Недействующий

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 1987 года N 823

О перестройке деятельности министерств и ведомств сферы материального производства в новых условиях хозяйствования

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________


Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что управление сферой материального производства по отраслевому принципу обеспечило на определенном этапе развития народного хозяйства последовательное укрепление экономического и научно-технического потенциала, рост благосостояния народа, повышение обороноспособности и экономической независимости страны.

В соответствии с решениями июньского (1987 года) Пленума ЦК КПСС существенно изменяются роль и функции министерств и ведомств в управлении отраслями народного хозяйства. Проведение в жизнь экономической стратегии партии по ускорению социально-экономического развития страны, соединение достижений научно-технической революции с плановой экономикой должны осуществляться министерствами и ведомствами преимущественно экономическими методами, путем эффективного применения нового хозяйственного механизма, положений Закона СССР о государственном предприятии (объединении).

Система отраслевого управления складывалась постепенно, обретала свои черты в течение нескольких десятилетий. Однако накопившиеся негативные явления и недостатки в организации и методах деятельности министерств и ведомств сдерживают увеличение вклада отраслей в развитие единого народнохозяйственного комплекса, не обеспечивают наиболее полное удовлетворение народнохозяйственных потребностей и спрос населения.

В этом звене системы управления в наибольшей мере проявились бюрократические и узковедомственные методы и стиль руководства, жестко ограничивались права и самостоятельность предприятий и объединений, в результате принципы хозяйственного расчета в основном звене были лишены реального содержания. Взяв на себя функции предприятий, министерства оказались не способными решать свои главные задачи.

Министерствами и ведомствами не обеспечиваются передовые позиции отраслей в научно-техническом развитии. Неудовлетворительно используются имеющийся в них крупный научный потенциал, а также современные формы интеграции науки с производством; эффективность и практическая отдача отраслевой науки остаются низкими. Следствием этого явилось все более заметное отставание в техническом уровне, технологии и качестве продукции от современных требований. Инвестиционная политика не была сориентирована на рациональное использование капитальных вложений. Вместо планомерного проведения технического перевооружения и реконструкции предприятий в неоправданно широких масштабах велось новое строительство.

Крайне неудовлетворительно министерства и ведомства осуществляли работу по росту эффективности производства, повышению рентабельности, сокращению убыточности. Обновление основных производственных фондов происходило недопустимо медленно, уровень использования фондов и коэффициент сменности работы оборудования систематически снижались. Важнейшие технико-экономические показатели работы отраслей - производительность труда, материалоемкость и энергоемкость продукции, ресурсосбережение значительно уступают зарубежному уровню.

Министерства и ведомства не удовлетворяют возрастающие потребности народного хозяйства и населения в продукции отраслей, нередко выступают лишь пассивными исполнителями плановых заданий. Они не добились приоритетного развития новых видов оборудования, изделий и материалов, обеспечивающих высокую эффективность их применения в народном хозяйстве. Увеличение выпуска продукции осуществлялось преимущественно на основе экстенсивных методов развития производства.

Крупным недостатком в деятельности министерств и ведомств является слабое внимание к укреплению в отраслях материальной базы социальной сферы, и прежде всего к ускорению жилищного строительства. Как следствие этого, развитие многих предприятий осуществлялось некомплексно, строительство и расширение производства не сопровождались созданием объектов социального назначения. В решении этих вопросов не обеспечено эффективное взаимодействие министерств и ведомств с Советами Министров союзных республик, органами управления на местах. В результате возникли диспропорции в формировании производственной и социальной сфер.

В деятельности министерств и ведомств преобладают административные методы руководства, детальное планирование работы предприятий, вмешательство в их оперативную деятельность, что принижает роль предприятий, сдерживает развитие демократических начал в деятельности трудовых коллективов, приводит к неоправданному разбуханию аппарата министерств, дроблению его по отдельным видам производств и функциям, сдерживает развитие инициативы и предприимчивости трудовых коллективов. Структура отраслевого управления стала сложной, громоздкой и многоступенчатой, потеряла свою гибкость. Экономические методы управления реализуются неоправданно медленно. Работа центрального аппарата министерств и ведомств все еще не нацелена на последовательное проведение в жизнь принципов полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоуправления.

В руководстве отраслями недостаточно используются демократические формы, значительно снизилась роль коллегий министерств и ведомств. Они не оказывают заметного воздействия на решение принципиальных вопросов развития отраслей и научно-технического прогресса, подбор, расстановку и использование кадров, на ускорение перестройки работы аппарата.

