Действующий

О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Юстиция"

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 октября 2021 года N 1765



Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Юстиция"



Изложить государственную программу Российской Федерации "Юстиция" в следующей редакции:

"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 года N 312
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 18 октября 2021 года N 1765)



Государственная программа Российской Федерации "Юстиция"



Стратегические приоритеты в сфере государственной программы Российской Федерации "Юстиция"


Конституцией Российской Федерации установлен демократический правовой характер Российского государства, что обусловливает особую роль сферы юстиции, обеспечения прав и свобод граждан. Права и свободы человека, относящиеся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям, а также их укрепление в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", одновременно с развитием безопасного информационного пространства, укреплением законности и правовых основ международных отношений являются национальными интересами Российской Федерации на современном этапе.

В связи с этим вопросы правовой помощи и правового просвещения, судебно-экспертной деятельности, развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - уголовно-исполнительная система), повышения эффективности деятельности органов принудительного исполнения Российской Федерации, а также цифровизация сферы юстиции приобретают особую значимость.

Основными направлениями деятельности, реализуемыми Министерством юстиции Российской Федерации в рамках настоящей государственной программы, в области цифровой трансформации являются:

развитие и цифровизация государственных услуг и функций;

участие совместно с заинтересованными федеральными государственными органами в создании единого государственного информационного ресурса оцифрованных нормативных правовых актов;

создание государственной информационной системы правовой помощи;

создание широкого спектра правовых сервисов и ресурсов, ориентация на развитие и широкое применение информационных технологий, внедрение искусственного интеллекта.

Цифровая трансформация и обеспечение управления правовым пространством на основе информационных технологий являются стратегическим приоритетом развития государства и соответствуют цели, определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

На сегодняшний день актуальным является участие совместно с заинтересованными федеральными государственными органами в создании единого государственного информационного ресурса оцифрованных нормативных правовых актов, содержащего все нормативные правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней в актуальном, структурированном и взаимосвязанном виде. Не регламентировано формирование верифицированного контрольного состояния нормативного правового акта.

В настоящее время органы государственной власти всех уровней, коммерческие организации, граждане в своей повседневной деятельности руководствуются информацией о нормативных правовых актах Российской Федерации, содержащейся на официальных порталах правовой информации: "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) - обеспечивает официальное опубликование правовых актов в формате pdf; "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" (http://pravo-minjust.ru) - обеспечивает предоставление более 12,5 млн. нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней на основе системы федеральных регистров и государственных реестров Министерства юстиции Российской Федерации в машиночитаемом формате, а также в различных справочно-правовых системах коммерческих организаций. Официальный статус имеют только исходные тексты правовых актов на государственных правовых ресурсах, тогда как необходимые для повседневной деятельности сведения о контрольном состоянии правовых актов носят справочный характер и официально не верифицированы.

Поддержание нормативных правовых актов в контрольном состоянии в федеральных регистрах и государственных реестрах регламентировано соответствующими приказами и распоряжениями Министерства юстиции Российской Федерации. Ведение регистров и реестров включает проведение правовой и антикоррупционной экспертиз и фактически является формой контроля за соответствием юридических норм в регистрируемых нормативных правовых актах нормам актов более высокой юридической силы.

В этих условиях одной из целей государственной политики в сфере юстиции является участие Министерства юстиции Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными государственными органами в создании единого государственного систематизированного правового ресурса, содержащего в машиночитаемом формате все нормативные правовые акты в верифицированном контрольном состоянии.

Участие Министерства юстиции Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными государственными органами в создании и развитии единого государственного правового информационного ресурса обеспечит достижение целей государственной политики в различных отраслях и будет способствовать:

доступности актуальной и достоверной правовой информации, обеспечиваемой за счет цифровой трансформации системы правовых актов, прозрачности деятельности органов власти;

формированию единого для граждан, юридических лиц и государственных организаций источника официальной актуальной правовой информации;

обеспечению защиты прав и свобод человека путем совершенствования законодательства, развития судебной и правоохранительной систем;

развитию информационной инфраструктуры, доступности информации по различным вопросам социальной, политической, экономической и духовной жизни общества;

повышению качества управленческих решений, снижению риска принятия решений, приводящих к противоречиям и содержащих коррупциогенные факторы, а также совершенствованию системы контроля за использованием бюджетных ассигнований в целях повышения качества жизни граждан.