Недействующий

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 апреля 1955 года N 678

О дальнейшем развитии сельского хозяйства и мерах помощи некоторым областям центра и северо-запада

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________


Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в ряде центральных и северо-западных областей РСФСР многие колхозы получают низкие натуральные и денежные доходы, не полностью выполняют свои обязательства перед государством, не обеспечивают свою потребность в семенах и государство вынуждено давать им семенную ссуду, крайне мало выдают колхозникам на трудодни хлеба и денег и не заготовляют необходимого количества кормов для общественного животноводства.

Неудовлетворительное состояние сельского хозяйства и наличие большого количества отстающих колхозов в указанных областях объясняется в значительной мере тем, что в период Отечественной войны многие из них подвергались временной оккупации, в большинстве колхозов были уничтожены постройки, ликвидировано общественное животноводство и общественному хозяйству нанесён большой экономический ущерб.

В послевоенный период колхозам этих областей была оказана государством большая помощь по восстановлению и дальнейшему развитию разрушенного и подорванного войной общественного хозяйства, однако, местные партийные и советские органы не сумели правильно использовать эту помощь и не добились подъёма сельского хозяйства.

Особенно неудовлетворительное положение в сельском хозяйстве сложилось в колхозах Великолукской, Вологодской, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Калужской, Калининской, Костромской и Ярославской областей. За последние годы во многих колхозах этих областей значительно сократились посевы таких важных культур, как лён-долгунец, картофель и овощи. При возделывании сельскохозяйственных культур допускаются нарушения агротехники и слабо внедряется в производство передовой опыт. Значительные площади пахотных и луговых угодий ещё в годы войны заросли кустарниками и лесами, заболотились и выпали из сельскохозяйственного использования. Местные партийные и советские органы не принимают должных мер к вовлечению этих земель в сельскохозяйственный оборот, не организуют работ по расчистке пахотных, луговых и пастбищных угодий от кустарников и камней. В ряде районов этих областей плохо используются имеющиеся большие возможности для увеличения посевов льна, кукурузы, картофеля и других культур за счёт значительных неиспользуемых массивов, освоение которых не требует больших капитальных затрат.

Серьёзные недостатки имеются также и в деле развития общественного животноводства. Во многих колхозах продуктивность скота находится на низком уровне, допускаются большие потери скота вследствие яловости и бескормицы, плохо организован откорм и нагул скота, в общественном стаде мало коров, что сдерживает дальнейшее увеличение продукции молока и рост общественного поголовья крупного рогатого скота в колхозах.

Партийные, советские и сельскохозяйственные органы указанных областей, несмотря на неоднократные указания Партии и Правительства об улучшении руководства сельским хозяйством, не перестроили свою работу, глубоко не вникают в дела отдельных колхозов и МТС, слабо мобилизуют внутренние резервы, рассчитывая на государственную помощь.

В большинстве районов страны в результате проведённого укрупнения колхозов обеспечено более широкое применение современной мощной сельскохозяйственной техники и высокопроизводительное её использование, достигнут дальнейший подъём общественного хозяйства и на этой основе улучшение материально-бытового положения колхозников, однако, во многих случаях в центральных и северо-западных областях вследствие шаблонного и механического подхода местных партийных и советских органов к укрупнению колхозов было допущено объединение мелких колхозов с большим количеством населённых пунктов и крайне раздробленными земельными массивами, с участками пашни, нередко не превышающими 0,5-1 гектара, разделёнными лесами и болотами. В таких укрупнённых колхозах мощная современная техника МТС используется крайне непроизводительно, без надлежащего экономического эффекта, а живое тягло не применяется в надежде на проведение сельскохозяйственных работ только силами МТС. В результате этого укрупнение мелких колхозов с их раздробленными земельными угодьями не обеспечило быстрого развития их общественного хозяйства. При правильном же ведении хозяйства колхоза, полном использовании всех имеющихся ресурсов и особенно живого тягла эти сельскохозяйственные артели могут быстрее развивать своё общественное хозяйство.