Июньский (1987 года) Пленум ЦК КПСС определил основные принципы перестройки отраслевого управления, меры по коренному улучшению деятельности министерств, их место и роль в целостной системе руководства народным хозяйством.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:

1. Считать главной задачей министерств и ведомств сферы материального производства неуклонное проведение в жизнь экономической стратегии партии на основе ускорения социально-экономического и научно-технического развития отраслей, удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в высококачественной продукции, работах и услугах, повышения эффективности производства и увеличения вклада в рост национального дохода, комплексного решения социальных задач. Во всей своей деятельности министерства и ведомства обязаны использовать преимущественно экономические методы управления вместо преимущественно административных, создавать условия для проявления инициативы и предприимчивости трудовых коллективов, развития хозяйственной самостоятельности предприятий, всемерного использования принципов полного хозяйственного расчета и самофинансирования.

Для выполнения этой задачи признать необходимым коренным образом перестроить деятельность, изменить роль и функции министерств и ведомств в управлении отраслями, устранить с их стороны мелочную опеку предприятий, сосредоточив работу министерств и ведомств прежде всего на следующих основных направлениях:

проведение прогрессивной научно-технической и инвестиционной политики, обеспечивающей решение крупных приоритетных технических проблем отрасли, организацию разработки и применения принципиально новых техники, технологии и материалов, революционизирующих производство, их высокий научно-технический уровень, качество и конкурентоспособность, повышение эффективности деятельности отраслевой науки, укрепление ее связей с производством;

осуществление сбалансированного и пропорционального развития отрасли, рационального размещения производства, его комбинирования, определение прогрессивного профиля предприятий отрасли, дальнейшее повышение уровня концентрации, специализации и кооперирования производства, активизация внешнеэкономической деятельности;

эффективное решение межотраслевых задач на основе тесного взаимодействия с заинтересованными министерствами и ведомствами, а также республиканскими и иными органами территориального управления.



РОЛЬ И ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

2. Министерства и ведомства строят свою деятельность на основе государственного пятилетнего плана экономического и социального развития как важнейшего инструмента реализации экономической политики Партии и Правительства. Они обязаны на основе преимущественного использования экономических методов управления последовательно проводить в жизнь принципы, определенные Законом СССР о государственном предприятии (объединении), содействовать развитию самоуправления трудовых коллективов.

Установить, что министерства и ведомства осуществляют управление деятельностью подведомственных предприятий, используя исходные данные планирования в качестве основы для формирования пятилетнего плана: контрольные цифры, государственные заказы, долговременные экономические нормативы и лимиты. При этом министерства и ведомства обеспечивают строгую увязку между собой устанавливаемых предприятию исходных данных для планирования.

3. Министерствам и ведомствам неуклонно руководствоваться тем, что:

годовые планы разрабатываются и утверждаются предприятиями самостоятельно исходя из их пятилетних планов и заключаемых хозяйственных договоров. При этом предприятия совместно с министерством, ведомством конкретизируют задания пятилетнего плана, а также решают с соответствующими организациями вопросы материально-технического обеспечения материальными ресурсами и подрядными работами;

проекты пятилетних планов развития отраслей разрабатываются исходя из Основных направлений экономического и социального развития, исходных данных для планирования, доводимых Госпланом СССР, и на основе планов предприятий (объединений).

Министерства и ведомства противодействуют монопольным тенденциям в деятельности отдельных предприятий, осуществляя в этих целях мероприятия по преодолению завышения себестоимости и цен, застоя в техническом развитии производства, искусственного ограничения выпуска и сбыта продукции, пользующейся спросом потребителей.

4. В соответствии с основными принципами перестройки отраслевого управления признать необходимым сосредоточить деятельность министерств и ведомств на выполнении следующих основных функций:



в области планирования и экономики

участие в разработке совместно с Госпланом СССР и Советами Министров союзных республик проектов основных направлений экономического и социального развития отрасли на 15 лет, контрольных цифр, государственных заказов, долговременных стабильных экономических нормативов и лимитов на предстоящее пятилетие;

разработка для предприятий контрольных цифр, государственных заказов, долговременных стабильных экономических нормативов и лимитов, стимулирующих эффективное использование предприятиями всех видов ресурсов и достижение высоких конечных результатов в целях наиболее полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения;

утверждение по согласованию с Госпланом СССР состава государственных заказов;

изучение и определение народнохозяйственных и внешнеэкономических потребностей в продукции, работах и услугах отрасли;

разработка долгосрочных прогнозов, определение приоритетных направлений развития отрасли;

разработка схем развития и размещения предприятий;

обеспечение при планировании рационального сочетания государственных интересов с интересами отраслей, регионов и предприятий;

