Недействующий
Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"


СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 сентября 1954 года N 1967


О мероприятиях по увеличению использования деревянной тары, бывшей в употреблении

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________


Совет Министров СССР отмечает, что сбор и возврат деревянной тары, бывшей в употреблении, для повторного использования её по прямому назначению составляет всего лишь около 20% общего количества перерабатываемых на тару лесоматериалов в год; остальная тара не возвращается для повторного использования и в значительном количестве используется бесхозяйственно.

Сбор, ремонт и поставка деревянной тары, бывшей в употреблении, организованы неудовлетворительно. Лесоторговые склады не обеспечены необходимым оборудованием и помещениями для ремонта и хранения тары, в результате чего значительная часть её теряет свои технические качества и делается непригодной для повторного использования. Существующая сеть тароремонтных баз явно недостаточна.

Из-за небрежного вскрытия деревянной тары при распаковке готовой продукции значительная часть тары приводится в состояние, негодное для повторного использования её в качестве тары.

Действующий порядок включения в оптовые цены стоимости тары и упаковки не стимулирует бережного отношения к деревянной таре и многократного её использования.

Обращение в промышленности деревянных бочек и ящиков большого количества типо-размеров, отсутствие унифицированной стандартной тары, позволяющей затаривать различные изделия, также затрудняет использование тары, бывшей в употреблении.

Продукция, производимая в пунктах потребления, до сих пор в большинстве своём поставляется в обычной таре, а не в инвентарной многооборотной таре.

Такое положение с использованием тары приводит к тому, что значительные ресурсы лесоматериалов расходуются непроизводительно, затрачиваются большие денежные средства на тару, в то время как более рациональное и многократное использование тары и бережное обращение с ней может дать народному хозяйству дополнительные ресурсы лесных и других материалов, а также большую экономию денежных средств.

В целях экономии лесных материалов и денежных средств на расходы по таре и лучшего обеспечения потребности народного хозяйства в таре Совет Министров Союза ССР

постановляет:

1. Обязать государственные, кооперативные и общественные предприятия и организации, получающие товары, сырьё, оборудование и другую продукцию в деревянной таре, возвращать полностью тару после распаковки продукции на тароремонтные предприятия и лесоторговые склады Министерства торговли СССР для повторного использования по прямому назначению.

Установить, что поступающая на тароремонтные предприятия и лесоторговые склады Министерства торговли СССР тара для повторного использования должна максимально поставляться местным потребителям в счёт их фондов.

2. Возложить на Министерство торговли СССР сбор, ремонт и поставку промышленности возвратной тары для повторного использования, установив задание по сбору возвратной тары на 1955 год в количестве 4000 тыс.куб. метров и на 1956 год - 5500 тыс.куб. метров в переводе на пиломатериалы.

3. Установить Министерству торговли СССР дополнительное задание на 1954 год по сбору и поставке возвратной тары в количестве 350 тыс.куб. метров (в переводе на пиломатериалы).

Обязать Госплан СССР совместно с Министерством торговли СССР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами представить в декадный срок в Совет Министров СССР предложения о распределении указанного количества возвратной тары между министерствами и ведомствами.

4. Во изменение существующего порядка включения в оптовые цены на продукцию стоимости деревянной тары, при котором со стороны покупателей, получающих эту тару бесплатно, не обеспечивается должная сохранность и рациональное использование её, обязать министерства и ведомства-поставщики:

а) при пересмотре оптовых цен исключить из цен на продукцию 40% стоимости новой деревянной тары, исчисленной по прейскуранту оптовых цен на тару II пояса.

В счетах за продукцию указывать отдельной строкой 40% стоимости тары, исчисленной по оптовым ценам II пояса, сверх новых оптовых цен, а в счетах за товары, реализуемые по розничным ценам торговым и другим организациям, - сверх действующих розничных цен;

б) впредь до пересмотра оптовых цен взыскивать, начиная с 1 ноября 1954 года, с получателей продукции сверх действующих оптовых или розничных цен на продукцию 40% стоимости деревянной тары и перечислять полученные суммы в бюджет.

5. Поручить министерствам и ведомствам СССР по согласованию с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР определить к 1 ноября 1954 года стоимость деревянной тары и упаковки, включённую в оптовые цены на продукцию, предусмотренную в общесоюзных прейскурантах, а Советам Министров союзных и автономных республик, облисполкомам и крайисполкомам - на продукцию предприятий республиканского и местного подчинения, не предусмотренную в общесоюзных прейскурантах.

