СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 1955 года N 678
О дальнейшем развитии сельского хозяйства и мерах помощи некоторым областям центра и северо-запада
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в ряде центральных и северо-западных областей РСФСР многие колхозы получают низкие натуральные и денежные доходы, не полностью выполняют свои обязательства перед государством, не обеспечивают свою потребность в семенах и государство вынуждено давать им семенную ссуду, крайне мало выдают колхозникам на трудодни хлеба и денег и не заготовляют необходимого количества кормов для общественного животноводства.
Неудовлетворительное состояние сельского хозяйства и наличие большого количества отстающих колхозов в указанных областях объясняется в значительной мере тем, что в период Отечественной войны многие из них подвергались временной оккупации, в большинстве колхозов были уничтожены постройки, ликвидировано общественное животноводство и общественному хозяйству нанесён большой экономический ущерб.
В послевоенный период колхозам этих областей была оказана государством большая помощь по восстановлению и дальнейшему развитию разрушенного и подорванного войной общественного хозяйства, однако, местные партийные и советские органы не сумели правильно использовать эту помощь и не добились подъёма сельского хозяйства.
Особенно неудовлетворительное положение в сельском хозяйстве сложилось в колхозах Великолукской, Вологодской, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Калужской, Калининской, Костромской и Ярославской областей. За последние годы во многих колхозах этих областей значительно сократились посевы таких важных культур, как лён-долгунец, картофель и овощи. При возделывании сельскохозяйственных культур допускаются нарушения агротехники и слабо внедряется в производство передовой опыт. Значительные площади пахотных и луговых угодий ещё в годы войны заросли кустарниками и лесами, заболотились и выпали из сельскохозяйственного использования. Местные партийные и советские органы не принимают должных мер к вовлечению этих земель в сельскохозяйственный оборот, не организуют работ по расчистке пахотных, луговых и пастбищных угодий от кустарников и камней. В ряде районов этих областей плохо используются имеющиеся большие возможности для увеличения посевов льна, кукурузы, картофеля и других культур за счёт значительных неиспользуемых массивов, освоение которых не требует больших капитальных затрат.
Серьёзные недостатки имеются также и в деле развития общественного животноводства. Во многих колхозах продуктивность скота находится на низком уровне, допускаются большие потери скота вследствие яловости и бескормицы, плохо организован откорм и нагул скота, в общественном стаде мало коров, что сдерживает дальнейшее увеличение продукции молока и рост общественного поголовья крупного рогатого скота в колхозах.
Партийные, советские и сельскохозяйственные органы указанных областей, несмотря на неоднократные указания Партии и Правительства об улучшении руководства сельским хозяйством, не перестроили свою работу, глубоко не вникают в дела отдельных колхозов и МТС, слабо мобилизуют внутренние резервы, рассчитывая на государственную помощь.
В большинстве районов страны в результате проведённого укрупнения колхозов обеспечено более широкое применение современной мощной сельскохозяйственной техники и высокопроизводительное её использование, достигнут дальнейший подъём общественного хозяйства и на этой основе улучшение материально-бытового положения колхозников, однако, во многих случаях в центральных и северо-западных областях вследствие шаблонного и механического подхода местных партийных и советских органов к укрупнению колхозов было допущено объединение мелких колхозов с большим количеством населённых пунктов и крайне раздробленными земельными массивами, с участками пашни, нередко не превышающими 0,5-1 гектара, разделёнными лесами и болотами. В таких укрупнённых колхозах мощная современная техника МТС используется крайне непроизводительно, без надлежащего экономического эффекта, а живое тягло не применяется в надежде на проведение сельскохозяйственных работ только силами МТС. В результате этого укрупнение мелких колхозов с их раздробленными земельными угодьями не обеспечило быстрого развития их общественного хозяйства. При правильном же ведении хозяйства колхоза, полном использовании всех имеющихся ресурсов и особенно живого тягла эти сельскохозяйственные артели могут быстрее развивать своё общественное хозяйство.
