Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 8 апреля 2020 года N 927-р

[Об утверждении индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020-2024 годы]



1. Утвердить прилагаемую индивидуальную программу социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020-2024 годы (далее - индивидуальная программа).

2. Считать реализацию мероприятий индивидуальной программы приоритетной задачей общегосударственного значения.

3. Финансовое обеспечение мероприятий индивидуальной программы осуществляется федеральными органами исполнительной власти, участвующими в реализации мероприятий индивидуальной программы, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Финансирование мероприятий индивидуальной программы осуществляется также за счет внебюджетных источников.

4. Федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации мероприятий индивидуальной программы:

совместно с Минфином России и Минстроем России при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы в приоритетном порядке при условии своевременного представления Правительством Республики Марий Эл необходимой документации и обосновывающих материалов;

обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;

обеспечить взаимодействие с Правительством Республики Марий Эл по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы;

представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минстрой России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.

5. Минстрою России представлять ежеквартально, до 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.

6. Минэкономразвития России представлять ежегодно, до 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.

7. Минкомсвязи России оказывать содействие Правительству Республики Марий Эл в освещении информации о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы в государственных средствах массовой информации.

8. Рекомендовать Правительству Республики Марий Эл:

предусматривать в бюджете Республики Марий Эл необходимые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы;

обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;

представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минстрой России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.

9. Рекомендовать организациям, участвующим в реализации мероприятий индивидуальной программы:

обеспечить взаимодействие с Правительством Республики Марий Эл по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы;

предусматривать при разработке (корректировке) программ, реализуемых за счет средств организаций, мероприятия индивидуальной программы и их финансирование;

представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минстрой России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.

10. По итогам реализации в 2024 году мероприятий индивидуальной программы рассмотреть возможность продления периода реализации индивидуальной программы на 2025-2027 годы с уточнением ее мероприятий и объемов финансирования до 5 млрд. рублей.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 8 апреля 2020 года N 927-р



Индивидуальная программа социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020-2024 годы



I. Общие положения. Текущее состояние


Республика Марий Эл располагается в центре европейской части Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа и является частью Волго-Вятского экономического района. На севере и востоке граничит с Кировской областью, на юго-востоке - с Республикой Татарстан, на юго-западе - с Чувашской Республикой, на западе - с Нижегородской областью.

В Республике Марий Эл проживает 679,4 тыс. человек, из которых 67 процентов - городское население, 33 процента - сельское население (25,6 процента - в среднем по Российской Федерации). Около 40 процентов населения проживает в г.Йошкар-Оле. Плотность населения - 29,1 чел. на кв.км (38-е место по Российской Федерации).

Республика Марий Эл находится в зоне с умеренно континентальным климатом, на границе лесной и лесостепной природных зон. Более 50 процентов территории Республики Марий Эл занимают леса.

Республика Марий Эл не располагает запасами углеводородного сырья и природных ископаемых, пригодных для производства экспортно ориентированной продукции.

Минерально-сырьевой комплекс Республики Марий Эл представлен карбонатными породами, песками, глинами и суглинками, торфом и сапропелем, а также пресными и минеральными подземными водами. Твердые полезные ископаемые преимущественно используются для производства строительных материалов и в сельском хозяйстве, подземные воды - для питьевого и технологического обеспечения населенных пунктов и предприятий, а также для лечебных целей.

Демографическая ситуация в 2017-2018 годах характеризуется естественной и миграционной убылью населения, что ведет к снижению численности постоянного населения. Изменилась возрастная структура населения. Сократилась численность женщин наиболее активного репродуктивного возраста и увеличилась численность пожилого населения. Изменение возрастной структуры населения подтверждается данными статистики на 1 января 2019 г. Численность населения моложе трудоспособного возраста увеличилась по сравнению с 1 января 2010 г. на 17 процентов, трудоспособного возраста снизилась на 17,2 процента, старше трудоспособного возраста возросла на 26,8 процента.

Кроме того, прослеживается дальнейший рост численности городского населения и главным образом его приток в г.Йошкар-Олу. В сельских населенных пунктах Республики Марий Эл отмечается снижение численности населения в преобладающей части за счет миграционного оттока молодежи.

