новых и возобновляемых спектаклей должны производиться по планам, утвержденным руководством театра по каждой отдельной постановке.

7. В целях повышения художественного уровня спектаклей и уплотнения рабочего дня администрация театра вправе поручать без какой-либо дополнительной оплаты:

а) артистам (в музыкальных театрах - солистам) всех тарифных категорий исполнение любых ролей (партий), в том числе эпизодических, а также исполнение несложных двух ролей (партий) в одном спектакле, а артистам кукольных театров всех тарифных категорий - не более четырех ролей в одном спектакле;

б) артистам второй тарифной категории всех театров, артистам хора всех тарифных категорий - участие в массовых сценах со специальным вызовом их для выполнения этой работы и с зачетом ее в месячную норму выступлений;

в) артистам всех тарифных категорий - участие в концертах, а также передачах по радио, организуемых дирекцией театра, с репертуаром, как исполняемым в данном театре, так и со специально подготовленным в театре в рабочее время, с зачетом этой работы в месячную норму выступлений;

г) творческим работникам (артистам, режиссерам, балетмейстерам и др.), в случае их незагруженности в отдельные периоды (при выполнении артистом менее 30% установленной месячной нормы в течение квартала) - участие в концертах, проводимых в других театрально-зрелищных предприятиях или запись на пленку с репертуаром, исполняемым или подготовленным по месту работы, а также постановку спектаклей, программ и номеров в других театрах, филармониях, музыкальных коллективах, студиях грамзаписи, на радио, по телевидению, в кино, с зачетом этой работы в норму выступлений или норму постановок по месту основной работы и с возмещением этими организациями театру расходов, связанных с выплатой заработной платы.

Примечание. Администрация театра не вправе требовать от артистов исполнения в концертах, организуемых театром, программ, концертных номеров, подготовленных артистом самостоятельно в свободное от работы время;

д) всем артистам - участникам данного спектакля в драматических и музыкальных театрах - хоровое пение за сценой, а артистам первой и второй тарифной категории, артистам хора, мимического ансамбля и вспомогательного состава - также и исполнение речевых шумов;

е) пианистам и баянистам драматических театров, а также заведующим музыкальной частью театров, где нет штатных оркестров, - исполнение обязанностей концертмейстеров-репетиторов;

ж) артистам хора - исполнение небольших сольных партий (компримарий): например, партии Митюхи в опере "Борис Годунов" Мусоргского; пажа и офицера в опере "Риголетто" Верди; истопника, парня и сенной девушки в "Царской невесте" Римского-Корсакова; ловчего в "Русалке" Даргомыжского; служанки в "Манон" Массне; слуги в "Бал-маскараде" Верди; Лукиничны в "Тихом Доне" Дзержинского; нотариуса в "Севильском цирюльнике" Россини;

з) артистам всех тарифных категорий театров кукол - исполнение речевых и технических шумов и частичную перестановку декораций по ходу действия;

и) концертмейстерам-аккомпаниаторам драматических театров - исполнение музыкальных номеров по ходу действия;

к) артистам оркестра - исполнение музыкальных партий на сцене по ходу действия, если это даже связано с гримированием и костюмировкой, а также исполнение на своем инструменте партий или фрагментов партий других инструментов, - в транспонировке для данного инструмента;

л) работникам производственно-технического персонала - исполнение технических шумов за сценой в соответствии с утвержденными квалификационно-должностными характеристиками;

м) работникам производственно-технического персонала театров и мастерских - выполнение работы по своей специальности не только по обслуживанию сцены, но и всего здания стационара театра;

н) машинистам сцены, монтировщикам декораций, мебельщикам-реквизиторам, костюмерам, гримерам, рабочим сцены, электроосветителям в их рабочее время - переноску сценического имущества, а также его погрузку и разгрузку при перевозке всеми видами транспорта. При этом запрещается привлекать женщин для переноса сценического имущества весом более 20 кг;

о) контролерам-билетерам и гардеробщикам - производство сухой уборки помещения театра, переноску мебели, штемпелевку билетов, выполнение обязанностей вахтеров и отдельных поручений администрации;

п) машинистам сцены, монтировщикам декораций, мебельщикам-реквизиторам, костюмерам, электроосветителям в их рабочее время - перемещение и переноску музыкальных инструментов (роялей, пианино, фисгармоний, арфы и т.п.) в пределах одного здания; при этом запрещается привлекать женщин к этой работе;

р) дирижерам, режиссерам, хормейстерам и концертмейстерам (пианистам) - выполнение обязанностей звукорежиссера при записях на магнитофонную пленку музыкальных и драматических произведений.

