ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 1977 года N 1111


О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в стране достигнуты крупные успехи в области просвещения. Завершение перехода ко всеобщему обязательному среднему образованию является выдающимся достижением Коммунистической партии и советского народа, социалистического общественного строя. В условиях развитого социализма подрастающее поколение нашей страны вступает в жизнь, имея полное среднее образование, что создает новые возможности для дальнейшего роста производительности труда, духовной культуры и сознания трудящихся масс, формирования человека коммунистического общества.

За годы Советской власти общеобразовательная школа внесла неоценимый вклад в воспитание у всех поколений советских людей коммунистической идейной убежденности, высоких чувств советского патриотизма и пролетарского интернационализма, готовности к труду и защите завоеваний социалистической Родины. Неразрывна связь школы с жизнью, с великими свершениями советского общества, с самоотверженным трудом народа по выполнению исторических решений XXV съезда Коммунистической партии Советского Союза. Общеобразовательная школа является подлинно общенародной, последовательно осуществляющей ленинские принципы единой, трудовой, политехнической школы.

За последние десять лет обновлено содержание образования, созданы новые учебники и учебные пособия, повысился уровень обучения и воспитания в школе. Растет участие школьников в общественно полезном, производительном труде. Улучшается материально-техническое оснащение школ, учебных кабинетов, мастерских и учебно-производственных комбинатов. Построены новые школьные здания на шестнадцать миллионов ученических мест.

Возросла роль народного учителя. Своим беззаветным служением делу просвещения он снискал всеобщее уважение и почет. Партия и Советское государство высоко ценят благородный труд учителя, проявляют неустанную заботу о повышении его идейно-политического уровня и педагогического мастерства, об улучшении условий работы. За истекшее десятилетие подготовлено более двух миллионов молодых педагогов.

Вместе с тем в деятельности общеобразовательной школы имеют место существенные недостатки. В условиях всеобщего обязательного среднего образования нынешняя постановка трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся не отвечает возросшим требованиям общественного производства и научно-технического прогресса. Многие выпускники школ вступают в жизнь без должной трудовой подготовки, не имеют достаточного представления об основных массовых профессиях и испытывают затруднения при переходе на работу в народное хозяйство.

Школьные программы и учебники в ряде случаев перегружены излишней информацией и второстепенными материалами, что мешает выработке у учащихся навыков самостоятельной творческой работы. Не полностью используются большие возможности урока как испытанной формы организации обучения, воспитания у школьников высоких идейно-нравственных качеств, подготовки их к жизни, трудовой деятельности. Не всегда последовательно осуществляется принцип органического единства обучения и воспитания. Многие преподаватели в силу недостаточности подготовки и педагогического опыта не владеют в должной мере методическим мастерством, что снижает эффективность учебных занятий и замедляет развитие познавательных интересов учащихся.

Не в полной мере используется влияние ученического коллектива на воспитание школьников, развитие их общественной активности и инициативы. В некоторых школах отсутствуют ученические комитеты. Не везде организована отвечающая возрастным особенностям систематическая информация учащихся о жизни нашей Родины и политике Коммунистической партии.

Министерство просвещения СССР, министерства просвещения (народного образования) союзных республик в недостаточной степени осуществляют контроль за постановкой учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, не проявляют должной требовательности к органам народного образования и руководителям школ за качество знаний, состояние идейно-политического, трудового и нравственного воспитания учащихся. Академия педагогических наук СССР, научно-педагогические учреждения союзных республик мало оказывают практической помощи школе, учителю, семье; не разработана эффективная система трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся; не определен научно обоснованный уровень общеобразовательной подготовки для различных типов учебных заведений, дающих среднее образование.

В ряде мест партийные организации, Советы народных депутатов, органы просвещения, профсоюзные и комсомольские организации не сумели объединить усилия школы, семьи, производственных коллективов в трудовом, нравственном воспитании детей и молодежи, медленно распространяют положительный опыт этой работы.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:

1. Считать главной задачей общеобразовательной школы последовательное претворение в жизнь решений XXV съезда КПСС и положений новой Конституции СССР о развитии всеобщего обязательного среднего образования, дальнейшем совершенствовании учебно-воспитательного процесса, с тем чтобы обеспечить подготовку всесторонне развитых строителей коммунистического общества.

В современных условиях, когда в стране осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию, выпускники средней школы за период учебы должны овладеть глубокими знаниями основ наук и трудовыми навыками для работы в народном хозяйстве, вплотную подойти к овладению определенной профессией. Необходимость решительного поворота школы к улучшению подготовки молодежи к труду в сфере материального производства, к обоснованному выбору профессии должна быть глубоко осознана советским учительством, учащимися и их родителями.

