Недействующий


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июля 1966 года N 571


О мерах по усилению борьбы с преступностью

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________


Советские люди по праву гордятся своей социалистической Родиной, ставшей одной из самых могучих держав мира. Решения XXIII съезда КПСС открыли широкие перспективы дальнейшего роста экономики, культуры и народного благосостояния, вызвали у советского народа новый прилив сил, творческой инициативы и политической активности.

В результате огромной работы партии и государства неизмеримо возросло сознание советских людей, глубоко понимающих свой патриотический долг, гражданские права и обязанности. Вместе с тем в нашем обществе еще имеются люди, которые грубо попирают правопорядок, совершают хищения народного добра, омрачают хулиганскими и другими преступными действиями созидательный труд, отдых и настроение трудящихся.

За последние годы партийными и советскими органами осуществлен ряд мер по усилению борьбы с нарушениями общественного порядка. Однако поставленные партией задачи по дальнейшему укреплению социалистической законности, искоренению преступности и причин, ее порождающих, решаются медленно. При общем некотором снижении преступности в стране не отмечается заметного сокращения количества опасных преступлений; возрастают правонарушения среди несовершеннолетних.

В нашей стране, обеспечивающей всем гражданам гарантированное право на труд, образование, отдых и социальное обеспечение, не должно быть места для проявления преступных действий. Отрицательное поведение отдельных людей в значительной степени объясняется слабой работой многих партийных, советских, профсоюзных и комсомольских органов по воспитанию сознательной дисциплины у членов нашего общества. Со стороны этих органов не проявляется должной заботы о создании широкого фронта борьбы с преступностью силами всех государственных и общественных организаций. Вопросы борьбы с правонарушениями порой формально рассматриваются в партийных комитетах и Советах депутатов трудящихся; не обращается внимания на распространенность опасных преступлений, из этого не делается надлежащих выводов.

Отстает от возросших требований уровень деятельности органов охраны общественного порядка, прокуратуры и суда, которые еще не добились тесной взаимосвязи, высокой оперативности и наступательного характера своих действий в борьбе с преступностью. В частности, серьезные недостатки имеются в их работе по предупреждению правонарушений, раскрытию преступлений, розыску скрывшихся преступников, по перевоспитанию осужденных в местах лишения свободы. Некоторые работники милиции, прокуратуры и суда недооценивают опасность для общества злостного хулиганства, посягательств на жизнь, здоровье и достоинство граждан.

В ряде мест крайне недостаточно участвуют в укреплении общественного порядка первичные партийные, профсоюзные и комсомольские организации, а также руководители предприятий, строек, учреждений и учебных заведений. Они мирятся с фактами хулиганства, пьянства и других антиобщественных проявлений, совершаемых членами их коллективов, слабо воспитывают население в духе неуклонного соблюдения советских законов и нетерпимости к правонарушениям. Многие народные дружины также за последнее время снизили активность по пресечению нарушений правопорядка в общественных местах и обузданию всякого рода хулиганов и дебоширов, плохо координируют свою деятельность с органами милиции. При комплектовании дружин нарушается принцип добровольности, нередко в их состав зачисляются люди преклонного возраста и подростки.

В целях усиления борьбы с преступностью Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР

постановляют:

1. Обязать ПК компартий союзных республик, крайкомы и обкомы партии, Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы краевых и областных Советов депутатов трудящихся принять решительные меры к наведению образцового общественного порядка в городах, районах и населенных пунктах; обеспечить надежную охрану интересов государства и граждан от преступных посягательств хулиганов, воров, грабителей и других преступников.

Партийным комитетам и советским органам систематически и глубоко анализировать положение дел с преступностью в республике, крае, области, городе и районе; всемерно развивать активность трудящихся в борьбе с правонарушениями, особенно с хулиганскими проявлениями; поднять роль и ответственность в этом деле первичных партийных, комсомольских, профсоюзных организаций, местных Советов депутатов трудящихся, руководителей предприятий, строек, учреждений, организаций, совхозов и колхозов. Улучшить руководство деятельностью органов охраны общественного порядка, прокуратуры и суда, больше оказывать практической помощи в организации их работы, осуществлять постоянный контроль за выполнением решений об усилении борьбы с преступностью.

2. Обратить внимание партийных, советских, профсоюзных и комсомольских органов, хозяйственных руководителей и общественных организаций на необходимость решительного улучшения воспитательной и культурно-массовой работы среди населения и прежде всего с молодежью на предприятиях, стройках, в учебных заведениях, учреждениях и по месту жительства.

