Недействующий

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 1969 года N 390

Об улучшении проектно-сметного дела

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________


Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР высоко ценят труд работников проектных организаций, которые вносят большой вклад в осуществление программы капитального строительства и играют важную роль в развитии народного хозяйства страны.

По проектам советских специалистов построены крупнейшие в мире электростанции, мощные нефтепроводы, газопроводы, многие предприятия металлургической, химической, машиностроительной и других отраслей промышленности, оснащенные современным высокопроизводительным оборудованием и выпускающие продукцию высокого качества.

Вместе с этим Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в работе проектных организаций имеются крупные недостатки.

Во многих проектных институтах недостаточно учитываются при разработке проектов достижения мировой науки и техники, не всегда проявляется творческий подход при выборе проектных решений, допускается шаблон в применении строительных конструкций и архитектурных форм. В проектах нередко закладываются малоэффективные технологические процессы, устаревшее оборудование, низкий уровень механизации и автоматизации процессов как в основном производстве, так и на вспомогательных работах, предусматривается создание на предприятиях бытовых служб, не отвечающих современным требованиям.

Построенные по таким проектам промышленные предприятия оказываются отсталыми, а культурно-бытовые объекты и жилые дома - неудобными. Архитектурный облик их однообразен и непривлекателен.

При разработке проектов крупных промышленных предприятий и комплексов часто не учитывается необходимость рационального размещения объектов на застраиваемой территории, выбора наиболее экономичных объемно-планировочных и конструктивных решений. Это вызывает при строительстве дополнительные затраты на коммуникации и осложняет эксплуатацию построенных предприятий.

При разработке проектов не уделяется должного внимания смете, допускаются просчеты и ошибки в определении сметной стоимости строительства, а иногда и искусственное занижение смет, что создает ложное представление об эффективности намечаемого строительства и осложняет планирование и осуществление капитального строительства.

Сложившаяся практика обязательного согласования проектов с заинтересованными учреждениями (даже когда проекты разработаны в соответствии с действующими нормами и правилами) приводит к затягиванию сроков проектирования и снижению ответственности проектных организаций за принятые ими проектные решения.

Серьезные недостатки имеются в проведении экспертизы проектов и смет. Во многих случаях экспертиза проводится формально и по существу не оказывает положительного влияния на качество проектов.

Придавая большое народнохозяйственное значение улучшению проектно-сметного дела, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР

постановляют:

1. Обязать министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик и их проектные организации:

организовать проектирование на основе максимального учета новейших достижений науки и техники с тем, чтобы строящиеся и реконструируемые предприятия ко времени их ввода в действие были технически передовыми и имели высокие показатели по производительности труда, себестоимости производства и качеству продукции, а по условиям труда отвечали современным требованиям;

обеспечить в проектах применение наиболее экономичных схем транспортных потоков сырья и продукции, рациональное использование застраиваемой территории и производственных площадей, улучшение качества строительной части проектов и архитектурного оформления зданий и сооружений, устройство удобных бытовых помещений.

Для этого требуется создать такие условия работы в проектных организациях, при которых проектировщики имели бы широкую возможность проявлять творческую инициативу в выборе наиболее прогрессивных экономичных решений при проектировании.

Необходимо поднять роль сметы и обеспечить правильное определение сметной стоимости строительства. Правильно составленная и принятая подрядной строительной организацией смета должна являться основным документом для планирования капитального строительства и для расчетов между заказчиками и строительными организациями.

2. Министерствам и ведомствам СССР разработать и утвердить в 1969-1970 годах основные технические направления в проектировании предприятий соответствующих отраслей исходя из ближайшей перспективы развития науки и техники и, руководствуясь этими техническими направлениями, составлять на основе пятилетних планов капитального строительства комплексные тематические планы научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по созданию новых, прогрессивных технологических процессов.