6. Предоставить Министерству торговли СССР право взимать с таросдатчиков в бесспорном порядке за несдачу деревянных ящиков, упаковки и бочек, бывших в употреблении, штраф в размере двукратной стоимости несданной тары по прейскуранту, исходя из цен на новую тару.

Взимание штрафа не освобождает таросдатчика от возврата тары.

Установить, что в случае отказа тарособирающих организаций от приёма деревянной тары и упаковки, подлежащих возврату (сдаче), с этих организаций таросдатчиками взимается штраф в бесспорном порядке в размере двукратной стоимости непринятой тары по прейскуранту, исходя из цен на новую тару.

7. Предоставить право предприятиям, торгующим и другим организациям возвращать непосредственно промышленности (поставщикам) тару, не требующую ремонта, с последующим оформлением этого возврата через соответствующие организации Главлесстройторга Министерства торговли СССР.

8. Установить, что:

а) доставка возвратной тары должна производиться силами и средствами таросдатчика и за его счёт до ближайших тарособирающих предприятий, станции железной дороги или пристани, но не далее 40 км, а на расстояние свыше 40 км - по взаимному соглашению между таросдающей и тарособирающей организациями;

б) тара, возвращаемая Главлесстройторгу Министерства торговли СССР, оплачивается в зависимости от её сохранности по прейскуранту оптовых цен на новую, держаную и отремонтированную деревянную тару.

9. Обязать министерства и ведомства принимать полностью и в срок с баз Главлесстройторга Министерства торговли СССР возвратную тару в счёт своих фондов, а Министерство промышленности продовольственных товаров СССР и Центросоюз, кроме того, - всю наличную плодоовощную тару.

Предприятия и организации системы Министерства промышленности продовольственных товаров СССР, Министерства промышленности мясных и молочных продуктов СССР и Министерства рыбной промышленности СССР обязаны принимать возвратную тару, соответствующую ГОСТам и техническим условиям и отвечающую требованиям на упаковку пищевых продуктов.

Главлесстройторгу производить отгрузку этой тары по разнарядкам министерств, ведомств и Центросоюза.

10. Установить, что стеклянная тара из-под консервов, поступающая на базы Министерства торговли СССР, должна возвращаться консервным предприятиям в количестве не менее 80% затаренной в стандартные держаные ящики из-под консервов.

11. Обязать Министерство промышленности мясных и молочных продуктов СССР разработать и представить в 3-месячный срок в Совет Министров СССР предложения о повторном использовании ящиков и бочек из-под масла для затаривания масла, животных жиров и прочей мясо-молочной продукции, а Министерство рыбной промышленности СССР - об использовании бочек из-под жиров для упаковки рыбной продукции, а также о многократном использовании ящиков из-под рыбы для тех же целей.

12. Обязать Министерство промышленности продовольственных товаров СССР, Министерство промышленности мясных и молочных продуктов СССР, Министерство рыбной промышленности СССР, Министерство химической промышленности, Министерство промышленных товаров широкого потребления СССР, машиностроительные министерства и Министерство торговли СССР совместно с Министерством путей сообщения установить в двухмесячный срок перечень продукции, допущенной к перевозке в железнодорожных контейнерах в первичной упаковке, без упаковки и в облегчённой таре, расширить перечень этой продукции, в течение 1954-1955 годов произвести опытные перевозки её и представить в Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР предложения об изменении действующих стандартов.

13. Обязать Министерство торговли СССР провести необходимые мероприятия по обеспечению сбора и возврата тары, а также упаковки из лесоматериалов, потребляемой в значительных количествах при упаковке машин, оборудования и прочих грузов, совместно с машиностроительными министерствами разработать в месячный срок и утвердить Инструкцию о порядке возврата и повторного использования применяемых указанными Министерствами деревянной тары и упаковки.

14. Допустить обращение в народном хозяйстве возвратной тары, бывшей в употреблении, в случае изменения стандартов или технических условий на тару, изготовленную по действующим стандартам и техническим условиям, с соблюдением при этом требований по сохранности и качеству продукции.

15. Предоставить министерствам и ведомствам право производить отгрузку продукции в таре с маркировкой путём наклейки специальных ярлыков-этикеток размером не более 150-200 кв.см, с указанием на них реквизитов, предусмотренных соответствующими стандартами.

