Действующий

О проведении Урока Победы

Пояснительная записка


Великая Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов - важнейшее событие отечественной истории с точки зрения формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма, российской идентичности, в основе которой - гордость за принадлежность к народу-победителю, осознание сопричастности подвигам героев фронта и тыла. Именно наш народ ценой неимоверных усилий и огромных потерь сумел не только выстоять в борьбе с нацистской Германией, но и спасти мир от "коричневой чумы".

Основная задача ежегодного Урока знаний как праздника начала нового учебного года состоит в том, чтобы ориентировать обучающихся различных уровней на приоритет знаний и умений в современной жизни, на необходимость серьезного и осмысленного отношения к учебе, которое будет способствовать всестороннему развитию личности школьников, успешному формированию ключевых жизненных компетенций, осознанному выбору ими будущей профессии.

Урок Победы, посвященный Году памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, проводимый в День знаний, ориентирует школьников на необходимость овладевать глубокими и всесторонними знаниями по тематике Великой Отечественной войны. Конечно, за один 45-минутный урок невозможно охватить всю тематику нашей Памяти о войне. Да этого и не нужно делать: впереди целый учебный год - год новых знаний, открытий, интересных исследований, торжественных мероприятий и акций Памяти, посвященных Победе нашего народа в самой кровопролитной войне за всю историю человечества.

Главное в Уроке Победы - его духовно-нравственное, воспитательное содержание: обращение школьников к тому, что составляет историческую память многонационального народа Российской Федерации, что значимо для всех поколений россиян, для каждой российской семьи, для представителей различных народов нашей страны. Важно, чтобы школьники в ходе Урока Победы могли ответить на вопрос: почему мы храним память о событиях 75-летней давности и передаем ее из поколения в поколение.

Актуальность темы методических рекомендаций.

Хотя со времени окончания войны в Европе прошло почти 75 лет, ее события, ход, итоги, значение не перестают быть актуальными и в наше время. Более того, чем дальше от нас отстоят те радостные и вместе с тем полные драматизма майские дни 1945 года, тем сильнее разгораются споры о судьбах стран, мира и человечества в эпоху глобализации, тем настойчивее становятся попытки пересмотреть итоги Второй мировой войны.

Сегодня Великая Победа остается мощным идентификатором нашего многонационального народа как народа-победителя, носителя ценностей добра, милосердия, справедливости, самопожертвования, человечности. Она сплачивает разные поколения россиян, что наглядно проявляется в патриотической акции-шествии "Бессмертный полк". Великая Победа вселяет уверенность в том, что в единстве наша сила, что наш народ невозможно победить в открытом противостоянии с врагом, что наша страна всегда обладала особой привилегией проводить независимую, суверенную политику, отстаивая собственные национальные интересы и интересы более справедливого миропорядка.

Более того, Великая Победа и память о ней - общая ценность для народов, живущих на постсоветском пространстве. Некогда скрепленные боевым братством, они и сегодня успешно создают и укрепляют основы коллективной безопасности в этой части земного шара. Вместе с тем в ряде бывших республик СССР, ставших независимыми государствами, сегодня возрождается нацизм, осуществляется героизация коллаборационистов, которых власти этих стран ставят в один ряд с истинными героями-освободителями.

Являясь правопреемницей СССР, вдохновляемая Великой Победой наших предков, Российская Федерация выступает сегодня как активная сила, противостоящая попыткам дестабилизации ситуации в мире в целом и в отдельных его регионах, фактически предлагая альтернативный путь развития мирового сообщества в современную эпоху.

Урок Победы проводится в соответствии с принятыми нормативными документами:

1. Указ Президента Российской Федерации N 327 от 8 июля 2019 года "Об объявлении 2020 года в Российской Федерации Годом памяти и славы";

2. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2018 г. "О подготовке и проведении празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".

Особенностью методических рекомендаций по организации и проведению Урока Победы, проводимого в День знаний, является то, что данный урок фактически открывает учебный год, важнейшим воспитательным содержанием которого является подготовка к празднованию юбилейной даты. Потому этот урок имеет характер вводно-ознакомительного, закладывающего основы учебно-воспитательной деятельности обучающихся на месяцы вперед на классном, школьном, внешкольном (муниципальном), региональном и федеральном уровнях. Поэтому Урок Победы должен быть ориентирован на перспективы проведения различных мероприятий, посвященных знаменательной дате, и привлечение к участию в них всех обучающихся.

В новом учебном году Урок Победы будет проведен 2 сентября, в понедельник, что совпадает с 74-й годовщиной завершения Второй мировой войны. Поэтому важнейшая мировоззренческая идея Урока Победы заключается в том, что школьники должны как можно больше знать о событиях военной поры, о роли СССР в разгроме стран гитлеровского блока, о значении Великой Победы для судеб человечества, о цене, которую заплатил наш народ за Победу.

Цель методических рекомендаций: оказать методическую помощь педагогам-практикам в организации и проведении Урока Победы, посвященного Году памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов; составить алгоритм подготовки и проведения единого Всероссийского Урока в классах различных уровней.

Цель проведения Урока Победы: формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников; воспитание чувства гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за наш народ и героические страницы истории России, в том числе на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, на примере трудового подвига их родных и земляков в суровое военное время; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.

Задачи проведения Урока Победы:

1. Способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества, а также места Российской Федерации в современном мире как правопреемницы СССР - страны-победительницы в Великой Отечественной и во Второй мировой войнах.

2. Способствовать осмыслению школьниками таких духовно-нравственных категорий, как Родина-мать, историческая память, уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание.

3. Формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу народа, нравственный долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, ощущение общности исторической судьбы народов России.

4. Формировать у обучающихся неприятие идей и практик расового, этнического, религиозного, политического превосходства, человеконенавистнических идеологий в контексте юбилея Великой Победы.

5. Способствовать воспитанию семейно-родственной, локально-региональной, этнокультурной идентичности обучающихся на ярких примерах, связанных с историей Великой Отечественной войны.

Ожидаемые результаты проведения Урока Победы ориентированы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

Личностные результаты образования:

- формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания россиян, осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа, мощного фактора его единства;

- воспитание российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе осознания принадлежности к общности победителей в Великой Отечественной войне;