Недействующий

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июля 1985 года N 702

О проведении экономических экспериментов по совершенствованию системы управления и хозяйственного механизма в отдельных агропромышленных объединениях РСФСР

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________



Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:


1. Принять предложение Совета Министров РСФСР, Госплана СССР, Министерства финансов СССР, Министерства сельского хозяйства СССР, Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Государственного комитета СССР по ценам, Госбанка СССР, Ставропольского крайкома КПСС и Ставропольского крайисполкома, Вологодского обкома КПСС и Вологодского облисполкома, Орловского обкома КПСС и Орловского облисполкома, Куйбышевского обкома КПСС и Куйбышевского облисполкома, Курганского обкома КПСС и Курганского облисполкома, Новосибирского обкома КПСС и Новосибирского облисполкома, Томского обкома КПСС и Томского облисполкома, Алтайского крайкома КПСС и Алтайского крайисполкома о проведении с 1 января 1986 года экономических экспериментов:

в Ставропольском крае по расширению хозяйственной самостоятельности и переводу сельскохозяйственных предприятий на самоокупаемость;

в Вологодской области по совершенствованию в агропромышленном комплексе системы управления и экономических взаимоотношений;

в Глазуновском районе Орловской области, Кинельском районе Куйбышевской области, Притобольном районе Курганской области, Ордынском районе Новосибирской области, Кривошеинском районе Томской области и Алейском районе Алтайского края по совершенствованию системы управления и экономических взаимоотношений, расширению хозяйственной самостоятельности и переводу предприятий на самоокупаемость.

Утвердить прилагаемые Основные условия проведения экономических экспериментов по совершенствованию системы управления и хозяйственного механизма в колхозах, совхозах и других предприятиях, входящих в состав агропромышленных объединений Ставропольского края, Вологодской области, Глазуновского района Орловской области, Кинельского района Куйбышевской области, Притобольного района Курганской области, Ордынского района Новосибирской области, Кривошеинского района Томской области и Алейского района Алтайского края.

Совету Министров РСФСР, Госплану СССР, Министерству финансов СССР, Министерству сельского хозяйства СССР, Государственному комитету СССР по ценам, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и Госбанку СССР решать вопросы финансирования, кредитования, материального стимулирования и другие вопросы, возникающие в ходе проведения экспериментов, и вносить в необходимых случаях изменения и уточнения в условия их проведения.

2. Совету Министров РСФСР в месячный срок утвердить перечень объединений, предприятий, организаций и учреждений, передаваемых из ведения министерств и ведомств, входящих в агропромышленный комплекс, в непосредственное подчинение управлений сельского хозяйства Ставропольского края, Вологодской области, Глазуновского района Орловской области, Кинельского района Куйбышевской области, Притобольного района Курганской области, Ордынского района Новосибирской области, Кривошеинского района Томской области и Алейского района Алтайского края.

Передачу объединений, предприятий, организаций и учреждений произвести в установленном порядке по состоянию на 1 января 1985 года.

Совету Министров РСФСР по согласованию с Министерством сельского хозяйства СССР и Министерством финансов СССР разработать и утвердить в 2-месячный срок изменения в структуре и штатной численности рабочего аппарата советов агропромышленных объединений, участвующих в эксперименте.

3. Принять предложение Совета Министров РСФСР об отсрочке колхозам, совхозам и другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, в которых проводится эксперимент, погашения задолженности по долгосрочным и отсроченным краткосрочным ссудам Госбанка СССР, не обеспеченным возвратом в 1986-1990 годах, в сумме 920 млн. рублей, с погашением равными долями в течение 5 лет, начиная с 1991 года.

Освободить колхозы, совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия от уплаты процентов по ссудам Госбанка СССР, погашение которых отсрочено в соответствии с настоящим постановлением.

Совету Министров РСФСР определить по областям, краям и районам, в которых проводится эксперимент, размеры подлежащей отсрочке задолженности колхозов, совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий по ссудам Госбанка СССР.

