Действующий

Резолюция 2551 (2020), принятая Советом Безопасности на его 8775-м заседании 12 ноября 2020 года

S/RES/2551 (2020)

РЕЗОЛЮЦИЯ 2551 (2020),
принятая Советом Безопасности на его 8775-м заседании 12 ноября 2020 года

Совет Безопасности,

ссылаясь на все свои предыдущие резолюции и заявления своего Председателя о ситуации в Сомали,

вновь заявляя об уважении суверенитета, территориальной целостности, политической независимости и единства Сомали и обращая особое внимание на важность работы по предупреждению дестабилизирующего воздействия на Сомали региональных споров,

ссылаясь на пункты 1-8 резолюции 2444 (2018) и вновь подтверждая, что он будет и далее следить за событиями в области нормализации отношений между Эритреей и Джибути и будет оказывать обеим странам поддержку в добросовестном урегулировании этих вопросов,

заявляя о своей поддержке федерального правительства Сомали в его усилиях по восстановлению страны, противодействию угрозе терроризма и прекращению перемещения незаконного оружия и вооруженных групп, выражая также намерение обеспечить, чтобы меры, предусмотренные в настоящей резолюции, позволили федеральному правительству Сомали выполнить эти задачи, отмечая, что обстановка в плане безопасности в Сомали все еще диктует необходимость принятия таких мер, включая установление строгого контроля над перемещением оружия, но заявляя при этом, что он будет постоянно держать ситуацию в Сомали в поле своего зрения и что он будет готов пересмотреть уместность мер, предусмотренных в настоящей резолюции, включая любые изменения, возможные контрольные показатели, приостановление действия или отмену таких мер, в зависимости от того, что может потребоваться с учетом достигнутого прогресса и соблюдения настоящей резолюции,

приветствуя активизацию диалога между руководством федерального правительства Сомали и штатов - членов федерации, подчеркивая важность сотрудничества и координации между федеральным правительством Сомали и штатами - членами федерации и внедрения архитектуры национальной безопасности, ссылаясь на резолюцию 2520 и вновь заявляя о важности достижения дальнейшего прогресса в обновлении, пересмотре и осуществлении Плана на переходный период в Сомали и отмечая, что основополагающее значение для поддержания мира и стабильности в регионе имеет достижение цели успешной передачи Сомали функций по обеспечению безопасности, ныне выполняемых Миссией Африканского союза в Сомали (АМИСОМ), в соответствии с Планом на переходный период,

осуждая нападения группировки "Аш-Шабааб" в Сомали и за ее пределами, выражая глубокую обеспокоенность по поводу того, что "Аш-Шабааб" по-прежнему представляет серьезную угрозу миру, безопасности и стабильности в Сомали и регионе, особенно в связи с расширением применения этой группировкой самодельных взрывных устройств, и выражая также глубокую обеспокоенность по поводу сохраняющегося присутствия в Сомали сторон, связанных с "Исламским государством Ирака и Леванта" (ИГИЛ, известным также как ДАИШ),

подтверждая необходимость противодействовать всеми средствами, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и международным правом, включая применимые нормы международного права прав человека, международного беженского права и международного гуманитарного права, угрозам международному миру и безопасности, создаваемым террористическими актами,

приветствуя прогресс, достигнутый федеральным правительством Сомали в области управления запасами оружия и боеприпасов, включая принятие Национальной стратегии управления запасами оружия и боеприпасов, настоятельно призывая продолжать работу по кодификации и осуществлению политики управления запасами оружия и боеприпасов, включая разработку основанной на подотчетности системы отслеживания оружия для всех сомалийских сил безопасности, признавая, что ответственность за эффективное управление запасами оружия и боеприпасов несут федеральное правительство Сомали и штаты - члены федерации, и призывая партнеров Сомали оказывать федеральному правительству Сомали и штатам - членам федерации поддержку в этих усилиях в соответствии с архитектурой национальной безопасности Сомали и ее Планом на переходный период,

призывая федеральное правительство Сомали координировать с международными и региональными партнерами свои потребности в развитии своих национальных сил безопасности, отмечая, что этим силам требуется доступ к запасам оружия и специальному имуществу в соответствии с мерами, предусмотренными в настоящей резолюции, для эффективного выполнения ими своих функций,

осуждая поставки оружия и боеприпасов в Сомали и через ее территорию в нарушение оружейного эмбарго, в особенности когда их получателем являются "Аш-Шабааб" и стороны, связанные с ИГИЛ, и когда это подрывает суверенитет и территориальную целостность Сомали, как серьезную угрозу миру и стабильности в регионе и осуждая также продолжающиеся незаконные поставки в Сомали оружия, боеприпасов и компонентов для изготовления самодельных взрывных устройств из Йемена,