8. Работа по договору в разовом порядке в других организациях (съемка в кино, участие в телевизионных постановках, в концертах, радиопередачах, спектаклях и т.п.) может проводиться в каждом отдельном случае творческим работником с письменного согласия дирекции театра.

9. Для артистов, дирижеров, помощников режиссеров и суфлеров драматических и музыкальных театров устанавливаются охранные месячные нормы выступлений в спектаклях, а для режиссеров, балетмейстеров, дирижеров и художников - годовые охранные нормы новых постановок.

Месячные нормы выступлений в спектаклях и годовые нормы постановок устанавливаются Министерством культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры.

10. Порядок учета выполнения месячных охранных норм выступлений артистов в спектаклях устанавливается Министерством культуры СССР по согласованию с Центральным комитетом профсоюза работников культуры.

Для режиссеров, художников, дирижеров и балетмейстеров устанавливается годовой учет выполнения норм постановок за данный календарный год.

При поступлении работников художественно-руководящего персонала на работу в театр или уходе из него в течение календарного года, годовая норма постановок в данном календарном году для них соответственно (пропорционально) снижается, а переработка нормы постановок (соответственно сниженной) оплачивается по истечении календарного года.

Также соответственно (пропорционально) снижается месячная норма выступлений и участий в спектаклях артистам, дирижерам, помощникам режиссеров и суфлерам при поступлении их на работу в театр или при оставлении работы в нем в течение месяца, а также при отпуске, простое, освобождении от работы для выполнения государственных или общественных обязанностей и за дни болезни, совпадающие по репертуару с выступлениями данного артиста.

Выступления в спектаклях сверх месячных норм допускаются в случаях особой производственной необходимости с разрешения местного комитета профсоюза.

При предоставлении отгулов за неиспользованные выходные дни установленная месячная норма выступлений не корректируется.

11. Вызов артистов: солистов-вокалистов и артистов балета музыкальных театров на спектакль "в запас" засчитывается в норму выступлений за 0,25 единицы нормы.

12. Участие артиста, дирижера, помощника режиссера или суфлера в генеральной репетиции (при общественном просмотре) засчитывается в месячную норму выступлений.

13. Постановка нового спектакля засчитывается за одну единицу нормы, а капитальное возобновление постановки, ранее находившейся в репертуаре театра, засчитывается за половину единицы нормы; постановка балетных сцен в оперном спектакле засчитывается от 0,25 до 0,5 единицы нормы.

Работа режиссера и художника над гастрольным и выездным вариантом спектакля засчитывается в выполнение нормы по основному спектаклю и дополнительной оплате не подлежит.

Примечание. Капитальным возобновлением считается: для режиссера (балетмейстера) - возобновление спектакля, связанное со значительным изменением режиссерского плана и вводом ряда новых исполнителей, для художника - изменение оформления спектакля не менее чем на 50%.

14. В отдельных случаях, когда новая постановка спектакля осуществляется двумя режиссерами-постановщиками, двумя балетмейстерами-постановщиками или двумя художниками-постановщиками каждому из них засчитывается от 0,5 до 0,75 единицы нормы.

15. Осуществление новой или возобновление ранее шедшей постановки засчитывается штатным постановщикам в их норму постановок после принятия ее художественным советом и руководством театра.

16. Постановка нового спектакля, состоящего из нескольких одноактных пьес, засчитывается за 1 единицу нормы.

В тех случаях, когда такая постановка осуществляется двумя или более постановщиками - каждому из них засчитывается соответствующая часть единицы нормы постановки в зависимости от объема и сложности работы.

Постановка елочного представления засчитывается за половину единицы нормы.

