ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 июня 2020 года N 1582-р

[Об утверждении Программы развития угольной промышленности России на период до 2035 года]

(с изменениями на 13 октября 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2022 года N 1817 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.10.2022, N 0001202210170035).

____________________________________________________________________



1. Утвердить прилагаемую Программу развития угольной промышленности России на период до 2035 года (далее - Программа).

2. Минэнерго России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и организаций осуществлять мониторинг реализации Программы и ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным периодом, представлять в Минэкономразвития России доклад о ходе ее реализации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации".

(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 октября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2022 года N 1817. - См. предыдущую редакцию)

3. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции при формировании региональных программ социально-экономического развития предусматривать меры по реализации мероприятий, предусмотренных Программой.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 октября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2022 года N 1817. - См. предыдущую редакцию)

4. Признать утратившими силу:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. 1099-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 27, ст.3786);

пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2019 г. N 635-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 15, ст.1803).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 13 июня 2020 года N 1582-р

     

Программа развития угольной промышленности России на период до 2035 года

(с изменениями на 13 октября 2022 года)


I. Общие положения


Программа развития угольной промышленности России на период до 2035 года (далее - Программа) определяет цель, задачи и мероприятия государственной политики в угольной отрасли на период до 2035 года.

Правовую основу Программы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Программа разработана в рамках актуализации Программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. N 1099-р, и предусматривает уточнение спроса на российский уголь на внешнем и внутреннем рынках с учетом возможностей отрасли по увеличению объемов добычи угля, рентабельности продаж угольной продукции и инфраструктурных ограничений по экспортным поставкам.

Программа обеспечивает реализацию в угольной промышленности России положений:

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;

Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";

Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы";

Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";

Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. N 2914-р;

Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г. и от 20 февраля 2019 г.;

Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. N 216 "Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации".

При разработке Программы учтены:

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р;

Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. N 877-р;

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р;

Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года (одобрена Морской коллегией при Правительстве Российской Федерации 28 сентября 2012 г.);

Прогноз научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса России на период до 2035 года, утвержденный Министерством энергетики Российской Федерации 14 октября 2016 г.;

Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2017 г. N 1209-р;

комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. N 2101-р;

долгосрочная программа развития федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" (2017-2025 годы), утвержденная распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 9 августа 2019 г. N ЮЦ-344-р;

долгосрочная программа развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. N 466-р;

проект Энергетической стратегии России на период до 2035 года, разработанный Министерством энергетики Российской Федерации, а также другие документы стратегического планирования Российской Федерации.

При разработке Программы учитывались сценарные условия функционирования экономики России и основные параметры долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, разработанного в 2018 году Министерством экономического развития Российской Федерации.

Реализация Программы предусматривает выполнение мероприятий на основе консолидации усилий законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, научного, научно-образовательного и предпринимательского сообщества по формированию благоприятного правового, инвестиционного и делового климата.

II. Состояние и проблемы развития угольной промышленности

1. Современное состояние


Угольная промышленность, обладая значительными разведанными и прогнозными запасами угля, имеет все возможности для эффективного их извлечения и использования в целях стабильного обеспечения внутренних потребностей в угольной продукции и развития экспортных поставок.

Отрасль одна из первых в топливно-энергетическом комплексе России после проведенных структурных преобразований полностью адаптирована к рынку, производство и реализация продукции отрасли осуществляются частными предприятиями в условиях рыночного ценообразования, финансирование инвестиционных проектов осуществляется за счет собственных и привлеченных средств (около одной третьей общего объема инвестиций).

Последние 10 лет стали для угольной промышленности этапом стабильного развития, который совпал с восстановительным ростом экономики страны. За этот период объем добычи российского угля вырос более чем в 1,3 раза и в настоящее время превышает уровень 440 млн. тонн в год, в 2,5 раза (в текущих ценах) вырос объем инвестиций в основной капитал угольных предприятий, введено 297 млн. тонн новых мощностей по добыче угля.

За эти годы продолжилось развитие традиционных центров угледобычи - Кузнецкого, Канско-Ачинского, Горловского и Минусинского бассейнов, а также освоение угольных месторождений в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской Федерации. Так, например:

в Республике Хакасия ведется расширение промышленного освоения Бейского каменноугольного месторождения, обустройство железнодорожной инфраструктуры необщего пользования, связывающей угледобывающие предприятия Бейского каменноугольного месторождения с Транссибирской магистралью;

в Республике Саха (Якутия) ведется промышленное освоение Эльгинского месторождения, обустройство железной дороги, связывающей Эльгинский разрез с Байкало-Амурской магистралью, строятся объекты Инаглинского и Денисовского горно-обогатительных комбинатов, началась подготовка к освоению Кабактинского месторождения;

в Забайкальском крае началось промышленное освоение Апсатского месторождения;

в Хабаровском крае ведутся модернизация и расширение Ургальского угольного комплекса с формированием необходимой инфраструктуры;

в Республике Тыва началось освоение месторождений Улуг-Хемского угольного бассейна, в том числе:

Элегестского месторождения коксующегося угля, включая строительство железной дороги Элегест - Кызыл - Курагино с выходом на Транссибирскую магистраль и Байкало-Амурскую магистраль;

