Недействующий

СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июля 1988 года N 283

О пересмотре оптовых цен и тарифов в промышленности и других отраслях народного хозяйства РСФСР  

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 января 2020 года N 7

____________________________________________________________________



В целях создания качественно новой системы цен, ориентированной на широкое использование экономических методов управления, ускорение научно-технического прогресса, ресурсосбережение, обеспечение эквивалентности отношений между отраслями народного хозяйства, укрепление хозяйственного расчета, повышение темпов социально-экономического развития страны и во исполнение постановления Совета Министров СССР от 14 июня 1988 года N 741 Совет Министров РСФСР

постановляет:


1. В соответствии с утвержденными июньским (1987 год) Пленумом ЦК КПСС Основными положениями коренной перестройки управления экономикой, Законом СССР о государственном предприятии (объединении) и постановлением Совета Министров РСФСР от 31 августа 1987 года N 356 "О мерах по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 года N 820 "Об основных направлениях перестройки системы ценообразования в условиях нового хозяйственного механизма" Государственному комитету РСФСР по ценам, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, предприятиям, объединениям и организациям осуществить в 1988-1989 годах пересмотр утвержденных в РСФСР оптовых цен и тарифов в промышленности, на транспорте, в материально-техническом снабжении и ввести их в действие с 1 января 1990 года.

При пересмотре оптовых цен и тарифов:

а) устранить диспропорции в ценах и тарифах и превратить их на основе равнонапряженных требований к использованию ресурсов в объективный измеритель затрат и результатов хозяйственной деятельности, в важнейший фактор формирования сбалансированного по материальным и финансовым ресурсам государственного плана экономического и социального развития республики и стабильных экономических нормативов на тринадцатую пятилетку, создать необходимые условия для развития социалистической экономической интеграции;

б) придать ценам противозатратный характер. Осуществлять формирование цен на основе нормативных стоимостных оценок потребительских свойств и качественных характеристик продукции. Создать условия для обеспечения реальных преимуществ при производстве и использовании новой техники и технологии, передовых форм и методов организации труда;

в) усилить взаимосвязь цен с планом и финансово-кредитной системой, создать экономические предпосылки для усиления зависимости размеров прибыли (хозрасчетного дохода) предприятий от уровня использования ресурсов и качества производимой продукции, для работы предприятий всех отраслей на принципах полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования;

г) обеспечить приближение цен к общественно необходимым затратам. Полностью отразить в новых ценах расходы государства, связанные с воспроизводством трудовых и природных ресурсов, финансируемые в настоящее время из бюджета и других источников. Повысить в 2,4 раза тарифы взносов на социальное страхование и ликвидировать за счет этого дотации бюджету государственного социального страхования. Включить в цены в полном объеме затраты на геологоразведочные и геологопоисковые работы, воспроизводство и охрану лесных и водных ресурсов.

Установить рентные платежи по нефти, газу, электроэнергии, вырабатываемой гидроэлектростанциями, имея в виду повысить эффективность использования природных ресурсов с высокой естественной продуктивностью.

Ликвидировать в основном льготные цены, обеспечить единство цен для поставщиков и потребителей на всех стадиях производства и потребления с целью максимального сокращения перераспределительных процессов в народном хозяйстве.

Предусмотреть экономически обоснованное сближение соотношений цен по группам и видам продукции с мировыми ценами.

Принять в качестве расчетной базы цен условия производства тринадцатой пятилетки. Учесть объективные различия в тенденциях развития добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности и темпах изменения производительности труда и себестоимости продукции. При разработке новых оптовых цен и тарифов обеспечить наиболее полное использование резервов повышения эффективности производства, роста производительности труда, экономии материальных и энергетических ресурсов, а также снижение производственных затрат против планового уровня 1990 года;

д) обеспечить единый подход к оценке затрат и определению прибыли на всех стадиях производств - от добычи сырья до выпуска конечной продукции, имея в виду:

применять единые нормы прибыли для всех отраслей промышленности и платежей в бюджет за производственные фонды, трудовые ресурсы и отчислений от прибыли (хозрасчетного дохода) на общегосударственные нужды;

использовать единые принципы образования цен на потребляемые ресурсы и выпускаемую продукцию исходя из нормативной стоимостной оценки потребительских свойств продукции и сочетания интересов поставщика, потребителя и народного хозяйства в целом;

применять единые цены для всех потребителей топливно-энергетических ресурсов и минерального сырья, в том числе поставляемых на экспорт. Устранить зависимость прибыли (хозрасчетного дохода) перерабатывающих предприятий от различий в ценах на указанные ресурсы и сырье, не связанных с изменением их качества.

