Недействующий

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 1965 года N 590

Об устранении недостатков в определении сметной стоимости строительства энергетических объектов

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________


Совет Министров СССР отмечает, что Государственным производственным комитетом по энергетике и электрификации СССР допускаются многочисленные случаи пересмотра утвержденных проектных заданий со значительным увеличением сметной стоимости строительства энергетических объектов.

Основными причинами увеличения сметной стоимости строительства электростанций и других энергетических объектов являются:

а) завышение в ряде случаев на начальных стадиях проектирования экономической эффективности электростанций, предлагаемых к строительству.

Так, сметная стоимость строительства ряда электростанций, утвержденная по предложению быв.Министерства строительства электростанций постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июня 1962 года N 570, была фактически занижена в 2-3 раза вследствие допускавшейся этим Министерством порочной практики занижения сметной стоимости проектируемых энергетических объектов, создававшего ложное представление о большой экономической эффективности их строительства. Такая практика по существу продолжает иметь место и в работе Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР. Проверкой, произведенной Госпланом СССР, Советом народного хозяйства СССР, Госстроем СССР и Стройбанком СССР с участием Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР, установлено, что из 21 электростанции по 5 гидроэлектростанциям сметная стоимость увеличена с 896 млн.рублей до 1475 млн.рублей, или на 65 процентов, и по 16 тепловым электростанциям - с 711 млн.рублей до 811 млн.рублей, или на 15 процентов;

б) разработка и утверждение многих проектных заданий на основе неполноценных материалов инженерных изысканий и при недостаточной изученности природных условий для сооружения даже уникальных гидроэлектростанций; принятие в проектах непроверенных новых технических решений; плохая разработка в проектах вопросов организации строительства и методов производства работ;

в) наличие существенных недостатков в деле определения цен на энергетическое оборудование. Государственный комитет тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения при Госплане СССР и Государственный комитет по электротехнике при Госплане СССР при утверждении проектов новых типов оборудования не рассматривают и не определяют стоимость изготовления головных и серийных образцов этого оборудования. Московский, Ленинградский, Харьковский и другие совнархозы включают в цены на головные образцы нового оборудования все дополнительные расходы, связанные с созданием этого оборудования. При переходе на серийное изготовление нового оборудования совнархозы в ряде случаев необоснованно устанавливают высокие временные цены, которые применяются и по истечении срока, на который они были установлены;

г) включение в сметы на строительство электростанций затрат на объекты, не имеющие прямого отношения к этим электростанциям и вводу в действие мощности на них;

д) многочисленные изменения технических решений, принятых в проектных заданиях, и смет при рассмотрении их большим числом различных инстанций и руководящих работников Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР. В результате многократных изменений проектов, в ряде случаев без ведома главных инженеров проекта, снижается ответственность проектных организаций и главных инженеров проекта за качество проектов и смет и за соответствие осуществляемого строительства его сметной стоимости.

На увеличение сметной стоимости строительства электростанций влияют также: недостатки в планировании проектных работ; начало строительства новых объектов до разработки и утверждения проектных заданий; низкий уровень экономической работы в организациях Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР; отсутствие должного контроля за расходованием средств в ходе строительства, в результате чего допускаемые удорожания выявлялись только тогда, когда сметный лимит исчерпывался, а строительство еще оставалось незавершенным.

Экспертиза проектов в ряде случаев проводится в длительные сроки. Недостаточное внимание уделяется экспертизе сметно-финансовых расчетов и экономической стороне проектов.

Совет Министров Союза ССР

постановляет:

1. Обратить внимание Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР на наличие крупных недостатков в работе подведомственных проектных организаций, в частности на низкий уровень экономической работы и нарушение проектно-сметной дисциплины, что приводит к снижению качества инженерных изысканий, проектных материалов и сметно-финансовых расчетов.

Указать Председателю Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР т.Непорожнему П.С. на допускавшуюся в течение ряда лет порочную практику занижения сметной стоимости строительства проектируемых энергетических объектов, создававшего ложное представление о большой экономической эффективности их строительства.