признавая, что создаваемая группировкой "Аш-Шабааб" угроза миру, безопасности и стабильности в Сомали и регионе выходит за рамки обычных военных действий группировки и применяемых ею асимметричных методов ведения войны, выражая серьезную обеспокоенность по поводу способности "Аш-Шабааб" получать доходы, как это документально подтверждено в заключительном докладе Группы экспертов по Сомали ("Группа") (S/2020/949), приветствуя усилия федерального правительства Сомали по укреплению финансового сектора Сомали в целях выявления и отслеживания рисков отмывания денег и борьбы с финансированием терроризма, отмечая шаги по созданию институционального потенциала, предусмотренные федеральным правительством Сомали в Плане на переходный период в Сомали, предусматривающем наращивание такого потенциала, отмечая важность финансовых услуг для обеспечения экономического будущего Сомали, приветствуя далее усилия федерального правительства Сомали, Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН) и Группы по разработке плана по пресечению финансирования "Аш-Шабааб" и настоятельно призывая к содействию со стороны федерального правительства Сомали, штатов - членов федерации, сомалийских финансовых учреждений, частного сектора и международного сообщества в целях поддержки этого процесса,

приветствуя меры, принимаемые федеральным правительством Сомали, штатами - членами федерации и государствами - членами Организации Объединенных Наций, в которых имеются рынки сбыта древесного угля, в целях сокращения экспорта древесного угля, настоятельно призывая осуществлять наблюдение и контроль за существующими запасами древесного угля в пунктах его вывоза, высказываясь за дальнейшую разработку национальной политики Сомали по древесному углю, направленной на развитие экологически устойчивого управления использованием древесного угля в стране, выражая озабоченность в связи с продолжающими поступать сообщениями о незаконном и нерегулируемом рыбном промысле в водах, находящихся под юрисдикцией Сомали, отмечая связь между незаконным рыбным промыслом и способностью "Аш-Шабааб" получать доходы, призывая сомалийские власти обеспечить - при поддержке международного сообщества - выдачу лицензий на рыбный промысел согласно соответствующему сомалийскому законодательству и рекомендуя далее федеральному правительству Сомали, штатам - членам федерации и сомалийским властям сотрудничать с УНП ООН, со своими международными партнерами и другими заинтересованными сторонами в целях повышения уровня осведомленности о положении дел в морской акватории,

выражая обеспокоенность по поводу продолжающих поступать сообщений о коррупции и неправомерном использовании государственных ресурсов в Сомали, с удовлетворением отмечая усилия федерального правительства Сомали по сокращению масштабов коррупции, включая принятие 21 сентября 2019 года Закона "О борьбе с коррупцией" и учреждение Комиссии по борьбе с коррупцией, приветствуя достигнутый федеральным правительством Сомали и штатами - членами федерации прогресс в деле повышения эффективности управления государственными финансами и конструктивную работу Центра финансовой отчетности и призывая федеральное правительство Сомали продолжать усилия, направленные на борьбу с коррупцией, ратификацию Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и ускорение темпов реформ,

выражая серьезную обеспокоенность по поводу гуманитарной ситуации в Сомали, отмечая комбинированные угрозы, создаваемые наводнениями, нашествием саранчи и пандемией COVID-19, и осуждая самым решительным образом действия любых сторон, препятствующие безопасной доставке гуманитарной помощи, любое незаконное присвоение или использование не по назначению любых гуманитарных средств или грузов и акты насилия или преследования в отношении гуманитарных работников,

отмечая принятие 11 августа 2020 года выводов по вопросу о детях и вооруженном конфликте в Сомали Рабочей группой Совета Безопасности по вопросу о детях и вооруженных конфликтах, с озабоченностью принимая к сведению доклады, в том числе представленные Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций, в которых документально отражены вызывающие тревогу уровни сексуального и гендерного насилия в Сомали, и настоятельно призывая сомалийские власти и далее наращивать усилия по борьбе с ним, в том числе путем принятия мер, предусмотренных в резолюции 2467 (2019),

с признательностью принимая к сведению заключительный доклад Группы и доклад Генерального секретаря о работе миссии по технической оценке (S/2019/616), с удовлетворением отмечая активизацию сотрудничества между Группой и федеральным правительством Сомали, выражая сожаление по поводу того, что пандемия COVID-19 ограничила возможности Группы в части посещения ею Сомали, а также по поводу более широкого воздействия пандемии на работу Группы в 2020 году, настоятельно призывая все стороны изыскать возможный будущий курс действий, который позволит Совету Безопасности лучше оценивать и отслеживать соблюдение режима санкций, и напоминая, что группы экспертов функционируют на основании мандатов, предоставленных Советом Безопасности,