развитие прогрессивной производственной структуры, углубление концентрации и специализации, внутри- и межотраслевого кооперирования, улучшение использования основных производственных фондов и оборотных средств;

обеспечение комплексного решения вопросов, связанных с улучшением условий труда, жизни и быта, более полным удовлетворением материальных и духовных потребностей работников отрасли;



в области ускорения научно-технического прогресса, повышения технического уровня и качества продукции

обеспечение научно-технического развития отрасли, разработка принципиально новых видов продукции, в том числе на конкурсной основе, в соответствии с требованиями потребителей к их техническому уровню и качеству;

широкое использование в производстве наиболее важных высокоэффективных технических новшеств, открытий и изобретений, обеспечивающих ускоренный выход отрасли на передовые рубежи науки и техники, высокую конкурентоспособность продукции;

постоянное повышение уровня технологии производства, качества и технического уровня продукции, планирование ее обновления;

организация разработки научно-технических решений по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, применению безотходных технологий, а также организация разработки прогрессивных норм и нормативов;

эффективное использование научно-технического и производственного потенциала, сокращение сроков создания и освоения новой техники и прогрессивных базовых технологий;

постоянное совершенствование управления научно-техническим развитием, повышение эффективности деятельности научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, укрепление их лабораторно-испытательной и опытно-экспериментальной базы; обеспечение работы межотраслевых научно-технических комплексов;

организация работ по стандартизации и унификации продукции отрасли, информационному обслуживанию, а также изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы, изучение и распространение передового опыта;

широкое развитие международного научно-технического сотрудничества, в первую очередь со странами - членами СЭВ;



в области капитального строительства

проведение эффективной инвестиционной политики в соответствии с задачами развития отрасли, оптимальное сочетание государственных централизованных капитальных вложений и капитальных вложений за счет фондов предприятий для производственного и социального развития;

организация разработки на мировом уровне проектов на строительство новых, техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих предприятий и объектов;

планирование и организация строительства в нормативные сроки, своевременный ввод в действие предприятий и объектов и освоение новых мощностей;

развитие, укрепление и модернизация отраслевой строительной базы для осуществления хозяйственным способом работ по техническому перевооружению и реконструкции предприятий, строительству жилых домов и других объектов социального назначения;



в области материально-технического обеспечения и сбыта

создание в тесном взаимодействии с Госпланом СССР, Госснабом СССР, министерствами, ведомствами СССР, Советами Министров союзных республик необходимых условий для устойчивого обеспечения материальными ресурсами предприятий отрасли;

развитие оптовой торговли средствами производства, прямых связей потребителей с изготовителями, а также фирменной торговли и сервисного обслуживания;

организация работы по обеспечению всемерной экономии материальных ресурсов, повышению материальной заинтересованности трудовых коллективов в бережном и наиболее рациональном расходовании ресурсов, снижении их потерь, широком вовлечении вторичных ресурсов в хозяйственный оборот;



в области финансов, кредита и цен

повышение уровня финансово-экономической работы в отрасли, укрепление финансового положения предприятий на основе последовательного развития принципов хозяйственного расчета и самофинансирования, повышения эффективности производства;

осуществление мер по полному устранению убыточности предприятий и обеспечению уровня рентабельности, необходимого для их работы на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования, создание условий для увеличения участия предприятий в формировании доходов государственного (в том числе местного) бюджета;

эффективное использование централизованных фондов и резервов министерства, ведомства и концентрация их на приоритетных направлениях научно-технического прогресса развития отрасли;

повышение эффективности использования предприятиями банковских кредитов;

проведение государственной политики ценообразования, повышение экономической обоснованности устанавливаемых централизованно, договорных и утверждаемых министерством, ведомством цен и тарифов, усиление контроля за соблюдением государственной дисциплины цен;

анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятий, контроль соблюдения ими государственной финансовой и расчетной дисциплины;



в области внешнеэкономических связей

разработка предложений по основным направлениям экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами на перспективный период;

осуществление мер по дальнейшему развитию и совершенствованию торгово-экономических и валютно-финансовых связей с зарубежными странами в целях ускорения развития отрасли;

развитие новых прогрессивных форм внешнеэкономических отношений с зарубежными странами, активное содействие установлению прямых производственных и научно-технических связей предприятий и организаций отрасли с предприятиями и организациями других стран, созданию и обеспечению деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций;

углубление экономической интеграции со странами социалистического содружества, обеспечение перехода от преимущественно торговых связей к глубокой специализации и широкой производственной кооперации, организация выполнения заданий Комплексной программы научно-технического прогресса стран - членов СЭВ;

разработка и реализация мер, направленных на повышение эффективности экспорта и сокращение нерационального импорта;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»