Недействующий

СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 22 ноября 1985 года N 524


О дополнительных мерах по улучшению работы подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 января 2020 года N 7

____________________________________________________________________


Совет Министров РСФСР отмечает, что в результате принятых мер за последние годы увеличилось количество подсобных сельских хозяйств и производство в них сельскохозяйственной продукции. В РСФСР создано около 16 тыс.подсобных хозяйств, за ними закреплено свыше 3 млн.га сельскохозяйственных угодий, в том числе 1,6 млн.га пашни. В 1984 году этими хозяйствами произведено 365 тыс.тонн мяса, 493 тыс.тонн молока, 391 тыс.тонн картофеля, 252 тыс.тонн овощей. Многие подсобные хозяйства собирают хорошие урожаи, добиваются высокой продуктивности животных. Продукция этих хозяйств стала существенным подспорьем в улучшении снабжения трудовых коллективов свежими овощами, мясом, молоком, яйцом и другими продуктами питания.

Вместе с тем ряд министерств и ведомств, местных советских и хозяйственных органов неудовлетворительно организовали выполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 декабря 1978 года N 985 и постановления Совета Министров РСФСР от 15 декабря 1978 года N 586 "О подсобных сельских хозяйствах предприятий, организаций и учреждений", до сих пор не имеют четкой программы по созданию подсобных хозяйств, не проявляют достаточной активности в их развитии и улучшении за счет этого общественного питания рабочих и служащих.

В Министерстве бытового обслуживания населения РСФСР только 2% предприятий и организаций имеют подсобные сельские хозяйства, Госкомсельхозтехнике РСФСР - 9%, Росколхозстройобъединении - 12%, Министерстве легкой промышленности РСФСР - 27 процентов. Медленно развиваются подсобные сельские хозяйства в Министерстве текстильной промышленности РСФСР, Министерстве заготовок РСФСР, Министерстве лесного хозяйства РСФСР, Министерстве местной промышленности РСФСР, Главнечерноземводстрое, Саратовской, Иркутской, Куйбышевской, Новгородской областях.

Руководители отдельных министерств и ведомств добиваются для подсобных хозяйств отвода обустроенных земель, выделения кормов из государственных ресурсов, передачи действующих колхозов и совхозов, по должной организаторской работы по развитию этих хозяйств не проводят.

Несмотря на значительное расширение земельных угодий подсобных хозяйств, темпы прироста объемов производства многих видов сельскохозяйственной продукции остаются крайне низкими. В одиннадцатой пятилетке площади сельскохозяйственных угодий подсобных хозяйств увеличились на 67%, в том числе пашни на 76%, а производство молока возросло только на 26%, картофеля - на 13%, овощей - на 1%, урожайность зерновых снизилась почти на 20%, картофеля - на 17 процентов.

Медленно растет поголовье животных, особенно коров, низкой остается их продуктивность. В 1984 году удой молока от одной коровы в подсобных хозяйствах Брянской области составил всего лишь 1803 кг, Томской - 1920 кг, Омской области - 1955 кг, что значительно ниже, чем в соседних колхозах и совхозах.

В подсобных хозяйствах предприятий Министерства текстильной промышленности РСФСР за год производится в среднем на одного работника менее 3 кг картофеля, 1,6 кг овощей, 2,9 кг мяса и 1,8 кг молока.

Во многих подсобных сельских хозяйствах не эффективно используется земля, выделяемые площади не осваиваются, не вовлекаются в сельскохозяйственный оборот. Особенно много таких земель в Бурятской АССР, Карельской АССР, Чувашской АССР, Курганской, Орловской, Рязанской, Тульской, Ульяновской и некоторых других областях.

Капитальные вложения для развития подсобных хозяйств используются в основном на строительство животноводческих помещений и других объектов и в недостаточных размерах направляются на повышение плодородия почв, мелиорацию земель и кормопроизводство.

Подсобные сельские хозяйства, как правило, не имеют гарантированной кормовой базы, плохо используют пищевые отходы и ориентируются в основном на покупные корма. Большинство этих хозяйств не выполняет планы заготовки кормов и вступает в зимовку с обеспеченностью ими на 35-40 процентов к потребности. Руководители подсобных сельских хозяйств и предприятий вместо того, чтобы полнее использовать все имеющиеся источники накопления кормов и обеспечения в полной потребности скота кормами собственного производства, систематически обращаются с просьбами о выделении концентратов из государственных ресурсов.

Не уделяется должного внимания производительному использованию имеющейся материально-технической базы. Высокой остается себестоимость сельскохозяйственной продукции. В запущенном состоянии находится учет и отчетность, поверхностно осуществляется контроль за финансово-производственной деятельностью. Имеют место факты бесхозяйственности и расточительства.

Недостатки в работе предприятий, организаций и учреждений по развитию подсобных сельских хозяйств в значительной степени являются следствием того, что министерства и ведомства, местные советские и хозяйственные органы не предъявляют должной требовательности к руководителям предприятий и организаций за эффективное ведение сельскохозяйственного производства в подсобных хозяйствах, рациональное использование земли, основных фондов, материальных, трудовых и денежных ресурсов, за соблюдение технологической и государственной дисциплины.

Во исполнение постановления Совета Министров СССР от 17 октября 1985 года N 973 Совет Министров РСФСР

постановляет:

1. Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам устранить имеющиеся недостатки в организации подсобных сельских хозяйств, выделении им земельных угодий и техники, повысить эффективность работы и увеличить вклад этих хозяйств в дальнейшее улучшение снабжения рабочих и служащих продуктами питания. Не допускать использования получаемых в подсобных сельских хозяйствах продуктов питания не по назначению, включая госзакупки, если в них не удовлетворены потребности трудового коллектива.

