Недействующий


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 апреля 1984 года N 316


О мерах по совершенствованию подготовки, повышению квалификации педагогических кадров системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшению условий их труда и быта

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________



Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:

1. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам, райкомам партии, Министерству просвещения СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, министерствам и ведомствам, имеющим общеобразовательные школы, высшие, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения:

обеспечить совершенствование подготовки и повышение квалификации педагогических кадров в соответствии с решениями июньского (1983 год) Пленума ЦК КПСС и Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы;

сосредоточить усилия педагогических коллективов, партийных организаций высших и средних специальных учебных заведений, готовящих кадры для системы народного и профессионально-технического образования, на всемерном повышении уровня идейной и профессиональной подготовки специалистов, воспитывать их активными проводниками политики партии, людьми высокого гражданского долга, трудолюбия, нравственной чистоты, широкой эрудиции и культуры;

усилить подготовку будущих учителей (преподавателей) и мастеров производственного обучения к решению задач укрепления связи школы с жизнью, соединения обучения с производительным трудом.

2. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Министерству просвещения СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию и Советам Министров союзных республик:

обеспечить более глубокую идейно-политическую подготовку студентов педагогических институтов и педагогических отделений (факультетов) университетов, расширить изучение ими марксистско-ленинской этики и эстетики;

обратить особое внимание на изучение выпускниками педагогических учебных заведений основ современного производства, методов организации политехнического, трудового обучения и воспитания, общественно полезного, производительного труда, профессиональной ориентации учащихся;

значительно улучшить психолого-педагогическую и методическую подготовку учителей (преподавателей) и мастеров производственного обучения, вооружать их активными формами и навыками воспитательной деятельности в ученических коллективах, классного руководства, организации комсомольской и пионерской работы, повысить роль общетеоретических и специальных кафедр в формировании у них педагогических навыков;

ввести педагогическую практику студентов педагогических институтов и педагогических отделений (факультетов) университетов с I по IV (V) курсы;

закрепить за каждым учебным заведением, ведущим подготовку учителей (преподавателей) и мастеров производственного обучения, общеобразовательные школы, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения и внешкольные учреждения в качестве базовых для организации в них педагогической практики и другой учебно-воспитательной работы;

расширить изучение студентами педагогических институтов и педагогических отделений (факультетов) университетов курса "Профессиональная ориентация школьников";

переработать соответственно учебные планы и программы учебных заведений, ведущих подготовку учителей (преподавателей) и мастеров производственного обучения.

3. Госплану СССР, Министерству просвещения СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию и Советам Министров союзных республик:

улучшить планирование подготовки и распределения педагогических кадров системы просвещения и профессионально-технического образования, а также их использование;

расширить подготовку учителей (преподавателей) и воспитателей, имея в виду довести к 1990 году прием в педагогические институты до 200-225 тыс.человек, в том числе на дневное обучение до 135-150 тыс.человек, и в педагогические училища до 160-165 тыс.человек, в том числе на дневное обучение до 145 тыс.человек;

обратить особое внимание на расширение подготовки педагогических кадров для районов Сибири, Дальнего Востока, республик Средней Азии, Казахстана и других районов интенсивного развития производительных сил;

организовать дополнительно в ряде университетов педагогические отделения (факультеты), увеличить направление в 1986-1995 годах выпускников этих отделений в общеобразовательные школы и профессионально-технические учебные заведения с учетом потребности в педагогических кадрах;

принять меры к дальнейшему развитию инженерно-педагогического образования в стране, обеспечить рациональное размещение сети инженерно-педагогических факультетов (отделений) высших учебных заведений, укрепление их учебно-материальной базы, расширение профиля подготовки специалистов;

осуществить постепенный переход в педагогических институтах на пятилетний срок обучения по специальностям "Русский язык и литература", "Родной язык и литература", "История", "Математика", "Физика", "Общетехнические дисциплины и труд".

4. Признать необходимым обеспечить дальнейшее совершенствование высшего педагогического образования без отрыва от производства как одной из эффективных форм подготовки и повышения квалификации учителей (преподавателей) и мастеров производственного обучения.

Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Министерству просвещения СССР и Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию увеличить прием на заочные и вечерние отделения педагогических институтов учителей начальных классов и других работников со средним педагогическим образованием, связанных с обучением и воспитанием детей, организовав для них специальные группы с сокращенным сроком обучения.

Учителей (преподавателей), воспитателей и мастеров производственного обучения, имеющих среднее педагогическое образование и стаж педагогической работы не менее года, принимать по направлениям органов народного и профессионально-технического образования на учебу по соответствующей специальности без отрыва от производства в высшие учебные заведения, ведущие подготовку учителей (преподавателей) и мастеров производственного обучения, на основе результатов собеседования, без вступительных экзаменов.

5. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Министерству просвещения СССР и Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию совместно с ЦК ВЛКСМ:

улучшить отбор молодежи для учебы в высших учебных заведениях, ведущих подготовку учителей (преподавателей) и мастеров производственного обучения;

предусмотреть льготы для лиц, поступающих на учебу в эти учебные заведения по рекомендациям педагогических советов школ и средних профессионально-технических училищ, трудовых коллективов, комитетов комсомола;

развивать практику целевого приема в высшие педагогические учебные заведения по направлениям местных органов народного и профессионально-технического образования;

принять меры к более широкому приему юношей в высшие педагогические учебные заведения.

Установить, что на учебу в высшие учебные заведения по инженерно-педагогическим специальностям принимаются, как правило, выпускники средних профессионально-технических училищ и лица из числа рабочей и сельской молодежи, имеющие производственную специальность и склонность к педагогической деятельности.

6. Министерству просвещения СССР и Министерству высшего и среднего специального образования СССР:

осуществить систему мер по укреплению квалифицированными кадрами профессорско-преподавательского состава высших педагогических учебных заведений и созданию в них условий для развития научно-исследовательской работы;

обеспечить совместно с Высшей аттестационной комиссией при Совете Министров СССР дальнейшее совершенствование подготовки и аттестации научно-педагогических кадров указанных учебных заведений, предусмотрев расширение сети специализированных советов по присуждению ученых степеней по психолого-педагогическим специальностям.

7. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Министерству просвещения СССР и Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР рассмотреть вопросы:

о снижении начиная с 1986 года норм расчета общей численности профессорско-преподавательского состава высших педагогических учебных заведений;

о зачете в научно-педагогический стаж работников высших педагогических учебных заведений времени их руководящей и педагогической работы в общеобразовательных школах, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, органах народного образования.

Распространить с 1986/87 учебного года на студентов педагогических (включая инженерно-педагогические) институтов, педагогических отделений (факультетов) университетов и учащихся педагогических училищ стипендиальное обеспечение, установленное постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 октября 1971 года N 755 для студентов и учащихся горных, металлургических, нефтяных и лесных специальностей.

Разрешить выплачивать учащимся педагогических училищ в период педагогической практики заработную плату по месту прохождения практики независимо от получения стипендии. Министерству финансов СССР и Министерству просвещения СССР установить порядок и определить источники выплаты указанной заработной платы.

8. В целях дальнейшего совершенствования работы по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров и создания условий для постоянного самообразования учителей (преподавателей) Министерству просвещения СССР и Министерству высшего и среднего специального образования СССР:

а) обеспечить развитие институтов усовершенствования учителей как центров научно-методической работы с педагогическими кадрами, повышения их профессионального мастерства, обобщения и распространения передового опыта, создавать в этих институтах соответствующие кафедры.

Распространить на институты усовершенствования учителей, в которых созданы указанные кафедры, действие пунктов 10, 11 и 12 постановления Совета Министров СССР от 6 июня 1967 года N 515, а на институты по перечню, определяемому Министерством просвещения СССР, также действие пункта 8 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 октября 1977 года N 933 в части предоставления права издания учебно-методических материалов;

б) преобразовать Институт повышения квалификации преподавателей педагогических дисциплин университетов и педвузов при Академии педагогических наук СССР во Всесоюзный институт переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических и руководящих кадров народного образования при этой Академии.

Численность профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала указанного института определить по нормам, установленным для высших педагогических учебных заведений, а оплату труда руководящего и профессорско-преподавательского состава установить в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 5 июня 1957 года N 660 и постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 декабря 1976 года N 1057 (таблица 2 приложения N 1).

Распространить на слушателей Всесоюзного института переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических и руководящих кадров народного образования порядок материального обеспечения, установленный постановлением Совета Министров СССР от 27 декабря 1968 года N 1035;

в) обеспечить совершенствование аттестации учителей и других педагогических работников, усиливая ее стимулирующую роль в постоянном росте их квалификации, педагогического мастерства и творческой инициативы.

9. Министерству просвещения СССР и Академии педагогических наук СССР переработать учебные планы и программы повышения квалификации работников народного образования в соответствии с возросшими требованиями в области обучения и коммунистического воспитания учащихся и студентов, принять меры к обеспечению учебных заведений системы повышения квалификации кадров необходимыми учебно-методическими пособиями, активнее совершенствовать методы работы по повышению квалификации и переподготовке работников народного образования.

10. Учредить для наиболее отличившихся учителей и других педагогических работников общеобразовательных школ, профессионально-технических учебных заведений и педагогических училищ премию имени Н.К.Крупской в размере 200 рублей.

Установить для Министерства просвещения СССР 200 и для Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию 25 таких премий, присуждаемых ежегодно.

