ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 января 2020 года N 20-р
[Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года и плана мероприятий по реализации Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года]
1. Утвердить прилагаемые:
Стратегию развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия);
2. Минпромторгу России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти обеспечить мониторинг и контроль реализации положений Стратегии.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации целевых программ и иных документов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года
Стратегия развития электронной промышленности на период до 2030 года (далее - Стратегия) определяет основные направления государственной политики в сфере развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года.
Стратегия направлена на создание нового конкурентоспособного облика электронной промышленности Российской Федерации на основе развития научно-технического и кадрового потенциала, оптимизации производственных мощностей, их модернизации и технического перевооружения, создания новых технологических направлений и технологий, освоения прорывных промышленных электронных технологий, а также совершенствования нормативно-правовой базы для удовлетворения потребностей государства и иных заказчиков в современной продукции отрасли электронной промышленности (далее - отрасль).
Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Стратегия обеспечивает реализацию следующих документов стратегического планирования:
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р.
Стратегия разработана с учетом:
Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 февраля 2013 г.;
Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г.;
Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации";
Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации";
Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы";
паспорта национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 4 июня 2019 г. N 7);
прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации;
Для реализации Стратегии необходима консолидация усилий органов государственной власти Российской Федерации, научного, научно-образовательного и предпринимательского сообществ (включая малый и средний бизнес) по формированию благоприятного правового, инвестиционного и делового климата, обеспечению необходимого технологического и кадрового потенциала.
Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в области развития электронной промышленности, а также для разработки государственных программ Российской Федерации.
Электронная промышленность - отрасль экономики, связанная с разработкой и производством электронного оборудования, модулей, компонентов и встраиваемого программного обеспечения.
Межотраслевой характер Стратегии подразумевает включение в контур стратегического планирования также разработчиков и производителей материалов, технологического оборудования и инструментального программного обеспечения для разработки и производства электроники.
В отрасли создаются ключевые технологии разработки и производства изделий электронной компонентной базы и электронной (в том числе радиоэлектронной) продукции, а также обеспечения цифровых услуг населению страны.
К изделиям электронной компонентной базы относятся:
интегральные микросхемы;
полупроводниковые и вакуумные приборы;
приборы оптоэлектроники и фотоники;
приборы квантовой электроники и пьезотехники;
приборы микросистемной электроники;
изделия пассивной электронной компонентной базы;
радиоэлектронные устройства и системы на кристалле.
К электронной (в том числе радиоэлектронной) продукции относятся:
электронные (в том числе радиоэлектронные) модули и комплексированные приборы типа системы в корпусе;
электронные (в том числе радиоэлектронные) устройства и системы специального назначения;
профессиональная и потребительская электроника (в том числе радиоэлектроника).
Доля электронной промышленности в валовом внутреннем продукте Российской Федерации составляет 1,8 процента, уровень добавленной стоимости - 60-80 процентов.
Электронная промышленность представлена производственными, научно-производственными, проектными и научными организациями, фондами развития, отраслевыми образовательными организациями и профессиональными объединениями, общее количество которых составляет около 1600-1700 организаций.
Научно-технический и производственный потенциал отрасли оказывает значительное влияние на темпы развития смежных отраслей промышленности, а также определяет уровень технологической независимости Российской Федерации.
Структурно электронная промышленность состоит из 3 основных групп:
организации с государственным участием;
организации с частным российским капиталом;
организации с иностранным капиталом.
По состоянию на 2019 год насчитывается 422 организации отрасли с государственным участием, 370 из которых включены в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. Указанные организации обеспечивают около 55 процентов отраслевой выручки и включены в состав ряда интегрированных структур.
Организации с частным российским капиталом представлены 1200 преимущественно малыми и средними организациями, ориентированными в основном на коммерческие рынки, но при этом играющими значимую роль в исполнении государственных контрактов. Такие организации обеспечивают около 23 процентов отраслевой выручки.
Организации с иностранным капиталом представлены 30 организациями, обеспечивающими до 22 процентов отраслевой выручки.
Крупнейшие организации отрасли расположены в Центральном, Приволжском, Северо-Западном, Уральском, Сибирском, Южном, Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах (в порядке уменьшения концентрации организаций).
Особое место в структуре отрасли занимают организации микроэлектронной промышленности, представленные 10 организациями, осуществляющими серийное производство микроэлектроники, и 65 дизайн-центрами, осуществляющими работы по проектированию и созданию микроэлектронной продукции, обладающими необходимыми кадрами, оборудованием и технологиями.
Основными производителями микроэлектронной продукции национального уровня являются организации Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех".
Электронная промышленность за период 2008-2018 годов показала положительную динамику развития за счет успешной реализации основных мероприятий Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года, в том числе государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности".
Благодаря бюджетной поддержке обеспечено технологическое обновление почти 340 организаций, созданы новые дизайн-центры, сохранены и развиваются научно-технологические компетенции.
В период 2008-2018 годов ряд показателей развития отрасли имели положительную динамику:
объем выручки организаций отрасли составил 1868 млрд. рублей;
доля гражданской продукции в общем объеме производства промышленной продукции (по выручке) составила 50,3 процента;
доля гражданской электронной продукции, произведенной российскими организациями отрасли, в общем объеме внутреннего рынка электроники (по выручке) составила 31 процент;
доля электронной продукции, произведенной российскими организациями отрасли, в общем объеме внутреннего рынка электроники (по выручке) достигла 50,8 процента;
выработка продукции на 1 сотрудника составила 4,8 млн. рублей;
объем экспорта российской электронной продукции составил 4160 млн. долларов США (рост в 4,4 раза по отношению к аналогичному показателю по результатам 2008 года);
производительность труда производственного персонала увеличилась в 4,3 раза, отраслевая выручка - в 5,6 раза по отношению к аналогичным показателям по результатам 2008 года.
Общее количество сотрудников организаций отрасли составляет около 290 тыс. человек. Средний возраст работников отрасли составляет 45-50 лет. При этом характерна низкая доля специалистов среднего возраста.
Динамика общей численности работников отрасли характеризуется стабильным ростом. Среднесписочная численность персонала в 2018 году превысила значение 2008 года на 6,6 процента. Наблюдается рост доли научного персонала.
Уровень оплаты труда сотрудников организаций отрасли с 2008 по 2018 год вырос в 2,9 раза.
Серьезной кадровой проблемой отрасли является неполное соответствие профессиональных компетенций работников предъявляемым квалификационным требованиям.
Созданный научно-технологический задел, в том числе по направлениям нано- и микроэлектроники, СВЧ-электроники, радиационно-стойких компонентов, оптоэлектроники и фотоники в основном соответствует предъявляемым требованиям и ориентирован на оборонно-промышленный и атомный энергопромышленный комплексы, а также ракетно-космическую промышленность.
Имеется значительный потенциал роста и в гражданской электронике, прежде всего в части СВЧ-приборов. На технологическом уровне 130 нм и более разрабатывается порядка 65 процентов общего объема выпускаемой продукции.