Министерство сельского хозяйства СССР и Совет Министров РСФСР не приняли необходимых мер к устранению серьёзных недостатков и ошибок в руководстве сельским хозяйством в указанных областях, не уделяли должного внимания организационно-хозяйственному укреплению отстающих колхозов, использованию имеющихся возможностей этих колхозов для увеличения валовых сборов сельскохозяйственных культур, повышения продуктивности животноводства и улучшения на этой основе материального благосостояния колхозников.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР

постановляют:

1. Обязать Министерство сельского хозяйства СССР, Совет Министров РСФСР, партийные, советские и сельскохозяйственные органы Великолукской, Вологодской, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Калужской, Калининской, Костромской и Ярославской областей:

а) принять необходимые меры к устранению отмеченных настоящим Постановлением недостатков в развитии сельского хозяйства. В соответствии с решениями январского Пленума ЦК КПСС и Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 марта 1955 года "Об изменении практики планирования сельского хозяйства" обеспечить разработку в каждом колхозе мероприятий по полному использованию внутренних резервов для повышения урожайности и увеличения валовых сборов зерна, льнопродукции, картофеля и овощей, укрепления кормовой базы животноводства, увеличения производства мяса, молока и других продуктов сельского хозяйства;

б) улучшить работу по подбору, воспитанию и подготовке руководящих колхозных кадров с тем, чтобы во главе каждого колхоза стоял опытный и инициативный руководитель, способный успешно вести крупное колхозное производство, добиваться дальнейшего роста общественного хозяйства и улучшения материального положения колхозников;

в) улучшить использование живого тягла на полевых и других сельскохозяйственных работах, имея в виду, что в условиях колхозов указанных областей, земельные угодья которых состоят преимущественно из мелких участков, применение живого тягла на ряде сельскохозяйственных работ является экономически целесообразным и более выгодным для государства и колхозов.

2. Обязать Министерство сельского хозяйства СССР, Совет Министров РСФСР, обкомы партии и облисполкомы, райкомы КПСС и райисполкомы указанных областей улучшить использование земель, закреплённых за колхозами, с тем, чтобы максимально увеличить производство сельскохозяйственных продуктов в расчёте на 100 гектаров сельскохозяйственных угодий.

Учитывая, что в ряде колхозов указанных областей имеется значительное количество земель, выбывших из сельскохозяйственного оборота, исключить сроком на 5 лет, начиная с 1955 года, из площади земельных угодий, с которой исчисляются колхозам обязательные поставки государству продуктов сельского хозяйства, 4088,3 тыс. гектаров заболоченных, заросших лесами и кустарниками земель, в том числе перелогов и залежей - 986,9 тыс. гектаров, сенокосов - 1324,1 тыс. гектаров, выгонов и пастбищ - 1777,3 тыс. гектаров, с распределением по областям согласно Приложению N 1.

Обязать Министерство сельского хозяйства СССР, Совет Министров РСФСР, облисполкомы и обкомы КПСС, райисполкомы и райкомы партии уже с 1955 года организовать работы по освоению неиспользуемых земель, которые согласно настоящему Постановлению временно исключаются из облагаемых угодий, а также по освоению земель, не требующих капитальных затрат и не исключённых из облагаемых угодий, максимально используя для этого имеющуюся технику машинно-тракторных и специализированных станций.

3. Обязать Министерство заготовок, Совет Министров РСФСР и Великолукский, Вологодский, Калининский, Калужский, Костромской, Ленинградский, Новгородский, Псковский, Смоленский и Ярославский облисполкомы списать с колхозов образовавшуюся на 1 января 1955 года задолженность за прошлые годы по семенным, продовольственным и фуражным ссудам зерна, задолженность по обязательным поставкам, натуроплате и ссудам картофеля, задолженность по обязательным поставкам овощей, задолженность по обязательным поставкам и натуроплате семян многолетних трав, мяса, молока, яиц, шерсти и кожсырья.

4. В целях оказания финансовой помощи отдельным колхозам Великолукской, Вологодской, Калининской, Калужской, Костромской, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Смоленской и Ярославской областей обязать Министерство финансов СССР:

а) списать с колхозов указанных областей довоенную задолженность по ссудам Сельхозбанка;

б) рассрочить на 5-7 лет погашение числящейся на 1 марта 1955 года задолженности по ссудам Сельхозбанка с уплатой начиная с 1957 года.

Размеры рассрочки и конкретные сроки платежей по каждому колхозу определить облисполкомам по согласованию с соответствующими конторами Сельхозбанка;

в) списать с колхозов задолженность по начисленным на 1 января 1955 года процентам, за пользование ссудами Сельхозбанка и освободить колхозы от уплаты процентов, начисленных после 1 января 1955 года, а также в 1956 году по ссудам, отсроченным настоящим Постановлением;

г) продлить на два года действующие предельные сроки кредитования колхозов по ссудам Сельхозбанка, выданным в 1954 году и подлежащим выдаче в 1955 и 1956 годах.

