Недействующий


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 1954 года N 2150


О существенных недостатках в структуре министерств и ведомств СССР и мерах по улучшению работы государственного аппарата

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________


Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что важнейшим условием успешного претворения в жизнь задач, поставленных Партией и Правительством по дальнейшему развитию промышленности, крутому подъёму сельского хозяйства, повышению материального благосостояния советского народа, является улучшение деятельности аппарата государственного управления, обеспечение более высокого уровня руководства хозяйственным и культурным строительством.

Советский государственный аппарат несомненно имеет крупные успехи в решении поставленных перед ним задач. Однако нельзя не видеть, что в организационной структуре и хозяйственной деятельности государственного аппарата имеется много недостатков, которые тормозят развитие народного хозяйства.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР в своих недавних постановлениях указали, что в работе партийного и государственного аппарата сложилась вредная бюрократическая практика, выражающаяся в том, что основное внимание и силы партийных, советских и хозяйственных кадров сосредотачиваются не на конкретном живом деле по организации трудящихся масс на борьбу за выполнение решений Партии и Правительства, а на составлении различных многочисленных директив, резолюций, справок, писем и отчётов. Такое положение противоречит ленинским принципам организации работы аппарата, порождает неразбериху, волокиту и безответственность в решении жизненно важных вопросов, ведёт к разбуханию аппарата, отрывает партийных, советских работников и специалистов от организаторской работы на предприятиях промышленности и транспорта, в МТС и колхозах, что наносит большой ущерб всему народному хозяйству.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР особо отмечают, что министерства, главные управления и ведомства неудовлетворительно занимаются вопросами развития и совершенствования производства, плохо руководят делом внедрения в жизнь новейших достижений науки и техники, делом распространения передового опыта. Раздувая управленческий аппарат, министерства и ведомства в ущерб делу отвлекли из производства в канцелярии значительное количество квалифицированных специалистов. Имеет место вредная практика работы специалистов по совместительству в нескольких учреждениях, что отрицательно сказывается на их работе.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР обязали министров и руководителей ведомств СССР выработать предложения об улучшении структуры министерств и ведомств, о сокращении отчётности, имея в виду, что эти предложения должны быть направлены на сокращение аппарата и предоставление возможности руководящим кадрам министерств и ведомств непосредственно заниматься организацией производства.

В результате проведённой работы, во всех министерствах и ведомствах были вскрыты серьёзные недостатки в организационном построении аппарата, приводящие к канцелярско-бюрократическим методам руководства, к раздуванию штатов административно-управленческого персонала.

В центральном аппарате министерств и ведомств дело управления рассредоточено по многочисленным отделам, секторам и другим подразделениям, что ухудшает руководство предприятиями, создаёт условия для процветания волокиты, бюрократизма, безответственности в решении вопросов. В министерствах и ведомствах грубо нарушены нормальные соотношения между начальствующим составом и исполнителями, в результате чего, как правило, на каждые три-четыре работника управленческого аппарата приходится один начальник. Обилие всякого рода структурных подразделений и начальствующих лиц создаёт организационную неразбериху и путаницу в работе.

Крупным недостатком в деле управления хозяйством является наличие излишних промежуточных звеньев между министерствами и предприятиями, а также ненужных, параллельно действующих организаций, особенно в области снабжения. Многоступенчатость в системе управления предприятиями вызывает бюрократическую переписку, мешает своевременному решению хозяйственных вопросов. Большое количество параллельно действующих снабженческих организаций одного и того же министерства приводит к замораживанию материальных ценностей, удорожает стоимость материалов и сырья, поставляемых предприятиям.

Непомерно раздуты также штаты управленческого аппарата на предприятиях. На многих заводах, фабриках, шахтах, нефтепромыслах, на транспорте и других производственных предприятиях структура управления является громоздкой, что усложняет управление производством, отвлекает значительное количество специалистов от решения основных задач совершенствования производства, ослабляет производственно-технические, технологические и конструкторские службы предприятий. Велики штаты управленческого аппарата на мелких предприятиях, где, как правило, копируются структура заводоуправлений и раздутые штаты крупных предприятий.

В руководстве отдельными отраслями промышленности до сих пор имеет место чрезмерная централизация. Поскольку в ведении республиканских министерств находится лишь незначительная часть предприятий и организаций, Советы Министров и министерства республик по ряду отраслей, подведомственных союзно-республиканским министерствам, по существу отстранены от руководства предприятиями, расположенными на территории республики.

Наряду с недостатками в организационной структуре министерств и ведомств большой вред делу причиняют извращения и излишества в учёте и отчётности. Статистическая и бухгалтерская отчётность непомерно разбухла, а первичный учёт необоснованно усложнён. В то же время многие данные, получаемые министерствами и ведомствами, не требуются для хозяйственного управления и плановой работы, являются излишними и мешают правильной организации социалистического учёта. Разбухание учёта и отчётности привело к значительному росту счётно-бухгалтерского, статистического и планово-экономического персонала, численность которого на 1 января 1954 года составила 1917 тыс. человек, или почти 30 процентов всего административно-управленческого персонала.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают необходимым отметить, что разбухший и требующий больших расходов на своё содержание административно-управленческий аппарат является обременительным для государства. Общая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве достигла к началу 1954 года 44,8 млн. человек, из них административно-управленческий персонал составляет 6516 тыс. человек, а это значит, что в среднем из 7 рабочих и служащих один является работником управленческого аппарата.