Министерству просвещения СССР и Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию по согласованию с ВЦСПС разработать и утвердить положение об указанной премии и о порядке ее присуждения.

11. Министерству просвещения СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию и Министерству высшего и среднего специального образования СССР:

принять меры к формированию и обучению резерва руководящих кадров общеобразовательных школ, профессионально-технических учебных заведений и педагогических училищ;

преобразовать факультеты повышения квалификации директоров средних общеобразовательных школ при университетах и педагогических институтах в факультеты по подготовке и повышению квалификации организаторов народного образования;

установить для лиц, зачисленных в резерв, 3-месячный срок обучения в институтах усовершенствования учителей и на указанных факультетах.

Распространить на лиц, зачисленных в резерв, на период их обучения порядок материального обеспечения, предусмотренный постановлением Совета Министров СССР от 27 декабря 1968 года N 1035.

12. Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых, областных, городских и районных Советов народных депутатов, советам и комитетам профсоюзов проявлять постоянную заботу о рациональном использовании и закреплении педагогических кадров, об улучшении условий их труда и быта; принять меры к улучшению деятельности Домов работников просвещения, Домов учителя и укреплению их материальной базы; расширить сеть этих учреждений, считать целесообразным создание Домов работников просвещения в каждом областном центре; выделять учителям и другим педагогическим работникам общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений жилую площадь в первоочередном порядке, шире развивать для них кооперативное строительство; предоставлять педагогическим работникам в сельской местности и рабочих поселках кредиты на индивидуальное строительство жилых домов, а также обеспечивать их необходимыми для этого строительными материалами.

Разрешить совхозам и рекомендовать колхозам продавать педагогическим работникам в сельской местности продукты питания по государственным розничным ценам в счет плана закупок государством сельскохозяйственной продукции.

13. Министерству здравоохранения СССР, Министерству просвещения СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР и Советам Министров союзных республик улучшить медицинское обслуживание педагогических работников; шире развивать совместно с ВЦСПС практику оздоровления и лечения педагогических работников в профилакториях в период их переподготовки и повышения квалификации в институтах усовершенствования учителей; всемерно развивать сеть подобных профилакториев при высших педагогических учебных заведениях и институтах усовершенствования учителей.

ВЦСПС принять меры к улучшению санаторно-курортного обслуживания учителей (преподавателей) и мастеров производственного обучения в период летних каникул.

Рекомендовать руководителям и профсоюзным организациям базовых производственных предприятий, закрепленных за общеобразовательными школами и профессионально-техническими учебными заведениями, выделять для учителей (преподавателей) и мастеров производственного обучения путевки в санатории-профилактории, пансионаты, на базы отдыха, прикреплять их к ведомственным медицинским учреждениям.

14. ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам комсомола поднять уровень работы с молодыми педагогами, всемерно оказывать им помощь в идейно-политическом росте и профессиональном становлении, в обогащении знаниями и передовым педагогическим опытом; настойчиво добиваться усиления роли комитетов комсомола, комсомольских организаций учителей и инженерно-педагогических работников в создании молодым педагогам благоприятных условий труда, быта, всестороннего духовного и физического развития, содействовать закреплению их по месту распределения, особенно в учебных заведениях сельской местности.

15. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам партии усилить внимание к воспитанию, политическому и духовному росту педагогических кадров, глубокому изучению учителями (преподавателями), мастерами производственного обучения, воспитателями и другими работниками народного образования марксистско-ленинской теории, политики КПСС, актуальных проблем коммунистического воспитания, к овладению ими методами активной борьбы за утверждение марксистско-ленинской идеологии и социалистического образа жизни; обеспечить регулярное и своевременное информирование педагогических кадров по вопросам внутренней жизни страны и международного положения; предоставить учителям (преподавателям) и мастерам производственного обучения общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений возможность первоочередного приобретения политической, научно-популярной и художественной литературы и преимущественной подписки на периодические издания; всемерно повышать роль первичных партийных организаций учебных заведений, учителей (преподавателей) - коммунистов в претворении в жизнь решений партии, сплочении и укреплении педагогических коллективов, создании в них здорового морально-психологического климата, атмосферы подлинного творчества, в повышении организованности, личной ответственности каждого педагога за результаты своего труда; принять меры к укреплению партийных организаций учебных заведений за счет приема в ряды КПСС лучших учителей (преподавателей), воспитателей и мастеров производственного обучения.

Партийным комитетам регулярно анализировать вопросы работы учреждений народного и профессионально-технического образования.


Секретарь
Центрального Комитета КПСС
К.Черненко

Председатель
Совета Министров СССР
Н.Тихонов

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Книга постановлений
Совета Министров СССР
за апрель 1984 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»