Руководители органов народного образования, профтехобучения, высшей и средней специальной школы, педагогические коллективы учебных заведений обязаны постоянно совершенствовать формы и средства воспитания учащихся и студентов, прививать молодежи любовь к труду и уважение к старшим, воспитывать ее в духе революционных и трудовых традиций нашего народа, помнить о своей ответственности перед государством за то, чтобы поведение каждого молодого человека соответствовало нормам коммунистической нравственности.

От руководителей промышленных предприятий, строек, учреждений, совхозов и колхозов требуется усилить заботу о воспитании юношей и девушек, начинающих свою трудовую жизнь, всячески поддерживать их стремление к повышению производственной квалификации, общеобразовательного и культурного уровня. Повысить роль и ответственность мастера в воспитании работающей молодежи, находить время встречаться с молодежью не только на предприятия, но и в нерабочее время, знать ее нужды и настроения, вовремя предупреждать проявления антиобщественных поступков.

Необходимо активизировать работу партийных организаций домоуправлений и жилищно-эксплуатационных контор; направлять для проведения воспитательных мероприятий и организации досуга трудящихся, особенно молодежи, по месту жительства наиболее активных коммунистов и комсомольцев из числа педагогов, технической и творческой интеллигенции, работников учреждений культуры, науки и спорта. Следует всемерно поддерживать работу создаваемых на предприятиях и по месту жительства советов содействия семье и школе, а также другие формы участия общественности в работе с детьми и подростками.

Вопросы коммунистического воспитания подрастающего поколения должны регулярно обсуждаться на партийных, комсомольских и профсоюзных собраниях, на пленумах и конференциях, на сессиях местных Советов депутатов трудящихся.

3. Отметить, что Прокуратура СССР, Верховный Суд СССР, прокуратуры, верховные суды и министерства охраны общественного порядка союзных республик недостаточно активно ведут работу по организации борьбы с преступностью, совершенствованию деятельности подведомственных органов, по подготовке и воспитанию кадров, не всегда проявляют высокую требовательность к тем работникам, которые неудовлетворительно выполняют свой служебный долг.

Руководителям, коллегиям и партийным организациям указанных ведомств принять меры к устранению отмеченных в настоящем постановлении недостатков; повысить уровень работы по раскрытию преступлений и розыску преступников, своевременному пресечению преступной деятельности антиобщественных элементов; укреплять и расширять связи административных органов с общественностью. Не допускать послабления в отношении злостных преступников, обеспечивая сочетание предусмотренных законами суровых мер наказания по отношению к опасным преступникам с мерами общественного воздействия и воспитания лиц, впервые допустивших малозначительные правонарушения и способных исправиться без изоляции от общества.

Считать неправильным, когда работа органов охраны общественного порядка, прокуратуры и суда оценивается только по формальным показателям без учета действительного положения дел с преступностью в районе, городе или области.

4. Для обеспечения единого оперативного руководства органами охраны общественного порядка союзных республик и улучшения координации их деятельности в борьбе с преступностью признать целесообразным образовать союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР.

Одобрить проект Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об образовании союзно-республиканского Министерства охраны общественного порядка СССР".

5. В целях усиления борьбы с хулиганством и иными проявлениями преступности на улицах, стадионах, в парках, клубах и других общественных местах:

а) признать необходимым установить повышенную административную и уголовную ответственность за хулиганские действия, сократить сроки расследования и судебного разбирательства дел о хулиганстве, предоставить органам милиции дополнительные права по пресечению нарушении общественного порядка.

Одобрить проект Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении ответственности за хулиганство" и проект постановления Президиума Верховного Совета СССР о порядке применения этого Указа;

б) секретно;

в) обязать исполкомы местных Советов депутатов трудящихся улучшить освещение городов и рабочих поселков, в особенности районов новостроек, парков и садов, обеспечить стационарное освещение подъездов домов и лестничных площадок, устройство на окраинах городов телефонов-автоматов.

6. ЦК КПСС и Совет Министров СССР подчеркивают, что руководители предприятий, строек, учреждений, колхозов, совхозов, учебных заведений, а также секретари первичных партийных, комсомольских организаций и председатели комитетов профсоюзов несут ответственность за организацию работы по предотвращению правонарушений в коллективах трудящихся. По материалам административных органов и народных дружин о фактах хулиганства, пьянства и недостойного поведения отдельных граждан они обязаны не позднее 10-дневного срока принимать необходимые меры воздействия к правонарушителям.

Обратить внимание руководителей предприятий, цехов, смен, производственных участков на их личную ответственность за факты незаконного изготовления отдельными лицами на производстве различного рода оружия, ножей, кастетов и иных подобных предметов. Партийным, профсоюзным и комсомольским комитетам строго наказывать тех работников, которые пьянствуют, совершают правонарушения, покровительственно относятся к нарушителям правопорядка.