3. Обязать машиностроительные министерства:

совместно с министерствами (ведомствами) - заказчиками оборудования на основе планов, указанных в пункте 2 настоящего постановления, разрабатывать и утверждать пятилетние планы конструирования, изготовления и поставки технологического и комплектующего оборудования для объектов капитального строительства, в которых предусматривать сроки выдачи заказчиками оборудования технических заданий на конструирование этого оборудования, а также сроки выдачи проектным организациям исходных данных по оборудованию, необходимых для проектирования объектов капитального строительства;

организовать систематическую информацию проектных организаций о разрабатываемом новом технологическом и вспомогательном оборудовании и сроках организации его производства, с тем чтобы проектные организации могли предусматривать использование нового оборудования в проектах на строительство и реконструкцию предприятий;

своевременно обеспечивать разработку нового оборудования, которое предусматривается проектными организациями в проектах на строительство предприятий, и организацию его производства исходя из необходимости обеспечения строящихся объектов надежным в эксплуатации оборудованием.

4. Установить, что, начиная с 1971 года, решения о проектировании и строительстве предприятий и сооружений должны приниматься исходя из схем развития и размещения соответствующих отраслей народного хозяйства и промышленности и схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам, а по крупным и сложным предприятиям и сооружениям - также на основе технико-экономических обоснований (ТЭО), подтверждающих экономическую целесообразность и хозяйственную необходимость проектирования и строительства предприятий и сооружений.

Госплану СССР по согласованию с Госстроем СССР в 1969 году разработать и утвердить указания о составе, порядке разработки и утверждения ТЭО и с участием Министерства финансов СССР определить источники финансирования работ по составлению ТЭО.

5. Проектирование предприятий, зданий и сооружений может осуществляться: в две стадии - технический проект и рабочие чертежи или в одну стадию - техно-рабочий проект (технический проект, совмещенный с рабочими чертежами).

Решение о разработке проектов в одну или в две стадии принимается министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик (или в порядке, ими устанавливаемом), при этом по объектам, строительство которых предполагается осуществлять по типовым проектам и по повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам, а также по технически несложным объектам, проектирование должно осуществляться в одну стадию.

Проектирование крупных предприятий (сооружений), строительство которых намечается осуществлять по очередям, должно начинаться с разработки схемы генерального плана предприятия (сооружения) на его полное развитие, а также с разработки основных проектных решений, необходимых для определения (по укрупненным показателям) стоимости всего строительства. Эти проектные документы должны являться неотъемлемой частью технического проекта на первую очередь строительства. На последующие очереди строительства должны разрабатываться и утверждаться технические проекты в установленном порядке и объеме.

Для определения сметной стоимости строительства на стадии технического (техно-рабочего) проекта составляется сводная смета. Сметная стоимость строительства отдельных объектов и видов работ определяется по прейскурантам, сметам к типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам, привязанным к местным условиям строительства, а при отсутствии их - по сметам, составляемым по рабочим чертежам.

Предоставить право министрам и руководителям ведомств СССР и Советам Министров союзных республик в исключительных случаях разрешать после принятия в установленном порядке решения о строительстве предприятий и наличии генеральных планов этих предприятий разрабатывать до утверждения технических проектов рабочие чертежи и сметы на внешнеплощадочные сооружения и коммуникации, объекты производственной базы, жилые дома и объекты культурно-бытового назначения для подрядных организаций и выполнять по ним подготовительные и строительно-монтажные работы в объемах, согласованных с Госпланом СССР.

6. В сводных сметах на строительство предприятий, зданий и сооружений предусматривать резерв на непредвиденные работы и затраты в следующих размерах (в процентах от сметной стоимости строительства):

в сводной смете к техническому проекту (при двухстадийном проектировании) - 10 процентов;

в сводной смете к техно-рабочему проекту (при одностадийном проектировании) - 5 процентов.

Указанный резерв может расходоваться с разрешения дирекции строящегося предприятия.

