Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 25 декабря 2019 года N ММВ-7-8/659@

Об утверждении Порядка контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации



В соответствии с подпунктом 2_1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 2014, N 14, ст.1544), пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст.3961; 2017, N 15 (ч.1), ст.2194), в целях организации контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, а также в связи с совершенствованием налогового администрирования

приказываю:

1. Утвердить Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы урегулирования задолженности по обязательным платежам.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В.Мишустин



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

26 мая 2020 года,

регистрационный N 58477

Приложение
к приказу ФНС России
от 25 декабря 2019 года N ММВ-7-8/659@

     

Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации

     

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, разработан в соответствии с подпунктом 2_1 пункта 1 и пунктом 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и устанавливает порядок организации и осуществления налоговыми органами мероприятий по налоговому контролю за исполнением банками обязанностей, установленных статьями 46, 60, 76, 86 Кодекса (далее - обязанности, установленные Кодексом).

II. Мероприятия налогового контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом

2. Должностные лица налоговых органов осуществляют следующие мероприятия налогового контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом:

мероприятия налогового контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом, в отношении неопределенного круга налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, ответственных участников консолидированных групп налогоплательщиков, налоговых агентов;

мероприятия налогового контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом, в отношении конкретного налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, налогового агента.

3. Документ налогового органа, предусмотренный настоящим Порядком, передается руководителю банка или его уполномоченному представителю непосредственно под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

В случае, если документ налогового органа невозможно передать способом, свидетельствующим о дате его получения, копия этого документа направляется по почте заказным письмом или передается в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи.

В случае направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня направления заказного письма.

В случае передачи документа налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи датой его направления считается дата, указанная в подтверждении даты отправки.

Датой получения банком документа налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, указанная в квитанции о его приеме.

III. Мероприятия налогового контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом, в отношении неопределенного круга налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, ответственных участников консолидированных групп налогоплательщиков, налоговых агентов

4. Мероприятия налогового контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом, в отношении неопределенного круга налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, ответственных участников консолидированных групп налогоплательщиков, налоговых агентов (далее - Мероприятия контроля) осуществляются на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по месту учета банка (месту учета банка в качестве крупнейшего налогоплательщика, месту нахождения филиала банка).

Форма решения об осуществлении Мероприятий контроля приведена в приложении N 1 к настоящему Порядку.

Решение об осуществлении Мероприятий контроля направляется банку способами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения налоговым органом такого решения.

5. Период, за который осуществляются Мероприятия контроля, не может превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение об осуществлении Мероприятий контроля.

6. Предметом Мероприятий контроля является исполнение банками обязанностей, установленных Кодексом.

7. Срок проведения Мероприятий контроля не может превышать двух месяцев. Указанный срок может быть продлен на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа до четырех месяцев в следующих случаях:

проведение Мероприятий контроля в отношении банка, имеющего в своем составе более четырех филиалов;

непредставление банком, в отношении которого осуществляются Мероприятия контроля, в установленный срок документов (информации), пояснений необходимых для осуществления Мероприятий контроля;

непредставление экспертом в установленный договором срок экспертного заключения;

неявка переводчика для осуществления порученного ему перевода;

воспрепятствование банком осуществлению Мероприятий контроля;

возникновение чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, пожара, залива водой, аварийной ситуации, затрагивающих банк, в отношении которого осуществляются Мероприятия контроля, и (или) налоговый орган, осуществляющий Мероприятия контроля.

Форма Решения о продлении срока осуществления Мероприятий контроля приведена в приложении N 2 к настоящему Порядку.

Решение о продлении срока осуществления Мероприятий контроля направляется банку способами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения налоговым органом такого решения.

8. Налоговый орган вправе осуществлять самостоятельные Мероприятия контроля в отношении филиалов банка в порядке, установленном пунктами 9-11, 13-17, 20 настоящего Порядка. Срок проведения самостоятельных Мероприятий контроля не может превышать двух месяцев. При этом указанный срок не может быть продлен.

9. В случае необходимости изменения состава проверяющих должностных лиц налогового органа, осуществляющих Мероприятия контроля, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о внесении изменений в решение об осуществлении Мероприятий контроля.

Форма решения о внесении изменений в решение об осуществлении Мероприятий контроля приведена в приложении N 3 к настоящему Порядку.

Решение о внесении изменений в решение об осуществлении Мероприятий контроля направляется банку способами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения налоговым органом такого решения.

10. Срок проведения Мероприятий контроля исчисляется со дня получения руководителем банка или его уполномоченным представителем решения об осуществлении Мероприятий контроля до дня составления справки об осуществленных Мероприятиях контроля.

11. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить Мероприятия контроля для осуществления следующих мероприятий:

истребования документов (информации);

проведения экспертизы;

перевода на русский язык документов, представленных банком на иностранном языке.