5. Обязать Госбанк СССР, в виде исключения, отсрочить погашение образовавшейся на 1 марта 1955 года задолженности колхозов по ссудам Госбанка с погашением 10% этой задолженности в 1955 году, 10% - в 1956 году, 40% - в 1957 году и 40% - в 1958 году.

Отсрочку погашения указанной задолженности колхозам произвести по спискам, утверждённым облисполкомами по согласованию с областными конторами Госбанка СССР.

6. Обязать Великолукский, Вологодский, Калининский, Калужский, Костромской, Ленинградский, Новгородский, Псковский, Смоленский и Ярославский облисполкомы принять меры к укреплению финансового положения колхозов и своевременному погашению в дальнейшем колхозами задолженности по ссудам Госбанка СССР и Сельхозбанка.

7. Предоставить право Великолукскому, Вологодскому, Калининскому, Калужскому, Костромскому, Ленинградскому, Новгородскому, Псковскому, Смоленскому и Ярославскому облисполкомам:

а) рассрочить на 5 лет отдельным колхозам погашение задолженности по подоходному налогу и денежной оплате за работы МТС в сумме до 61,5 млн. рублей с погашением этой задолженности равными частями, начиная с 1958 года, по областям согласно Приложениям N 2 и 3;

б) освободить колхозы от взносов средств в неделимые фонды по образовавшейся на 1 марта 1955 года задолженности за прошлые годы.

8. В связи с тем, что во многих районах указанных в настоящем Постановлении областей крестьяне издавна занимались наряду с сельским хозяйством кустарными промыслами, которые за последние годы в колхозах резко сократились, обязать облисполкомы и обкомы партии рассмотреть вопрос о развитии подсобных промыслов в колхозах с тем, чтобы труд колхозников в свободное от сельскохозяйственных работ время был использован наиболее полно и производительно и обеспечил бы получение дополнительных доходов как для общественного хозяйства колхозов, так и для распределения по трудодням между колхозниками.

Секретарь
Центрального Комитета КПСС
Н.Хрущев

Председатель
Совета Министров Союза ССР
Н.Булганин

     

Приложение N 1
к Постановлению ЦК КПСС
и Совета Министров СССР
от 9 апреля 1955 года N 678



КОЛИЧЕСТВО ЗЕМЕЛЬ КОЛХОЗОВ,
подлежащих исключению из облагаемых площадей


(в тыс. гектаров)

Наименование областей

Перелогов и залежей

Угодий, требующих мелиорации

Всего

сенокосных

выгонно-пастбищных

Великолукская

128,5

165,0

124,5

418,0

Вологодская

173,0

300,0

500,0

973,0

Калининская

69,1

235,0

312,0

616,1

Калужская

33,3

42,3

27,5

103,1

Костромская

74,6

87,6

203,7

365,9

Ленинградская

35,1

30,5

85,5

151,1

Новгородская

50,0

114,0

132,0

296,0

Псковская

91,3

74,5

64,0

229,8

Смоленская

300,0

150,0

120,0

570,0

Ярославская

32,0

125,2

208,1

365,3

Итого

986,9

1324,1

1777,3

4088,3



Приложение N 2
к Постановлению ЦК КПСС
и Совета Министров СССР
от 9 апреля 1955 года N 678



СУММЫ НЕДОИМОК
прошлых лет по подоходному налогу с колхозов, погашение которых подлежит рассрочке

(в млн.руб.)

Области

Суммы, подлежащие рассрочке

Великолукская

до

0,4

Вологодская

"

1,0

Калининская

"

3,0

Калужская

"

3,0

Костромская

"

0,45

Новгородская

"

0,3

Псковская

"

0,1

Смоленская

"

1,0

Ярославская

"

1,2

Итого

до

10,45

     

Приложение N 3
к Постановлению ЦК КПСС
и Совета Министров СССР
от 9 апреля 1955 года N 678

     

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ КОЛХОЗОВ
по денежной оплате за работы МТС, подлежащая рассрочке

В млн.руб.

Великолукская

до

4,0

Вологодская

"

4,0

Калининская

"

5,0

Калужская

"

1,0

Костромская

"

6,0

Ленинградская

"

3,0

Псковская

"

3,0

Смоленская

"

23,0

Ярославская

"

2,0

Всего

до

51,0

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Книга постановлений Совета Министров
СССР за апрель 1955 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»