7. Обязать Госстрой СССР:

а) составить с участием министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик и в 3-месячный срок утвердить план разработки и утверждения прейскурантов на строительство и обеспечить методическое руководство и контроль за их разработкой. В плане предусмотреть разработку прейскурантов на строительство:

жилых домов массовой застройки - за 1 кв. метр общей площади;

школьных зданий, детских дошкольных учреждений, больниц, поликлиник, кинотеатров, клубов и других объектов культурно-бытового назначения - за одно место;

отдельных производственных, подсобно-вспомогательных зданий и сооружений - за единицу мощности;

объектов транспортного, энергетического, водохозяйственного и других видов строительства - за единицу мощности или укрупненную единицу измерения;

объектов сельскохозяйственного строительства - за объект в целом или укрупненную единицу измерения.

Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить в соответствии с этим планом разработку прейскурантов и утверждение их по согласованию с Госпланом СССР, с вводом в действие с 1970 года;

б) обеспечить в 1969-1970 годах с привлечением соответствующих министерств и ведомств разработку и издание в необходимом количестве каталогов и альбомов рабочих чертежей типовых строительных конструкций, деталей, узлов и креплений, с тем чтобы составление рабочих чертежей свести в основном к монтажным планам и разрезам со ссылкой на указанные альбомы.

8. Разрешить Министерству энергетики и электрификации СССР, Министерству газовой промышленности и Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР установить в виде опыта порядок, при котором рабочие чертежи по некоторым стройкам разрабатываются проектными организациями за плату по заказу подрядных строительно-монтажных организаций. Экономия, полученная подрядными организациями от сокращения объема рабочих чертежей, остается в распоряжении этих организаций, и часть ее используется для премирования работников этих организаций, обеспечивающих высококачественное выполнение строительных работ с меньшим объемом проектной документации.

9. Установить, что расчеты за проектные и изыскательские работы с 1 января 1971 года производятся заказчиками, как правило, за законченные проекты и изыскания в целом на объект или за этапы проектных и изыскательских работ.

Этапы проектных и изыскательских работ, а также сроки выдачи заказчику законченной проектной документации устанавливаются заказчиком и проектной (изыскательской) организацией при заключении договора.

Госплану СССР, Министерству финансов СССР, Госстрою СССР, Госбанку СССР и Стройбанку СССР разработать с участием заинтересованных министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик и представить в 3-месячный срок в Совет Министров СССР предложение о порядке и условиях наделения указанных организаций оборотными средствами для покрытия плановых затрат по незавершенным проектным и изыскательским работам или предоставления им для этой цели банковского кредита.

10. Разрешить руководителям проектных и изыскательских организаций расходовать средства на премирование работников сверх сумм, предусмотренных на эту цель в сметах затрат, за счет достигнутой экономии по фонду заработной платы с тем, чтобы общий размер расходуемых на премирование средств по этим источникам не превышал 10 процентов годового фонда заработной платы работников указанных организаций.

Увеличить размер средств, причитающихся проектным организациям за оказание помощи пусковым стройкам по вводу в действие мощностей и объектов, до 5 процентов от общей суммы премий, предусмотренных за ввод в действие объектов строительства (без уменьшения размера премий, установленного для заказчиков).

11. Установить, что нормы и правила, связанные со строительным проектированием и строительством предприятий, зданий и сооружений, утверждаемые в установленном порядке соответствующими министерствами и ведомствами СССР и органами государственного надзора, подлежат согласованию с Госстроем СССР.

В связи с тем, что в действующих нормах и правилах, относящихся к проектированию и строительству предприятий, зданий и сооружений, имеют место необоснованные и завышенные требования, ведущие к увеличению стоимости строительства и расходов по их эксплуатации, обязать Министерство здравоохранения СССР, Госгортехнадзор СССР, Министерство энергетики и электрификации СССР, Министерство газовой промышленности, Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерство рыбного хозяйства СССР и Министерство сельского хозяйства СССР пересмотреть в 1969-1970 годах эти нормы и правила и по согласованию с Госстроем СССР утвердить их.

12. Установить, что технические (техно-рабочие) проекты и рабочие чертежи на строительство предприятий, зданий и сооружений, разработанные в соответствии с действующими нормами и правилами (что должно быть удостоверено главным инженером проекта соответствующей записью в материалах проекта), не подлежат согласованию с органами государственного надзора.