Списки колхозов, совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий с указанием размеров подлежащей отсрочке задолженности по ссудам Госбанка СССР утверждаются облисполкомами и крайисполкомами по согласованию с соответствующими конторами Госбанка СССР.

4. Выплачивать начиная с 1 января 1986 года колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, в которых проводится экономический эксперимент, страховое возмещение при недоборе и гибели урожая сельскохозяйственных культур в размере 65 процентов и за гибель животных в размере 70 процентов суммы ущерба.

5. Совету Министров РСФСР и Министерству сельского хозяйства СССР о результатах проведения экономических экспериментов по совершенствованию системы управления и хозяйственного механизма в отдельных агропромышленных объединениях РСФСР доложить Совету Министров СССР в первом полугодии 1987 года.

Секретарь
Центрального Комитета КПСС
М.Горбачев

Председатель
Совета Министров СССР
Н.Тихонов


УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением ЦК КПСС
и Совета Министров СССР
от 25 июля 1985 года N 702



ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ
проведения экономических экспериментов по совершенствованию системы управления и хозяйственного механизма в колхозах, совхозах и других предприятиях, входящих в состав агропромышленных объединений Ставропольского края, Вологодской области, Глазуновского района Орловской области, Кинельского района Куйбышевской области, Притобольного района Курганской области, Ордынского района Новосибирской области, Кривошеинского района Томской области и Алейского района Алтайского края

     
I. Планирование производственно-финансовой деятельности

1. Установить, что объемы производства и продажи государству всех видов сельскохозяйственной продукции определяются колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями самостоятельно. При этом они должны быть, как правило, не ниже среднегодового уровня, достигнутого за предшествующую пятилетку. Разработанные колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями планы продажи продукции государству утверждаются в установленном порядке.

По Ставропольскому краю и Вологодской области начиная с 1986 года в планах экономического и социального развития утверждаются поставки (в виде стабильных нормативов на пятилетний период) в общесоюзный и республиканский фонды мяса, молока, яиц, картофеля, овощей, плодов и винограда, а также поставка продуктов из общесоюзного и республиканского фондов. По зерну, подсолнечнику, сахарной свекле, шерсти и другим видам сельскохозяйственной продукции краю и области утверждаются в установленном порядке планы государственных закупок.

Планы производства и продажи государству сельскохозяйственной продукции по Ставропольскому краю, Вологодской области и по районам определяются как сумма планов, разработанных колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями, и учитываются планирующими органами при составлении планов экономического и социального развития.

Исполнительные комитеты Советов народных депутатов доводят до заготовительных организаций разработанные хозяйствами планы продажи продукции государству, на основе которых заключаются с колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями договора контрактации.

2. В централизованном порядке предприятиям в плане экономического и социального развития СССР утверждаются и доводятся вышестоящими организациями следующие показатели:

по финансам - платежи в государственный бюджет и ассигнования из бюджета;

по материально-техническому обеспечению - объемы (нормативы) поставок машин, оборудования, минеральных удобрений, комбикормов, горючего, строительных материалов (для ремонтно-эксплуатационных нужд) и других средств производства и материалов, распределяемых в централизованном порядке;

по капитальному строительству - лимиты проектных и подрядных работ, объемы поставок строительных материалов для выполнения строительно-монтажных работ хозяйственным способом.

3. Совхозы и другие государственные предприятия планируют фонд заработной платы самостоятельно. Для планирования определяется базовый фонд заработной платы по нормативу, рассчитанному исходя из фактических затрат заработной платы на 100 рублей реализованной (произведенной) продукции в среднем за предшествующие два года. За каждый процент увеличения реализации (производства) продукции в плане и фактически производится увеличение фонда заработной платы из расчета 0,8 процента в среднем по району, области, краю. Конкретный процент увеличения фонда заработной платы для предприятий устанавливается советом соответствующего агропромышленного объединения с учетом условий производства и достигнутого уровня производительности труда.