Необходимо сосредоточить усилия органов народного образования, партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций, трудовых коллективов на оказании конкретной и действенной помощи школе в коренном улучшении трудового воспитания, совершенствовании подготовки учащихся к общественно полезному, производительному труду.

2. Педагогическим коллективам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям школ:

неуклонно повышать эффективность и качество учебной и воспитательной работы, добиваться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся и приобретению ими навыков самостоятельного пополнения знаний;

воспитывать у молодежи любовь к труду, глубокое уважение к людям труда и готовность работать в сфере материального производства; укреплять единство обучения и воспитания, изучение основ наук теснее связывать с жизнью, практикой коммунистического строительства;

систематически знакомить учащихся с внутренней и внешней политикой КПСС и Советского государства, формировать у подрастающего поколения беззаветную преданность Родине, делу Коммунистической партии, непримиримость к буржуазной идеологии и морали, готовность к защите социалистического Отечества; активизировать деятельность органов ученического самоуправления; считать целесообразным создание в восьмилетних и средних школах ученических комитетов, призванных содействовать становлению сплоченных коллективов как действенного средства идейно-нравственного воспитания личности.

3. Министерству просвещения СССР, Советам Министров союзных республик обеспечить всестороннее улучшение трудового воспитания и обучения в общеобразовательной школе.

В этих целях:

а) организовать эффективное трудовое обучение и профессиональную ориентацию учащихся с учетом использования близлежащих к школе предприятий, колхозов и совхозов. Участие школьников в общественно полезном труде осуществлять в зависимости от их возрастных особенностей, обеспечивая при этом сознательный выбор выпускниками восьмых классов путей дальнейшего продолжения образования и профиля специальной и профессиональной подготовки.

Советам Министров союзных республик совершенствовать практику комплектования профессионально-технических, средних специальных учебных заведений и девятых классов общеобразовательных школ выпускниками восьмых классов на основе единых годовых и перспективных планов как составной части комплексных планов экономического и социального развития автономных республик, краев, областей, городов и районов, исходя из общегосударственных интересов, потребностей в квалифицированных кадрах на местах и с учетом права выбора учебного заведения самими учащимися;

б) увеличить в IX-Х(ХI) классах время на трудовое обучение с двух до четырех часов в неделю (в пределах учебного плана). Для трудового обучения всесторонне использовать, исходя из условий городской и сельской школы, учебные цехи предприятий, межшкольные учебно-производственные комбинаты, ученические производственные бригады и другие трудовые объединения школьников, профессионально-технические училища, школьные мастерские, лаборатории и кабинеты. Обеспечить регулярный бесплатный подвоз учащихся к местам занятий по труду. Разработать новые учебные программы по труду для всех классов и соответствующие учебно-методические пособия;

в) укрепить школы кадрами учителей трудового обучения, расширить их подготовку в педагогических институтах и училищах, а также организовать систематическое повышение педагогической квалификации работников народного хозяйства, привлекаемых в качестве учителей труда, мастеров производственного обучения. Предусмотреть дальнейшее развитие сети факультетов и отделений по подготовке преподавателей труда и мастеров производственного обучения для общеобразовательных школ в инженерно-технических и сельскохозяйственных учебных заведениях. Госплану СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Министерству просвещения СССР и Советам Министров союзных республик в 6-месячный срок разработать план развития сети указанных факультетов и отделений на 1979-1980 годы;

г) в пределах установленных союзным республикам ассигнований на содержание аппарата управления ввести дополнительно в штаты областных, районных (городских) отделов народного образования должность инспектора по трудовому обучению, воспитанию и профессиональной ориентации учащихся. Назначать на эти должности наиболее квалифицированных учителей трудового обучения, инженеров, агрономов и других специалистов народного хозяйства.

4. Для организации работы по профориентации учащихся и содействия трудовому устройству выпускников средней школы создать при исполкомах районных (городских) Советов народных депутатов комиссии с участием представителей школ и других учебных заведений, производственных коллективов, общественных организаций и родителей. В средних общеобразовательных школах организовать учебно-методические кабинеты по профессиональной ориентации учащихся.

В соответствии с общественными потребностями и с учетом призвания, способностей и трудовой подготовки учащихся обеспечить плановое вовлечение всех выпускников средних общеобразовательных школ, не продолжающих образования, на работу в различные отрасли народного хозяйства. Всемерно поощрять стремление учащихся трудиться после окончания средней школы в сфере материального производства.

Для координации работы по профессиональной ориентации молодежи образовать при Министерстве просвещения СССР Межведомственный методический совет с участием представителей Госплана СССР, Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и других заинтересованных министерств и ведомств.

