Недействующий

СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 1987 года N 355

О перестройке финансового механизма и повышении роли Министерства финансов РСФСР в новых условиях хозяйствования

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 января 2020 года N 7

____________________________________________________________________



Центральный комитет КПСС и Совет Министров СССР в постановлении от 17 июля 1987 года N 819 "О перестройке финансового механизма и повышении роли Министерства финансов СССР в новых условиях хозяйствования" отметили, что выполнение решений XXVII съезда партии, июньского (1987 года) Пленума ЦК КПСС по коренной перестройке управления экономикой требует осуществления принципиально новой финансовой политики, проведения радикальной реформы финансового механизма, усиления его воздействия на ускорение социально-экономического развития страны, рост эффективности общественного производства и укрепление финансов государства, расширение хозяйственной самостоятельности и повышение ответственности предприятий (объединений).

Имевшая ранее место недооценка финансовой системы, экономических методов управления, товарно-денежных отношений, ослабление хозрасчетных начал в организации хозяйственной деятельности отрицательно сказались на финансовых результатах народного хозяйства, привели к неустойчивости финансов отраслей, объединений и предприятий. Из поля зрения многих министерств, ведомств, хозяйственных руководителей практически выпал важнейший участок их деятельности - финансово-экономическая работа. Они больше занимались решением текущих вопросов производства и мало внимания уделяли укреплению экономики и финансов, сокращению издержек производства. На всех уровнях хозяйствования была принижена ответственность за рачительное ведение хозяйства, выполнение финансовых планов и обязательств перед государством. В народном хозяйстве ухудшилась финансовая дисциплина, увеличилось количество предприятий, не выполняющих задания по прибыли и снижению себестоимости продукции.

Недопустимо возросли убыточность и размеры дотаций. Многие руководители стали рассматривать их как вполне нормальное и терпимое явление.

Существенно ослабло воздействие финансового механизма на интересы предприятий в деле экономии и бережного использования ресурсов, повышения качества продукции и снижения себестоимости.

Не обеспечивалась увязка отраслевого и территориального финансового планирования. Финансовый механизм не создавал заинтересованности Советов Министров союзных республик и местных органов в улучшении деятельности всех предприятий, расположенных на их территории. Формирование расходов союзных республик и местных Советов народных депутатов осуществлялось независимо от развития хозяйств регионов и их вклада в укрепление экономики страны.

Ослабла роль бюджета как основного финансового плана государства. Министерство финансов СССР, указывается в постановлении, не давало объективной оценки финансового положения, мало уделяло внимания разработке предложений, связанных с долговременной финансовой политикой государства, совершенствованием финансового планирования и повышением действенности финансового механизма. Формы и методы его работы по существу не менялись и не способствовали воздействию на повышение эффективности производства. Неоправданно возросли масштабы финансовой регламентации, которая нередко носила мелочный характер и сковывала инициативу предприятий, организаций, местных органов и министерств. Работа финансовых учреждений по обеспечению доходов осуществлялась в основном административными методами. Много недостатков накопилось в организации налогообложения, в деле государственного страхования.

Главный недостаток в области финансов и денежного обращения заключается в отрыве оборота финансовых и кредитных ресурсов, денежных средств от движения материальных ценностей, перенасыщении народного хозяйства платежными средствами. Нынешний рубль не в полной мере выполняет свою роль активного инструмента финансового контроля за состоянием экономики.

В целях проведения активной финансовой политики в соответствии с современными требованиями развития народного хозяйства и превращения финансового механизма в действенный инструмент экономической стратегии партии и во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 года N 819 Совет Министров РСФСР

постановляет:


1. Министерству финансов РСФСР, Госплану РСФСР, другим республиканским экономическим органам, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов считать главной задачей перестройки финансовой системы усиление ее воздействия на ускорение социально-экономического развития республики, обеспечение неуклонного роста национального дохода, прибыли и других финансовых ресурсов, укрепление хозяйственного расчета во всех звеньях общественного производства. Положить в основу перестройки принципиально новые подходы к организации финансовых взаимоотношений в народном хозяйстве, опирающиеся на требования Закона СССР о государственном предприятии (объединении) и обеспечивающие всемерное развитие хозяйственной инициативы предприятий и объединений, усиление их ответственности за конечные результаты работы, выполнение обязательств перед государством. Нацелить финансовый механизм на стимулирование снижения издержек производства и обращения, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ликвидацию потерь.

