Недействующий


СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 августа 1956 года N 1192


О мерах борьбы с расходованием из государственных фондов хлеба и других продовольственных продуктов на корм скоту

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________



Совет Министров СССР отмечает, что в результате осуществления мероприятий, выработанных Партией и Правительством, по дальнейшему крутому подъему сельского хозяйства в нашей стране за последние годы увеличились производство и заготовки хлеба, картофеля, овощей, мяса, молока и других сельскохозяйственных продуктов. Благодаря этому в городах и промышленных центрах в 1954 и 1955 годах значительно возросла продажа населению через государственную и кооперативную торговую сеть мяса и мясных продуктов, молока, масла животного и растительного, картофеля, овощей, круп, сахара и других продуктов питания.

Увеличение продажи населению этих продуктов питания должно было привести к сокращению потребления и продажи населению хлеба. В действительности получилось не так. В сравнении с 1952 годом продажа населению городов и промышленных центров хлеба и хлебных продуктов возросла в значительно больших размерах, чем численность населения городов и промышленных центров.

Организованная проверка, а также материалы местных советских органов показывают, что за последнее время в ряде городов приняло широкие размеры скармливание скоту хлеба, крупы, картофеля и других пищевых продуктов, покупаемых в государственных магазинах. Поэтому большой рост продажи хлеба населению обусловлен не столько увеличением расхода хлеба на питание, сколько расходом хлеба на кормление скота, находящегося в личной собственности у населения городов, пригородов, рабочих поселков, а также лиц, проживающих в сельской местности, но нигде не работающих, а занимающихся частным животноводством на дешевом хлебе, покупаемом в государственных и кооперативных магазинах.

Скармливание скоту хлеба, крупы и других продуктов вызывает дезорганизацию в снабжении населения и, следовательно, не отвечает интересам государства и народа. Это антиобщественное дело подрывает проводимые Партией и Правительством мероприятия по улучшению снабжения продуктами питания населения городов и промышленных центров. В связи с этим трудящиеся обращаются в местные и центральные советские органы с просьбами положить конец этому ненормальному явлению.

Закон о сельхозналоге, принятый Верховным Советом СССР в августе 1953 года, а также ряд Постановлений Правительства сняли ограничения в развитии животноводства в личной собственности граждан. За прошедшие два года поголовье скота только у рабочих и служащих увеличилось: крупного рогатого скота - на 1,1 млн.голов (в том числе коров на 300 тыс.), свиней на 600 тыс., овец на 1,3 млн.голов.

Увеличение поголовья скота в личной собственности рабочих и служащих - сам по себе факт положительный, однако это привело к нежелательным для нашего общества явлениям. Рост скота в личной собственности граждан вызвал увеличение расхода продовольственных продуктов и особенно хлеба и крупы для кормления скота. При этом некоторая часть населения городов, рабочих поселков и пригородных сельских местностей, учитывая, что цены на продукты животноводства на рынке все еще довольно высоки, использует это обстоятельство в спекулятивных целях. Спекулятивные элементы покупают в государственных магазинах городов по низкой государственной цене хлеб, крупу и другие продукты для кормления скота, а животноводческие продукты продают на рынке по высоким ценам. Эти спекулятивные элементы перестали заниматься производительным трудом в промышленности, колхозах и совхозах или формально, только для отвода глаз, числятся там, а на самом деле занимаются индивидуальным животноводством как основным промыслом.

К сожалению, не только спекулятивные элементы, но и некоторые рабочие и служащие, имеющие скот в личной собственности, вместо того, чтобы позаботиться о заготовке кормов для скота путем сенокошения на незанятых землях государственного земельного фонда, на землях государственного лесного фонда и в других установленных для этой цели местах, а также путем участия в уборке урожая в колхозах и со своих огородов, используют для кормления скота хлеб, крупу и другие продукты, покупаемые в государственных и кооперативных магазинах.

К тому же по действующему законодательству жители городов, имеющие скот в личной собственности, не платят, как правило, денежного налога, а также не привлекаются к обязательным поставкам продуктов животноводства, что создает для них поощрительные условия для развития животноводства по сравнению с колхозниками, которые облагаются натуральными поставками и сельскохозяйственным налогом.

Используют для кормления скота хлеб и другие продукты, покупаемые в государственных и кооперативных магазинах, также некоторые колхозники, проживающие в пригородных сельских местностях.

Такое положение ведет к нерациональному расходованию хлеба и других продовольственных продуктов, нарушает нормальное снабжение трудящихся.

Вести борьбу со скармливанием хлеба скоту можно было бы путем поднятия цен на хлеб и крупу до такого уровня, при котором было бы невыгодно кормить этими продуктами скот, но наше государство не может пойти на это, так как повышение цен на хлеб ущемит интересы миллионов людей.