Республика Марий Эл характеризуется низким уровнем социально-экономического развития. По показателю валового регионального продукта на душу населения в 2018 году Республика Марий Эл занимала 63 место среди субъектов Российской Федерации, его значение составляло 260,8 тыс. рублей, что в 2,2 раза меньше среднего значения по Российской Федерации (578,7 тыс. рублей).

Экономика Республики Марий Эл имеет индустриально-аграрную направленность, доля промышленности в валовом региональном продукте Республики Марий Эл составляет 36 процентов, сельского хозяйства - 15,9 процента, торговли - 9,7 процента, транспорта и связи - 7,7 процента, строительства - 3,7 процента, прочих отраслей - 27 процентов.

Республика Марий Эл относится к субъектам Российской Федерации с низким уровнем жизни населения и развития инфраструктуры социальной сферы.

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, установленной в Республике Марий Эл, за 2018 год составила 20,4 процента (в среднем по Российской Федерации - 12,6 процента), уровень среднемесячной заработной платы работающих составил 28,1 тыс. рублей (в среднем по Российской Федерации - 43,7 тыс. рублей), среднедушевые денежные доходы населения 19,8 тыс. рублей (в среднем по Российской Федерации - 33,2 тыс. рублей).

Учитывая социально-демографические особенности, производственный потенциал региона, состояние инфраструктуры и собственные доходы бюджета Республики Марий Эл в настоящее время, финансовых ресурсов для решения этих проблем недостаточно.

В структуре доходов бюджета Республики Марий Эл из 35,8 млрд. рублей собственные доходы составляют 20,1 млрд. рублей, или 56,1 процента, и соответственно безвозмездные поступления 15,7 млрд. рублей, или 43,9 процента.

II. Социально-экономическое развитие Республики Марий Эл

1. Экономический и инвестиционный потенциал


Республика Марий Эл относится к субъектам Российской Федерации с низким уровнем экономического развития, что характеризуется недостаточно развитой и энергоемкой экономикой:

валовый региональный продукт на душу населения в 2018 году составил 260,8 тыс. рублей, что в 2,2 раза меньше среднего значения по Российской Федерации (578,7 тыс. рублей);

энергоемкость валового регионального продукта в 2017 году составила 147,81 килограмма условного топлива на 10 тыс. рублей (в среднем по Российской Федерации - 122,86 тыс. рублей);

существуют высокие тарифы на электрическую энергию.

В Республике Марий Эл тарифы на электрическую энергию для потребителей, не относящихся к населению, остаются одними из самых высоких в стране, что приводит к дополнительным бюджетным затратам, снижению конкурентоспособности региона и объемов потребления электрической энергии, оттоку инвестиций.

Рост цен на электрическую энергию ведет к снижению объемов ее потребления, а снижение объемов - к росту цен на электрическую энергию.

Основной причиной высоких цен на электрическую энергию в Республике Марий Эл является структура баланса электрической энергии. Доля полезного отпуска электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей в общем объеме котлового полезного отпуска составляет 34,5 процента (в 2012 году - 20 процентов). Значение данного показателя при ежегодном его росте является максимальным среди регионов Приволжского федерального округа и одним из наибольших в России.

Высокие тарифы на электрическую энергию являются одним из основных барьеров в развитии инфраструктуры и инвестиционной привлекательности региона, сложившаяся ситуация ведет не только к дополнительным бюджетным расходам, но и к риску ухода эффективно работающих предприятий в соседние регионы.

Отмечается также:

низкий уровень инвестиционной активности. Инвестиции в основной капитал на душу населения в 2018 году составили 40,1 тыс. рублей, что в 3 раза меньше среднего значения по Российской Федерации (121,1 тыс. рублей), доля инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту составила 15,4 процента, что в 1,36 раза ниже среднего значения показателя по Российской Федерации;

невысокая конкурентоспособность промышленности. Объем отгруженной промышленной продукции на душу населения за 2018 год составил 257,5 тыс. рублей, что в 1,9 раза меньше среднего значения по Российской Федерации (478,5 тыс. рублей);

недостаточная активность малого и среднего предпринимательства, выражающаяся в том, что количество субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, составило 311 единиц на 10000 человек населения в 2018 году, что на 24,3 процента ниже, чем в среднем по Российской Федерации.

