Недействующий

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июня 1988 года N 741

     
О пересмотре оптовых цен и тарифов в промышленности и других отраслях народного хозяйства

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________



Совет Министров СССР отмечает, что действующие оптовые цены и тарифы в промышленности и других отраслях народного хозяйства, сложившиеся в условиях экстенсивного развития экономики, не позволяют в полной мере реализовать преимущества нового хозяйственного механизма. Они не создают действенных стимулов ускорения научно-технического прогресса, повышения качества, потребительских свойств продукции и эффективности производства, не полностью отражают общественно необходимые затраты труда, не оказывают должного воздействия на сбалансированность производства и потребления. Цены на многие виды промышленной продукции, в том числе взаимозаменяемые, недостаточно увязаны между собой, а цены на топливно-энергетические и сырьевые ресурсы занижены, в результате они не образуют единой системы и не могут служить инструментом достоверных расчетов экономической эффективности, оценки плановых решений и уровня хозяйствования.

В целях создания качественно новой системы цен, ориентированной на широкое использование экономических методов управления, ускорение научно-технического прогресса, ресурсосбережение, обеспечение эквивалентности отношений между отраслями народного хозяйства, укрепление хозяйственного расчета и повышение темпов социально-экономического развития страны, Совет Министров СССР

постановляет:


1. В соответствии с утвержденными июньским (1987 год) Пленумом ЦК КПСС Основными положениями коренной перестройки управления экономикой, Законом СССР о государственном предприятии (объединении) и постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 года N 820 "Об основных направлениях перестройки системы ценообразования в условиях нового хозяйственного механизма" Государственному комитету СССР по ценам, министерствам и ведомствам, Советам Министров союзных республик, предприятиям, объединениям и организациям осуществить в 1988-1989 годах пересмотр оптовых цен и тарифов в промышленности, на транспорте, в связи, материально-техническом снабжении и ввести их в действие с 1 января 1990 года.

При пересмотре оптовых цен и тарифов:

а) устранить диспропорции в ценах и тарифах и превратить их на основе равнонапряженных требований к использованию ресурсов в объективный измеритель затрат и результатов хозяйственной деятельности, в важнейший фактор формирования сбалансированного по материальным и финансовым ресурсам государственного плана экономического и социального развития страны и стабильных экономических нормативов на тринадцатую пятилетку, создать необходимые условия для развития социалистической экономической интеграции;

б) придать ценам противозатратный характер. Осуществлять формирование цен на основе нормативных стоимостных оценок потребительских свойств и качественных характеристик продукции. Создать условия для обеспечения реальных преимуществ при производстве и использовании новой техники и технологии, передовых форм и методов организации труда;

в) усилить взаимосвязь цен с планом и финансово-кредитной системой, создать экономические предпосылки для усиления зависимости размеров прибыли (хозрасчетного дохода) предприятий от уровня использования ресурсов и качества производимой продукции, для работы предприятии всех отраслей на принципах полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования;

г) обеспечить приближение цен к общественно необходимым затратам. Полностью отразить в новых ценах расходы государства, связанные с воспроизводством трудовых и природных ресурсов, финансируемые в настоящее время из бюджета и других источников. Повысить в 2,4 раза тарифы взносов на социальное страхование и ликвидировать за счет этого дотации бюджету государственного социального страхования. Включить в цены в полном объеме затраты на геологоразведочные и геологопоисковые работы, воспроизводство и охрану лесных и водных ресурсов. Установить рентные платежи по нефти, газу, электроэнергии, вырабатываемой гидроэлектростанциями, имея в виду повысить эффективность использования природных ресурсов с высокой естественной продуктивностью.

Ликвидировать в основном льготные цены, обеспечить единство цен для поставщиков и потребителей на всех стадиях производства и потребления с целью максимального сокращения перераспределительных процессов в народном хозяйстве.

Предусмотреть экономически обоснованное сближение соотношений цен по группам и видам продукции с мировыми ценами.

