Недействующий


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 апреля 1967 года N 319


О переводе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчет

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________


В целях усиления экономического стимулирования производства сельскохозяйственной продукции и повышения материальной заинтересованности работников совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий в улучшении результатов работы предприятий Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР

постановляют:

1. Осуществить постепенный перевод совхозов, племенных и конных заводов, птицефабрик, питомников, сельскохозяйственных опытных и учебно-опытных хозяйств и других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчет.

Хозяйства, переведенные на полный хозяйственный расчет, обеспечивают возмещение всех производственных затрат, осуществление дальнейшего расширенного воспроизводства (капитальные вложения производственного назначения, формирование основного стада, прирост собственных оборотных средств и др.), создание фондов экономического стимулирования и других фондов, а также своевременный возврат кредитов банка за счет собственных средств.

2. Министерству сельского хозяйства СССР по согласованию с Советами Министров союзных республик перевести в виде опыта в 1967 году на полный хозяйственный расчет 390 совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий.

3. Установить, что сельскохозяйственная продукция, продаваемая государству совхозами и другими государственными сельскохозяйственными предприятиями, переведенными на полный хозяйственный расчет, оплачивается по закупочным ценам с надбавками, установленным для колхозов.

Сохранить действующий порядок реализации и условия расчетов для совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, переведенных на полный хозяйственный расчет, при продаже продукции в торговую сеть и непосредственно потребителям.

4. Признать необходимым расширить хозяйственную самостоятельность совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, переводимых на полный хозяйственный расчет. В связи с этим сократить число утверждаемых этим хозяйствам вышестоящими организациями показателей плана, ограничив их следующими показателями:

по производству - объем продажи государству важнейших видов продукции в натуральном выражении, предусматриваемых в народнохозяйственном плане, а по специализированным хозяйствам, кроме того, объем продажи соответствующих видов продукции (племенной молодняк, сортовые семена, посадочный материал и др.);

по труду - общий фонд заработной платы;

по финансам:

общая сумма прибыли;

ассигнования из бюджета;

плата за производственные основные фонды сельскохозяйственного назначения.

Общая сумма плановой прибыли совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, переведенных на полный хозяйственный расчет, определяется этими хозяйствами и утверждается вышестоящим органом. Утвержденная в указанном порядке для этих хозяйств сумма прибыли учитывается при составлении проекта Государственного бюджета СССР;

по капитальным вложениям:

общий объем централизованных капитальных вложений, в том числе объем строительно-монтажных работ;

ввод в действие основных фондов за счет централизованных капитальных вложений в денежном выражении;

по материально-техническому снабжению - объем поставок тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных машин, оборудования, удобрений, строительных материалов и других средств производства, распределяемых вышестоящей организацией.

Остальные показатели планов предприятий, переведенных на полный хозяйственный расчет, утверждению вышестоящими организациями не подлежат, а разрабатываются самими предприятиями и используются плановыми органами как расчетные материалы к составлению планов.

5. В целях дальнейшей специализации и экономически обоснованной концентрации сельскохозяйственного производства разрешить Министерству сельского хозяйства СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам вносить в случае необходимости в планы продажи государству сельскохозяйственной продукции изменения по отдельным хозяйствам, переведенным на полный хозяйственный расчет, с учетом их специализации, в пределах объема закупок этой продукции по республике, краю, области. Изменение указанных планов производится с согласия соответствующих хозяйств. Одновременно вносятся необходимые изменения в другие показатели плана.

6. В целях повышения заинтересованности совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий в лучшем использовании производственных основных фондов установить, что предприятия, переведенные на полный хозяйственный расчет, вносят из фактически полученной прибыли плату в бюджет за производственные основные фонды сельскохозяйственного назначения в размере одного процента стоимости этих фондов (за исключением стоимости продуктивного и рабочего скота и многолетних насаждений). Не взимать плату за производственные основные фонды, созданные за счет фонда укрепления и расширения хозяйства, в течение двух лет и за счет кредитов банка - до погашения ссуды, а также за основные производственные фонды опытных производств на предприятиях (цехи, участки, установки), обслуживающих нужды соответствующей отрасли, и за внешние канализационные сооружения, числящиеся на балансе предприятий. Предприятия, рентабельность которых составляет менее 25 процентов к себестоимости реализованной продукции, освобождаются от платы за фонды.

7. Установить, что совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, переведенные на полный хозяйственный расчет, после определения размера платы в бюджет за производственные основные фонды сельскохозяйственного назначения производят отчисления из общей суммы прибыли:

в фонд материального поощрения от плановой прибыли - 15 процентов, а от сверхплановой прибыли указанная норма отчислений уменьшается по решению вышестоящего органа до 50 процентов, но с тем, чтобы общая сумма отчислений не превышала 12 процентов годового фонда заработной платы;

в фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства - 10 процентов;

в страховой фонд - 20 процентов;

в фонд укрепления и расширения хозяйства - 10 процентов.