Во исполнение решений Центрального Комитета КПСС от 25 января и 3 июня 1954 года министерствами и ведомствами СССР выработаны меры по улучшению структуры центрального аппарата и подчинённых им организаций и учреждений, проведение которых позволит сократить численность административно-управленческого персонала не менее чем на 450 тыс. человек. Экономия от сокращения штатов административно-управленческого персонала министерств и ведомств СССР в расчёте на год составит более 5 млрд. рублей.

В результате ликвидации излишних и параллельно действующих организаций и учреждений только по 46 министерствам и ведомствам СССР упраздняется 200 главных управлений, управлений и самостоятельных отделов, 147 трестов, 93 местных управления, 898 снабженческих организаций, 4,5 тысячи различных контор и других организаций, более 4 тысяч мелких структурных подразделений, входящих в состав главных управлений, управлений и самостоятельных отделов министерств и ведомств СССР.

Пересмотрены и значительно сокращены формы и показатели учёта и отчётности, а также показатели народнохозяйственного плана и техпромфинпланов предприятий. Общегосударственная статистическая отчётность сокращена почти в 3 раза; периодическая бухгалтерская отчётность предприятий и хозяйственных организаций - более чем в 2 раза и внутриведомственная статистическая отчётность - в 3 раза; количество показателей народнохозяйственного плана сокращено на 46 процентов; резко сокращены также формы и показатели техпромфинпланов предприятий. В связи с этим высвобождается большое количество специалистов, занятых учётно-статистической работой.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР рассматривают осуществляемые меры по перестройке организационной структуры министерств и ведомств СССР, упорядочению учёта, отчётности и планирования, сокращению административно-управленческого персонала лишь как первый шаг в деле обеспечения коренного улучшения работы государственного аппарата.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают важнейшей задачей всех партийных, советских, хозяйственных и профсоюзных организаций всемерное улучшение, удешевление и совершенствование деятельности государственного аппарата с тем, чтобы с меньшим числом людей успешнее вести работу в органах государственного управления. Нельзя забывать, что ныне существующий административно-управленческий аппарат отвлекает слишком большое количество работников от непосредственного участия в материальном производстве, в то время как дальнейшее развитие советской экономики в значительной степени зависит от правильного распределения трудовых ресурсов между производством и управлением. Необходимо настойчиво добиваться ликвидации всяких излишеств в расходовании средств на содержание управленческого аппарата. Надо сделать аппарат управления экономным, обеспечить высокую организованность, дисциплину и оперативность в работе советских и хозяйственных органов, повысить ответственность каждого работника аппарата за порученное ему дело, вести непримиримую борьбу с проявлениями канцелярско-бюрократического стиля в работе, укреплять связи всех звеньев аппарата с трудящимися массами.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР

постановляют:

1. Одобрить представленные министрами и руководителями ведомств предложения по устранению серьёзных недостатков в организационной структуре и излишеств в штатах административно-управленческого аппарата министерств и ведомств СССР.

Поручить Совету Министров СССР утвердить по каждому министерству и ведомству СССР мероприятия по улучшению структуры аппарата и сокращению штатов, имея в виду, что перевод на производство работников, освобождаемых из административно-управленческого аппарата, должен быть осуществлён в течение октября-декабря 1954 года.

2. Обязать министров, руководителей ведомств и учреждений:

а) на основе более глубокого изучения системы руководства предприятиями и организациями продолжить работу по улучшению структуры министерств, ведомств и подчинённых им предприятий и организаций с целью ликвидации ненужных звеньев аппарата, устранения какого бы то ни было параллелизма в его работе и обеспечения дальнейшего сокращения аппарата.

При осуществлении мероприятий по улучшению организационной структуры министерств и ведомств исходить из необходимости сделать управленческий аппарат гибким и оперативным, способным конкретно и квалифицированно руководить подведомственными предприятиями и организациями, обеспечивать быстрейшее внедрение в производство новейших достижений науки и техники, всего передового, прогрессивного;

б) решительно устранять канцелярско-бюрократические методы в работе государственного аппарата, осуществлять систематическую проверку исполнения директив Партии и Правительства, добиваться того, чтобы министерства, ведомства, главные управления были действительными организаторами борьбы за высокие показатели работы предприятий, за технический прогресс всех отраслей народного хозяйства;

в) рассмотреть и осуществить мероприятия по упрощению структуры управленческого аппарата предприятий, имея в виду устранение излишеств в штатах, ликвидацию дробности структурных подразделений заводоуправлений, укрупнение мелких цехов, усовершенствование первичного учёта и проведение мероприятий по более широкой механизации счётных и других вычислительных работ, связанных с управлением производством;

г) покончить со всякого рода извращениями и излишествами в области учёта и отчётности, на деле подчинить статистический и бухгалтерский учёт действительным требованиям руководства хозяйством.