Обеспечить опережающий рост экономического эффекта по сравнению с ценами, относительное удешевление продукции для потребителя.

Отказаться от использования фактических затрат как главной основы определения цен. Считать недопустимым использование механизма ценообразования для возмещения потерь и повышенных затрат, связанных с низким уровнем хозяйствования, завышения цен и получения предприятиями прибыли (доходов), не связанной с реальным вкладом трудовых коллективов в конечные результаты их хозяйственной деятельности.

Устанавливать оптовые цены, как правило, в расчете на единицу измерения, характеризующую потребительскую ценность продукции;

е) существенно поднять уровень нормативно-технического обоснования потребительских свойств и экономической эффективности продукции. Усилить роль и ответственность органов стандартизации и заказчиков за соответствие стандартов и технических условий современным требованиям научно-технического прогресса. Предусмотреть при формировании централизованно устанавливаемых цен и тарифов экономическую ответственность заказчиков за необоснованную оценку эффективности применения новых видов продукции производственно-технического назначения.

2. Осуществить пересмотр цен на продукцию отраслей промышленности РСФСР и конкретные виды продукции в следующих направлениях:

а) повысить оптовые цены на уголь на 50% и на торфяную продукцию на 70 процентов. Улучшить соотношение цен на котельно-печное топливо исходя из энергетической ценности каждого его вида, а также на топливный торф и торф, применяемый в агропромышленном комплексе в целях стимулирования использования торфяной продукции на сельскохозяйственные цели;

б) пересмотреть цены на продукцию лесопромышленного комплекса исходя из необходимости повышения экономической заинтересованности производителей и потребителей в полном и рациональном использовании ресурсов на всех стадиях переработки и в сферах потребления. Полнее отразить в ценах эффект, получаемый от применения различных видов лесопродукции, улучшить соотношения оптовых цен на взаимозаменяемые лесоматериалы.

Повысить оптовые цены на круглые лесоматериалы на 60-65 процентов;

в) пересмотреть оптовые цены на местные строительные материалы (кирпич керамический и силикатный, известь, гравий и песок керамзитовые, вяжущие гипсовые) в целях стимулирования выпуска эффективных пустотелых стеновых материалов и высококачественных искусственных легких заполнителей, установления единых оптовых цен на продукцию, изготовляемую по разной технологии производства, но с одинаковыми техническими характеристиками и требованиями. Повысить оптовые цены на кирпич на 70-80 процентов;

г) при разработке новых оптовых цен на нерудные строительные материалы (щебень, песок, гравий, камень бутовый и другие) предусмотреть улучшение соотношений цен на взаимозаменяемые виды продукции из шлаков и природного сырья;

д) оптовые цены на бетоны, растворы, бетонные изделия установить исходя из уровня оптовых цен на железобетонные изделия, обеспечив стимулирование выпуска эффективных изделий;

е) пересмотреть оптовые цены на теплоизоляционные материалы с учетом удорожающих факторов, обеспечив стимулирование выпуска высококачественных изделий с высокой степенью заводской готовности;

ж) при разработке оптовых цен на топливно-сырьевые виды продукции, строительные материалы и изделия из древесины предусматривать всемерное стимулирование широкого внедрения в промышленности малоотходных и безотходных технологий, наиболее полное использование вторичного сырья, шлаков и других отходов для выпуска строительных материалов;

з) при пересмотре цен на продукцию машиностроения обеспечить переход на нормативно-параметрические методы оценки потребительских свойств машин и оборудования, учет их реальной эффективности, стимулирование производства и освоения высокоэффективной продукции, принципиально новой техники, исключив возможность формирования цен на базе индивидуальных затрат. Активно использовать цены для создания существенных экономических преимуществ при производстве принципиально новой техники, не уступающей (превосходящей) лучшим мировым образцам. Предусмотреть пониженную рентабельность при выпуске устаревшей продукции в целях ускорения снятия ее с производства.