Скармливание хлеба скоту в городах и пригородах можно было бы предотвратить путем значительного увеличения продажи населению мяса, молока и молочных продуктов через государственную торговую сеть по более низким ценам, чем продают индивидуальные владельцы скота, с тем, чтобы потребитель шел за этими продуктами не на рынок, а в магазины. Тогда индивидуальным владельцам скота было бы невыгодно кормить скот хлебом, покупаемым в государственных магазинах. За последнее время значительно увеличились заготовки и закупки молока и частично мяса, что позволило больше продавать молочных и мясных продуктов в городах по линии государственной торговли, однако возросшие потребности городского населения в молоке и особенно в мясе удовлетворяются еще не полностью даже в крупных промышленных центрах, так как государство пока еще не располагает достаточным количеством этих продуктов. По этой причине рыночные цены на продукты животноводства, особенно на мясо, выше государственных цен, и индивидуальные владельцы скота используют эту конъюнктуру в целях личной наживы.

Совет Министров СССР считает необходимым пересмотреть законодательство, поощряющее развитие животноводства в личной собственности у городского населения. Примитивное ведение животноводства городским населением при больших расходах хлеба и других продовольственных товаров отвлекает рабочую силу от производительного труда в обществе, приводит к большим затратам труда на единицу получаемой продукции - мяса, молока, яиц, развращает неустойчивую часть населения и порождает элементы дезорганизации нашего социалистического производства. Надо иметь в виду, что если сейчас некоторые индивидуальные владельцы скота, при недостатке животноводческих продуктов в государственной торговле и на рынке, могут извлекать большие доходы, то при увеличении производства этих продуктов в колхозах и совхозах и расширении государственной торговли по более дешевым ценам этих условий для индивидуальных владельцев скота не будет, потому что уход за одной коровой, свиньей, овцой не выгоден.

Наше законодательство направлено на развитие общественного животноводства. В решениях январского (1955 года) Пленума ЦК КПСС указаны главные пути развития животноводства - подъем зернового хозяйства и увеличение производства фуража, развитие колхозного и совхозного животноводства, механизация процессов труда в животноводстве и сокращение затрат на производство продукции полеводства и животноводства с тем, чтобы обеспечить полное удовлетворение потребностей всего населения в продуктах животноводства за счет увеличения производства их в колхозах и совхозах. Этот путь отвечает интересам народа, и он поощряется нашим государством.

Исходя из этого, Совет Министров СССР признает необходимым принять меры к прекращению использования на корм скоту хлеба и других продовольственных продуктов из государственных ресурсов и ограничить развитие животноводства в личной собственности у городского населения путем введения денежного налога и обязательных поставок молока и мяса с владельцев скота. Это, конечно, приведет к некоторому сокращению количества продуктов животноводства, поступающих на рынок от этой категории хозяйств, но это сокращение в ближайшее время будет перекрыто за счет увеличения производства продуктов животноводства в колхозах и совхозах.

Совет Министров Союза ССР

постановляет:

1. Запретить повсеместно как в городской, так и в сельской местности кому бы то ни было скармливание скоту и птице хлеба, муки, крупы, картофеля и других продовольственных продуктов, покупаемых в государственных и кооперативных магазинах.

Обязать местные советские органы широко разъяснить населению, что использование для кормления скота и птицы хлеба и других продовольственных продуктов, покупаемых в государственных и кооперативных магазинах, дезорганизует снабжение трудящихся, представляет собой один из видов спекулятивной деятельности отдельных лиц, не желающих участвовать в общественном труде, и является антиобщественным делом.

2. Установить, что за скармливание скоту и птице хлеба, муки, крупы, картофеля и других продовольственных продуктов, покупаемых в государственных и кооперативных магазинах, виновные подвергаются штрафу, налагаемому по представлению местных органов торговли исполнительными комитетами районных, городских и поселковых Советов депутатов трудящихся, в первый раз в размере пятисот рублей, а в повторных случаях - в размере тысячи рублей. Взыскание штрафов производится в бесспорном порядке органами милиции.

3. Отметить, что вследствие недостаточного контроля со стороны местных советских и торговых органов нарушаются установленные нормы отпуска хлеба и других продуктов в одни руки, что способствует использованию на корм скоту хлеба и других продуктов, покупаемых в государственных и кооперативных магазинах.

Обязать Советы Министров республик, исполкомы областных, краевых, городских и районных Советов депутатов трудящихся, Министерство торговли СССР, Центросоюз и главурсы всех министерств и ведомств установить контроль за продажей хлеба и других продуктов, за соблюдением норм отпуска их в одни руки и привлекать к ответственности виновных в нарушении установленного порядка торговли. Принять мери к улучшению деятельности торговых комиссий местных Советов депутатов трудящихся, лавочных комиссий потребительской кооперации и Государственной тортовой инспекции по контролю за состоянием торговли хлебом и хлебными продуктами.

Просить ВЦСПС поручить ЦК профсоюзов, фабрично-заводским и местным комитетам профсоюзов улучшить массовый рабочий контроль за состоянием торговли хлебом и другими продуктами и соблюдением норм отпуска их в одни руки.