Принять в качестве расчетной базы цен условия производства тринадцатой пятилетки. Учесть объективные различия в тенденциях развития добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности и темпах изменения производительности труда и себестоимости продукции. При разработке новых оптовых цен и тарифов обеспечить наиболее полное использование резервов повышения эффективности производства, роста производительности труда, экономии материальных и энергетических ресурсов, а также снижение производственных затрат против планового уровня 1990 года;

д) обеспечить единый подход к оценке затрат и определению прибыли на всех стадиях производства - от добычи сырья до выпуска конечной продукции, имея в виду:

применять единые нормы прибыли для всех отраслей промышленности и платежей в бюджет за производственные фонды, трудовые ресурсы и отчислений от прибыли (хозрасчетного дохода) на общегосударственные нужды;

использовать единые принципы образования цен на потребляемые ресурсы и выпускаемую продукцию исходя из нормативной стоимостной оценки потребительских свойств продукции и сочетания интересов поставщика, потребителя и народного хозяйства в целом;

применять единые цены для всех потребителей топливно-энергетических ресурсов и минерального сырья, в том числе поставляемых на экспорт. Устранить зависимость прибыли (хозрасчетного дохода) перерабатывающих предприятий от различий в ценах на указанные ресурсы и сырье, не связанных с изменением их качества.

Обеспечить опережающий рост экономического эффекта по сравнению с ценами, относительное удешевление продукции для потребителя.

Отказаться от использования фактических затрат как главной основы определения цен. Считать недопустимым использование механизма ценообразования для возмещения потерь и повышенных затрат, связанных с низким уровнем хозяйствования, завышения цен и получения предприятиями прибыли (доходов), не связанной с реальным вкладом трудовых коллективов в конечные результаты их хозяйственной деятельности.

Устанавливать оптовые цены, как правило, в расчете на единицу измерения, характеризующую потребительскую ценность продукции;

е) существенно поднять уровень нормативно-технического обоснования потребительских свойств и экономической эффективности продукции. Усилить роль и ответственность органов стандартизации и заказчиков за соответствие стандартов и технических условий современным требованиям научно-технического прогресса. Предусмотреть при формировании централизованно устанавливаемых цен и тарифов экономическую ответственность заказчиков за необоснованную оценку эффективности применения новых видов продукции производственно-технического назначения.

2. Внести кардинальные изменения в уровни и соотношения цен на топливо, энергию, материалы и готовую продукцию и осуществить пересмотр цен на продукцию промышленности в следующих направлениях:

а) при пересмотре оптовых цен в топливно-энергетическом комплексе исходить из того, что уровень цен на основные энергетические ресурсы должен обеспечить экономическую базу для устойчивости всей системы цен до 2000 года.

Повысить оптовые цены на уголь на 90 процентов, на газ в 2 раза и мазут в 2,2 раза. Улучшить соотношение цен на котельно-печное топливо исходя из энергетической ценности каждого его вида.

Цены на нефть как сырье для производства моторных топлив и химической продукции повысить в 2,3 раза. Установить экономически обоснованные соотношения цен на автомобильное топливо и повысить цены на дизельное топливо в 2,3 раза.

Отказаться от затратного подхода при формировании тарифов на электроэнергию на основе индивидуальных затрат по энергосистемам. Дифференцировать тарифы на электроэнергию по времени суток.

Повысить тарифы на электрическую и тепловую энергию соответственно на 40-45 процентов и 60-65 процентов.

Отменить льготные цены на газ и тарифы на электрическую и тепловую энергию для отдельных категорий потребителей;

б) при пересмотре оптовых цен на продукцию химической и нефтехимической промышленности обеспечить стимулирование производства и использования синтетических и других заменителей натурального сырья, современных конструкционных пластмасс и других полимерных материалов, расширение номенклатуры малотоннажной химической продукции, прежде всего продукции тонкого органического синтеза.

Улучшить соотношения в ценах в целях стимулирования увеличения производства и применения наиболее прогрессивных видов продукции: высокоэффективных удобрений и средств защиты растений, высококачественных лакокрасочных материалов и красителей, химических нитей высоких номеров, нитей и волокон с заранее заданными свойствами. Ввести единые оптовые цены на шины, поставляемые для всех потребителей народного хозяйства и на экспорт;

в) обеспечить дифференциацию цен на различные виды металлопродукции в соответствии с их качеством и потребительскими свойствами. Повысить экономическую заинтересованность предприятий в расширении производства и применении прогрессивных конструкционных материалов, обеспечивающих высокий экономический эффект в народном хозяйстве. Пересмотреть цены на металлургическое сырье с целью создания металлургическим предприятиям равных условий для повышения эффективности производства. Обеспечить стимулирование применения редких металлов и их сплавов, металлических порошков.

Повысить оптовые цены на черные и цветные металлы на 30-35 процентов.