5. Министерствам и ведомствам, руководителям предприятий и организаций, совхозов и колхозов всемерно содействовать трудовому обучению и профессиональной ориентации школьников. Считать целесообразным закрепить за каждой средней школой базовое предприятие (организацию).

Советам Министров союзных республик:

определить (независимо от ведомственной подчиненности) предприятия, организации, совхозы и колхозы, в которых будут созданы новые учебные цехи и участки. Организацию работы указанных цехов и участков производить в порядке и на условиях, установленных постановлением Совета Министров СССР от 23 августа 1974 года N 662 "Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся";

оказывать помощь органам народного образования в дальнейшем развертывании сети межшкольных учебно-производственных комбинатов.

Всемерно развивать различные формы участия школьников в общественно полезном труде - школьные мастерские, ученические производственные бригады, летние лагеря труда и отдыха и другие трудовые объединения.

Госплану СССР, Министерству просвещения СССР совместно с Советами Министров союзных республик и заинтересованными министерствами и ведомствами внести к 1 марта 1978 года в Совет Министров СССР предложения по укреплению материальной базы трудового обучения, имея в виду предусмотреть необходимые изменения в проектах школьных зданий с учетом современных требований, улучшить снабжение школ техникой, техническими средствами обучения, оборудованием, инструментами, материалами и мебелью.

Для развития сети межшкольных учебно-производственных комбинатов, станций юных техников, юных натуралистов и других внешкольных учреждений разрешить исполкомам местных Советов народных депутатов использовать освобождающиеся школьные здания.

6. Министерству просвещения СССР, Академии наук СССР, Академии педагогических наук СССР, министерствам просвещения (народного образования) союзных республик внести изменения в учебные планы, программы и учебники с тем, чтобы они содержали в необходимом объеме основы соответствующих наук, обеспечивали политехническую, трудовую и воспитательную направленность изучаемых предметов, их доступность, внутреннюю преемственность и логическую последовательность на всех ступенях обучения. Методы обучения и воспитания привести в соответствие с содержанием образования, требованиями жизни.

Разгрузить учебные программы и учебники от чрезмерно усложненного и второстепенного материала. Осуществлять контроль за учебной нагрузкой учащихся, не допускать излишних домашних заданий. Установить к 1980 году предельную учебную нагрузку школьников: в I-III классах - 24 часа, в IV классе - 27 часов, в V-VII классах - 29 часов, в VIII классе - 30 часов, в IX-Х(XI) классах - 32 часа в неделю. В национальных школах с десятилетним сроком обучения выделять дополнительно 2-3 часа в неделю в каждом классе на изучение русского языка. Упорядочить проведение факультативных занятий, сохранив их в объеме, предусмотренном действующим типовым учебным планом.

Министерству просвещения СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, Академии наук СССР и Академии педагогических наук СССР определить к 1980 году единый научно обоснованный уровень общеобразовательной подготовки учащихся в школах, в средних специальных и профессионально-технических заведениях.

7. Учитывая важную роль вечерних (сменных) общеобразовательных школ в осуществлении всеобщего среднего образования, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик улучшить работу этих школ и создать необходимые условия для получения работающей молодежью среднего образования в полном объеме; расширить сеть указанных школ и их филиалов непосредственно на предприятиях, в колхозах и совхозах.

Одобрить почин трудовых коллективов, включающих в планы социального развития и в условия социалистического соревнования показатели по обучению работающей молодежи.

8. Министерству просвещения СССР, министерствам просвещения (народного образования) союзных республик, Академии педагогических наук СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли обеспечить дальнейшее повышение идейно-теоретического, методического уровня учебных пособий для учителей и снабжение школьных библиотек в достаточном количестве общественно-политической, учебной, художественной, справочно-информационной и научно-педагогической литературой, увеличив для этого соответствующие тиражи изданий. Выпускать в помощь учителям серии методических библиотек. Полнее использовать возможности научно-методических журналов для оказания действенной помощи учителям, школе, семье; укрепить состав редколлегий журналов, привлекая к их работе широкий круг ученых и опытных педагогов.

Органам печати, радио и телевидения убедительно пропагандировать достижения системы народного образования, передовой педагогический опыт, всемерно способствовать укреплению авторитета школы и учителя.

9. Министерству просвещения СССР и Советам Министров союзных республик:

повысить ответственность руководящих кадров просвещения, директоров школ, учителей и воспитателей за состояние и результаты учебно-воспитательной работы, всемерно способствовать их идейно-политической подготовке и росту профессионального мастерства; создавать в педагогических коллективах обстановку высокой принципиальности, требовательности, доверия и взаимопомощи;

принять меры к улучшению деятельности институтов усовершенствования учителей как центров научно-методической работы со всеми категориями педагогов школ, внешкольных и дошкольных учреждений. Укрепить методические кабинеты квалифицированными методистами. Обеспечить эти учреждения необходимыми помещениями, современным оборудованием и дидактическими пособиями. Оказывать помощь городским и районным отделам народного образования в совершенствовании работы августовских и январских учительских конференций как важного средства повышения теоретического уровня и методического мастерства учителей;

осуществлять переподготовку директоров средних и восьмилетних школ, их заместителей, работников районных и городских отделов народного образования на факультетах повышения квалификации при педагогических институтах и университетах.