Министерство сельского хозяйства СССР и Совет Министров РСФСР не приняли необходимых мер к устранению серьёзных недостатков и ошибок в руководстве сельским хозяйством в указанных областях, не уделяли должного внимания организационно-хозяйственному укреплению отстающих колхозов, использованию имеющихся возможностей этих колхозов для увеличения валовых сборов сельскохозяйственных культур, повышения продуктивности животноводства и улучшения на этой основе материального благосостояния колхозников.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР
постановляют:
1. Обязать Министерство сельского хозяйства СССР, Совет Министров РСФСР, партийные, советские и сельскохозяйственные органы Великолукской, Вологодской, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Калужской, Калининской, Костромской и Ярославской областей:
а) принять необходимые меры к устранению отмеченных настоящим Постановлением недостатков в развитии сельского хозяйства. В соответствии с решениями январского Пленума ЦК КПСС и Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 марта 1955 года "Об изменении практики планирования сельского хозяйства" обеспечить разработку в каждом колхозе мероприятий по полному использованию внутренних резервов для повышения урожайности и увеличения валовых сборов зерна, льнопродукции, картофеля и овощей, укрепления кормовой базы животноводства, увеличения производства мяса, молока и других продуктов сельского хозяйства;
б) улучшить работу по подбору, воспитанию и подготовке руководящих колхозных кадров с тем, чтобы во главе каждого колхоза стоял опытный и инициативный руководитель, способный успешно вести крупное колхозное производство, добиваться дальнейшего роста общественного хозяйства и улучшения материального положения колхозников;
в) улучшить использование живого тягла на полевых и других сельскохозяйственных работах, имея в виду, что в условиях колхозов указанных областей, земельные угодья которых состоят преимущественно из мелких участков, применение живого тягла на ряде сельскохозяйственных работ является экономически целесообразным и более выгодным для государства и колхозов.
2. Обязать Министерство сельского хозяйства СССР, Совет Министров РСФСР, обкомы партии и облисполкомы, райкомы КПСС и райисполкомы указанных областей улучшить использование земель, закреплённых за колхозами, с тем, чтобы максимально увеличить производство сельскохозяйственных продуктов в расчёте на 100 гектаров сельскохозяйственных угодий.
Учитывая, что в ряде колхозов указанных областей имеется значительное количество земель, выбывших из сельскохозяйственного оборота, исключить сроком на 5 лет, начиная с 1955 года, из площади земельных угодий, с которой исчисляются колхозам обязательные поставки государству продуктов сельского хозяйства, 4088,3 тыс. гектаров заболоченных, заросших лесами и кустарниками земель, в том числе перелогов и залежей - 986,9 тыс. гектаров, сенокосов - 1324,1 тыс. гектаров, выгонов и пастбищ - 1777,3 тыс. гектаров, с распределением по областям согласно Приложению N 1.
Обязать Министерство сельского хозяйства СССР, Совет Министров РСФСР, облисполкомы и обкомы КПСС, райисполкомы и райкомы партии уже с 1955 года организовать работы по освоению неиспользуемых земель, которые согласно настоящему Постановлению временно исключаются из облагаемых угодий, а также по освоению земель, не требующих капитальных затрат и не исключённых из облагаемых угодий, максимально используя для этого имеющуюся технику машинно-тракторных и специализированных станций.
3. Обязать Министерство заготовок, Совет Министров РСФСР и Великолукский, Вологодский, Калининский, Калужский, Костромской, Ленинградский, Новгородский, Псковский, Смоленский и Ярославский облисполкомы списать с колхозов образовавшуюся на 1 января 1955 года задолженность за прошлые годы по семенным, продовольственным и фуражным ссудам зерна, задолженность по обязательным поставкам, натуроплате и ссудам картофеля, задолженность по обязательным поставкам овощей, задолженность по обязательным поставкам и натуроплате семян многолетних трав, мяса, молока, яиц, шерсти и кожсырья.
4. В целях оказания финансовой помощи отдельным колхозам Великолукской, Вологодской, Калининской, Калужской, Костромской, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Смоленской и Ярославской областей обязать Министерство финансов СССР:
а) списать с колхозов указанных областей довоенную задолженность по ссудам Сельхозбанка;
б) рассрочить на 5-7 лет погашение числящейся на 1 марта 1955 года задолженности по ссудам Сельхозбанка с уплатой начиная с 1957 года.
Размеры рассрочки и конкретные сроки платежей по каждому колхозу определить облисполкомам по согласованию с соответствующими конторами Сельхозбанка;
в) списать с колхозов задолженность по начисленным на 1 января 1955 года процентам, за пользование ссудами Сельхозбанка и освободить колхозы от уплаты процентов, начисленных после 1 января 1955 года, а также в 1956 году по ссудам, отсроченным настоящим Постановлением;
г) продлить на два года действующие предельные сроки кредитования колхозов по ссудам Сельхозбанка, выданным в 1954 году и подлежащим выдаче в 1955 и 1956 годах.
