ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 1987 года N 817

О повышении роли Государственного комитета СССР по науке и технике в управлении научно-техническим прогрессом в стране

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что претворение в жизнь одобренного XXVII съездом партии стратегического курса на ускорение социально-экономического развития советского общества, обеспечение выхода страны на передовые научно-технические рубежи, подъем народного благосостояния требует осуществления крупных мер по повышению темпов научно-технического прогресса, проведения глубокой перестройки системы управления развитием науки и техники.

В стране создан мощный научно-технический потенциал, который позволяет решать многие сложные народнохозяйственные задачи. Вместе с тем эффективность его использования еще явно недостаточна. Как отмечалось на июньском (1987 года) Пленуме ЦК КПСС, научно-технический прогресс в стране затормозился. По ряду важнейших направлений допущено отставание, не обеспечивается опережающее развитие науки и техники с учетом происходящей в мире научно-технической революции. Продолжают иметь место факты, когда даже самые прогрессивные технические идеи не находят практической реализации. Нередко при наличии собственных разработок, обеспечивающих высокий технический уровень, конкурентоспособность советской техники и технологии на мировом рынке, неоправданно заимствуются зарубежные технические решения.

Основная причина такого положения состоит в том, что научно-технический прогресс не включен органически во все экономические процессы.

Государственный комитет СССР по науке и технике не осуществляет целеустремленной, настойчивой работы по формированию совместно с другими органами государственного управления действенного экономического механизма, обеспечивающего активизацию академической, вузовской и отраслевой науки, усиление взаимодействия науки с производством, постоянное ускорение темпов научно-технического прогресса.

Госплан СССР, Государственный комитет СССР по науке и технике, другие центральные экономические ведомства в своей практической деятельности не проводят курс на увеличение производства наукоемкой продукции. Научные прогнозы Академии наук СССР недостаточно глубоко обосновывают влияние научно-технического прогресса на развитие народного хозяйства.

В результате этого планы экономического и социального развития не в полной мере опираются на широкое использование научно-технических достижений и не оказывают должного воздействия на развитие новых направлений научно-технического прогресса.

Ускорение научно-технического прогресса до сих пор не стало главной задачей министерств, ведомств, объединений и предприятий. Развитие отраслей народного хозяйства, многих объединений, предприятий, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций слабо увязано со стратегическими целями научно-технического прогресса. Многие головные институты, заняв в отраслях монопольное положение, препятствуют внедрению разработок, выполненных в академических учреждениях и вузах, в других отраслевых институтах, зачастую тормозят использование предложений изобретателей.

Крайне медленно решаются вопросы укрепления материальной и опытно-экспериментальной базы науки, развития научного приборостроения, всей системы обслуживания научно-технической деятельности. Не налажена четкая система сбора, анализа, обобщения и использования информации о достижениях и тенденциях развития отечественной и зарубежной науки и техники.

В управлении научно-техническим прогрессом недостаточно используется творческая активность трудящихся. Изобретательская и рационализаторская деятельность не координируется с насущными задачами повышения технического уровня и эффективности производства, качества выпускаемой продукции. Многие важные изобретения не получают своевременного отражения в планах экономического и социального развития и не реализуются.

Плохо используются возможности международного научно-технического сотрудничества. В работе по реализации Комплексной программы научно-технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 года отсутствует творческий, новаторский подход, обеспечивающий динамичное развитие сотрудничества с организациями и предприятиями социалистических стран в области науки и техники.

Перестройка руководства народным хозяйством во многом зависит от эффективного управления научно-техническим прогрессом. В то же время Государственный комитет СССР по науке и технике медленно перестраивает свою деятельность в соответствии с новыми требованиями. В его работе преобладает решение текущих вопросов, нередко узкоотраслевого характера, не определяющих общегосударственную стратегию научно-технического развития. Неоправданно большое внимание к оперативному регулированию хода выполнения чрезмерно разросшегося числа научно-технических программ не позволяет Комитету сосредоточивать усилия на ключевых вопросах формирования и практического осуществления единой государственной научно-технической политики, проведении аналитической оценки развития науки и техники, решении крупных межотраслевых научно-технических проблем, координации деятельности отраслей в разработке стратегии технического развития.

Имеются серьезные недостатки в подготовке научных кадров, а также в кадровом обеспечении Государственного комитета СССР по науке и технике.