На период осуществления указанных мероприятий течение срока осуществления Мероприятий контроля приостанавливается:

при истребовании документов (информации) - со дня получения банком требования о представлении документов (информации) до дня представления налоговому органу истребуемых документов (информации);

при проведении экспертизы - со дня получения банком протокола об ознакомлении с постановлением о назначении экспертизы и о разъяснении прав банку до дня представления экспертом заключения в письменной форме;

при переводе на русский язык документов, представленных банком на иностранном языке, - на время перевода на русский язык документов, представленных банком на иностранном языке.

Общий срок приостановления осуществления Мероприятий контроля не может превышать два месяца.

На период действия приостановления Мероприятий контроля приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов (информации) у банка, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при осуществлении Мероприятий контроля, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа в помещении банка, связанные с Мероприятиями контроля.

Формы решений о приостановлении Мероприятий контроля и о возобновлении Мероприятий контроля приведены в приложениях N 4 и 5 к настоящему Порядку.

Приостановление и возобновление Мероприятий контроля оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которым вынесено такое решение. Решения о приостановлении и о возобновлении Мероприятий контроля направляются банку способами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, в течение трех рабочих дней следующих за днем вынесения налоговым органом такого решения.

12. Не допускается повторное осуществление Мероприятий контроля (самостоятельных Мероприятий контроля в отношении филиала банка) по одному и тому же предмету и за один и тот же период.

13. Мероприятия контроля осуществляются на территории налогового органа должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством истребования у банков документов (информации), необходимых для осуществления Мероприятий контроля, получения пояснений руководителя банка или его уполномоченного представителя, должностных лиц банка, допроса свидетелей, участия переводчика, проведения экспертизы.

Должностное лицо налогового органа, осуществляющее Мероприятия контроля, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для Мероприятий контроля, вправе производить осмотр помещений банка, документов и предметов.

Должностное лицо налогового органа, осуществляющее Мероприятия контроля, в случае установления фактов воспрепятствования банком осуществлению Мероприятий контроля, указанных в пункте 16 настоящего Порядка, вправе произвести выемку документов и предметов.

14. При осуществлении Мероприятий контроля могут использоваться документы (информация), имеющиеся в налоговых органах, полученные из внутренних и внешних источников, относящиеся к проверяемому периоду.

К документам (информации), полученным из внутренних источников, относятся документы (информация) о банке, полученные налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения возложенных на них законодательством Российской Федерации о налогах и сборах функций.

К документам (информации), полученным из внешних источников, относятся документы (информация) о банке, полученные налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации или на основании соглашений об информационном обмене с контролирующими и правоохранительными органами, иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, являющаяся общедоступной.

15. Мероприятия, проводимые при осуществлении Мероприятий контроля:

1) истребование у банка документов (информации), пояснений, необходимых для осуществления Мероприятий контроля.

Должностное лицо налогового органа, осуществляющее Мероприятия контроля, вправе истребовать у банка необходимые для контроля документы (их заверенные копии) в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 93 Кодекса, с учетом особенностей и с использованием документов, установленных настоящим подпунктом.

В электронной форме по телекоммуникационным каналам связи истребованные документы (информация), пояснения представляются банком:

в виде файлов, содержащих электронные образы бумажных документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов), представленных банком (его филиалом) в электронной форме для каждого отчуждаемого (съемного) машинного носителя информации;

в виде файлов, содержащих электронные документы, представленных банком (его филиалом) в электронной форме для каждого отчуждаемого (съемного) машинного носителя информации;

в виде файлов, содержащих выборки информации (наборы записей), размещаемых на отчуждаемом (съемном) машинном носителе информации однократной записи, составленной в электронной форме для каждого отчуждаемого (съемного) машинного носителя информации и соответствующие описи электронных документов (информации), представленных банком (его филиалом) в электронной форме для каждого отчуждаемого (съемного) машинного носителя информации.

На бумажном носителе истребованные документы (информация), пояснения представляются банком в случае, если не имеется возможность их представления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Должностные лица налогового органа в пределах своей компетенции вправе истребовать у банка документы, сведения, информацию, пояснения, справки, указанные в статьях 46, 60, 76, 86 Кодекса, а также книги регистрации открытых счетов, вкладов (депозитов), банковские правила, документы аналитического и синтетического учета банка (его филиала) по операциям, счетам и вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, являющихся клиентами банка, принятые к учету первичные документы и регистры бухгалтерского учета банка (его филиала), сведения об открытых и закрытых лицевых счетах банка (его филиала), мемориальные документы операционного дня, картотеку неоплаченных расчетных документов по причине недостаточности денежных средств на корреспондентском счете банка и иные необходимые для контроля документы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»