2. Сбалансированность бюджета


В период с 2004 по 2016 год в Республике Марий Эл наблюдалась негативная тенденция ежегодного увеличения государственного долга. По состоянию на 1 января 2017 г. государственный долг Республики Марий Эл составлял 13,5 млрд. рублей, или 101 процент налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Марий Эл.

Начиная с 2017 года благодаря проводимой в Республике Марий Эл ответственной долговой политике объем государственного долга ежегодно сокращается.

На 1 января 2019 г. объем государственного долга составил 13,3 млрд. рублей. До конца текущего года государственный долг Республики Марий Эл будет снижен на 1,3 млрд. рублей и на 1 января 2020 г. составил 12 млрд. рублей, в том числе по бюджетным кредитам - 5,3 млрд. рублей (44 процента объема государственного долга), по рыночным заимствованиям - 6,7 млрд. рублей (56 процентов объема государственного долга).

По прогнозам, до 2024 года в целях недопущения роста долговой нагрузки по рыночным обязательствам государственный долг должен быть снижен еще на 2,4 млрд. рублей и составить 9,6 млрд. рублей.

В 2020 году общая сумма погашения долговых обязательств составит 4,5 млрд. рублей, в том числе 0,5 млрд. рублей бюджетных кредитов и 4 млрд. рублей рыночных заимствований.

Учитывая ежегодное плановое погашение задолженности по бюджетным кредитам, а также отсутствие планов Министерства финансов Российской Федерации по предоставлению регионам бюджетных кредитов из федерального бюджета, доля бюджетных кредитов в структуре долга Республики Марий Эл будет ежегодно сокращаться. По прогнозам, к концу 2024 года структура государственного долга почти полностью будет состоять из рыночных долговых обязательств (97 процентов), доля бюджетных кредитов в объеме государственного долга не превысит 3 процентов.

Такое изменение структуры государственного долга повлечет увеличение расходов на его обслуживание (план по расходам на обслуживание государственного долга Республики Марий Эл на 2019 год составляет 778,1 млн. рублей).

Исполнение консолидированного бюджета Республики Марий Эл осложняет значительный объем кредиторской задолженности, накопленной в период до 2017 года. В I квартале 2017 г. произошло резкое увеличение кредиторской задолженности в связи с отражением на балансовых счетах ранее не учтенной (скрытой) задолженности по бюджетным инвестициям.

Общий объем кредиторской задолженности по расходам Республики Марий Эл на 1 января 2018 г. составлял 4,5 млрд. рублей, в том числе просроченной - 2,5 млрд. рублей.

В результате проделанной работы за 2018 год и истекший период 2019 года удалось снизить объем просроченной кредиторской задолженности на 1,3 млрд. рублей, или на 47 процентов.

Тем не менее размер просроченной кредиторской задолженности по-прежнему остается высокий. По оперативным данным, на 1 октября 2019 г. объем просроченной задолженности по бюджетным обязательствам составил 1,2 млрд. рублей.

В бюджете Республики Марий Эл на 2019 год средства на погашение кредиторской задолженности не предусмотрены. Погашение происходит за счет лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на текущие расходы бюджета, что снижает обеспеченность финансовыми ресурсами текущей деятельности и потенциально может привести к росту просроченной кредиторской задолженности.

В случае непогашения Республикой Марий Эл кредиторской задолженности взыскатель воспользуется правом на судебную защиту, что повлечет дополнительные отвлечения средств бюджета Республики Марий Эл на оплату судебных издержек, а также штрафов и пеней. Так, в 2018 году дополнительные расходы бюджета Республики Марий Эл (неустойка, проценты, судебные расходы) составили 13,8 млн. рублей.

3. Транспортная доступность и высокий износ дорожной сети


Большая доля автомобильных дорог не соответствует нормативным требованиям.

В период с 2009 по 2018 год в Республике Марий Эл проводилась диагностика с целью оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог республиканского значения. По данным диагностики, только 44,3 км (1,45 процента) имеют нормативное состояние.

Требуют ремонта, капитального ремонта или реконструкции 2967,3 км (97,4 процента) автомобильных дорог Республики Марий Эл.

Ввиду изношенности инфраструктуры аэропорта Йошкар-Ола он включен в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2016 г. N 726-р в перечень аэропортов федерального значения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»