Недействующий

СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 мая 1981 года N 281

О состоянии и мерах по улучшению контрольно-ревизионной работы в министерствах, ведомствах и других органах управления РСФСР

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 января 2020 года N 7

____________________________________________________________________



Совет Министров РСФСР отмечает, что многие министерства и ведомства РСФСР, Советы Министров автономных республик, крайисполкомы и облисполкомы не приняли необходимых мер по совершенствованию и повышению эффективности ведомственного контроля, недостаточно организуют работу по выполнению указаний Партии и Правительства, а также собственных решений по этому вопросу.

Проводимые министерствами, ведомствами и другими органами управления РСФСР ревизии и проверки все еще малоэффективны и не в полной мере отвечают требованиям дальнейшего укрепления государственной дисциплины, предупреждения бесхозяйственности и обеспечения сохранности социалистической собственности. Ревизии и проверки нередко носят поверхностный, формальный характер и не оказывают должного воздействия на улучшение работы объединенийи, предприятий, организаций и учреждений, они, как правило, никем не координируются, что порождает параллелизм и дублирование в работе. В результате последующими ревизиями и проверками вскрываются факты растрат и хищений, расточительного расходования материальных и финансовых ресурсов, приписок и других искажений в государственной отчетности. В 1980 году Министерство легкой промышленности РСФСР провело 479 ревизии и выявило незаконных денежных выплат в сумме 571 тыс.рублей. За это же время ревизиями, проведенными Министерством финансов РСФСР, на 72 предприятиях этой отрасли установлено незаконных расходов на 830 тыс.рублей.

Ведомственные ревизии финансово-хозяйственной деятельности объединений, предприятий, организаций и учреждений проводятся во многих случаях некомплексно, без участия специалистов, компетентных в вопросах производства, экономики, оплаты труда, ценообразования, использования сырья и материалов, редко привлекаются к участию в ревизиях общественность, трудовые коллективы, посты и группы народного контроля. Установленная периодичность проведения ревизий не соблюдается, в связи с чем на многих предприятиях, в организациях и учреждениях ревизии не проводятся. В 1980 году осталось необревизованным каждое третье предприятие и организация в системе Министерства топливной промышленности РСФСР и Министерства рыбного хозяйства РСФСР, каждое четвертое - Министерства бытового обслуживания населения РСФСР. В системе Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР на 400 предприятиях и в организациях ревизии не проводились более двух лет.

В Министерстве заготовок РСФСР, Министерстве мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Министерстве жилищно-гражданского строительства РСФСР, Министерстве легкой промышленности РСФСР и некоторых других министерствах и ведомствах РСФСР в ряде случаев на длительное время затягивалось принятие мер по результатам ревизий, не всегда давалась принципиальная оценка выявленным нарушениям. Виновные лица нередко к ответственности не привлекаются. Ослаблена работа по возмещению причиненного ущерба, в результате задолженность за виновными лицами ежегодно возрастает. Не принимаются необходимые меры по своевременному предупреждению нарушений и злоупотреблений, контроль за принятыми решениями по проведенным ревизиям должным образом не организован. Результаты многих ревизий не предаются гласности.

В большинстве министерств и ведомств РСФСР слабо осуществляется методическое и практическое руководство контрольно-ревизионной работой в отрасли, недостаточно практикуется проведение ревизий и проверок в министерствах и ведомствах автономных республик, управлениях и отделах исполкомов краевых и областных Советов народных депутатов.

В ряде министерств и ведомств РСФСР и автономных республик, управлений и отделов исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов принижена роль контрольно-ревизионных подразделений, не уделяется должного внимания повышению квалификации и подбору кадров ревизоров, их материально-бытовым нуждам, вследствие чего штаты этого аппарата в течение ряда лет полностью не укомплектовываются. В целом по хозяйству подчинения РСФСР штат ведомственных ревизоров укомплектован только на 79%, а в Министерстве топливной промышленности РСФСР, Министерстве местной промышленности РСФСР, Министерстве мелиорации и водного хозяйства РСФСР и Министерстве культуры РСФСР - на 60-67 процентов.