Повысить действенность государственного управления финансами на основе усиления централизованных начал в сочетании с широким внедрением экономических методов руководства, расширением самостоятельности предприятий (объединений), Советов народных депутатов в производственном и социальном развитии. Строить финансовые взаимоотношения предприятий (объединений) с государственным бюджетом и вышестоящими органами управления на основе долговременных стабильных экономических нормативов и финансовых норм, перекрыть все возможности получения доходов без конечной реализации товаров.

Укреплять финансовую базу Советов Министров автономных республик, исполкомов местных Советов народных депутатов. Перейти к экономическим методам управления финансами регионов, положив в их основу долговременные нормативы, устанавливающие зависимость бюджетов местных Советов от результатов деятельности предприятий (объединений), расположенных на их территории.

Способствовать последовательному укреплению общегосударственных финансов, повысить устойчивость доходной части государственного бюджета РСФСР, его роль в усилении социальной ориентации развития общественного производства, повышении эффективности. Превратить платежи предприятий за используемые ресурсы в основной источник доходов бюджета от социалистических предприятий. Обеспечить наиболее рациональное и экономное использование денежных ресурсов государства. Усилить воздействие финансового механизма на обеспечение стоимостной сбалансированности государственных планов экономического и социального развития.

Перестройка финансово-бюджетного планирования в условиях полного хозрасчета и самофинансирования


2. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 17 июля 1987 года N 819:

признали необходимым обеспечить комплексную перестройку системы финансовых планов, существенно поднять их роль на всех уровнях управления народным хозяйством как одного из важнейших инструментов планового руководства экономикой и реализации долгосрочных, пятилетних и текущих планов экономического и социального развития;

предложили усилить роль перспективного финансового планирования. В составе Концепции и Основных направлений экономического и социального развития СССР на 15-летний период предусматривать важнейшие пути осуществления финансовой политики;

признали необходимым перейти к разработке пятилетних финансовых планов как органической составной части государственных планов экономического и социального развития народного хозяйства, его отраслей, комплексов и регионов;

поручили перестроить финансовое и бюджетное планирование на базе системы стабильных долговременных нормативов, обеспечивающих проведение единой финансовой политики государства, расширение прав предприятий (объединений) и Советов народных депутатов в планировании и использовании финансовых ресурсов. Исходить из того, что экономические нормативы, регулирующие финансовые отношения, должны обеспечивать:

равнонапряженные требования государства к использованию предприятиями производственных, трудовых и природных ресурсов;

создание финансовых условий для формирования структуры производства, его интенсификации, ускорения научно-технического прогресса;

сбалансированность потребностей государства, регионов, вышестоящих органов управления и предприятий (объединений) в финансовых ресурсах для реализации заданий перспективных и текущих планов экономического и социального развития;

взаимосвязь размеров денежных средств, направляемых на производственное и социальное развитие предприятий (объединений) и регионов, с эффективностью хозяйствования и конечными результатами их деятельности;

оптимальное сочетание в распределительных отношениях общегосударственных, коллективных и личных интересов;

стимулирование увеличения денежных накоплений за счет интенсивных факторов их роста;

финансирование расходов по развитию производства, удовлетворению социальных потребностей и материальному поощрению трудовых коллективов за счет заработанных ими средств.

Установили, что изъятие и перераспределение прибыли и других финансовых ресурсов предприятия сверх установленных нормативов, норм и ставок, а также в случаях, не предусмотренных законодательством, запрещается;

признали несовместимым с новым хозяйственным механизмом попытки установления экономических нормативов по исходной базе, дробление по годам и статьям расходов, подмену заданиями по объемам;

предложили завершить в двенадцатой пятилетке разработку научно обоснованных экономических нормативов во всех отраслях народного хозяйства, имея в виду обеспечить составление проектов плана на тринадцатую пятилетку на основе этих нормативов;

установили, что финансовые пятилетние планы с распределением по годам содержат укрупненные показатели хозяйственно-финансовой деятельности на соответствующих уровнях управления и хозяйствования, составляются на основе контрольных цифр, государственных заказов, лимитов и долговременных экономических нормативов и служат для увязки общего объема финансовых ресурсов с их источниками и направлениями расходования.