Установить, что при подведении итогов социалистического соревнования и оценке деятельности предприятий, цехов и других производственных участков, организаций и учреждений учитывается как один из важных показателей отношение членов коллектива к соблюдению правил поведения в обществе и быту в соответствии с требованиями советских законов и коммунистической морали.

7. В целях усиления борьбы с рецидивной преступностью:

а) признать необходимым:

установить дополнительные ограничения в применении условно-досрочного освобождения и замены наказания более мягким в отношении лиц, ранее судимых за тяжкие преступления, а также в отношении несовершеннолетних, осужденных за умышленные убийства, причинение тяжких телесных повреждений, изнасилование, разбойные нападения и другие опасные преступления;

повысить ответственность лиц, условно осужденных, а также условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы, за совершение ими новых умышленных преступлений.

Принять к сведению, что по этим вопросам в Президиуме Верховного Совета СССР разрабатываются предложения о внесении соответствующих дополнений и изменений в Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик;

б) учредить административный (гласный) надзор органов милиции за рецидивистами и другими особо опасными преступниками, освобожденными из мест лишения свободы, для обеспечения контроля за их поведением, предупреждения преступлений с их стороны и оказания необходимого воспитательного воздействия.

Одобрить проект Положения об административном надзоре органов милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и проект Указа Президиума Верховного Совета СССР по этому вопросу.

Предусмотреть в законодательном порядке, что нарушение правил административного надзора лицами, в отношении которых установлен этот надзор, влечет за собой административную или уголовную ответственность.

8. Для улучшения организации работы по розыску преступников, скрывающихся от следствия и суда, а также бежавших из мест лишения свободы, предложить Министерству охраны общественного порядка СССР решить вопрос о выделении в аппаратах милиции специальных подразделений по розыску лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также бежавших из мест лишения свободы. Обратить внимание на необходимость совершенствования форм и методов розыскной работы, внедрения для розыска опасных преступников оперативной техники, активного использования в этом деле помощи трудящихся, возможностей печати, радио и телевидения.

9. Секретно.

10. Обязать Советы Министров и министерства охраны общественного порядка союзных республик усилить борьбу с бродяжничеством; органам милиции совместно с общественностью организовывать рейды по задержанию бродяг и попрошаек на улицах, вокзалах, пристанях, в нежилых помещениях, принимать необходимые меры к их трудоустройству.

В дополнение подпункта "г" пункта 11 Положения о советской милиции разрешить органам милиции с санкции прокурора в случае отсутствия в городе или районе специального приемника-распределителя содержать лиц, задержанных за попрошайничество и бродяжничество, в камерах предварительного заключения органов милиции в течение срока, необходимого для установления личности, решения вопроса об их устройстве, определении в дома инвалидов или установлении над ними опеки, либо для решения вопроса о привлечении к ответственности согласно закону, но не свыше 10 суток.

11. В целях повышения активности населения в охране общественного порядка:

а) партийным комитетам своевременно поддерживать и развивать инициативу граждан по охране общественного порядка, обобщать и распространять положительный опыт работы самодеятельных организаций трудящихся, участвующих в борьбе с правонарушениями, добиваясь устранения параллелизма и дублирования в их деятельности;

б) обратить внимание местных советских и профсоюзных органов на необходимость коренного улучшения работы товарищеских судов;

в) предусмотреть в законодательном порядке уголовную ответственность за угрозу или насилие в отношении граждан в связи с их действиями по предупреждению и пресечению преступных проявлений и нарушений общественного порядка;

г) органам прокуратуры, суда и охраны общественного порядка сообщать по месту работы или, жительства граждан о проявленном ими отличии в борьбе с правонарушениями; разрешить исполкомам местных Советов депутатов трудящихся и органам охраны общественного порядка в необходимых случаях награждать наиболее отличившихся граждан денежными премиями или подарками;

д) систематически публиковать в центральной и местной печати материалы, широко разъясняющие действующее советское законодательство, права и обязанности граждан по охране правопорядка, роль и значение органов суда, прокуратуры и милиции в деле защиты интересов государства и граждан от преступных посягательств, а также информировать читателей о наиболее важных, имеющих воспитательное значение судебных процессах.