Остальная часть прибыли направляется на выплату премий по Всесоюзному социалистическому соревнованию, на финансирование прироста собственных оборотных средств, формирование основного стада, погашение кредитов банка, финансирование централизованных капитальных вложений, покрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства и на другие затраты.

Отчисления в фонд материального поощрения внутри года производятся ежеквартально (в виде авансов) в размере до 5 процентов прибыли, предусмотренной в производственно-финансовом плане на данный квартал и подлежащей распределению, но с тем, чтобы сумма отчислений не превышала 6 процентов квартального фонда заработной платы, с последующим перерасчетом на фактическую прибыль по годовому отчету.

8. Установить, что в совхозах и других государственных сельскохозяйственных предприятиях, переведенных на полный хозяйственный расчет, созданные за счет прибыли и других собственных ресурсов фонды используются:

а) фонд материального поощрения:

на премирование рабочих, руководящих, инженерно-технических работников, служащих и других категорий работников;

на выплату вознаграждения рабочим, руководящим, инженерно-техническим работникам, служащим и другим категориям работников за общие годовые итоги работы предприятия;

на выплату премий коллективам и отдельным работникам - победителям во внутрихозяйственном социалистическом соревновании;

на оказание единовременной помощи работникам предприятия.

Распределение фонда материального поощрения по указанным направлениям, утверждение смет расходования фонда и определение размеров премий и других выплат работникам из этого фонда производятся администрацией предприятия с участием профсоюзной организации;

б) фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства:

на улучшение культурно-бытового и медицинского обслуживания рабочих, инженерно-технических работников и служащих предприятий, приобретение медикаментов для врачебно-санаторных учреждений предприятий, путевок в дома отдыха и санатории, на оборудование столовых и буфетов, домов отдыха, санаториев, клубов, детских учреждений и приобретение для них транспортных средств и инвентаря, на физкультурные мероприятия, усиление питания детей, находящихся в детских садах, яслях, пионерских лагерях, и на другие культурно-бытовые нужды;

на осуществляемое сверх государственного плана строительство, расширение и капитальный ремонт жилых домов, домов отдыха, санаториев, профилакториев, пионерских лагерей, детских садов и яслей, столовых и буфетов, спортивных сооружений и других объектов культурно-бытового назначения.

Предприятие может использовать средства фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства для долевого участия в совместном строительстве жилых домов и учреждений культурно-бытового назначения.

Вся жилая площадь, построенная за счет средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, заселяется лицами по списку, утверждаемому совместным решением администрации предприятия и профсоюзной организации, с последующим сообщением исполнительному комитету Совета депутатов трудящихся.

Распределение фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства по указанным направлениям и утверждение сметы расходов производятся администрацией предприятия с участием профсоюзной организации;

в) страховой фонд - на покрытие затрат и убытков по ликвидации последствий стихийных бедствий и погашение необеспеченной задолженности Госбанку СССР, образовавшейся в связи с недобором продукции из-за неблагоприятных погодных условий для производства.

Из общей суммы отчислений в страховой фонд до 50 процентов (по определению соответствующего министерства исходя из климатических условий отдельных зон) остается в распоряжении хозяйства, а остальная сумма перечисляется в фонд министерства по подчиненности совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий для оказания финансовой помощи хозяйствам, пострадавшим от стихийных бедствий или недобора продукции из-за неблагоприятных погодных условий для производства.

Не использованные в течение трех лет средства страхового фонда изымаются у предприятия в размере одногодичных отчислений в централизованный фонд соответствующих министерств по подчиненности предприятий;

г) фонд укрепления и расширения хозяйства - на финансирование нецентрализованных капитальных вложений производственного назначения и других затрат по внедрению новой техники, механизации, модернизации машин и оборудования, обновлению основных фондов, совершенствованию организации производства и труда, а также на финансирование других мероприятий по развитию производства, направленных на повышение производительности труда, снижение себестоимости и улучшение качества продукции, повышение рентабельности производства.

Фонд укрепления и расширения хозяйства образуется за счет отчислений от прибыли, части амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов, а также за счет выручки от реализации выбывшего и излишнего имущества - основных фондов, за исключением средств от выбраковки скота, которые направляются на финансирование затрат по формированию основного стада.

Размер амортизационных отчислений, направляемых в указанный фонд, определяется соответствующими министерствами в пределах до 30 процентов амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов.

9. Неиспользованные остатки амортизационных отчислений, средств от выбраковки скота основного стада, фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, а также фонда укрепления и расширения хозяйства переходят на следующий год и изъятию у совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий не подлежат.

10. Предоставить право министерствам, областным, краевым управлениям сельского хозяйства и трестам совхозов дифференцировать по подведомственным предприятиям размеры отчислений в фонд материального поощрения с тем, чтобы общий фонд материального поощрения не превышал 15 процентов отчислений от прибыли совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, переведенных на полный хозяйственный расчет, в среднем по министерству, краевому, областному управлению сельского хозяйства и тресту и 12 процентов годового фонда заработной платы каждого предприятия.

