Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПРИКАЗ

от 2 апреля 2020 года N 17н

Об утверждении Особенностей ведения централизованного бухгалтерского учета


На основании пункта 3 Общих требований к передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1890 (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30 декабря 2019 г.), пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2020 г. N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений" (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18 февраля 2020 г.), пункта 14 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46517; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2 мая 2017 г.)

приказываю:

Утвердить в целях формирования единой учетной политики при централизации учета прилагаемые Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений), в отношении которых Федеральное казначейство (его территориальные органы, подведомственное казенное учреждение) осуществляют полномочия по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы.

Руководитель
Р.Е.Артюхин

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
30 апреля 2020 года,
регистрационный N 58253           

     

     УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федерального казначейства
от 2 апреля 2020 года N 17н

     

Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений), в отношении которых Федеральное казначейство (его территориальные органы, подведомственное казенное учреждение) осуществляют полномочия по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы

     

1. Общие положения


Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) (далее - субъектов централизованного учета*), в отношении которых Федеральное казначейство (далее - уполномоченный орган*), его территориальные органы, федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее - уполномоченные организации*) осуществляют централизуемые полномочия* (далее - Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета), определяют в рамках единой учетной политики при централизации учета и в соответствии с требованиями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46517) (далее - Приказ 256н), иными федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов и единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (далее - нормативные правовые акты, регулирующие ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности) основные способы ведения бухгалтерского учета совершаемых субъектами централизованного учета фактов хозяйственной жизни, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов централизованного учета, методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности, порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты, в том числе предельную дату представления первичных учетных документов для раскрытия данных о событиях после отчетной даты в учете и (или) в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также иные способы ведения бухгалтерского учета.

________________

* Термины используются в значениях, определенных в Общих требованиях к передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1890 (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30 декабря 2019 г.).


Порядок взаимодействия уполномоченных организаций при проведении субъектами централизованного учета инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств и иных объектов бухгалтерского учета, а также правила документооборота и технология обработки учетной информации определены приказом Федерального казначейства от 31 декабря 2019 г. N 41н "Об утверждении Графика документооборота при централизации учета" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 января 2020 г., регистрационный номер 57255). Порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств и иных объектов бухгалтерского учета устанавливается субъектами централизованного учета. Участие сотрудников уполномоченных организаций в инвентаризационных и рабочих инвентаризационных комиссиях не требуется.

Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета применяются последовательно из года в год.

Внесение изменений в Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета производится в порядке, предусмотренном разделом 11 настоящего документа.

2. Основные способы ведения бухгалтерского учета


Регистры бухгалтерского учета, иные документы бухгалтерского учета, применяемые уполномоченными организациями для ведения централизованного бухгалтерского учета, по которым нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бюджетного учета, формирования бюджетной отчетности, не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов, устанавливаются уполномоченным органом, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета, формирования бюджетной отчетности.

Первичные учетные документы, составленные на иностранном языке, должны иметь построчный перевод на русский язык, осуществляемый сотрудником субъекта централизованного учета, определенным приказом субъекта централизованного учета либо сторонним специалистом, привлеченным субъектом централизованного учета на договорной основе, либо самостоятельно лицом, предоставившим документ (под его ответственность за корректность данного перевода).

Формирование регистров бухгалтерского учета осуществляется в форме электронного документа (регистра) ежемесячно с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи в соответствии со следующей нумерацией и детализацией регистров бухгалтерского учета:

N 1 Журнал операций по счету "Касса";

N 2 Журнал операций с безналичными денежными средствами;

N 3 Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;

N 4 Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

N 5 Журнал операций расчетов с дебиторами по доходами;

N 6 Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиями*;

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

N 7 Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

N 8 Журнал по прочим операциям.

Главная книга (ф.0504072) формируется отдельно по каждому субъекту централизованного учета. В случае если субъект централизованного учета осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по распределяемым доходам с кодом элемента, отличным от элемента бюджета 01 "федеральный бюджет", формирование Главной книги (ф.0504072) осуществляется по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Формирование копий регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, сформированных в форме электронных документов, на бумажном носителе (образов электронных документов на бумажном носителе) осуществляется, в случае отсутствия возможности их хранения в виде электронных документов и (или) необходимости обеспечения хранения таких документов на бумажном носителе, по истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) и после сдачи отчетности.

Учет расчетов с дебиторами и кредиторами ведется на основании предъявленных к оплате счетов, накладных, актов выполненных работ и других первичных учетных документов.

Первичные учетные документы, выставленные поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в последний рабочий день отчетного периода, но поступившие от субъекта централизованного учета в месяце, следующем за отчетным:

- за 5 и более рабочих дней до даты представления отчетности - отражаются предыдущим месяцем;

- менее 5 рабочих дней до даты представления отчетности - отражаются месяцем их поступления.