В целях повышения роли Государственного комитета СССР по науке и технике в управлении научно-техническим прогрессом в стране Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:

1. Считать главным в деятельности Государственного комитета СССР по науке и технике неуклонное претворение в жизнь стратегии партии по ускорению социально-экономического развития страны на основе эффективного использования возможностей научно-технической революции.

Первостепенное внимание уделять определению приоритетных направлений научно-технического прогресса, решению крупных научно-технических межотраслевых проблем, организации разработки принципиально новой техники, технологии и материалов, осуществлению контроля за научно-техническим уровнем отраслей народного хозяйства, соответствием производства лучшим мировым достижениям, формированием сети научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций.

Сосредоточить деятельность Государственного комитета СССР по науке и технике на разработке совместно с центральными экономическими ведомствами, другими органами государственного управления и постоянном совершенствовании такого экономического механизма, который давал бы возможность обеспечивать неуклонное повышение технического уровня общественного производства, укрепление и эффективное использование научно-технического потенциала в условиях расширения самостоятельности объединений, предприятий и организаций, их работы на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования и повышения ответственности министерств и органов управления крупными народнохозяйственными комплексами за развитие научно-технического прогресса.

Государственный комитет СССР по науке и технике должен систематически осуществлять научно-техническое прогнозирование, обеспечивать концентрацию ресурсов академической, вузовской и отраслевой науки на приоритетных направлениях научно-технического прогресса, руководство государственной системой научно-технической информации, углубление научно-технического сотрудничества со странами - членами СЭВ, развитие изобретательства и рационализации.



Совершенствование формирования и реализации перспективных направлений научно-технического прогресса

2. Считать Комплексную программу научно-технического прогресса СССР на 20 лет важнейшим предплановым документом, основой для долгосрочного и пятилетнего планирования в полном соответствии с экономической стратегией КПСС.

Государственному комитету СССР по науке и технике, Академии наук СССР и Госстрою СССР осуществить меры по коренному совершенствованию разработки Комплексной программы научно-технического прогресса СССР на 20 лет, повысить научную обоснованность наиболее перспективных направлений ускорения научно-технического прогресса и социально-экономического развития страны, содержащихся в ней технико-экономических оценок важнейших достижений отечественной и мировой науки и техники, выводов и предложений об их использовании в народном хозяйстве, предусматривая при этом несколько вариантов, путей и средств решения поставленных задач. При разработке Комплексной программы обеспечивать более четкую конкретизацию рекомендаций на ближайший пятилетний период.

Для участия в разработке Комплексной программы научно-технического прогресса СССР на 20 лет привлекать ведущие научные организации, крупных ученых и специалистов. Работа над Комплексной программой должна проводиться постоянно, ее необходимо уточнять и обновлять каждые 5 лет. Комплексная программа представляется в Совет Министров СССР, а также в Госплан СССР и постоянные органы Совета Министров СССР не позднее чем за 3 года до начала очередной пятилетки.

3. В целях повышения научной обоснованности планов экономического и социального развития и более полного учета в них новейших достижений науки и техники для обеспечения коренных сдвигов в структуре и техническом уровне производства, повышения его эффективности Государственный комитет СССР по науке и технике на основе Комплексной программы научно-технического прогресса СССР на 20 лет представляет в Госплан СССР конкретные предложения к Концепции и Основным направлениям экономического и социального развития СССР на 15 лет, активно участвует в их разработке.

4. Государственному комитету СССР по науке и технике с участием Академии наук СССР, постоянных органов Совета Министров СССР, министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик обеспечивать выбор и обоснование приоритетных направлений научно-технического прогресса.

Возложить на Государственный комитет СССР по науке и технике ответственность за своевременное и эффективное развитие работ по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, за опережающее развитие отечественной науки и техники по этим направлениям в сравнении с мировым уровнем.

Коренным образом перестроить работу по отбору, формированию и реализации научно-технических программ.

Государственному комитету СССР по науке и технике, Госплану СССР и Академии наук СССР разрабатывать с участием постоянных органов Совета Министров СССР, министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик и представлять в Совет Министров СССР государственные целевые научно-технические программы межотраслевого характера, предусматривающие создание принципиально новой техники, технологии и материалов и решение крупных научно-технических проблем, имеющих революционизирующее значение для развития экономики, выхода отечественного производства на высший мировой уровень. Перечень государственных целевых научно-технических программ определяется при разработке проекта Концепции экономического и социального развития СССР. Эти программы используются при подготовке проектов Основных направлений экономического и социального развития СССР, пятилетних планов и при формировании Госпланом СССР, министерствами, ведомствами и Советами Министров союзных республик контрольных цифр и государственных заказов.