В отдельных министерствах, ведомствах и других органах управления РСФСР, несмотря на то, что имеющаяся численность ревизоров не обеспечивает проведение ревизий в надлежащем порядке и в установленные сроки, штаты контрольно-ревизионных подразделений необоснованно сокращаются.

Министерство финансов РСФСР недостаточно проводит проверок состояния контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах РСФСР.

Учитывая, что усиление контроля является неотъемлемой частью совершенствования управления экономикой, в целях дальнейшего улучшения контрольно-ревизионной работы в министерствах, ведомствах и других органах управления РСФСР и во исполнение постановления Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 года N 325 Совет Министров РСФСР постановляет:

1. Обязать министерства и ведомства РСФСР, Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты Советов народных депутатов:

рассмотреть на заседаниях коллегий министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, исполкомов местных Советов народных депутатов вопрос о состоянии ведомственного контроля, разработать и осуществить конкретные меры по устранению недостатков в этом деле, совершенствованию организации и деятельности контрольно-ревизионного аппарата, повышению эффективности и действенности проводимых ревизий и проверок, а также к усилению координации осуществления этого контроля;

преобразовать (или создать) контрольно-ревизионные службы министерств и ведомств РСФСР и автономных республик, управлений и отделов исполнительных комитетов Советов народных депутатов и других органов управления в самостоятельные структурные подразделения (управления, отделы, группы), подчинив их непосредственно руководителям указанных органов.

Преобразование (или создание) указанных подразделений произвести в пределах численности работников и ассигнований на содержание центрального аппарата соответствующего министерства, ведомства или аппарата другого органа управления.

В необходимых случаях указанные подразделения могут быть централизованы в единую контрольно-ревизионную службу соответствующего министерства, ведомства или другого органа управления, с возложением на нее обязанностей по проведению ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных объединений, предприятий, организаций и учреждений.

Установить, что создание централизованных контрольно-ревизионных подразделений производится: в центральном аппарате министерств и ведомств РСФСР - с разрешения Совета Министров РСФСР по их предложениям, согласованным с Министерством финансов РСФСР, в аппарате министерств и ведомств автономных республик, управлений и отделов исполкомов краевых, областных, городских и районных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов - по решениям Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов, согласованным с Министерством финансов РСФСР;

обеспечить качественное проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности объединений, предприятий, организаций и учреждений, опираясь на трудовые коллективы, общественные организации, группы и посты народного контроля, привлекая к этой работе специалистов, хорошо знающих планирование и организацию производства, вопросы организации труда и заработной платы, финансов, бухгалтерского учета и другие вопросы экономики. Своевременно рассматривать материалы ревизий и проверок, принимать необходимые меры по каждому факту злоупотреблений, хищений, бесхозяйственности и других нарушений государственной дисциплины;

улучшить работу по подбору и подготовке кадров для контрольно-ревизионных служб, укрепить их квалифицированными специалистами, обеспечить систематическое повышение квалификации этих работников. В кратчайший срок укомплектовать контрольно-ревизионный аппарат, больше уделять внимания вопросам материального обеспечения и поощрения работников этих подразделений;

ежегодно представлять Министерству финансов РСФСР информацию о состоянии контрольно-ревизионной работы, о наиболее серьезных нарушениях плановой и финансовой дисциплины, выявленных на подведомственных предприятиях и в организациях, и о принятых мерах.

Министерству финансов РСФСР обобщать полученные материалы и представлять в Совет Министров РСФСР доклады по этому вопросу.