Для повышения роли финансового планирования в интенсификации общественного производства и обеспечения единства систем финансовых планов на всех уровнях управления установить, что:

предприятия (объединения) самостоятельно разрабатывают и утверждают финансовые планы, в которых определяются плановые пропорции распределения прибыли и доходов, а также объемы расходов, включая платежи бюджету и вышестоящей организации. При этом они руководствуются финансовыми нормами, определенными в установленном порядке. Размеры прибыли и платежей в бюджет сообщаются финансовым органам для контроля;

министерства и ведомства РСФСР и автономных республик, управления (отделы) исполкомов местных Советов народных депутатов на основе финансовых планов предприятий (объединений) составляют финансовые планы отрасли для сбалансирования всех видов финансовых и кредитных ресурсов с показателями экономического и социального развития министерства, ведомства, управления (отдела). В указанных планах определяются размеры централизованных фондов и резервов и направления их использования с учетом общеотраслевых задач;

Госплан РСФСР с участием Министерства финансов РСФСР разрабатывает на основе государственного плана экономического и социального развития РСФСР, финансовых планов министерств и ведомств РСФСР сводный финансовый баланс республики на пятилетку с разбивкой по годам, в котором устанавливаются основные виды доходов и направления их использования.

Установить, что сумма средств, поступающих в распоряжение автономной республики, края, области, городов Москвы и Ленинграда из общегосударственных доходов, определяется по стабильному нормативу, предусмотренному для данной республики, края, области, городов Москвы и Ленинграда.

3. Повысить значение государственного бюджета РСФСР как централизованного фонда денежных ресурсов и его роль в системе финансовых планов народного хозяйства республики, усилить его социальную направленность. Формирование доходов и расходов бюджета производить на основе показателей и долговременных нормативов, предусмотренных в планах экономического и социального развития и финансовых планах. Укрупненные показатели централизованных доходов и расходов республики на пятилетие определяются расчетно.

Установить, что предприятия (объединения), реализуя принцип самофинансирования, в обязательном порядке участвуют на основе стабильных нормативов в формировании доходов государственного бюджета РСФСР для обеспечения своевременного и бесперебойного финансирования общереспубликанских мероприятий, увеличения общественных фондов потребления и удовлетворения других потребностей республики.

Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 17 июля 1987 года N 819 в целях превращения экономических нормативов в основной регулятор взаимоотношений предприятий (объединений) с государственным бюджетом и повышения их роли в формировании централизованных финансовых ресурсов государства признали необходимым:

перестроить с учетом специфики отраслей систему распределения прибыли (дохода) и расчетов с бюджетом на основе повсеместного внедрения нормативных платежей за производственные фонды, трудовые и природные ресурсы, а также применения механизма налогообложения дохода предприятий, остающегося после внесения первоочередных платежей за ресурсы и уплату процентов за кредит;

совершенствовать порядок взимания всех указанных платежей, рассматривая их как важный инструмент воздействия на повышение фондоотдачи, ресурсосбережение, обновление активной части производственного потенциала, эффективное использование общенародной собственности;

при этом исходить из необходимости последовательного внедрения единой нормы платы за производственные фонды для всех предприятий отрасли, а в дальнейшем для всех отраслей. Допускать возможность ее временной отмены или снижения для убыточных и малорентабельных предприятий;

через плату за трудовые ресурсы, дифференцированную по регионам страны в зависимости от напряженности баланса трудовых ресурсов, возмещать расходы государства на подготовку рабочей силы, социально-культурное и коммунально-бытовое обслуживание работников;

через плату на природные ресурсы (землю, воду, полезные ископаемые) изымать дифференциальную ренту, возникающую из-за различий в естественной продуктивности этих ресурсов;

наряду с платежами в бюджет за ресурсы применять налогообложение дохода предприятий, остающегося после платежей за ресурсы и уплаты процентов за кредит.

В условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования средства государственного бюджета РСФСР должны быть сосредоточены прежде всего на структурной перестройке экономики, финансировании комплексных нецевых программ, наращивании научно-технического потенциала, ускорении социального развития республики.