Усилить экономическую заинтересованность машиностроительных предприятий в повышении комплектности поставок продукции, увеличении выпуска дополнительной оснастки, приспособлений и запасных частей, развитии специализации и расширении кооперации производства. Установить экономически обоснованные ценностные соотношения на функционально однородную продукцию машиностроения;

и) предусмотреть в новых оптовых ценах на продукцию легкой промышленности усиление стимулирования выпуска высококачественной продукции, товаров детского ассортимента и для лиц пожилого возраста, а также рационального и эффективного использования сырья и материалов. Расширить практику определения оптовых цен на продукцию легкой промышленности и товары культурно-бытового назначения исходя из уровня розничных цен на эту продукцию, ставок налога с оборота, скидок и надбавок к этим ценам, создать тем самым более благоприятные условия для перехода на прямые связи промышленности с торговлей.

Учесть при формировании оптовых цен на продукцию легкой промышленности намечаемое изменение закупочных цен на сельскохозяйственное сырье.

3. При пересмотре транспортных тарифов на перевозки грузов соблюдать единые принципы их построения. Предусмотреть стимулирование рационального распределения перевозок грузов различными видами транспорта. Обеспечить равную выгоду при перевозках различных грузов. При разработке тарифов более полно учесть качественные показатели перевозок (повышение сохранности, ускорение доставки грузов и др.). Усилить стимулирующую роль тарифов в эффективном использовании технических средств транспорта и экономии ресурсов.

Повысить уровень тарифов на грузовые перевозки на автомобильном транспорте на 20-25 процентов.

4. Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам пересмотреть размеры и порядок применения нацепок (скидок) к оптовым ценам в пользу снабженческих, сбытовых и комплектующих организаций. Усилить их значение в стимулировании перехода на прогрессивные формы снабжения (оптовую торговлю, гарантированное комплексное снабжение, прямые длительные хозяйственные связи) и оказания услуг предприятиям по подготовке продукции к производственному потреблению.

5. Государственному комитету РСФСР по ценам разработать в месячный срок совместно с Госпланом РСФСР и Министерством финансов РСФСР индексы изменения цен и тарифов по отраслям и основным товарным группам для использования при подготовке новых прейскурантов, проектов контрольных цифр и экономических нормативов на тринадцатую пятилетку.

6. Государственному комитету РСФСР по ценам:

в кратчайший срок довести до министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов методические указания о порядке пересмотра оптовых цен и тарифов в промышленности и тарифов на грузовые перевозки;

обеспечить оперативное рассмотрение и утверждение проектов прейскурантов оптовых цен и тарифов, представляемых министерствами и ведомствами РСФСР, имея в виду завершить в I квартале 1989 года доведение новых прейскурантов до предприятий, объединений и организаций;

разработать и утвердить прейскуранты оптовых цен на промышленную продукцию согласно приложению N 1;

продлить истекающий в 1988-1989 годах срок действия оптовых цен до введения новых оптовых цен в соответствии с настоящим постановлением.

7. Министерствам и ведомствам РСФСР, Московскому и Ленинградскому горисполкомам:

а) разработать и представить в Государственный комитет РСФСР по ценам согласованные с основными потребителями проекты прейскурантов новых оптовых цен и тарифов, утверждаемых Комитетом, на продукцию (услуги) по перечню согласно приложению N 2.

Принять к сведению сообщение Министерства внутренних дел СССР (т.Вострикова) о том, что Министерством будут разработаны и представлены в Государственный комитет РСФСР по ценам проекты прейскурантов новых оптовых цен на продукцию, вырабатываемую на подведомственных ему предприятиях, указанную в приложении N 2 к настоящему постановлению;

б) в целях повышения обоснованности проектов новых прейскурантов оптовых цен привлечь к их разработке головные научно-исследовательские, проектно-конструкторские и проектно-технологические организации. В дальнейшем работу по дополнению в необходимых случаях и совершенствованию прейскурантов на соответствующие виды продукции возложить на эти организации.