Для предприятий со стабильным производством продукции при планировании фонда заработной платы может применяться норматив, рассчитанный исходя из фактических затрат заработной платы на 100 рублей реализованной (произведенной) продукции в среднем за предшествующие два года.

Учреждения Госбанка СССР производят выдачу средств на оплату труда в пределах планового фонда заработной платы, пересчитанного на фактический объем реализации (производства) продукции, но не ниже базового фонда заработной платы.

Рекомендовать колхозам применять аналогичный порядок при образовании фонда оплаты труда.

Совет районного агропромышленного объединения имеет право создавать резерв фонда заработной платы в размере до 5 процентов от общей суммы фонда заработной платы, определенного предприятиями, находящимися в его подчинении.

Допущенный предприятиями перерасход фонда заработной платы покрывается за счет резерва фонда заработной платы агропромышленного объединения или фонда материального поощрения.

По решению совета агропромышленного объединения может быть уменьшен плановый фонд заработной платы хозяйства на сумму перерасхода, допущенного в предыдущем году. Выплаты в пределах базового фонда заработной платы перерасходом не являются.

В случае опережения темпов роста средней заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда соответствующая часть фонда материального поощрения резервируется предприятием для использования ее в следующем году на стимулирование дальнейшего роста производительности труда и повышение эффективности производства или направляется в текущем году в фонд социально-культурных мероприятий.

Экономия фонда заработной платы резервируется предприятием. Не используемая в следующем году экономия по фонду заработной платы может направляться в фонд материального поощрения.

4. Объемы капитальных вложений, строительно-монтажных работ, ввод в действие основных фондов и объектов производственного и непроизводственного назначения определяются колхозами, совхозами и другими предприятиями, исходя из имеющихся у хозяйств финансовых ресурсов (включая выделяемые бюджетные ассигнования на финансирование отдельных мероприятий и средства, полученные из централизованного резервного фонда), с учетом долгосрочных кредитов Госбанка СССР, объемов подрядных работ, согласованных со строительными организациями, фондов на строительные материалы и оборудование, а также децентрализованной заготовки местных строительных материалов.

Фонд (норматив) заработной платы в строительстве, осуществляемом хозяйственным способом, определяется предприятиями, исходя из объемов работ, предусмотренных в проектно-сметной документации, и калькуляций затрат труда и заработной платы.

Объемы капитальных вложений, обеспеченные лимитами подрядных работ и материально-техническими ресурсами, выделяемыми централизованно на строительство, осуществляемое хозяйственным способом, учитываются в плане экономического и социального развития по соответствующему министерству (ведомству) РСФСР. Работы, выполняемые сверх этих объемов, учитываются как сверхплановые.

5. Колхозы, совхозы и другие предприятия могут использовать все имеющиеся собственные свободные средства (прибыль, амортизационные отчисления, выручку от реализации основных фондов и другие) на финансирование необходимых затрат на расширение производства.

6. Совхозы и другие государственные предприятия определяют применительно к действующим типовым штатам и штатным нормативам численность руководящих работников, специалистов, служащих и младшего обслуживающего персонала и смету административно-управленческих расходов, проводят мероприятия по сокращению численности аппарата. Предельные ассигнования на содержание аппарата управления совхозам и другим государственным сельскохозяйственным предприятиям не устанавливаются.

II. Порядок работы предприятий на принципах самоокупаемости. Финансирование и кредитование предприятий


7. Установить, что колхозы, совхозы и другие предприятия Ставропольского края, Алейского района Алтайского края, Глазуновского района Орловской области, Кинельского района Куйбышевской области, Притобольного района Курганской области, Ордынского района Новосибирской области и Кривошеинского района Томской области работают на основе самоокупаемости, обеспечивают возмещение всех производственных затрат, осуществление расширенного воспроизводства, возврат кредитов банка за счет собственных средств.

В этих целях:

разрешить направить на установление надбавок к закупочным ценам ранее получаемые колхозами, совхозами и другими предприятиями бюджетные ассигнования на финансирование капитальных вложений, прирост оборотных средств, выплату надбавок к закупочным ценам для низкорентабельных и убыточных хозяйств и на другие цели в ранее установленных размерах.