4. Признать необходимым ввести денежный налог и обязательные поставки молока и мяса с граждан-владельцев скота (кроме колхозников), проживающих в городах - столицах союзных республик, областных, краевых центрах и центрах автономных республик (за исключением центров областей или автономных республик Крайнего Севера).

Внести в Президиум Верховного Совета СССР проект Указа о введении денежного налога и порядке его применения.

Установить следующие годовые нормы обязательных поставок: с одной коровы - 400 литров молока, с одной свиньи старше двух месяцев - 20 килограммов мяса (в живом весе) и с одной овцы или козы - 5 килограммов мяса (в живом весе). С каждой головы скота, имеющейся в хозяйстве сверх одной коровы, или одной свиньи, или двух овец (коз), обязательные поставки молока и мяса взимаются в двойном размере. Если в составе семьи граждан - владельцев скота имеются трудоспособные, не работающие в государственных предприятиях и учреждениях, в кооперативных и общественных организациях (кроме домашней хозяйки и учащихся), обязательные поставки молока и мяса повышаются на 50 процентов от установленных норм.

Исчисление обязательных поставок мяса и молока производить по наличию поголовья скота на 1 октября.

Предоставить Советам Министров союзных республик право вводить обязательные поставки молока и мяса, установленные настоящим Постановлением, с граждан - владельцев скота в крупных городах, не являющихся республиканскими, краевыми и областными центрами, а также освобождать от обязательных поставок молока и мяса население отдельных небольших городов, хотя они и являются центрами областей, краев или автономных республик.

5. Предоставить право исполкомам городских и районных Советов депутатов трудящихся, по ходатайствам общественных организаций, предприятий и учреждений, освобождать, в порядке исключения, отдельных граждан, проживающих в городах и имеющих скот в личной собственности, от обязательных поставок молока и мяса.

6. Хозяйства колхозников, проживающих в городах, привлекать к обязательным поставкам молока и мяса по нормам, установленным для колхозного двора, лишь в том случае, если все трудоспособные члены семьи вырабатывают установленный минимум трудодней. Если отдельные члены этих семей без уважительных причин не вырабатывают установленного минимума трудодней, обязательные поставки молока и мяса исчисляются по нормам, установленным для единоличных хозяйств. Исчисление обязательных поставок мяса и молока по указанным хозяйствам колхозников, отдельные трудоспособные члены семей которых без уважительных причин не выработали по состоянию на 1 сентября установленного минимума трудодней, производится по спискам хозяйств, утвержденным общим собранием колхозников или собранием уполномоченных.

7. Разрешить Советам Министров союзных республик запрещать по санитарным соображениям содержание скота в личной собственности у населения в городах.

8. Обязать Министерство совхозов СССР, Министерство сельского хозяйства СССР, другие министерства и ведомства, имеющие совхозы и подсобные хозяйства, Советы Министров республик, крайисполкомы и облисполкомы организовать покупку совхозами, колхозами и подсобными хозяйствами предприятий коров и телок у жителей городов с тем, чтобы не допустить забоя продуктивного молочного скота на мясо.

9. Установить, что владельцы скота, продавшие продуктивный молочный скот колхозам, совхозам, подсобным хозяйствам, конторам по заготовкам и сбыту племенного и пользовательского скота Министерства сельского хозяйства СССР, а мясной крупный рогатый скот, свиней, овец и коз - в порядке государственных закупок, освобождаются по ненаступившим срокам сдачи от обязательных поставок молока и мяса. При продаже скота отдельным гражданам и при забое скота натуральные поставки взыскиваются в полном размере.

В случае приобретения скота после 1 октября обязательные поставка молока и мяса взимаются по полным годовым нормам. При изменении состава работающих трудоспособных членов семьи после 1 октября поставки переисчисляются по ненаступившим срокам сдачи.

10. Разрешить Министерству сельского хозяйства СССР, Министерству совхозов СССР и другим министерствам и ведомствам, имеющим совхозы и подсобные хозяйства, производить покупку племенного крупного рогатого скота у хозяйств жителей городов по цене на племенной скот, а пользовательного скота - по государственным закупочным ценам на скот с надбавкой до 50 процентов в зависимости от качества скота и сложившихся цен на рынке.

11. Обязать Сельхозбанк:

а) предоставлять в 1956 году нуждающимся колхозам кредит на покупку коров у населения городов сроком до 5 лет с погашением, начиная со второго года после получения кредита;

б) оплачивать в 1956 году совхозам и подсобным хозяйствам министерств (ведомств) за счет средств союзного бюджета стоимость коров, покупаемых у населения городов.

12. Обязать Министерство совхозов СССР, Министерство сельского хозяйства СССР, другие министерства и ведомства, имеющие совхозы и подсобные хозяйства, Советы Министров союзных республик, крайисполкомы и облисполкомы принять меры к обеспечению скота, закупленного у жителей городов, кормами и помещениями.

Председатель
Совета Министров Союза ССР
Н.Булганин

Управляющий Делами
Совета Министров СССР
А.Коробов




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка











































Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»