Межегейского месторождения каменного угля;

участка "Центральный" Западной части Улуг-Хемского угольного бассейна;

Каа-Хемского и Чаданского месторождений угля;

в Амурской области намечается масштабное освоение Ерковецкого буроугольного месторождения, а также Огоджинского и Сугодинского месторождений каменного угля Гербикано-Огоджинской угленосной площади со строительством железнодорожного пути Огоджа - Февральск;

на севере Красноярского края в Таймырском угольном бассейне начинается разработка Малолемберовского и Нижнелемберовского месторождений антрацитов;

на юго-востоке Чукотского автономного округа на побережье Берингова моря в Беринговском угольном бассейне начато промышленное освоение Верхне-Алькатваамского и Амаамского месторождений каменного угля в целях экспортных поставок, развитие традиционного центра угледобычи в Анадырском буроугольном месторождении в целях обеспечения внутренних потребностей Чукотки в угольной продукции.

С целью обеспечения благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности и поддержки создания новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири:

в 2013 году принят Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации" (предусматривает обнуление налога на прибыль, перечисляемого в федеральный бюджет сроком на 10 налоговых периодов, возможность устанавливать пониженную ставку налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, обнуление ставки налога на добычу полезных ископаемых до начала применения нулевой ставки по налогу на прибыль и в течение первых 24 периодов после обнуления ставки налога на добычу полезных ископаемых);

создана территория опережающего социально-экономического развития "Южная Якутия" на территории муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия), которая базируется на двух инвестиционных проектах - строительство шахты "Восточная Денисовская" и обогатительной фабрики по производству угольного концентрата и строительство горно-обогатительного комбината "Инаглинский" по добыче угля и производству угольного концентрата (резиденты этой территории опережающего социально-экономического развития пользуются соответствующими налоговыми льготами до 2027 года, в том числе нулевой ставкой по налогу на прибыль в 2018-2022 годах и пониженными ставками страховых взносов);

создана территория опережающего социально-экономического развития "Чукотка" в Чукотском автономном округе, где общество с ограниченной ответственностью "Берингпромуголь" является резидентом;

с 2019 года комплексный инвестиционный проект развития угледобычи и углеобогащения акционерного общества "Ургалуголь" в Хабаровском крае получил государственную поддержку в части создания необходимых объектов инфраструктуры (строительство технологической автодороги, железнодорожных путей, мостов, электросетей);

в 2018 году в целях ускорения освоения в Республике Тыва месторождений Улуг-Хемского угольного бассейна принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2018 г. N 687-р о заключении с акционерным обществом "Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация "Кызыл-Курагино" концессионного соглашения на финансирование, создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожной линии Элегест - Кызыл - Курагино.

Собственники угольных активов участвуют в строительстве новых и наращивании действующих мощностей угольных терминалов в российских портах Дальнего Востока (Восточный, Ванино (включая инвестиционный проект "Увеличение мощности перевалки акционерного общества "Дальтрансуголь" до 40 млн. тонн в год"), Посьет, порт Вера, Шахтерск), в Азово-Черноморском бассейне (порт Тамань), в Арктическом бассейне (строительство угольных терминалов в устье реки Лавны, на мысе Чайка, в морском порту Диксон).

С 2016 года предоставление в пользование участков недр осуществляется в соответствии с Программой лицензирования угольных месторождений на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 декабря 2016 г. N 639, которая учитывает потребности рынка в угольных ресурсах и особенности угледобывающих регионов.

В угольных бассейнах ведется оптимизация шахтного и карьерного фондов с ликвидацией неэффективных угледобывающих мощностей, в том числе с 2015 года реализуется Комплексная программа поэтапной ликвидации убыточных шахт, расположенных на территориях городов Прокопьевска, Киселевска, Анжеро-Судженска, и переселения жителей с подработанных территорий. Осуществляется ликвидация шахт "Алмазная" и "Гуковская" в Ростовской области, шахты "Интинская" в Республике Коми и разреза "Коркинский" в Челябинской области.

Завершается реализация комплекса мер по реструктуризации угольной промышленности России, осуществляемых за счет средств федерального бюджета. За период 1994-2018 годов было закрыто 188 шахт и 15 разрезов, ликвидировано более 5000 километров горных выработок, снесено 5247 зданий и сооружений в объеме 15,2 млн. куб. метров, рекультивировано 6786,8 тыс. гектаров нарушенных земель, потушены и ликвидированы пожары на 65 породных отвалах и 7 пожаров в подземных выработках, построено 54 водоотливных комплекса и 12 очистных сооружений шахтных вод, отремонтирован 61 объект, пострадавший от ведения горных работ, выполнены 84 мероприятия по обеспечению защиты от затопления смежных действующих шахт, питьевых источников от загрязнения и подтопления объектов земной поверхности шахтными водами. Переселено из ветхого аварийного жилья 42673 семьи, реконструировано и построено почти 800 объектов социальной инфраструктуры. Осуществляется мониторинг экологических последствий ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов в 11 регионах России, включая мероприятия по оперативной ликвидации провалов земной поверхности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»