МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 декабря 2019 года N 02-08-10/102939

[О направлении разъяснения по применению классификации операций сектора государственного управления в части оплаты труда, начислений на выплаты по оплате труда]



Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации направляет для использования в работе разъяснения по применению классификации операций сектора государственного управления в части оплаты труда, начислений на выплаты по оплате труда (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления").

Директор Департамента
бюджетной методологии и финансовой
отчетности в государственном секторе
С.В.Романов



Приложение
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 27 декабря 2019 года N 02-08-10/102939



Руководство по применению классификации операций сектора государственного управления



Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н (далее - Порядок), устанавливает единые правила применения кодов классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, а также при детализации (дополнительной детализации) показателей бюджетной росписи, бюджетной сметы казенного учреждения, обоснований бюджетных ассигнований.

Порядок применения КОСГУ гармонизирован с требованиями руководства по Статистике государственных финансов 2014 года, а также федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.

1. Общие положения


Порядок содержит следующие понятия, используемые для применения при определении отнесения операций на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ.

Сектор государственного управления (п.2 Порядка):

- органы государственной власти (государственные органы);

- органы местного самоуправления;

- органы управления государственными внебюджетными фондами;

- государственные (муниципальные) учреждения, в том числе находящиеся за пределами Российской Федерации;

- иные юридические лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, в части деятельности по бюджетным полномочиям.

Организации государственного сектора (п.9.5 Порядка):

- государственные (муниципальные) унитарные предприятия;

- государственные корпорации и компании, публично-правовые компании.

Финансовые организации (п.10.4 Порядка) - банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление банковских операций, а также юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, микрофинансовые организации, иные финансовые организации.

Нефинансовые организации (п.10.4 Порядка) - организации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг, работ.

Участники бюджетного процесса (п.13.5.1 Порядка):

- главные распорядители бюджетных средств;

- распорядители бюджетных средств;

- получатели бюджетных средств;

- государственные (муниципальные) бюджетные, государственные (муниципальные) автономные учреждения, осуществляющие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме;

- иные получатели бюджетных средств, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени соответствующего публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета;

- главные администраторы доходов бюджета;

- администраторы доходов бюджета;

- главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

- администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

- органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющих составление и исполнение соответствующих бюджетов.

Наднациональная организация - организация, созданная для того, чтобы обеспечить общие потребности нескольких государств, которая наделена нормоустановительными, исполнительными, контрольными правомочиями, которые имеют эффект на государства и частных лиц. Она имеет полномочия принимать решения, издавать правила, исполнять решения обязательные для государств-членов. Примерами наднациональных организаций являются следующие:

- Организация Объединенных Наций (ООН);

- Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР);

- Экономический и Социальный Совет ООН;

- Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК);

- Международный олимпийский комитет (МОК);

- Всемирный банк (ВБ);

- Международный валютный фонд (МВФ);

- Европейский центральный банк (ЕЦБ);

- Международный суд ООН;

- Европейский суд по правам человека;

- Суд Европейского союза и др.

2. Классификация расходов


Основные расходные операции сгруппированы следующим образом:

1) оплата труда, начисления на выплаты по оплате труда (210);

2) приобретение работ и услуг (220) - представляет собой стоимость работ и услуг, закупленных сектором государственного управления для использования в процессе производства.

Приобретение работ и услуг не включает работы и услуги, приобретенные сектором государственного управления для использования физическими лицами в качестве их социального обеспечения;

3) обслуживание государственного (муниципального) долга (230) - представляют собой расходы, понесенные должником в связи с использованием средств другой институциональной единицы;

________________

Институциональная единица - хозяйствующая единица, которая обладает правом владеть активами и принимать обязательства и осуществлять операции от своего имени в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (согласно Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм. ОК 028-2012, утвержденному Приказом Росстандарта от 16.10.2012 № 505-ст).