5. Обязать Госбанк СССР, в виде исключения, отсрочить погашение образовавшейся на 1 марта 1955 года задолженности колхозов по ссудам Госбанка с погашением 10% этой задолженности в 1955 году, 10% - в 1956 году, 40% - в 1957 году и 40% - в 1958 году.
Отсрочку погашения указанной задолженности колхозам произвести по спискам, утверждённым облисполкомами по согласованию с областными конторами Госбанка СССР.
6. Обязать Великолукский, Вологодский, Калининский, Калужский, Костромской, Ленинградский, Новгородский, Псковский, Смоленский и Ярославский облисполкомы принять меры к укреплению финансового положения колхозов и своевременному погашению в дальнейшем колхозами задолженности по ссудам Госбанка СССР и Сельхозбанка.
7. Предоставить право Великолукскому, Вологодскому, Калининскому, Калужскому, Костромскому, Ленинградскому, Новгородскому, Псковскому, Смоленскому и Ярославскому облисполкомам:
а) рассрочить на 5 лет отдельным колхозам погашение задолженности по подоходному налогу и денежной оплате за работы МТС в сумме до 61,5 млн. рублей с погашением этой задолженности равными частями, начиная с 1958 года, по областям согласно Приложениям N 2 и 3;
б) освободить колхозы от взносов средств в неделимые фонды по образовавшейся на 1 марта 1955 года задолженности за прошлые годы.
8. В связи с тем, что во многих районах указанных в настоящем Постановлении областей крестьяне издавна занимались наряду с сельским хозяйством кустарными промыслами, которые за последние годы в колхозах резко сократились, обязать облисполкомы и обкомы партии рассмотреть вопрос о развитии подсобных промыслов в колхозах с тем, чтобы труд колхозников в свободное от сельскохозяйственных работ время был использован наиболее полно и производительно и обеспечил бы получение дополнительных доходов как для общественного хозяйства колхозов, так и для распределения по трудодням между колхозниками.
Секретарь
Центрального Комитета КПСС
Н.Хрущев
Председатель
Совета Министров Союза ССР
Н.Булганин
КОЛИЧЕСТВО ЗЕМЕЛЬ КОЛХОЗОВ,
подлежащих исключению из облагаемых площадей
(в тыс. гектаров) | ||||
Наименование областей | Перелогов и залежей | Угодий, требующих мелиорации | Всего | |
сенокосных | выгонно-пастбищных | |||
Великолукская | 128,5 | 165,0 | 124,5 | 418,0 |
Вологодская | 173,0 | 300,0 | 500,0 | 973,0 |
Калининская | 69,1 | 235,0 | 312,0 | 616,1 |
Калужская | 33,3 | 42,3 | 27,5 | 103,1 |
Костромская | 74,6 | 87,6 | 203,7 | 365,9 |
Ленинградская | 35,1 | 30,5 | 85,5 | 151,1 |
Новгородская | 50,0 | 114,0 | 132,0 | 296,0 |
Псковская | 91,3 | 74,5 | 64,0 | 229,8 |
Смоленская | 300,0 | 150,0 | 120,0 | 570,0 |
Ярославская | 32,0 | 125,2 | 208,1 | 365,3 |
Итого | 986,9 | 1324,1 | 1777,3 | 4088,3 |
СУММЫ НЕДОИМОК
прошлых лет по подоходному налогу с колхозов, погашение которых подлежит рассрочке
(в млн.руб.) | ||
Области | Суммы, подлежащие рассрочке | |
Великолукская | до | 0,4 |
Вологодская | " | 1,0 |
Калининская | " | 3,0 |
Калужская | " | 3,0 |
Костромская | " | 0,45 |
Новгородская | " | 0,3 |
Псковская | " | 0,1 |
Смоленская | " | 1,0 |
Ярославская | " | 1,2 |
Итого | до | 10,45 |
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ КОЛХОЗОВ
по денежной оплате за работы МТС, подлежащая рассрочке
В млн.руб. | ||
Великолукская | до | 4,0 |
Вологодская | " | 4,0 |
Калининская | " | 5,0 |
Калужская | " | 1,0 |
Костромская | " | 6,0 |
Ленинградская | " | 3,0 |
Псковская | " | 3,0 |
Смоленская | " | 23,0 |
Ярославская | " | 2,0 |
Всего | до | 51,0 |
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Книга постановлений Совета Министров
СССР за апрель 1955 года