17. Участие артистов в елочных представлениях, кроме елочных спектаклей, засчитывается в месячную норму выступлений; при этом в течение дня каждое первое представление засчитывается за одну единицу нормы, каждое последующее - за 0,5 единицы нормы, а артистам, занятым на протяжении всего представления в ведущей роли за каждое последующее представление - за 0,75 единицы нормы выступления.

18. Все спектакли и концерты, проводимые профсоюзными организациями в порядке общественной работы (военно-шефские и другие шефские спектакли и концерты) в рабочее время и в норму выступлений не засчитываются.

19. Участие артистов в выступлениях по радио, в телевизионных передачах, в киносъемках, в концертах и в записях на пленку, организуемых непосредственно дирекцией театра, как с текущим репертуаром, так и со специально подготовленной в рабочее время программой, засчитывается в их норму выступлений по месту основной работы.

При этом за выступление в смешанном концерте с отдельными номерами или за участие в радиопередаче засчитывается 1 единица нормы, за выступление с сольным концертом в одном отделении - 1,5 единицы нормы и за выступление с сольным концертом в 2-х отделениях - 3 единицы нормы.

При привлечении к записям на пленку каждый вызов на запись продолжительностью до 1 часа засчитывается за 1 единицу нормы.

Если же продолжительность записи при одном вызове составила свыше 1 часа, то в этом случае засчитывается 2 единицы нормы.

За участие в киносъемках каждый полный съемочный день засчитывается от 2-х до 4-х единиц нормы выступлений в зависимости от сложности объема работы.

III. Условия оплаты труда

20. Должностные оклады работникам театров устанавливаются и изменяются в соответствии с действующим законодательством.

21. За активное участие в создании полноценного в идейно-художественном отношении репертуара, высокое качество спектаклей и перевыполнение производственно-финансовых планов творческий, производственно-технический и административно-хозяйственный персонал театров премируется в соответствии с действующим положением о премировании работников театров.

22. Руководителям театров предоставляется право выплачивать штатным режиссерам, дирижерам, балетмейстерам, хормейстерам и художникам, а также лучшим исполнителям ведущих ролей (партий) дополнительное вознаграждение в размере до двух месячных окладов за создание спектаклей на современную и историко-революционную темы высокого идейно-художественного уровня, прочно вошедших в репертуар и получивших широкое признание общественности и зрителей.

Выплата указанного вознаграждения производится с разрешения вышестоящего органа культуры по истечении 6 месяцев после премьеры данного спектакля за счет средств премиального фонда или экономии по затратам на новые постановки.

23. Руководителям театров разрешается в пределах численности и фонда заработной платы, установленных для данного театра, принимать на работу артистов или переводить уже работающих артистов по их желанию на сокращенную норму выступлений, с оплатой труда за фактическое количество выступлений, исходя из установленных должностных окладов.

24. Главным режиссерам, главным дирижерам, главным балетмейстерам, главным художникам переработка норм оплачивается, исходя из расчета должностного оклада и норм постановок, установленных им при тарификации как режиссеру-постановщику, дирижеру высшей категории, балетмейстеру-постановщику, художнику-постановщику. Оплата переработки годовой нормы постановок и капитальных возобновлений производится по окончании календарного года.

Оплата переработки годовой нормы постановок штатным режиссерам-постановщикам и режиссерам, балетмейстерам-постановщикам и балетмейстерам, художникам-постановщикам и художникам и дирижерам производится, исходя из установленных им при тарификации должностных окладов и годовой нормы постановок.

25. Оплата труда режиссеров, дирижеров, балетмейстеров и художников, приглашаемых в театры для разовых постановок спектаклей, производится из расчета должностного оклада и нормы постановок, установленных ему по месту основной работы.

Если работник приглашен в театр, в котором установлена оплата труда более высокая, чем по месту основной работы, размер вознаграждения за разовую постановку спектакля определяется из расчета действующих в этом театре должностных окладов и норм постановок.

Оплата стоимости проезда в оба конца, гостиницы и суточных производится по установленным законодательством нормам.

26. Оплата выступлений артистов в спектаклях сверх установленных норм производится по окончании учетного периода по ставке, определяемой путем деления месячного оклада работника на установленную месячную норму выступлений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»