Довести до сведения, что Совет Министров СССР постановлением от 14 июня 1988 года N 741 установил, что затраты, связанные с выполнением указанных работ, должны производиться за счет средств централизованных и резервных фондов министерств и ведомств, на которые возложена разработка новых оптовых цен и тарифов.

8. Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам:

а) обеспечить пересмотр утверждаемых ими, а также подведомственными предприятиями, объединениями и организациями оптовых цен и тарифов, издание и доведение до 1 апреля 1989 года новых прейскурантов до заинтересованных предприятий, объединений и организаций;

б) представлять другим министерствам и ведомствам (разработчикам прейскурантов) необходимые материалы по обоснованию проектов цен на продукцию, выпускаемую подведомственными предприятиями, объединениями и организациями в сроки, обеспечивающие своевременную разработку соответствующих прейскурантов;

в) пересмотреть устаревшие нормы и нормативы. Обеспечить достоверность материалов, представляемых для обоснования проектов цен и тарифов, не допускать их искажения. Строго наказывать лиц, виновных в необоснованном завышении уровней проектируемых цен и тарифов;

г) осуществить анализ экономических результатов пересмотра цен и тарифов. Разработать комплекс мер по ликвидации убыточности отдельных видов продукции за счет снижения себестоимости, повышения ее качества и эффективности, а также за счет рационализации размещения производства на основе специализации и кооперирования.

9. Государственному комитету РСФСР по ценам обеспечить координацию и методическое руководство работой по пересмотру прейскурантов, утверждаемых министерствами и ведомствами РСФСР, Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами.

10. Госплану РСФСР, Министерству финансов РСФСР, Государственному комитету РСФСР по ценам и Государственному комитету РСФСР по статистике осуществить комплекс мер по переходу в планировании и финансировании народного хозяйства РСФСР с 1 января 1990 года на новые оптовые цены и тарифы, имея в виду, что проекты плана на 1990 год и плана на 1991-1995 годы, а также бюджета на 1990 год должны быть составлены с учетом новых цен и тарифов.

В целях обеспечения сбалансированного перехода в планировании и финансировании народного хозяйства на новые оптовые цены и тарифы:

министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам представить в Госплан РСФСР и Министерство финансов РСФСР:

до 1 апреля 1989 года рассмотренные совместно с потребителями расчеты изменения стоимости поставляемой ими в 1989 году продукции, на которую вводятся новые цены;

до 15 апреля 1989 года рассмотренные совместно с поставщиками расчеты изменения стоимости получаемой продукции, включая продукцию (услуги), получаемую по прямым связям (договорам);

до 20 мая 1989 года расчеты изменения стоимостных показателей плана и бюджета на 1989 год в новых оптовых ценах.

Госплану РСФСР и Министерству финансов РСФСР обобщить полученные расчеты и представить в Госплан СССР и Министерство финансов СССР:

до 15 апреля 1989 года рассмотренные совместно с потребителями расчеты изменения стоимости поставляемой ими в 1989 году продукции, на которую вводятся новые цены;

до 1 июня 1989 года расчеты изменения стоимостных показателей плана и бюджета на 1989 год в новых оптовых ценах.

Для осуществления указанных расчетов на основе планов распределения продукции в натуральных показателях:

Госснабу РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, распределяющим производимую продукцию, завершить до 1 ноября 1988 года рассмотрение заявок, разработку планов распределения и заключение договоров на поставку продукции на 1989 год;

Госснабу РСФСР обеспечить получение от Госснаба СССР, Госагропрома СССР, других министерств и ведомств, распределяющих производимую продукцию, и до 1 января 1989 года сообщить министерствам и ведомствам, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам - изготовителям и потребителям данные об объемах поставок продукции в укрупненной номенклатуре, включая продукцию, децентрализованно поставляемую территориальными управлениями материально-технического снабжения, а также реализуемую по прямым связям и в порядке оптовой торговли, проведя при необходимости единовременный учет поставок (продажи) указанной продукции;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»