Обеспечить экономически обоснованные соотношения цен на конструкционные материалы, прежде всего на черные и цветные металлы и пластмассы. Предусмотреть дотации для возмещения повышенных затрат при производстве отдельных видов конструкционных пластмасс на период ликвидации отставания химической промышленности;

г) пересмотреть цены на продукцию лесопромышленного комплекса исходя из необходимости повышения экономической заинтересованности производителей и потребителей в полном и рациональном использовании ресурсов на всех стадиях переработки и в сферах потребления. Полнее отразить в ценах эффект, получаемый от применения различных видов лесопродукции, улучшить соотношения оптовых цен на взаимозаменяемые лесоматериалы.

Повысить оптовые цены на круглые лесоматериалы на 60-65 процентов, увеличив плату за древесину, отпускаемую на корню, до уровня, обеспечивающего полный хозяйственный расчет в лесном хозяйстве и рациональное использование лесосечного фонда;

д) пересмотреть оптовые цены на железобетон, цемент, кирпич, стекло и другие строительные материалы в целях стимулирования производства новых высококачественных видов материалов, эффективных сборных строительных конструкций с высокой степенью заводской готовности, наиболее полного использования вторичного сырья, шлаков и других отходов для выпуска строительных материалов. Осуществить широкое применение договорных цен на указанную продукцию в пределах договорных цен на конечную строительную продукцию.

Повысить оптовые цены на строительные материалы на 25-30 процентов;

е) при пересмотре цен на продукцию машиностроения обеспечить переход на нормативно-параметрические методы оценки потребительских свойств машин и оборудования, учет их реальной эффективности, стимулирование производства и освоения высокоэффективной продукции, принципиально новой техники, исключив возможность формирования цен на базе индивидуальных затрат. Активно использовать цены для создания существенных экономических преимуществ при производстве принципиально новой техники, не уступающей (превосходящей) лучшим мировым образцам. Предусмотреть пониженную рентабельность при выпуске устаревшей продукции в целях ускорения снятия ее с производства.

Усилить экономическую заинтересованность машиностроительных предприятий в повышении комплектности поставок продукции, увеличении выпуска дополнительной оснастки, приспособлений и запасных частей, развитии специализации и расширении кооперации производства. Установить экономически обоснованные ценностные соотношения на функционально однородную продукцию машиностроения.

Сохранить общий уровень цен на продукцию машиностроения. Снизить цены на электронные элементы, средства вычислительной техники, узлы и блоки для радиоэлектронной аппаратуры в среднем на 15-20 процентов (в том числе на интегральные микросхемы не менее чем на 25 процентов), а также на роботы, числовые программные устройства и другую наукоемкую продукцию, обеспечивающую широкую автоматизацию и электронизацию отраслей народного хозяйства;

ж) предусмотреть в новых оптовых ценах на продукцию легкой промышленности усиление стимулирования выпуска высококачественной продукции, товаров детского ассортимента и для лиц пожилого возраста, а также рационального и эффективного использования сырья и материалов. Расширить практику определения оптовых цен, на продукцию легкой промышленности и товары культурно-бытового назначения исходя из уровня розничных цен на эту продукцию, ставок налога с оборота, скидок и надбавок к этим ценам, создать тем самым более благоприятные условия для перехода на прямые связи промышленности с торговлей.

Учесть при формировании оптовых цен на продукцию легкой промышленности намечаемое изменение закупочных цен на сельскохозяйственное сырье;

з) перестроить систему оптовых цен на продовольственные товары с учетом реально складывающихся затрат по заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции. Выплачивать промышленным предприятиям дотации по отдельным видам продовольственных товаров на конечной стадии производства этих товаров в случае их реализации по централизованно устанавливаемым розничным ценам.

Министерству финансов СССР установить порядок выплаты указанных дотаций по месту реализации продуктов питания за счет средств бюджетов автономных республик, краев и областей, а по союзным республикам, не имеющим областного деления, - за счет средств государственных бюджетов союзных республик.

Обеспечить при формировании цен усиление стимулирования производства высококачественной продукции, в том числе продуктов питания высокой степени готовности к потреблению, товаров в мелкой расфасовке, а также рациональное использование сырья.