12. Учитывая важную роль добровольных народных дружин по охране общественного порядка и в целях активизации их деятельности:

а) обязать партийные комитеты до 1 октября 1966 года разобраться с организацией и состоянием работы каждой народной дружины и дружинников, укрепить их состав энергичными, инициативными людьми, строго соблюдая при этом принцип добровольности. Сосредоточить главные усилия народных дружин на предупреждении и пресечении хулиганских проявлений в общественных местах, обратить особое внимание на улучшение оперативного взаимодействия работников милиции с дружинниками при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка. Обеспечить комплектование групп дружинников для патрулирования и дежурств на улицах, во дворах, парках и других общественных местах из числа физически здоровых мужчин;

б) рекомендовать ЦК компартий и Советам Министров союзных республик учредить нагрудный знак "Отличный дружинник";

в) установить для наиболее отличившихся дружинников в качестве меры их поощрения дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью до трех рабочих дней в год; решение об этом отпуске принимается руководителями предприятий, учреждений, организаций по представлениям командиров или штабов народных дружин. Отмечать лучших дружинников за активную работу по охране общественного порядка почетными грамотами, денежными премиями и ценными подарками за счет средств, предусмотренных на премирование коллективов предприятий, колхозов, совхозов и учреждений;

г) установить, что членам добровольных народных дружин пособие по временной нетрудоспособности, наступившей в связи с выполнением обязанностей по охране общественного порядка, выплачивается в размере 100 процентов заработка, а пенсия по инвалидности в случае утраты ими трудоспособности по той же причине назначается в размере, установленном для рабочих и служащих, потерявших трудоспособность вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Членам семей дружинников, погибших при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, пенсия по случаю потери кормильца назначается в размере, установленном для семей рабочих и служащих, умерших от трудового увечья или профессионального заболевания.

13. ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ союзных республик, всем комсомольским комитетам значительно повысить активность комсомольских организаций в борьбе с преступностью среди молодежи, считая одной из центральных задач комсомола настойчивое воспитание молодого поколения в духе коммунистической морали и нетерпимости к нарушениям социалистического правопорядка. Рекомендовать комсомольским организациям широко развернуть шефство над трудновоспитуемыми детьми и подростками.

14. Обязать Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы краевых, областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся организационно укрепить и значительно улучшить деятельность комиссий по делам несовершеннолетних. Для осуществления текущей работы и контроля за выполнением решений комиссий ввести в краевых, областных, городских и районных комиссиях по делам несовершеннолетних должности освобожденных ответственных секретарей за счет штатной численности и фонда заработной платы, выделяемых местным Советам депутатов трудящихся.

15. В целях повышения роли общественности в воспитании подростков, совершивших правонарушения, по освобожденных от уголовной ответственности по возрасту или в связи с нецелесообразностью применения к ним мер уголовного наказания, учредить институт общественных воспитателей, назначаемых районной (городской) комиссией по делам несовершеннолетних или судом.

Поручить Юридической комиссии при Совете Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Прокуратуре СССР, Верховному Суду СССР, Министерству охраны общественного порядка СССР и Министерству просвещения РСФСР подготовить и внести на рассмотрение Совета Министров СССР проект Положения об общественных воспитателях несовершеннолетних.

16. Предложить Советам Министров союзных республик принять меры по организации и расширению сети лечебно-трудовых профилакториев в системе министерств охраны общественного порядка для принудительного лечения злостных пьяниц, а также по укреплению производственной и медицинской базы этих учреждений.

Рекомендовать Президиумам Верховных Советов союзных республик издать законодательные акты, регламентирующие порядок направления злостных пьяниц в лечебно-трудовые профилактории.

17. Обратить внимание Верховного Суда СССР и верховных судов союзных республик на необходимость дальнейшего совершенствования деятельности судебных органов. Правосудие должно осуществляться в строгом соответствии с законом с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был осужден.

Учитывая, что на состоянии борьбы с преступностью отрицательно сказываются недостатки в деятельности судебных органов, поручить Верховному Суду СССР, Прокуратуре СССР и Юридической комиссии при Совете Министров СССР подготовить и внести в ЦК КПСС предложения о дальнейшем совершенствовании судебной системы и работы судебных органов.

18. Обязать Прокуратуру СССР усилить надзор за точным и неуклонным соблюдением социалистической законности государственными органами, должностными лицами и отдельными гражданами. Вся деятельность органов прокуратуры должна быть пронизана высокой партийной принципиальностью и непримиримостью к нарушениям законности, проявлениям местничества, фактам несоблюдения государственной дисциплины и ущемления прав и законных интересов граждан. Обратить внимание работников прокуратуры на необходимость совершенствования форм и методов прокурорского надзора, усиления его роли в предупреждении нарушений правопорядка, а также своевременного и внимательного реагирования на сигналы от населения о нарушении законности или прав советских граждан.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»