2. Обязать Государственный производственный комитет по энергетике и электрификации СССР:

а) обеспечить определение стоимости строительства энергетических объектов на основе тщательной проработки технических решений и проведения глубоких инженерных изысканий, приняв меры к повышению качества работ проектных и научно-исследовательских институтов, повышению уровня экономической работы и укреплению проектно-сметной дисциплины во всей системе Комитета;

б) разработать мероприятия по снижению стоимости, сокращению продолжительности строительства и сроков освоения проектных мощностей энергетических объектов с учетом достигнутого уровня индустриализации и механизации строительства и мероприятий по повышению этого уровня, намечаемых проектом плана развития народного хозяйства СССР на 1966-1970 годы;

в) обеспечить утверждение в 1965 году в установленном порядке технически обоснованных норм технологического и строительного проектирования электростанций, а также систематически уточнять эти нормы по мере накопления передового опыта в строительстве и эксплуатации электростанций;

г) разработать и в 1965 году утвердить по согласованию с Госстроем СССР:

нормативы по объемам и продолжительности изыскательских и проектных работ на отдельных стадиях проектирования электростанций;

прейскуранты и укрупненные нормативы для определения сметной стоимости строительства и для расчетов за выполненные работы по энергетическим объектам;

д) пересмотреть и в 1965 году представить на утверждение в Госстрой СССР нормы и единичные расценки на изделия и конструкции из сборного железобетона, на проходку тоннелей, на транспортные перевозки и строительно-монтажные работы, применяемые при составлении смет на строительство электростанций.

3. Обязать Государственный комитет тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения при Госплане СССР и Государственный комитет по электротехнике при Госплане СССР совместно с совнархозами и Государственным производственным комитетом по энергетике и электрификации СССР:

а) определять при утверждении проектов новых типов турбин, котлов, генераторов, трансформаторов и другого оборудования для электростанций стоимость головного и серийных образцов этих типов оборудования, а также экономическую эффективность его внедрения;

б) подготавливать предложения по ценам на серийное энергетическое оборудование с учетом количества его изготовления по годам и представлять эти предложения на утверждение Госплана СССР не позднее чем через шесть месяцев после пуска головного образца в эксплуатацию.

4. Запретить получателям энергетического оборудования оплачивать его по временным ценам, срок действия которых истек.

5. Установить, что устранение всех выявленных на строительных площадках электростанций заводских дефектов оборудования должно производиться силами заводов-изготовителей и за счет их средств.

6. Поручить Государственному производственному комитету по энергетике и электрификации СССР разработать и по согласованию с Госстроем СССР утвердить Положение о главном инженере проекта энергетического объекта, предусмотрев в нем повышение роли и ответственности главных инженеров проектов за высокое качество проектов и смет, а также за точное соблюдение проекта и сметы вплоть до сдачи объекта в промышленную эксплуатацию.

7. Поручить Государственному комитету по координации научно-исследовательских работ СССР совместно с Академией наук СССР и Государственным производственным комитетом по энергетике и электрификации СССР пересмотреть и в 1965 году утвердить методику определения эффективности капиталовложений в развитие энергетики.

8. Поручить Государственному производственному комитету по энергетике и электрификации СССР по согласованию с заинтересованными организациями разработать до 1 октября 1965 года, а Госплану СССР утвердить до 1 декабря 1965 года инструкцию по распределению между различными отраслями народного хозяйства затрат на строительство гидроэлектростанций, дающих значительный экономический эффект для этих отраслей.

9. Разрешить Государственному производственному комитету по энергетике и электрификации СССР, в виде исключения, переутвердить в 1965 году по согласованию с Госстроем СССР и Госпланом СССР сметно-финансовые расчеты на строительство объектов сметной стоимостью 50 млн.рублей и выше, указанных в приложении, и о результатах доложить Совету Министров СССР.

10. Принять к сведению сообщение Председателя Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР т.Непорожнего о том, что Комитет примет меры к выправлению создавшегося неудовлетворительного положения с разработкой проектно-сметной документации энергетических объектов, и предупредить его, что в случае повторения подобных фактов виновные, независимо от занимаемой ими должности, будут строго наказаны.

Обязать Государственный производственный комитет по энергетике и электрификации СССР доложить Совету Министров СССР в декабре 1965 года о ходе выполнения настоящего постановления.

Председатель
Совета Министров Союза ССР
А.Косыгин

Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.Смиртюков


Приложение
к постановлению
Совета Министров СССР
от 29 июля 1965 года N 590

ПЕРЕЧЕНЬ
объектов сметной стоимостью 50 млн.рублей и выше, сметно-финансовые расчеты на строительство которых подлежат переутверждению в 1965 году

Заинская ГРЭС

Старобешевская ГРЭС

Назаровская ГРЭС

Черепетская ГРЭС

Бурштынская ГРЭС

Василевичская ГРЭС

Плявиньская ГЭС

Куршавские ГЭС

Канал Иртыш - Караганда

Петропавловск-Камчатская ТЭЦ

ТЭЦ-14 Ленэнерго

Иркутская ТЭЦ-11

Минская ТЭЦ-3

Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.Смиртюков


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»