11. Предоставить право директорам совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий перераспределять по согласованию с профсоюзными организациями средства между фондом материального поощрения и фондом социально-культурных мероприятий и жилищного строительства в пределах до 20 процентов суммы каждого фонда.

12. Свободный остаток фактически полученной прибыли совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, переведенных на полный хозяйственный расчет, после внесения платы за производственные основные фонды и отчислений в фонды экономического стимулирования и другие фонды, погашения долгосрочных кредитов и кредитов на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств, а также покрытия плановых затрат хозяйства изымается министерствами, в ведении которых находятся эти предприятия, для перераспределения между другими хозяйствами, переведенными на полный хозяйственный расчет, у которых недостает собственных средств для развития производства.

В целях создания заинтересованности совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий в передаче не используемой ими прибыли другим хозяйствам разрешить до 10 процентов сумм прибыли, подлежащих изъятию, оставлять в распоряжении хозяйства и направлять эти средства дополнительно в фонды экономического стимулирования.

13. Установить, что материальное поощрение работников совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий за счет фонда материального поощрения производится сверх премий, установленных действующими положениями об оплате труда и о премировании.

Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, ВЦСПС, Министерству сельского хозяйства СССР и Министерству финансов СССР в 3-месячный срок рассмотреть и решить вопрос о введении нового порядка премирования (за счет прибыли) руководящих работников и специалистов совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, переведенных на полный хозяйственный расчет (кроме руководящих работников и специалистов, занятых на работах в отделениях, фермах и сельскохозяйственных участках), вместо действующего порядка премирования этих работников за получение сверхплановой прибыли.

14. Установить, что централизованные капитальные вложения, предусматриваемые в планах совхозам и другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, переведенным на полный хозяйственный расчет, финансируются за счет следующих источников:

а) на приобретение сельскохозяйственной техники, транспортных средств и оборудования, на строительство производственных объектов и другие капитальные вложения производственного назначения - за счет прибыли, амортизационных отчислений, направляемых на полное восстановление основных фондов, и других собственных средств, а при недостатке этих средств в отдельные годы также за счет долгосрочного кредита, предоставляемого банком на сроки и на условиях, установленных для колхозов.

Обязать Госбанк СССР предоставлять совхозам и другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, переведенным на полный хозяйственный расчет, краткосрочный кредит на финансирование капитальных вложений производственного назначения и формирование основного стада в размерах сумм плановой прибыли, предназначенной на указанные цели, с погашением за счет фактически полученной в течение года прибыли и средств страхового фонда.

В случае неполучения хозяйствами запланированной прибыли, предназначенной на капитальные вложения, по причинам, не зависящим от их производственной деятельности (по определению вышестоящих органов), Госбанк СССР предоставляет совхозам и другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, переведенным на полный хозяйственный расчет, по их ходатайствам долгосрочный кредит на срок до пяти лет. Кредит выдается из средств специального фонда, создаваемого в Госбанке СССР за счет ресурсов государственного бюджета;

б) на строительство жилых домов, школ, медицинских и детских учреждений, клубов, бань и других объектов культурно-бытового назначения, мелиоративных и ирригационных сооружений, линий электропередачи, а также на другие расходы в соответствии с действующим законодательством - за счет средств государственного бюджета;

в) на строительство новых предприятий, птицефабрик, парниково-тепличных комбинатов и комплексов по производству свинины, молока и других продуктов животноводства и птицеводства - за счет средств государственного бюджета и прибыли, получаемой в порядке перераспределения от других предприятий.

15. Прирост нормативов собственных оборотных средств совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, переведенных на полный хозяйственный расчет, обеспечивается за счет прибыли этих предприятий, других собственных источников и кредитов Госбанка СССР.

16. Затраты на формирование основного стада продуктивного и рабочего скота должны финансироваться за счет собственных средств государственных сельскохозяйственных предприятий (прибыль, выручка от реализации выбракованного скота и другие собственные средства), а при недостатке собственных средств - за счет кредита Госбанка СССР на срок до двух лет.

17. Предоставить право совхозам и другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, переведенным на полный хозяйственный расчет, определять годовые объемы капитальных вложений за счет фондов, образуемых в хозяйствах.

Установить, что для капитальных вложений, производимых за счет фонда укрепления и расширения хозяйства и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, а также кредита банка, должны предусматриваться в народнохозяйственном плане необходимые материально-технические ресурсы и фонды заработной платы. Указанные капитальные вложения должны предусматриваться в планах подрядных строительно-монтажных работ (в части строительства, осуществляемого подрядным способом).

18. Установить, что совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, переведенные на полный хозяйственный расчет, обеспечивая выполнение государственного плана, самостоятельно решают вопросы производственно-хозяйственной деятельности, в частности:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»