4. Установить, что проект государственного бюджета РСФСР разрабатывается Министерством финансов РСФСР исходя из показателей государственного пятилетнего плана экономического и социального развития РСФСР на соответствующий год, финансовых планов министерств и ведомств РСФСР, сводного финансового баланса республики и представляется в Совет Министров РСФСР одновременно с проектом доклада Госплана РСФСР о ходе выполнения пятилетнего плана экономического и социального развития РСФСР и мерах по обеспечению плановых заданий на очередной год пятилетки.

Министерствам и ведомствам РСФСР на основе экономических методов управления финансами обеспечить глубокую проработку и обоснованность утверждаемых предприятиям (объединениям) экономических нормативов, их стабильность и своевременное доведение.

5. В целях обеспечения улучшения финансовой обстановки перехода на новые условия хозяйствования:

министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам до 1 октября 1987 года подготовить и представить в Министерство финансов РСФСР предложения по оздоровлению финансового положения подведомственных предприятий и организаций;

Министерству финансов РСФСР, Госплану РСФСР совместно с соответствующим республиканским банком разработать специальную программу финансового оздоровления народного хозяйства РСФСР в целом и предложения по этому вопросу представить в сроки, предусмотренные постановлением Совета Министров РСФСР от 19 июля 1987 года N 310.

6. Повысить ответственность министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, исполкомов местных Советов народных депутатов за состояние финансов и результаты работы отраслей, оказывать предприятиям (объединениям) помощь в улучшении постановки финансово-экономической работы, принимать меры по укреплению их финансового положения и ликвидации убыточности, обеспечению выполнения планов прибыли и обязательств по платежам в государственный бюджет.

7. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 17 июля 1987 года N 819:

поручили Министерству финансов СССР изменить систему финансирования деятельности бюджетных учреждений, имея в виду повысить научную обоснованность планирования расходов на их содержание, исходя из стабильных долговременных экономических нормативов и финансовых норм, ориентированных на конечные результаты деятельности. Шире использовать методы экономического стимулирования качества работы этих учреждений и рационального использования выделяемых им бюджетных ассигнований. Предоставить бюджетным учреждениям право направлять на социальные и производственные нужды сэкономленные против установленных норм ассигнования по смете расходов при условии выполнения показателей деятельности. Прекратить практику изъятия у этих организаций сэкономленных средств и уменьшения им на эту сумму ассигнований на следующий плановый период. Министерству финансов СССР определить конкретные размеры, порядок образования и использования указанных средств по видам учреждений, имея в виду не допустить при этом ухудшения качества социально-культурного обслуживания населения;

предложили последовательно внедрять хозрасчетные формы финансирования предприятий, организаций и учреждений социально-культурной сферы в тесной увязке с конечными результатами их работы.

Министерству финансов РСФСР принять участие в работе Министерства финансов СССР по разработке положений о порядке финансирования деятельности бюджетных учреждений и определению конкретных размеров, порядка образования и использования сэкономленных средств по видам учреждений.

Совершенствование территориального финансово-бюджетного планирования


8. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 17 июля 1987 года N 819:

в целях расширения прав и повышения ответственности Советов Министров союзных и автономных республик, Советов народных депутатов в формировании и использовании финансовых ресурсов для обеспечения комплексного производственного и социального развития регионов предложили осуществить перестройку территориального финансово-бюджетного планирования, усилив зависимость местных бюджетов от финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий (объединений), расположенных на соответствующей территории;

установили, что финансовая база Советов народных депутатов формируется за счет отчислений от прибыли (дохода) предприятий (объединений) по стабильным нормативам - основного источника всех бюджетов, других закрепленных за ними доходов и части общегосударственных налогов и доходов, передаваемых по утвержденным на пятилетку стабильным нормативам;

признали необходимым, чтобы предприятия (объединения) всех министерств и ведомств участвовали в формировании доходов местного бюджета, предназначенных на финансирование развития инфраструктуры и благоустройства территорий;

предложили расширить использование укрупненных экономических нормативов длительного действия в планировании доходов и расходов для определения размера средств, направляемых на производственное и социальное развитие соответствующих территорий, в том числе на строительство и содержание автомобильных дорог, развитие коммунального хозяйства, производство местных строительных материалов и другие нужды;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»