3. При пересмотре транспортных тарифов на перевозки грузов соблюдать единые принципы их построения. Предусмотреть стимулирование рационального распределения перевозок грузов различными видами транспорта. Обеспечить равную выгоду при перевозках различных грузов. При разработке тарифов более полно учесть качественные показатели перевозок (повышение сохранности, ускорение доставки грузов и др.). Усилить стимулирующую роль тарифов в эффективном использовании технических средств транспорта и экономии ресурсов.

Повысить уровень тарифов на грузовые перевозки на железнодорожном транспорте на 30-35, автомобильном на 20-25, речном на 30-35 и морском (каботаж) транспорте на 35-40 процентов.

Нацелить новую систему тарифов на услуги связи на стимулирование использования новых прогрессивных технических средств связи и более полное отражение в них качества оказываемых услуг, сохранив общий уровень тарифов.

4. Пересмотреть размеры и порядок применения наценок (скидок) к оптовым ценам в пользу снабженческих, сбытовых и комплектующих организаций. Усилить их значение в стимулировании перехода на прогрессивные формы снабжения (оптовую торговлю, гарантированное комплексное снабжение, прямые длительные хозяйственные связи) и оказания услуг предприятиям по подготовке продукции к производственному потреблению.

Уточнить нормы накладных расходов и накоплении по заготовкам, хранению и отгрузке сельскохозяйственной продукции в связи с изменением оптовых цен и тарифов в промышленности и тарифов на перевозки грузов.

5. Осуществить пересмотр закупочных цен на рыбу-сырец, морепродукты, морского зверя и ракообразные и ввести их в действие с 1 января 1990 года.

6. Установить, что пересмотр оптовых цен и тарифов не должен привести к невозмещаемым дополнительным расходам у населения и потерям средств государственного бюджета СССР. По товарам народного потребления и услугам для населения, по которым новые оптовые цены (а при их отсутствии экономически обоснованные затраты и нормативная прибыль) превысят действующие розничные цены и тарифы, сумма превышения должна возмещаться из государственного бюджета СССР. Министерству финансов СССР определить порядок возмещения разницы между оптовыми и розничными ценами на указанную продукцию.

7. Государственному комитету СССР по ценам разработать в месячный срок совместно с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР индексы изменения цен и тарифов по отраслям и основным товарным группам для использования при подготовке новых прейскурантов, проектов контрольных цифр и экономических нормативов на тринадцатую пятилетку.

8. Государственному комитету СССР по ценам разработать с участием заинтересованных министерств и ведомств СССР и утвердить:

размеры отчислений на геологоразведочные и геологопоисковые работы, включаемые в себестоимость соответствующей продукции, с тем чтобы они полностью возмещали затраты государства на эти работы;

размеры платы за воду.

Госагропрому СССР и Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР разработать и по согласованию с Министерством финансов СССР и Государственным комитетом СССР по ценам утвердить до 1 января 1989 года условия и порядок оплаты воды, используемой в сельском хозяйстве.

9. Министерству финансов СССР, Госплану СССР, Государственному комитету СССР по ценам, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС в месячный срок разработать и представить в Совет Министров СССР размеры вводимых одновременно с новыми ценами новых тарифов взносов на государственное социальное страхование, обеспечивающих полное возмещение расходов государства на эти цели.

10. Министерству финансов СССР определить порядок компенсации сельскому хозяйству и строительным организациям удорожаний в 1990 году и изъятия в бюджет дополнительной прибыли в связи с разными сроками введения новых цен и тарифов в промышленности, на транспорте, в связи, материально-техническом снабжении, сельском хозяйстве и строительстве.

11. Министерству внешних экономических связей СССР представлять Государственному комитету СССР по ценам, министерствам и ведомствам СССР необходимую информацию о мировых и внешнеторговых ценах для учета их при определении уровня и соотношений внутренних оптовых цен и тарифов на отечественную продукцию.

12. Государственному комитету СССР по ценам:

довести в 10-дневный срок до министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик согласованные с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР методические указания о порядке пересмотра оптовых цен и тарифов;

обеспечить оперативное рассмотрение и утверждение проектов прейскурантов оптовых цен и тарифов, представляемых министерствами и ведомствами СССР, имея в виду завершить в I квартале 1989 года доведение новых прейскурантов до предприятий, объединений и организаций;

продлить истекающий в 1988-1989 годах срок действия оптовых цен до введения новых оптовых цен в соответствии с настоящим постановлением.

13. Государственному комитету СССР по науке и технике, Государственному комитету СССР по стандартам и Госстрою СССР (по закрепленной за ним номенклатуре):

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»