Совету Министров РСФСР определить сумму средств, направляемых на установление надбавок к закупочным ценам;

предоставить право советам краевых и областных агропромышленных объединений (по предложениям районных агропромышленных объединений) утверждать надбавки к закупочным ценам на сельскохозяйственную продукцию в пределах общей суммы выплат, утвержденной Советом Министров РСФСР краю и районам, в которых проводится эксперимент, в расчете на плановый объем закупок 1985 года;

установить, что надбавки к закупочным ценам выплачиваются колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям в порядке, действующем в настоящее время для низкорентабельных и убыточных хозяйств;

сохранить действующий порядок доплат колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям за качество продукции и превышение достигнутого уровня продажи продукции государству по сравнению с предшествующей пятилеткой;

разрешить советам краевого и районных агропромышленных объединений создавать централизованный резервный фонд за счет отчислений до 20 процентов прибыли совхозов и других государственных предприятий и чистого дохода колхозов (с их согласия), направлять эти средства на финансирование капитальных вложений, капитального ремонта, пополнение недостатка оборотных средств, оказание помощи экономически слабым хозяйствам и на другие цели;

установить, что колхозы, совхозы и другие предприятия производят платежи в бюджет в процентах от фактически полученной прибыли (чистого дохода). Указанный процент в целом по краю и району определяется как отношение фактических платежей в бюджет за 1984 год к плановой сумме прибыли (чистого дохода) на 1986 год.

Предоставить право советам краевого и районных агропромышленных объединений устанавливать конкретные размеры платежей в бюджет от чистого дохода и прибыли для колхозов, совхозов и других предприятий, имея в виду обеспечить ежегодно указанные платежи в размере не ниже сложившегося уровня по краю и районам за 1984 год.

Совету Министров РСФСР по согласованию с Министерством финансов СССР утвердить порядок внесения колхозами, совхозами и другими предприятиями платежей в бюджет;

установить, что совхозы и другие государственные предприятия самостоятельно определяют порядок распределения прибыли (после платежей в бюджет, отчислений в централизованный резервный фонд агропромышленных объединений и погашения кредитов Госбанка СССР), устанавливают размеры отчислений в фонды экономического стимулирования. При этом в хозяйствах могут создаваться фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий, резервный и другие фонды.

В случае недостатка собственных средств на развитие производства, допущенного перерасхода средств совхозы и другие государственные предприятия сокращают или не производят отчисления в фонды экономического стимулирования до возмещения допущенного перерасхода средств.

Неиспользованные средства фондов экономического стимулирования и амортизации, а также резервный фонд хозяйств изъятию не подлежат;

разрешить, в виде исключения, осуществлять в установленном порядке бюджетное финансирование затрат хозяйств на мелиорацию, гипсование, известкование, коренное улучшение земель, на борьбу с вредителями сельскохозяйственных культур и болезнями животных, а также на строительство крупных производственных объектов стоимостью свыше 4 млн. рублей, осуществляемое по решению соответствующих министерств (ведомств) РСФСР;

сохранить для колхозов, совхозов и других государственных предприятий действующий порядок возмещения из государственного бюджета разницы в ценах на тракторы, автомобили и прицепы к ним, сельскохозяйственные и землеройные машины, минеральные удобрения, а также разницы между закупочными и розничными ценами и другие действующие выплаты по разнице в ценах.

8. Установить, что долгосрочные кредиты для колхозов, совхозов и других предприятий, выделяемые по плану долгосрочного кредитования, выдаются:

на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение производственных объектов, исходя из их окупаемости, на срок до 20 лет, с погашением начиная с 5 года после предоставления кредита;

на приобретение сельскохозяйственной техники, транспортных средств и оборудования, не входящего в сметы строек, на срок до 7 лет, с погашением начиная с 3 года после предоставления кредита;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»