В отдельных случаях, когда при проектировании предприятий, зданий и сооружений возникает необходимость частичного отступления от требований действующих норм и правил, эти отступления должны предварительно согласовываться проектными организациями с соответствующими органами в порядке, установленном министерствами и ведомствами, утвердившими нормы и правила. С соответствующими органами государственного надзора должны также согласовываться относящиеся к области их деятельности проектные решения, на которые нет утвержденных норм и правил.

13. Установить, что технические (техно-рабочие) проекты на строительство предприятий, зданий и сооружений утверждаются по стройкам сметной стоимостью 2,5 млн. рублей и выше министерствами и ведомствами СССР (по всем входящим в их систему стройкам) и Советами Министров союзных республик.

Технические проекты наиболее крупных предприятий и сооружений утверждаются Советом Министров СССР по представлению министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик. Госплану СССР совместно с Госстроем СССР ежегодно представлять в Совет Министров СССР перечни указанных строек.

Проектно-сметная документация на объекты, подлежащие строительству за счет собственных средств кооперативных (кроме колхозов) или общественных организаций, утверждается в порядке, устанавливаемом соответствующими центральными кооперативными или общественными организациями.

Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик не допускать строительства объектов по устаревшим проектам и обеспечить своевременное внесение в них необходимых изменений в целях повышения эффективности производства и улучшения технико-экономических показателей. Переутверждение проектов при соблюдении этих условий производится в порядке, установленном для утверждения вновь разработанных проектов.

При несоблюдении указанных условий переутверждение технических (техно-рабочих) проектов и проектных заданий производится министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик по согласованию с Госпланом СССР и Госстроем СССР. Переутверждение технических проектов, утвержденных Советом Министров СССР, производится Советом Министров СССР с предварительным рассмотрением в Госплане СССР и Госстрое СССР.

Порядок утверждения и переутверждения проектов по стройкам сметной стоимостью до 2,5 млн. рублей устанавливается министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик.

14. Установить, что, начиная с 1971 года, планирование объемов проектно-изыскательских работ для министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик должно производиться в процентах от утвержденных им объемов капитальных вложений.

Госплану СССР рассмотреть с участием заинтересованных министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик объемы капитальных вложений на проектно-изыскательские работы и установить дифференцированные по отраслям промышленности и народного хозяйства затраты на проектно-изыскательские работы исходя из особенностей каждой отрасли.

15. Предоставить право министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик в случае необходимости:

а) разрешать проектным организациям осуществлять инженерные изыскания в комплексе с выполняемыми проектными работами по расширению и реконструкции действующих предприятий и сооружений, по привязке к участкам строительства типовых проектов зданий и сооружений, а также изыскания, необходимые при разработке рабочих чертежей для уточнения имеющихся изыскательских материалов;

б) поручать подведомственным проектным организациям выполнять по договору с заказчиками работы по техническому надзору за строительством, когда в составе дирекции строящегося предприятия (сооружения) нецелесообразно содержать аппарат по техническому надзору за строительством. В указанных случаях работы по техническому надзору оплачивать за счет средств, предусматриваемых в сводных сметах на содержание дирекции строящегося предприятия (сооружения), и передавать этим проектным организациям необходимые фонды заработной платы;

в) поручать одновременную разработку нескольких вариантов технических проектов или отдельных частей проектов предприятий и сооружений со сложными технологическими процессами и строительными конструкциями различным проектным организациям для выбора оптимальных проектных решений и оплачивать эти работы за счет средств на капитальное строительство, предусмотренных в планах проектных работ;

г) разрешать проектно-конструкторским бюро, группам, отделениям, образованным на предприятиях, в организациях и учреждениях в пределах фонда заработной платы, предусмотренного в планах основной деятельности, разрабатывать проекты и сметы на реконструкцию цехов, участков, совершенствование отдельных технологических процессов, механизацию тяжелых и трудоемких работ и на реконструкцию инженерных сетей и сооружений, а также выполнять проектные работы, связанные с привязкой к площадкам строительства типовых проектов несложных зданий и сооружений, при обязательном соблюдении действующих норм и правил по проектированию и строительству;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»