ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 3 сентября 2020 года N БС-4-21/14258@
Об информационной кампании по тематике исполнения налоговых уведомлений, направленных в 2020 году
В связи с началом массового направления налоговых уведомлений в 2020 г. УФНС России по субъектам Российской Федерации поручается:
1) в период с 01.10 по 30.12.2020 провести публичную информационную кампанию по тематике исполнения налоговых уведомлений, направленных в 2020 г. (далее - информационная кампания);
2) информационную кампанию организовать в соответствии с приказом ФНС России от 11.05.2016 N СА-7-17/320@ "Об утверждении порядка организации и проведения информационных кампаний для налогоплательщиков в территориальных налоговых органах" и письмом ФНС России от 18.08.2020 N ВД-4-19/13259@ "О проведении информационной кампании".
Типовой (рекомендуемый) план проведения информационной кампании прилагается (приложение N 1);
3) при проведении информационной кампании использовать рекомендуемые разъяснительные (типовые) материалы, дополненные с учетом региональных условий, касающихся налогообложения имущества (приложение N 2);
4) о результатах информационной кампании представить отчет (приложение N 3). Отчет формируется нарастающим итогом и представляется по СЭД в Управление налогообложения имущества - не позднее 01.11.2020 и 15.01.2021 с пометкой в теме сообщения "ОТЧЕТ ПО ИНФО КАМПАНИИ".
Руководителям (и.о. руководителя) УФНС России по субъектам Российской Федерации необходимо под личную ответственность обеспечить проведение информационной кампании.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.Бондарчук
Типовой (рекомендуемый) план проведения информационной кампании по исполнению налоговых уведомлений в 2020 году
N п/п | Наименование мероприятия | Форма реализации | Сроки реализации мероприятия |
1. | Утверждение приказом УФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - УФНС) детального плана мероприятий в рамках публичной информационной кампании по исполнению налоговых уведомлений в 2020 году (далее - информационная кампания) | Приказ УФНС | Не позднее 01.10.2020 |
2. | Обеспечение размещения в региональных, местных печатных и электронных СМИ информационных сообщений (интервью, новостных лент и т.п.) по вопросам уплаты имущественных налогов физическими лицами в 2020 году (в т.ч. о сроках уплаты налогов, порядке предоставления налоговых льгот, об особенностях налогообложения имущества отдельных видов) | Размещение публикаций в СМИ | Не менее 3 публикаций от каждого подведомственного УФНС налогового органа (далее - ТНО) |
3 | Трансляция в местах массового посещения (торговые центры, МФЦ и т.п.) напоминания об обязанности уплаты имущественных налогов физическими лицами в 2020 году (по согласованию) | Организация мероприятий каждым ТНО | В период проведения информационной кампании |
4. | Размещение в помещениях для приема налогоплательщиков в ТНО, в администрациях муниципальных образований (по согласованию), МФЦ информационных материалов, информационных роликов | В период проведения информационной кампании | |
5. | Сбор, обобщение и анализ информации о результатах проведения информационной кампании и направление в Управление налогообложения имущества отчета | Отчеты | Не позднее 01.11.2020, 15.01.2021 |
Рекомендуемые разъяснительные (типовые) материалы для проведения публичной информационной кампании по тематике исполнения налоговых уведомлений, направленных в 2020 году
1. Что такое налоговое уведомление и как его исполнить
Обязанность по ежегодному исчислению для налогоплательщиков - физических лиц транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц и НДФЛ (в отношении ряда доходов, по которым налоговый агент не удержал сумму НДФЛ) возложена на налоговые органы (ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - НК РФ).
В связи с этим налоговые органы не позднее 30 дней до наступления срока платежа по вышеперечисленным налогам направляют налогоплательщикам - физическим лицам налоговые уведомления для уплаты налогов.
Форма налогового уведомления утверждена приказом ФНС России от 07.09.2016 N ММВ-7-11/477@ (с изменениями) и включает сведения для оплаты указанных в нем налогов (QR-код, штрих-код, УИН, банковские реквизиты платежа).
Налоги, подлежащие уплате физическими лицами в отношении принадлежащих им объектов недвижимого имущества и транспортных средств, исчисляются не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть передано/направлено физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю):
- лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (форма заявления утверждена приказом ФНС России от 11.11.2019 N ММВ-7-21/560@);
- по почте заказным письмом (при этом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма);
- в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (для физических лиц, получивших доступ к личному кабинету налогоплательщика). При этом налоговое уведомление не дублируется почтовым сообщением, за исключением случаев получения от пользователя личного кабинета налогоплательщика уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе (форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 12.02.2018 N ММВ-7-17/87@).
Налоговое уведомление за налоговый период 2019 года должно быть исполнено (налоги в нём оплачены) не позднее 1 декабря 2020 года.
