МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 29 октября 2020 года N 600

Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством просвещения Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и деятельностью по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций



В соответствии с пунктом 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст.3169, 2018, N 46, ст.7050), а также подпунктом 4.10 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст.5343),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент исполнения Министерством просвещения Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и деятельностью по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.

Министр
С.С.Кравцов



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

16 ноября 2020 года,

регистрационный N 60917

Приложение

     
УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства просвещения
Российской Федерации
от 29 октября 2020 года N 600

     

Административный регламент исполнения Министерством просвещения Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и деятельностью по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций

     

I. Общие положения

     

Наименование функции

1. Настоящий Административный регламент (далее - Регламент) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) при исполнении государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и деятельностью по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций (далее соответственно - государственная функция, представительства, усыновление).

Наименование органа, осуществляющего государственный контроль (надзор)

2. Федеральным органом исполнительной власти, исполняющим государственную функцию, является Министерство просвещения Российской Федерации (далее - Минпросвещения России).

Структурное подразделение Минпросвещения России, исполняющее государственную функцию, - Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей (далее - Департамент).

В процессе исполнения государственной функции Минпросвещения России осуществляет взаимодействие с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, выполняющими функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора)

3. Перечень нормативных правовых актов размещается на официальном сайте Минпросвещения России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных услуг (функций)" и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее соответственно - официальный сайт Минпросвещения России, сеть Интернет, федеральный реестр, Единый портал).

Предмет государственного контроля (надзора)

4. Предметом государственного контроля (надзора) является деятельность представительств по усыновлению.

Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора)

5. В ходе проверки деятельности представительства (далее - проверка) специалисты, осуществляющие проверку, имеют право:

входить в помещения представительства;

пользоваться собственными необходимыми для проведения проверки техническими средствами, в том числе компьютерами и иными электронными носителями информации, калькуляторами, сканерами, телефонами (включая сотовую связь);

запрашивать и получать от руководителя представительства и его работников все необходимые для достижения целей государственного контроля документы (информацию), а также требовать письменные или устные пояснения от руководителя представительства и его работников по вопросам, возникающим в ходе осуществления государственного контроля;

запрашивать и получать на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенную в перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 724-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст.2674; 2020, N 41, ст.6411) (далее - межведомственный перечень);

осуществлять копирование документов и выносить подготовленные копии за пределы места нахождения и (или) осуществления деятельности представительства для приобщения к материалам проверки;

получать доступ к документации представительства по вопросам его деятельности, а также письменные или устные разъяснения по вопросам, связанным с предметом проведения проверки;

требовать от руководителя представительства или его работников ознакомления с функционированием и ресурсами автоматизированных информационных систем в рамках предмета контрольных мероприятий;

получать доступ к автоматизированным информационным системам представительства в режиме просмотра и выборки необходимой информации, а также получать электронные копии документов и копии иных записей (на собственные носители информации);

направлять запросы в соответствующие органы государственной власти при поступлении информации о наличии нарушений в деятельности иностранного государственного органа (организации) или иностранной некоммерческой неправительственной организации (далее - организации) и (или) его (ее) представительства, находящихся в компетенции иных заинтересованных органов государственной власти;

составлять акты по фактам противодействия представительством осуществлению государственного контроля;

в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения представительством действий, противоречащих целям, предусмотренным его учредительными документами, инициировать процедуру приостановления (прекращения) действия разрешения на открытие представительства либо разрешения на осуществление деятельности по усыновлению (далее - разрешение).

6. В ходе проверки деятельности представительства специалисты, осуществляющие проверку, не вправе требовать от проверяемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

7. В ходе осуществления проверки специалисты, осуществляющие проверку, имеют право проверять:

учредительные документы организации;

личные дела работников представительства;

сведения об усыновленных (при содействии представительства) детях и усыновителях (кандидатах в усыновители);

выписку из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;

копии отчетов об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителя (учредителя) по форме, установленной приложением N 18 к Порядку формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденному приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 июня 2020 г. N 300 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 августа 2020 г., регистрационный N 59222);

сопроводительные письма и документы, подтверждающие представление указанных отчетов в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

8. В ходе проверки специалисты, осуществляющие проверку, обязаны:

проинформировать руководителя представительства в письменной или устной форме о дате проведения проверки, а также ознакомить руководителя представительства с положениями Регламента, в случае плановой проверки не позднее чем за 3 рабочих дня до ее начала, в случае внеплановой проверки - не позднее чем за 24 часа до ее начала;

проводить проверку на основании приказа Минпросвещения России о ее проведении в соответствии с ее назначением;

проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку - только при предъявлении служебных удостоверений, а также копии приказа Минпросвещения России о проведении проверки;

не препятствовать руководителю представительства присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

предоставлять руководителю представительства, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

ознакомить руководителя представительства с результатами проверки;

учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений;

знакомить руководителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

9. При осуществлении государственного контроля за деятельностью представительств по усыновлению детей на территории Российской Федерации специалисты обязаны:

осуществлять мониторинг деятельности представительств по усыновлению детей на территории Российской Федерации;

проводить плановые и внеплановые проверки деятельности представительств;

инициировать принятие мер, предусмотренных пунктами 10 и 11 Положения о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2020 г. N 1396 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 38, ст.5875) (далее - Положение), направленных на пресечение выявленных нарушений законодательства Российской Федерации или совершения представительством или организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным учредительными или иными правоустанавливающими документами (включая инициирование процедуры приостановления (прекращения) действия разрешения);

уведомлять о наличии информации о возможном нарушении организацией и (или) ее представительством законодательства Российской Федерации или совершении представительством или организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным учредительными или иными правоустанавливающими документами (далее - негативная информация), федеральные органы исполнительной власти с учетом их компетенции.

Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю (надзору)

10. Руководитель представительства вправе:

присутствовать при всех действиях в ходе проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

представлять документы, сведения и сообщать информацию, обязательную, по его мнению, для включения в акт проверки;

представлять документы и (или) информацию, которые находятся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций и включены в межведомственный перечень;

знакомиться с документами и (или) информацией, полученными проверяющими лицами в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, включенные в межведомственный перечень;

представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, по собственной инициативе;

знакомиться с материалами проверки;

получать от Минпросвещения России, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено пунктом 31 Положения;

представлять мотивированные возражения по результатам проверки;

обжаловать в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации действия специалистов, осуществляющих проверку.

11. Руководитель представительства обязан:

обеспечить представление проверяющим лицам всех необходимых документов, информации о деятельности представительства и (или) организации, возможность беседы с работниками представительства, а при необходимости и наличии соответствующей возможности - с кандидатами в усыновители, усыновителями.

Описание результата осуществления государственного контроля (надзора)

12. Результатами исполнения государственной функции являются:

акты проверок;

письменные обращения в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией;

подготовка проекта приказа Минпросвещения России о приостановлении (прекращении) действия разрешения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»