Разрешить Министерству просвещения СССР создать факультет повышения квалификации руководящих кадров министерств просвещения (народного образования) союзных и автономных республик, краевых и областных отделов народного образования в Институте повышения квалификации преподавателей при Академии педагогических наук СССР.

10. Министерству просвещения СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Советам Министров союзных республик, руководителям педагогических учебных заведений, партийным организациям поднять уровень учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях, усилить его идейно-теоретическую направленность, обращая особое внимание на подготовку молодых специалистов к воспитательной работе в школе, обеспечить более рациональное их использование и закрепление. Улучшить отбор молодежи в педагогические учебные заведения. Проводить систематическую и целенаправленную работу по воспитанию у студентов и учащихся глубокого уважения к профессии учителя, чувства гражданского долга и ответственности за работу в школе.

Министерству просвещения СССР и Министерству высшего и среднего специального образования СССР разработать и осуществить мероприятия по более широкому приему юношей на учебу в высшие педагогические учебные заведения.

11. Отметить, что, несмотря на значительное расширение сети университетов, все еще недостаточно направляются на педагогическую работу в школы выпускники с университетским образованием, особенно по естественно-математическим предметам. Советам Министров союзных республик по согласованию с Госпланом СССР, Министерством высшего и среднего специального образования СССР и Министерством просвещения СССР ежегодно определять по каждому университету численность и профили выпускников для направления на работу учителями в средние общеобразовательные школы с учетом потребности в этих кадрах. Предусмотреть для студентов университетов, готовящихся к учительской работе, увеличение числа часов, отводимых для изучения цикла психолого-педагогических дисциплин.

12. Для поощрения лучших учителей, особо отличившихся в обучении и воспитании детей и молодежи, считать целесообразным установить почетное звание "Народный учитель СССР". Присваивать это звание учителям школ и преподавателям профессионально-технических учебных заведений, работникам учебно-воспитательных, методических и других учреждений органов просвещения за особые заслуги в обучении и коммунистическом воспитании детей и молодежи, выдающуюся деятельность в области народного образования.

Внести в Президиум Верховного Совета СССР проект Указа по данному вопросу.

13. Министерству Культуры СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию, Государственному комитету Совета Министров СССР по кинематографии, правлениям Союза писателей СССР, Союза художников СССР, Союза композиторов СССР, Союза журналистов СССР, Союза кинематографистов СССР и театральных обществ союзных республик усилить работу по оказанию помощи школе в организации эстетического воспитания учащихся.

В целях повышения уровня художественного образования и физического развития младших школьников преподавание изобразительного искусства, музыки и пения, физкультуры в I-III классах по мере создания необходимых условий передавать учителям старших классов средних и восьмилетних школ, имеющим специальное образование. Министерству просвещения СССР, министерствам просвещения (народного образования) союзных республик провести соответствующую подготовительную работу по обеспечению школ кадрами педагогов, оборудованием и учебными пособиями. В связи с этим Госплану СССР, Министерству финансов СССР и Министерству просвещения СССР рассмотреть вопрос о возможности снижения недельной нагрузки учителей I-III классов с сохранением существующих ставок заработной платы.

14. Для обеспечения дальнейшего развития и совершенствования работы школ и классов с продленным днем, являющихся одной из эффективных форм дальнейшего расширения общественного воспитания детей и подростков, а также оказания помощи семье, Министерству просвещения СССР и Советам Министров союзных республик разработать и осуществить конкретные мероприятия по укреплению учебно-материальной базы школ с продленным днем и улучшению работы этих школ, особенно в сельской местности.

15. Министерству просвещения СССР совместно с Советами Министров союзных республик:

обеспечить улучшение деятельности всех интернатных учреждений, проявляя особую заботу о детях, оставшихся без попечения родителей. Не допускать использования зданий школ-интернатов не по прямому назначению;

расширить прием детей в подготовительные классы при общеобразовательных школах. Министерству просвещения СССР разработать и внести в Совет Министров СССР предложения об условиях работы и организации питания учащихся этих классов.

Министерству просвещения СССР и Академии педагогических наук СССР провести экспериментальную работу по выявлению возможностей обучения детей в школах с шестилетнего возраста и о результатах эксперимента доложить ЦК КПСС.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»