5*.

________________

* Пункт 5 не приводится.


6. Возложить на Государственный комитет СССР по науке и технике руководство межотраслевыми научно-техническими комплексами (МНТК).

Государственному комитету СССР по науке и технике обеспечить приоритетное развитие научно-технических направлений, закрепленных за МНТК, контролировать соответствие уровня их исследований и разработок высшим мировым достижениям и перспективным тенденциям развития науки и техники, совместно с Академией наук СССР, соответствующими министерствами, ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик обеспечить коренное улучшение их деятельности. Активно участвовать в формировании Госпланом СССР целевых заданий по развитию этих комплексов как самостоятельных объектов в соответствующих разделах государственных планов экономического и социального развития СССР, а также по широкому использованию в народном хозяйстве результатов их разработок.

7. Считать важнейшей задачей Государственного комитета СССР по науке и технике работу по реализации Комплексной программы научно-технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 года и разработку мероприятий по ее развитию.

Государственный комитет СССР по науке и технике несет ответственность за организацию работы по выполнению в целом по стране Комплексной программы научно-технического прогресса стран - членов СЭВ, организует и координирует научные исследования и разработки, проводимые министерствами, ведомствами и организациями СССР по проблемам и заданиям этой программы совместно с соответствующими организациями стран - членов СЭВ; принимает решения по обеспечению выполнения обязательств Советской Стороны; совместно с Госпланом СССР формирует специальные разделы государственных планов экономического и социального развития СССР для реализации заданий, предусмотренных программой.

8. В целях своевременного освоения производства принципиально новых видов техники, технологии и материалов, созданных в соответствии с государственными целевыми научно-техническими программами, Комплексной программой научно-технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 года, а также реализации в народном хозяйстве важнейших разработок межотраслевых научно-технических комплексов, академической и вузовской науки, крупных изобретений, имеющих общегосударственное значение, Государственному комитету СССР по науке и технике осуществлять с участием Академии наук СССР, Министерства высшего и среднего специального образования СССР, министерств и ведомств СССР формирование государственных заказов по развитию науки и техники, представлять в Госплан СССР предложения по их размещению и включению в проекты государственных планов экономического и социального развития СССР, контролировать их исполнение.

Поручить Государственному комитету СССР по науке и технике представлять в Совет Министров СССР заключения по проектам государственных планов экономического и социального развития СССР о том, насколько в них учтены достижения науки и техники и перспективные тенденции их развития.

9. Госплану СССР и Государственному комитету СССР по науке и технике формировать в составе государственных планов экономического и социального развития СССР государственные заказы на развитие опытно-экспериментальных баз межотраслевых научно-технических комплексов, а также организаций и предприятий, выполняющих государственные целевые научно-технические программы.

Государственному комитету СССР по науке и технике осуществлять систематический анализ состояния и действенный контроль за развитием опытно-экспериментальной базы и научного приборостроения в стране.

10. Государственному комитету СССР по науке и технике совместно с Министерством высшего и среднего специального образования СССР обеспечить руководство работой министерств и ведомств СССР по организации подготовки кандидатов и докторов наук с учетом развития новейших направлений науки и техники; разрабатывать в установленном порядке перспективные и годовые планы подготовки и распределения научных кадров.

Возложить на Государственный комитет СССР по науке и технике контроль за деятельностью Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР.



Улучшение управления развитием и эффективным использованием научно-технического потенциала страны

11. Государственному комитету СССР по науке и технике периодически осуществлять комплексный анализ научно-технического уровня отраслей народного хозяйства и контроль за соответствием производства лучшим мировым достижениям, эффективностью использования отраслевого научно-технического потенциала, его взаимосвязей с академической и вузовской наукой.

Установить, что Государственный комитет СССР по науке и технике проводит выборочную экспертную оценку важнейших видов продукции и базовых технологий, а также технологической части проектов на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение важнейших предприятий.

Министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик на основании анализа и оценок Государственного комитета СССР по науке и технике организовывать разработку и реализацию мероприятий по повышению технического уровня производства и выпускаемой продукции и по устранению недостатков в этой работе.

12. Считать одной из важнейших задач министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик обеспечение высокоэффективной деятельности подведомственных научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, а также заводского сектора науки.