16. Обязать Министерство путей сообщения, Министерство морского флота и Министерство речного флота:

а) принимать к перевозкам товары, изделия и сырьё, упакованные в нестандартные возвратные ящики и бочки, техническое состояние которых обеспечивает сохранность и качество груза;

б) принимать к перевозкам возвратную тару в собранном виде, в том числе бочки всех ёмкостей и ящики мелких размеров (объёмом до 59 куб.дм), и в разобранном виде (комплектами) ящики крупных размеров.

17. Обязать Министерство торговли СССР и Центросоюз обеспечить все торгующие предприятия, базы и склады инструментом для бережного вскрытия тары.

18. Обязать Центропромсовет и Советы Министров союзных республик организовать в 1954-1955 годах в артелях промысловой кооперации и на предприятиях местной промышленности производство инвентаря для вскрытия тары.

19. Обязать Министерство промышленности продовольственных товаров СССР совместно с Министерством торговли СССР провести до 1 ноября 1954 года промышленные испытания инвентарной и разборно-складной многооборотной тары, после чего установить наиболее рациональные типы этой тары для изготовления Министерством лесной промышленности СССР и Министерством бумажной и деревообрабатывающей промышленности взамен тары разового использования для мыловаренной, кондитерской, хлебобулочной, консервной и других отраслей промышленности.

20. Предоставить право министерствам и ведомствам, применяющим деревянную тару, совместно с Министерством торговли СССР устанавливать залоговые цены на новые виды инвентарной многооборотной деревянной тары для товаров народного потребления.

За невозврат указанной тары в установленные сроки поставщиками товаров взыскивается с торгующих организаций штраф в размере, предусмотренном распоряжением Совета Министров СССР от 26 июля 1951 года N 12639.

21. Освободить организации и предприятия-таросдатчики от возврата на тарные базы Главлесстройторга Министерства торговли СССР:

а) инвентарной тары поставщика;

б) собственной тары, оборачивающейся внутри организации или предприятия;

в) тары, завозимой с товаром, сырьём, оборудованием или другой продукцией в пункты, находящиеся на расстоянии далее 40 километров от станций железных дорог (пристаней) или тарособирающей организации.

Предоставить право организациям и предприятиям, находящимся на расстоянии далее 40 километров от станций железных дорог (пристаней) или тарособирающих предприятий, реализовать тару, бывшую в употреблении, на месте государственным, кооперативным и другим организациям;

г) бочек и другой тары из-под нефтепродуктов, взрывчатых веществ, биопрепаратов, медикаментов, отравляющих и ядовитых веществ, корзин прутяных, кабельных барабанов и паков;

д) заливных бочек для консервированных плодоовощных продуктов, если по договору они подлежат возврату поставщику.

22. Предоставить Центросоюзу право продавать колхозам ящики и бочкотару (за исключением инвентарной тары), подлежащие возврату, для повторного использования, с зачётом проданной колхозам тары в выполнение устанавливаемых Центросоюзу заданий по возврату деревянной тары.

23. Обязать Советы Министров республик, крайисполкомы, облисполкомы и горисполкомы отводить в месячный срок по представлении заявок Главлесстройторгом Министерства торговли СССР территории вблизи станций железных дорог для организации тароремонтных баз.

24. Предоставить Министерству торговли СССР право расходовать в 1954-1955 годах средства на строительство временных мелких построек и навесов для хранения возвратной деревянной тары в пределах до 2% общей суммы утверждённых издержек обращения по Главлесстройторгу, с отнесением этих расходов на издержки обращения по таре.

25. Обязать Министерство торговли СССР:

а) разработать и представить в месячный срок в Совет Министров СССР предложения о создании широкой сети тароремонтных предприятий и лесоторговых складов, учитывая при этом возможность использования на договорных условиях раздаточных баз Главлесосбыта Министерства лесной промышленности СССР, территорий и складов предприятий, использование лесоторговых складов Главлесстройторга, имея в виду обеспечение полного сбора, ремонта, переработки и поставки тары, бывшей в употреблении, для многократного использования;

б) разработать в месячный срок совместно с Центросоюзом, Министерством лесной промышленности СССР и министерствами-поставщиками готовой продукции и утвердить Инструкцию о порядке сдачи (возврата) держаной деревянной тары и упаковки, предусмотрев сроки возврата отдельных видов тары;

в) организовать на тароремонтных предприятиях и лесоторговых складах, по заявкам потребителей, разборку и отгрузку бывших в употреблении ящиков в щитках и дощечках;

г) контролировать правильность хранения подлежащей возврату деревянной тары и своевременность её сдачи, а также проверять отчётные данные по таре и упаковке в торгующих организациях и промышленных предприятиях.