2. Министерствам и ведомствам РСФСР:

улучшить методическое и практическое руководство контрольно-ревизионной работой в непосредственно подчиненных объединениях, предприятиях, организациях и учреждениях, а также в министерствах и ведомствах автономных республик, отделах, управлениях и объединениях крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов;

до 1 января 1982 года в установленном порядке привести отраслевые инструкции об организации и порядке проведения ревизий и проверок в соответствие с настоящим постановлением и Положением о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью объединений, предприятий, организаций и учреждений, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 года N 325;

проводить проверки состояния контрольно-ревизионной работы в соответствующих министерствах и ведомствах автономных республик, управлениях и отделах крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов.

3. Поручить министерствам и ведомствам РСФСР внести в Совет Министров РСФСР предложения о введении начальников контрольно-ревизионных управлений (отделов) в состав коллегий (комитетов).

4. Руководителям министерств и ведомств РСФСР по согласованию с Министерством финансов РСФСР разрешать в отдельных случаях проведение комплексных ревизий финансово-хозяйственной деятельности отдельных объединений, предприятий и организаций республиканского (РСФСР) подчинения, состоящих на хозяйственном расчете, один раз в два года.

5. Министерству финансов РСФСР обеспечить постоянный контроль за организацией и состоянием контрольно-ревизионной работы в министерствах, ведомствах и других органах управления РСФСР, заслушивать на заседаниях коллегии Министерства отчеты их руководителей по вопросам состояния контрольно-ревизионной работы и давать им обязательные указания по устранению выявленных недостатков в этой работе.

6. Рекомендовать Роспотребсоюзу, Росколхозстройобъединению и центральным органам общественных организаций РСФСР осуществить меры по улучшению контрольно-ревизионной работы в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 года N 325 и настоящим постановлением.

7. Довести до сведения, что Совет Министров СССР постановлением от 2 апреля 1981 года N 325:

установил, что руководитель контрольно-ревизионного подразделения министерства или ведомства назначается на должность и освобождается от должности министром или руководителем ведомства, а руководитель контрольно-ревизионного подразделения другого органа управления - соответствующей вышестоящей организацией по представлению руководителя этого органа и руководителя контрольно-ревизионной службы вышестоящей организации;

утвердил прилагаемое Положение о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью объединений, предприятий, организаций и учреждений.

8. Признать утратившими силу решения Правительства РСФСР согласно прилагаемому перечню.

Председатель
Совета Министров РСФСР
М.Соломенцев

Управляющий Делами
Совета Министров РСФСР
И.Смирнов


УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Совета Министров СССР
от 2 апреля 1981 года N 325

     

ПОЛОЖЕНИЕ
о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью объединений, предприятий, организаций и учреждений


1. Основными задачами ведомственного контроля являются осуществление контроля за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью социалистической собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.

2. Организация и осуществление ведомственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью входящих в систему министерств и ведомств объединений, предприятий, организаций и учреждений возлагаются на соответствующие министерства, ведомства, исполнительные комитеты Советов народных депутатов и другие органы управления.

3. Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности осуществляются контрольно-ревизионными подразделениями:

а) министерств и ведомств СССР и союзных республик - в их главных управлениях (управлениях), во всесоюзных и республиканских объединениях, а также в непосредственно подчиненных этим министерствам и ведомствам производственных и научно-производственных объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях;

б) главных управлений (управлений) министерств и ведомств СССР и союзных республик, всесоюзных и республиканских объединений - в подчиненных им производственных и научно-производственных объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях;

в) министерств и ведомств автономных республик, управлений (отделов) краевых, областных и городских исполнительных комитетов Советов народных депутатов - на непосредственно подведомственных им предприятиях, в организациях и учреждениях, а также на предприятиях, в организациях и учреждениях местного подчинения.

В союзных республиках, не имеющих областного деления, ревизии и проверки на предприятиях, в организациях и учреждениях местного подчинения осуществляются контрольно-ревизионными службами соответствующих министерств и ведомств союзных республик.

4. Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности объединений, предприятий, организаций и учреждений назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего вышестоящего органа и проводятся в объединениях, на предприятиях и в организациях, состоящих на хозяйственном расчете, комплексно один раз в год, а в других организациях и учреждениях - один раз в два года.

Руководители министерств и ведомств CСCP, Советы Министров союзных и автономных республик и исполнительные комитеты Советов народных депутатов разрешают в отдельных случаях проведение комплексных ревизий финансово-хозяйственной деятельности отдельных объединений, предприятий и организаций, состоящих на хозяйственном расчете, один раз в два года.

5. Контрольно-ревизионные подразделения проверяют:

а) состояние экономики объединений, предприятий, организаций и учреждений, выполнение установленных производственных и финансовых планов, соблюдение государственной дисциплины и законности совершаемых операций, сохранность денежных средств и материальных ценностей;

б) эффективность использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, своевременность документального оформления хозяйственных операций, полноту выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов, причины образования непроизводительных расходов и потерь;

в) правильность и достоверность ведения бухгалтерского учета и отчетности, финансовых, кредитных и расчетных операций, своевременность выполнения обязательств перед бюджетом;

г) соблюдение действующего порядка установления и применения цен и тарифов, а также своевременность внесения в доход соответствующего бюджета (в зависимости от подчиненности объединения, предприятия, организации, учреждения) всей суммы дополнительной выручки, полученной в результате нарушения действующего порядка установления или применения цен и тарифов;

д) выполнение указаний по устранению недостатков, выявленных предыдущей ревизией или проверкой.

6. Срок проведения ревизий и проверок не может превышать 30 дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя органа, назначившего ревизию или проверку.

7. Результаты ревизии или проверки оформляются актом за подписями руководителя ревизионной группы (ревизора), руководителя и главного бухгалтера объединения, предприятия, организации, учреждения, где проводилась ревизия или проверка.

Если руководитель или главный бухгалтер объединения, предприятия, организации, учреждения имеет возражения или замечания по акту ревизии или проверки, то он должен подписать акт и одновременно приложить к нему свои письменные возражения или замечания.

8. В тех случаях, когда необходимо принять срочные меры к устранению выявленных ревизией или проверкой нарушений или злоупотреблений и привлечь к ответственности виновных лиц, в ходе ревизии или проверки составляется отдельный (промежуточный) акт, а материалы ревизии или проверки направляются руководителю вышестоящего органа, назначившему ревизию или проверку, с передачей соответствующих материалов следственным органам. Руководитель объединения, предприятия, организации, учреждения обязан принять меры к устранению выявленных нарушений, не ожидая окончания ревизии или проверки, о чем делается соответствующая запись в акте ревизии.

9. Руководитель организации, назначивший ревизию или проверку, обязан не позднее чем в 2-недельный срок рассмотреть результаты ревизии или проверки и принять необходимое решение по устранению нарушений и недостатков, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц, устранению причин и условий, способствующих нарушению государственной дисциплины, и по разработке необходимых предложений по их предупреждению, а также обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по результатам ревизии или проверки.

10. Ревизор имеет право:

проверять в объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях планы, сметы, денежные, бухгалтерские и другие документы, наличие денег и ценностей, а при обнаружении подделок, подлогов и других злоупотреблений изымать в установленном порядке необходимые документы;

проверять правильность списания сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других материальных ценностей на издержки производства, полноту оприходования готовой продукции и требовать от руководителей ревизуемых объединений, предприятий, организаций и учреждений проведения контрольных обмеров выполненных работ;

требовать проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов, в необходимых случаях опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, кладовые, архивы;

получать от других объединений, предприятий, организаций, учреждений справки и копии с документов, связанных с операциями ревизуемых объединений, предприятий, организаций и учреждений;

получать от должностных лиц письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения ревизий и проверок.

11. Ревизор обязан:

строго руководствоваться в своей работе действующим законодательством, а также приказами и инструкциями соответствующих министерств и ведомств и другими нормативными актами;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»