4) безвозмездные перечисления организациям (субсидии) (240, 280) - это текущие либо капитальные трансферты, которые перечисляются органами государственного (муниципального) управления организациям, предприятиям (исходя из уровня их производственной деятельности, либо на основе количества или стоимости товаров или услуг, которые они производят, продают, импортируют и т.п.). В данную категорию также включаются субсидии организациям, предназначенные для компенсации их убытков;

6) безвозмездные перечисления бюджетам (250) - это трансферты в денежной или натуральной форме, выплачиваемые другой институциональной единице сектора государственного управления, международной, наднациональной организации, правительству иностранного государства;

7) социальное обеспечение (260) - представляют собой трансферты населению (домашним хозяйствам) для покрытия нужд, возникающих в результате наступления таких событий, как болезнь, отсутствие работы, выход на пенсию, а также в связи с потребностью в жилье или по другим обстоятельствам.

8) другие расходы (290) - включают все расходные операции, не отнесенные к другим категориям (например, налоги, штрафы и пени и пр.).

Классификация предусматривает разграничение выплат физическим лицам (по группам выплат 210, 260, 290) на социальные и несоциальные, а также по форме, в которой они осуществляются (денежной или натуральной) (п.7 Порядка).

По типу получателей социальные выплаты делятся на социальные выплаты физическим лицам, действующим работникам и бывшим работникам (служащим).

Выплаты относят к социальным, если они связаны с болезнью, утратой заработка или другими социальными рисками. Событие несет социальный риск, если может негативно повлиять на имущественное положение физического лица.

Несоциальными выплатами являются заработная плата, выплаты, связаны с привлечением и удержанием работников в определенной сфере трудовой деятельности, стипендии, а также выплаты компенсаций за ущерб (например, имуществу физического лица), причиненный единицами сектора государственного управления, в том числе по решению суда, либо добровольно.

К социальным пособиям в натуральной форме относится приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан, либо выплат физическим лицам на приобретение товаров, работ, услуг, а также компенсации (возмещения) расходов физическим лицам на приобретение товаров, работ и услуг (п.7 Порядка).

Когда социальные пособия выплачиваются в натуральной форме, физическое лицо не имеет свободы выбора в отношении того, как использовать пособия.

Социальные пособия, выплачиваемые в денежной форме, позволяют физическому лицу использовать эти денежные средства точно так же, как доходы, получаемые из других источников.

2.1. Оплата труда, начисления на выплаты по оплате труда (210)


Оплата труда работников представляет полное вознаграждение в денежной или натуральной форме, подлежащее выплате лицу в рамках отношения между работодателем и наемным работником за работу, выполненную в течение отчетного периода. Эти суммы подлежат выплате в порядке обмена за предоставляемые физическими лицами услуги (физического или умственного труда), используемые в процессе производства, создания услуги.

Оплата труда работников не включает суммы, уплачиваемые вне отношений между работодателем и работником (например, подрядчикам и лицам, работающим не по найму, такие суммы, подлежащие выплате, классифицируются как оплата работ, услуг).

В данную категорию входит:

- заработная плата (211);

- несоциальные выплаты персоналу, не отнесенные к заработной плате (212, 214);

- начисления на выплаты по оплате труда (213).

Оплата труда работников измеряется величиной вознаграждения в денежной или натуральной форме, которое работник имеет право получить от работодателя за работу, выполненную в течение соответствующего периода, и выплачиваемого авансом, по мере выполнения работы или же после ее завершения.

2.1.1. Заработная плата (211)


Заработная плата - это оплата труда работников государственных (муниципальных) учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных работников государственных (муниципальных) органов, не являющихся государственными (муниципальными) служащими, военнослужащими и приравненными к ним лицами, сотрудников органов внутренних дел, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - персонал, работник), выплачиваемая в денежной и (или) натуральной форме.

Заработная плата включает суммы, удерживаемые из заработной платы работодателем, такие как налоги на доходы и другие вычеты, подлежащие уплате работником. Эти вычитаемые суммы часто уплачиваются напрямую налоговым органам и т.д. от имени работников.

Заработная плата в денежной форме представляет собой суммы, подлежащие выплате работникам в форме денежных средств в обмен на выполненную работу.

В данную категорию включаются следующие виды вознаграждения:

- базовая заработная плата, выплачиваемая регулярно раз месяц или иные промежутки времени, включая оплату по результатам и сдельную оплату; дополнительную плату или специальные надбавки за сверхурочную работу, работу в ночные часы или в выходные дни или другие виды ненормированного рабочего времени; надбавки за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда и т.п.;

- заработная плата, подлежащая выплате работникам, не работающим в течение коротких промежутков времени, например, находящимся в отпусках;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»