3. Обязать Министров СССР дополнительно изучить вопрос о дальнейшей передаче в ведение республиканских министерств предприятий и организаций, находящихся в подчинении союзно-республиканских министерств СССР, и по мере подготовки соответствующих предложений вносить их в Совет Министров СССР.

4. Придавая особо важное значение скорейшему устройству работников, высвобождаемых из административно-управленческого аппарата, и использованию их на производстве, обязать министров, руководителей ведомств СССР, руководителей партийных, советских и хозяйственных организаций обеспечить перевод этих работников в промышленные и сельскохозяйственные предприятия, на стройки и транспорт, организуя, в случае надобности, обучение их производственным профессиям. При этом необходимо решительно избежать ошибок, допускавшихся в прошлом, когда при сокращении административно-управленческого персонала, вместо передвижки работников из аппарата на производство, происходило их перемещение из одной управленческой организации в другую. Каждого работника, высвобождаемого из управленческого аппарата, надо окружить вниманием и заботой партийных, советских, хозяйственных и профсоюзных организаций с тем, чтобы он переходил на производство с сознанием важности проводимого мероприятия.

Возложить на министров и руководителей ведомств персональную ответственность за организацию перевода на производство лиц, высвобождаемых из административно-управленческого аппарата.

5. Обязать партийные, советские, хозяйственные и профсоюзные организации широко информировать всех работников, высвобождаемых из управленческого аппарата, о том, что в целях оказания им помощи в устройстве на производстве приняты следующие решения:

а) работникам, направляемым на предприятия, в совхозы, МТС, находящиеся в другой местности, выдавать единовременное пособие в размере двухмесячного оклада, а работникам, направляемым в совхозы и МТС районов освоения целинных земель, а также в леспромхозы, расположенные в северных районах, в районах Урала, Сибири и Дальнего Востока, - в размере трёхмесячного оклада. На каждого переезжающего члена семьи выдавать единовременное пособие в размере четверти пособия, выдаваемого переводимым работникам, оплачивать за счёт государства стоимость проезда к новому месту работы самого работника и членов его семьи и стоимость провоза имущества; выплачивать заработную плату и выдавать суточные за время нахождения работников в пути к месту новой работы и дополнительно двухнедельный заработок;

б) при исчислении трудового стажа для назначения пенсий, выплаты пособий по временной нетрудоспособности засчитывать лицам, высвобождаемым из административно-управленческого аппарата, время их работы в аппарате, если перерыв в работе не превышает двух месяцев;

в) работники, высвобождаемые из административно-управленческого аппарата и направляемые на постоянную работу на производство в другие районы, обеспечиваются по месту новой работы жилой площадью. Министерства, ведомства, крайисполкомы, облисполкомы и горисполкомы обязаны предоставлять в первоочередном порядке указанным работникам и их семьям жилплощадь. В случае необходимости местные органы должны выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов. Работникам, высвобождаемым из административно-управленческого аппарата и прибывающим на работу из других местностей, предоставляется право на получение денежных ссуд на строительство индивидуальных жилых домов в размере до 10 тыс. рублей сроком на 7 лет, с погашением, начиная с третьего года после получения ссуды;

г) организовать для лиц, переводимых из административно-управленческого аппарата и не имеющих производственной квалификации, обучение на курсах, в школах по подготовке работников массовых производственных профессий, а также путём индивидуального и бригадного обучения, с сохранением при этом на период обучения и повышения квалификации, но не более чем на 3 месяца, заработной платы, которую они ранее получали.

6. Возложить на ВЦСПС наблюдение за своевременным устройством на работу министерствами и ведомствами лиц, высвобождаемых из административно-управленческого аппарата, обязав ВЦСПС принимать в оперативном порядке через соответствующие министерства и ведомства необходимые меры к устранению недостатков в этом деле.

7. Обязать Министерство финансов СССР и руководителей местных финансовых органов усилить контроль за соблюдением министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями штатной дисциплины и за расходованием средств на содержание административно-управленческого аппарата.

8. Обязать министров и руководителей ведомств СССР представить в Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР до 1 февраля 1955 года отчёт о выполнении настоящего Постановления и к 1 апреля 1955 года предложения по дальнейшему улучшению организационной структуры министерств, ведомств и подчинённых им организаций и предприятий, дополнительному сокращению численности административно-управленческого персонала и усовершенствованию дела учёта и отчётности.

* * *


Центральный Комитет Партии и Совет Министров Союза ССР призывают всех партийных, советских, хозяйственных и профсоюзных работников глубоко осознать огромное значение дела улучшения и совершенствования советского государственного аппарата, мобилизовать свои силы на успешное решение этой задачи, на неуклонное осуществление ленинских принципов управления государством.

Секретарь
Центрального Комитета КПСС
Н.Хрущев

     
Председатель
Совета Министров Союза ССР
Г.Маленков

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Книга постановлений Совета Министров
СССР за октябрь 1954 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»