Государственному комитету СССР по науке и технике периодически проводить государственные проверки указанных организаций, давать принципиальную оценку эффективности их деятельности, ориентации на развитие приоритетных направлений научно-технического прогресса, на создание принципиально новых технологий и техники новых поколений для своевременной замены действующих базовых технологий и обновления выпускаемой продукции, оснащенности этих организаций научными приборами и средствами автоматизации, их опытной и экспериментальной базы. Направлять материалы проверок постоянным органам Совета Министров СССР, соответствующим министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик. В необходимых случаях вносить предложения об изменении профиля работы учреждений науки и научного обслуживания, о ликвидации организаций, деятельность которых малоэффективна или не имеет актуального значения.

Государственный комитет СССР по науке и технике рассматривает предложения министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик о создании новых научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, проверяет научную и технико-экономическую обоснованность этих предложений. Создание таких организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, должно осуществляться только для высокоэффективного решения задач, стоящих перед народным хозяйством.

13. В целях повышения эффективности использования научно-технического потенциала страны, обеспечения коренного подъема технического уровня отраслей народного хозяйства и выхода на передовые рубежи научно-технического прогресса считать необходимым с учетом положений Закона СССР о государственном предприятии (объединении) перестроить систему управления научно-техническим прогрессом, имея в виду переход на экономические методы, стимулирующие повышение заинтересованности объединений, предприятий, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций в росте технического уровня производства, качества выпускаемой продукции, в сокращении сроков создания и освоения производства новой техники, технологии и материалов.

Исходить из того, что важнейшей задачей перестройки является создание условий, при которых каждый коллектив будет максимально восприимчив к нововведениям, кровно заинтересован в использовании достижений науки и техники. Широко использовать конкурсные, договорные начала в научно-технической сфере, включая фундаментальные исследования, в целях предотвращения монополии отдельных головных организаций в закрепленных за ними направлениях работы.

Возложить на Государственный комитет СССР по науке и технике разработку совместно с Госпланом СССР, министерствами и ведомствами СССР и с широким привлечением научно-технической общественности мер по совершенствованию хозяйственного механизма управления и форм интеграции академической, вузовской и отраслевой науки и производства, направленных на повышение эффективности работы учреждений науки и научного обслуживания и ускорение внедрения научно-технических достижений в практику, а также систематический анализ практической действенности этого механизма.

Вести эту работу в следующих направлениях:

а) всемерное развитие принципов хозяйственного расчета во взаимоотношениях между научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими, технологическими организациями и предприятиями с использованием договорных цен и усиление взаимной экономической ответственности этих организаций и предприятий за научно-технический уровень, эффективность и качество результатов исследований и разработок, за своевременное создание и освоение в производстве новой техники, технологии и материалов.

Предусматривать для объединений, предприятий и научных организаций введение экономических льгот и повышение их ответственности при осуществлении крупных комплексных мероприятий по созданию и освоению принципиально новой техники и технологии, выполнении заданий научно-технических программ, имеющих важнейшее общегосударственное значение;

б) последовательный перевод научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций и научно-производственных объединений на полный хозяйственный расчет и самофинансирование с использованием нормативного метода распределения прибыли (дохода);

в) развитие и повышение эффективности деятельности межотраслевых научно-технических комплексов, инженерных центров, научно-производственных объединений, временных научных коллективов и других прогрессивных форм интеграции академической, вузовской, отраслевой науки и производства;

г) совершенствование планирования научно-технического прогресса на всех уровнях, с учетом следующих принципов:

академическая наука обязана обеспечивать с участием вузовской науки всемерное развитие фундаментальных исследований по важнейшим направлениям общественных, естественных и технических наук как основы для неуклонного движения страны по пути прогресса;

вузовская наука наряду с обеспечением высокого качества подготовки специалистов для народного хозяйства и проведением совместно с академической наукой фундаментальных исследований должна развивать с участием отраслевой и заводской науки поисковые и прикладные исследования и опытно-конструкторские работы для решения отраслевых и межотраслевых научно-технических проблем (в том числе по заказам объединений и предприятий);

отраслевая и заводская наука должна нести ответственность за высокий технический уровень производства и выпускаемой продукции, постоянное совершенствование, обновление и оснащение объединений и предприятий прогрессивными базовыми технологиями, а также совместно с академической и вузовской наукой обеспечивать своевременную комплексную подготовку к коренным преобразованиям средств производства, позволяющим кардинально повышать производительность труда;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»