Первичные учетные документы, выставленные поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в последний рабочий день отчетного года, но поступившие от субъекта централизованного учета в году, следующем за отчетным:

- за 10 и более рабочих дней до даты представления отчетности - отражаются предыдущим месяцем;

- менее 10 рабочих дней до даты представления отчетности - отражаются месяцем их поступления.

Уполномоченные организации обеспечивают хранение представленных (сформированных) первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета в соответствии с приказом Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 г. N 236 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 февраля 2020 г., регистрационный номер 57449).

3. Учет нефинансовых активов


Классификация объектов бухгалтерского учета в виде операций, возникающих при получении (передаче) во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования объектов имущества, признаваемых для целей бухгалтерского учета объектами учета аренды, либо объектами основных средств, а также оценка указанных объектов бухгалтерского учета, осуществляется на дату принятия субъектом централизованного учета обязательств в отношении основных условий пользования и содержания имущества, предусмотренных договором.

В целях отражения в бухгалтерском учете объектов учета операционной аренды по договору аренды, заключенному на неопределенный срок, следует полагаться на принцип допущения непрерывности деятельности субъекта централизованного учета, принимая во внимание период бюджетного цикла 3 года, и размер арендных платежей, указанный в договоре аренды.

В случае передачи части объекта имущества в пользование, стоимость передаваемой части рассчитывается пропорционально его площади и отражается на соответствующих забалансовых счетах утвержденного Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета.

3.1. Учет объектов основных средств

     

3.1.1. Структура кодовых обозначений инвентарного номера объекта основных средств


Каждому инвентарному объекту основных средств (группе объектов) в момент принятия к бухгалтерскому учету уполномоченной организацией присваивается инвентарный порядковый номер (далее - инвентарный номер объекта основных средств). Инвентарный номер объекта основных средств (группы объектов) состоит из пятнадцати знаков, определяемых последовательно по мере принятия к учету объектов основных средств:

ХХХ.Х.Х.ХХХХХХ.ХХХХ

- в 1-3 разрядах - код субъекта централизованного учета, соответствующий коду главного распорядителя средств федерального бюджета;

- в 4 разряде - код синтетической группы инвентарного объекта основных средств по счету 101 "Основные средства" - "1" - "Основные средства";

- в 5 разряде - код вида инвентарного номера:

"1" - индивидуальный инвентарный объект - отражается при формировании инвентарного номера индивидуального объекта;

"2" - групповой инвентарный объект - отражается при формировании инвентарного номера группы объектов;

"3" - комплекс объектов - отражается при формировании инвентарного номера объекта, признаваемого для целей бухгалтерского учета комплексом объектов;

- в 6-11 разрядах - порядковый номер инвентарного объекта (000001, 000002 и т.д.);

- в 12-15 разрядах - внутренний групповой инвентарный номер (0001, 0002 и т.д.). Для индивидуального инвентарного объекта указывается 0000.

Инвентарный номер объекта основных средств, принятого к бухгалтерскому учету до передачи централизуемых полномочий субъекта централизованного учета, после миграции базы данных не изменяется.

3.1.2. Принятие к учету инвентарных объектов основных средств


Принятие к учету объектов основных средств (выбытие из учета объектов основных средств) осуществляется уполномоченной организацией на основании решения Комиссии по поступлению и выбытию активов и обязательств субъекта централизованного учета (далее - Решение Комиссии).

Решения Комиссии об отнесении основных средств к категории активов или не активов, принятые по итогам проведения инвентаризации в целях подтверждения показателей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, так и в течение календарного года, а также в случае изменения целевой функции объектов основных средств, принимаются к отражению в учете в соответствии с утвержденным Графиком документооборота.

Принятие к учету основных средств, по факту документального подтверждения их приобретения согласно условиям государственных контрактов (договоров), осуществляется на основании Решения Комиссии о принятии объекта основных средств в состав активов субъекта централизованного учета. При этом формирование дополнительных документов, в частности Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101), Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (форма 0504207), в этом случае не требуется.

При наличии в документах поставщика информации о стоимости составных частей объекта основных средств, такая информация отражается в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (форма 0504031).

Стоимость расходов, связанных с приобретением, а также услуг по доставке объектов основных средств, распределяется пропорционально стоимости видов объектов основных средств.

Справедливая стоимость объектов основных средств определяется методом рыночных цен.

Выдача в эксплуатацию объектов движимого имущества, являющихся основными средствами, стоимостью до 10000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, оформляется Ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210). Ведомость утверждается уполномоченными лицами субъекта централизованного учета и служит основанием для списания объектов основных средств стоимостью до 10000 рублей включительно с балансового учета, с одновременным отражением на счетах забалансового учета по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта.

Объекты основных средств, по которым Комиссией по поступлению и выбытию активов субъекта централизованного учета (далее - Комиссия) установлена неэффективность дальнейшей эксплуатации, ремонта, восстановления (несоответствие критериям актива), подлежат отражению на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" до дальнейшего определения функционального назначения указанного имущества (вовлечения в хозяйственный оборот, продажи или списания) в условной оценке 1 объект 1 рубль.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»