2. Основные изменения в налогообложении имущества физических лиц с 2020 года
Налоговые уведомления, направленные в 2020 году, содержат расчет имущественных налогов за налоговый период 2019 года. При этом по сравнению с предыдущим налоговым периодом произошли следующие основные изменения:
1) по транспортному налогу
- отменен налоговый вычет по налогу в размере платы за вред, который дорогам федерального значения причиняют большегрузы - автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12 т (ч.4 ст.2 Федерального закона от 03.07.2016 N 249-ФЗ);
- введен беззаявительный порядок предоставления льгот: если физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу, не представило заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщило об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами. Такой порядок применяется для предоставления налоговых льгот, в частности, пенсионерам, предпенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей (п.66 ст.2 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ);
- при расчете налога будет применен новый Перечень http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!perechen_legkovyh_avtomobiley_sredney_stoimostyu_ot_3_millionov_rubley_podlezhashhiy_primeneniyu_v_ocherednom_nalogovom_periode_2019_god легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. за 2019 год, размещенный на сайте Минпромторга России (в новый Перечень включено более 1100 марок и моделей автомобилей, например, в обновленный Перечень вошли Audi Q8, Cadillac CT6 и XT5, Chevrolet Traverse, Volvo XC40);
- применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).
2) по земельному налогу
- вводится налоговый вычет, уменьшающий налог на кадастровую стоимость 600 кв.м по одному земельному участку для предпенсионеров - лица, отвечающие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31.12.2018 (ст.1 Федерального закона от 30.10.2018 N 378-ФЗ);
- применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований по месту нахождения земельных участков. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/);
- применяются новые результаты государственной кадастровой оценки земель, вступившие в силу с 2019 года. С этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости;
3) по налогу на имущество физических лиц
- вводится льгота, освобождающая предпенсионеров от уплаты налога в отношении одного объекта определенного вида (жилого дома, квартиры, комнаты, гаража и т.п.), который не используется в предпринимательской деятельности (ст.1 Федерального закона от 30.10.2018 N 378-ФЗ);
- при расчете налога за налоговый период 2019 года применяются следующие коэффициенты:
0.2 - для 4 регионов (Республики Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярский край, Смоленская область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы первый год;
0.4 (в 2019 году был 0.2) - для 7 регионов (Калужская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская области, Пермский край), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
0.6 (в 2019 году был 0.4) - для 14 регионов (включая Республику Саха, Краснодарский, Хабаровский края, Оренбургскую область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
10-ти процентного ограничения роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом - для 63 регионов (включая Москву, Санкт-Петербург, Московскую область, Республики Башкортостан, Татарстан), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз.2 п.10 ст.378.2 НК РФ);
коэффициент-дефлятор 1.518 (был в 2019 г. - 1.481) к инвентаризационной стоимости объекта - в 9 регионах, которые с 2019 года не перешли на расчет налога исходя из кадастровой стоимости;
- применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований по месту нахождения объектов налогообложения. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/);
- применяются новые результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, вступившие в силу 2019 года. С этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости.
Поскольку расчет налогов на имущество проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 - 222-22-22).
3. Почему в 2020 году изменились налоги на имущество
Поскольку расчет налогов проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 - 222-22-22). Существуют и общие основания для изменения налоговой нагрузки.
Транспортный налог. Рост налога может обуславливаться следующими причинами:
1) изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции субъектов РФ. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/);
2) применение повышающих коэффициентов при расчете налога за легковые автомашины средней стоимостью от 3 млн.руб. согласно размещённому на сайте Минпромторга России Перечню легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2019 года;
3) наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).
Земельный налог. Рост налога может обуславливаться следующими причинами:
1) изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/);
2) изменение кадастровой стоимости земельного участка, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или переводом земельного участка из одной категории земель в другую, изменением вида разрешенного использования, уточнения площади. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;
3) наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).
Налог на имущество физлиц. Рост налога может обуславливаться следующими причинами:
1) рост коэффициента к налоговому периоду. В частности, в качестве налоговой базы впервые будет применена кадастровая стоимость на территории 4 регионов (Республик Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярского края, Смоленской области). В 7 регионах, где кадастровая стоимость используется второй год, при расчете налога будет применен коэффициент 0,4 (был в 2019 г.- 0,2). В 14 регионах третьего года применения кадастровой стоимости коэффициент достигнет значения 0,6 (был в 2019 г. - 0,4). Исключения составят объекты, относящиеся к торгово-офисной недвижимости. В 63 регионах, где кадастровая стоимость применяется третий и последующие налоговые периоды, при расчете налога будет использован коэффициент десятипроцентного ограничения роста налога. В 9 регионах, которые не приняли решение об использовании с 2019 года кадастровой стоимости в качестве налоговой базы, налог будет рассчитан по инвентаризационной стоимости, индексированной на установленный Минэкономразвития России коэффициент-дефлятор 1,518 (был в 2019 г. - 1,481);
2) изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или изменением вида разрешенного использования, назначения объекта. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;
3) изменение налоговых ставок или отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).
4. Как проверить налоговые ставки и льготы, указанные в налоговом уведомлении
Налоговые ставки и льготы (включая налоговые вычеты из налоговой базы) устанавливаются нормативными правовыми актами различного уровня:
- по транспортному налогу: главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортного средства;
- по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц: главами 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения объектов недвижимости.