26. Увеличить Министерству торговли СССР на 1954 год план капитальных работ на 40 млн. рублей для строительства новых и реконструкции существующих тароремонтных предприятий, лесоторговых складов, а также на проведение проектно-изыскательских работ для строительства будущих лет за счёт уменьшения плана капитальных работ Министерству промышленности продовольственных товаров СССР на 20 млн. рублей, Министерству промышленности мясных и молочных продуктов СССР на 6 млн. рублей, Министерству рыбной промышленности СССР на 9 млн. рублей и Министерству промышленных товаров широкого потребления СССР на 5 млн. рублей с соответствующим изменением выделенных фондов на материалы.

27. Обязать Министерство лесной промышленности СССР:

а) организовать в двухмесячный срок:

разработку наиболее рациональных видов деревянной тары, позволяющих многократное использование тары для затаривания продукции различных отраслей промышленности;

изыскание заменителей дефицитного сырья и материалов для производства тары, а также разработку мероприятий по экономии расхода тарных материалов;

работы по стандартизации и унификации деревянной тары, имея при этом в виду максимальное сокращение типо-размеров тары, использование её для упаковки продукции, вырабатываемой предприятиями различных отраслей промышленности, снижение расхода основных и вспомогательных материалов, экономичное использование грузоподъёмности и ёмкости подвижного состава и транспортных средств;

разработку технологии производства тары на базе новейшей техники;

разработку вопросов широкого внедрения инвентарной тары, специализированного автотранспорта и контейнеров для перевозки товаров, сырья, оборудования и другой продукции в первичной упаковке, без упаковки и в облегчённой таре;

б) разработать в 1954-1955 годах совместно с заинтересованными министерствами проекты унифицированных стандартов на ящичную и бочковую деревянную тару для упаковки массовой продукции с учётом создания возможности использования тары одних и тех же типо-размеров для упаковки продукции различных отраслей промышленности.

28. Обязать Министерство торговли СССР совместно с заинтересованными министерствами разработать и представить к 1 ноября 1954 года в Совет Министров СССР проект прейскуранта оптовых цен на новую, держаную и отремонтированную тару, расширить номенклатуру тары и включить в прейскурант деревянную тару и упаковку для продукции тяжёлой промышленности. При разработке прейскуранта оптовых цен на тару учесть необходимость многократного использования деревянной тары.

29. Считать утратившими силу:

Постановление Совнаркома СССР от 26 мая 1935 года N 1008, распоряжение Совета Министров СССР от 2 июля 1946 года N 8198 и пункт 1 распоряжения Совета Министров СССР от 11 мая 1947 года N 5397;

Постановления Совнаркома СССР от 24 августа 1944 года N 1159, от 15 июня 1945 года N 1425 и от 9 января 1946 года N 31 и Постановления Совета Министров СССР от 14 апреля 1947 года N 967, от 1 февраля 1949 года N 409 и от 13 апреля 1950 года N 1505 - в части возврата деревянной тары и взимания штрафов за невозврат тары, освобождающейся из-под товаров, сырья, оборудования и другой продукции.

* * *


Придавая большое значение многократному использованию всех видов деревянной тары и упаковки для затаривания товаров, сырья, оборудования и других видов продукции, что должно привести к значительной экономии лесных материалов, Совет Министров СССР обязывает руководителей министерств, ведомств, промышленных и торговых предприятий и организаций обеспечить выполнение настоящего Постановления, добиться максимального увеличения многократности использования деревянной тары и бережного обращения с ней, а Советы Министров союзных и автономных республик, крайисполкомы и облисполкомы оказывать всемерную помощь и содействие промышленным и торговым предприятиям и организациям в деле выполнения этой важной государственной задачи.

Председатель
Совета Министров Союза ССР
Г.Маленков

Управляющий Делами
Совета Министров СССР
А.Коробов

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Книга постановлений Совета Министров
СССР за сентябрь 1954 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»