определяя, что ситуация в Сомали продолжает представлять угрозу международному миру и безопасности в регионе,

действуя на основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций,

1. с озабоченностью отмечает способность "Аш-Шабааб" получать доходы и отмывать, хранить и переводить ресурсы, призывает федеральное правительство Сомали продолжать работу с сомалийскими финансовыми органами, финансовыми учреждениями частного сектора и международным сообществом в целях выявления, оценки и снижения рисков отмывания денег и финансирования терроризма, улучшения соблюдения установленных требований (включая усиленные процедуры "знай своего клиента" и комплексной проверки) и усиления надзора и правоприменения, в том числе путем увеличения объема отчетности, представляемой Центральному банку Сомали и Центру финансовой отчетности в соответствии с Законом "О борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма" (2016 год) и Положением о мобильных деньгах (2019 год), призывает федеральное правительство Сомали изучить возможность осуществления национальной программы удостоверения личности в порядке содействия снижению риска финансирования терроризма, призывает далее международное сообщество оказывать поддержку в устранении этих рисков и просит федеральное правительство Сомали, УНП ООН и Группу продолжать обмен информацией о финансировании "Аш-Шабааб" и продолжать работу с заинтересованными сторонами в целях разработки плана по пресечению деятельности группировки "Аш-Шабааб" по получению финансовых средств;

2. просит федеральное правительство Сомали усиливать сотрудничество и координацию действий с другими государствами - членами Организации Объединенных Наций, прежде всего с другими государствами-членами в регионе, и международными партнерами в деятельности по предотвращению и пресечению финансирования терроризма, включая соблюдение резолюций 1373 (2001), 2178 (2014) и 2462 (2019) и соответствующих внутригосударственных и международных правовых норм, и просит федеральное правительство Сомали включать в свою регулярную отчетность Совету обновленную информацию о конкретных мерах, принятых сомалийскими властями в целях борьбы с финансированием терроризма;

3. призывает федеральное правительство Сомали к тому, чтобы оно, действуя в координации со штатами - членами федерации, ускорило процесс внедрения национальной архитектуры безопасности, в том числе осуществление решений относительно состава и распределения сил безопасности и командования и управления ими, приветствует прогресс в деле выполнения Плана на переходный период в Сомали, настоятельно призывает федеральное правительство Сомали и штаты - члены федерации предпринимать дальнейшие шаги в целях обновления и реализации этого Плана, приветствует прогресс в области управления запасами оружия и боеприпасов и особо отмечает ответственность федерального правительства Сомали и штатов - членов Федерации за обеспечение безопасного и эффективного управления запасами оружия, боеприпасов и иного военного имущества, их хранения и сохранности и их распределения, в том числе за внедрение системы, позволяющей отслеживать все такое военное имущество и предметы снабжения до уровня подразделений;

4. призывает федеральное правительство Сомали и штаты - члены федерации усилить гражданский надзор над своим аппаратом безопасности и продолжать вводить и осуществлять процедуры проверки всего личного состава сил обороны и безопасности, в том числе на предмет соблюдения им прав человека, проводить расследования в связи с нарушениями международного права, включая международное гуманитарное право и международное право прав человека, а также в связи с сексуальным и гендерным насилием в условиях конфликта и в постконфликтных ситуациях и в соответствующих случаях обеспечивать судебное преследование лиц, несущих за них ответственность и в этом контексте напоминает о важности соблюдения провозглашенной Генеральным секретарем политики должной осмотрительности в вопросах прав человека применительно к поддержке, которую Организация Объединенных Наций оказывает сомалийским силам безопасности и АМИСОМ;

5. призывает международное сообщество способствовать реализации Плана на переходный период в Сомали в целях содействия созданию пользующихся доверием, профессиональных и представительных сомалийских сил безопасности, в частности расширять и согласовывать усилия по оказанию помощи в формировании у федерального правительства Сомали и штатов - членов федерации потенциала в области управления запасами оружия и боеприпасов, с особым акцентом на учебной подготовке, хранении, поддержке инфраструктуры и распределения, технической помощи и формировании потенциала в части противодействия финансированию терроризма, а также на оказании содействия в борьбе с угрозой, создаваемой самодельными взрывными устройствами;