Считать важнейшей задачей подсобных сельских хозяйств более эффективное использование земель, основных фондов, материальных и финансовых ресурсов, выделяемых для их развития.

2. Госплану РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР совместно с Советами Министров автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами разработать на 1986-1990 годы планы развития подсобных сельских хозяйств по отраслям и территориям, имея в виду довести в 1990 году производство в них картофеля до 1420 тыс.тонн, овощей - до 656 тыс.тонн, мяса (живой вес) - до 624 тыс.тонн, молока - до 784 тыс.тонн. Предусмотреть в планах более полное использование возможностей каждого производственного коллектива, конкретных условий, а также кооперирование для этих целей средств предприятий, организаций и учреждений.

Госплану РСФСР обобщить основные показатели, характеризующие развитие подсобных сельских хозяйств в двенадцатой пятилетке, и доложить Совету Министров РСФСР в апреле 1986 года.

3. Министерствам и ведомствам РСФСР, местным советским органам потребовать от руководителей предприятий и организаций:

настойчиво внедрять в каждом подсобном сельском хозяйстве научно обоснованную систему земледелия, ускорить работы по вовлечению в сельскохозяйственный оборот всех земель, провести на них необходимые агротехнические работы, комплекс культуртехнических и мелиоративных мероприятий, обеспечить рациональное и бережное использование каждого гектара земли как всенародного богатства и основного источника производства сельскохозяйственных продуктов;

довести к концу двенадцатой пятилетки урожайность зерновых культур как минимум до 20 центнеров с гектара, а картофеля, овощей, кормовых культур - до уровня передовых колхозов и совхозов;

в кратчайший срок навести надлежащий порядок в использовании органических, минеральных и известковых удобрений, сочетать их применение с учетом плодородия почв и потребностей растений. Более полно использовать возможности хозяйств по увеличению внесения в почву навоза и торфа, расширить строительство навозохранилищ и площадок для компостирования удобрений. За счет совершенствования зоотехнической работы, создания в каждом хозяйстве прочной кормовой базы повысить за пятилетие удои молока в среднем на одну корову на 300-350 килограммов, обеспечить получение среднесуточных привесов крупного рогатого скота на откорме 900-1000 граммов, свиней - 500-600 граммов;

повысить эффективность использования капитальных вложений. Наряду со строительством животноводческих и других объектов увеличить направление средств на повышение плодородия почв, мелиорацию земель и в кормопроизводство;

обеспечить снижение материальных и трудовых затрат на производство сельскохозяйственной продукции за счет улучшения использования земли, техники и других фондов. Навести должный порядок в учете и отчетности в подсобных сельских хозяйствах.

4. Исполкомам местных Советов народных депутатов усилить контроль за работой подсобных сельских хозяйств. При рассмотрении вопросов, связанных с организацией новых и расширением действующих подсобных сельских хозяйств, полнее учитывать имеющиеся возможности предприятий и организаций по увеличению производства продуктов питания в этих хозяйствах.

Советам Министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам предусматривать в планах выделение предприятиям, организациям, учреждениям по их заявкам для подсобных сельских хозяйств необходимых местных строительных и других материалов.

5. ЦСУ РСФСР усилить контроль за достоверностью отчетных данных о работе подсобных сельских хозяйств, рассмотреть вопрос совершенствования этой отчетности и при необходимости внести в установленном порядке конкретные предложения.

6. Довести до сведения, что Совет Министров СССР постановлением от 17 октября 1985 года N 973 "О подсобных сельских хозяйствах предприятий, организаций, учреждений":

установил, что планы государственных закупок сельскохозяйственной продукции подсобным сельским хозяйствам предприятии, организаций, учреждений не утверждаются. Считать недопустимым имеющиеся в ряде республик, краев и областей факты понуждения подсобных сельских хозяйств продавать заготовительным организациям сельскохозяйственную продукцию в счет выполнения планов закупок;

обратил внимание министерств, ведомств, местных советских органов на необходимость создания в подсобных хозяйствах прочной кормовой базы с тем, чтобы производство продукции животноводства в них велось на собственных кормах;

предусмотрел, что подсобные сельские хозяйства могут использовать зерно собственного производства для обмена на комбикорма на действующих для совхозов условиях;

разрешил подсобным сельским хозяйствам предприятий, организаций, учреждений сдавать всю производимую хозяйствами животноводческую продукцию или ее часть предприятиям системы Министерства мясной и молочной промышленности СССР для переработки ее на давальческих началах с правом последующего получения соответствующего количества молочных и мясных продуктов для нужд предприятий, организаций, учреждений;

предоставил право подсобным сельским хозяйствам предприятий, организаций, учреждении отпускать работникам хозяйств сельскохозяйственную продукцию по нормам и на условиях, установленных для совхозов, сдавать излишки семян сельскохозяйственных культур и зернофуража на хлебоприемные предприятия Министерства заготовок СССР с последующим отпуском их другим подведомственным соответствующему министерству (ведомству) хозяйствам, не обеспеченным семенами и кормами, с возмещением предприятиям Министерства заготовок СССР расходов по обменным операциям;

утвердил прилагаемое Примерное положение о подсобном сельском хозяйстве, являющемся структурным подразделением предприятия, организации, учреждения;

установил, что подсобные сельские хозяйства, созданные на кооперативных началах несколькими предприятиями, организациями, учреждениями, осуществляют свою деятельность в соответствии с указанным постановлением с учетом (в соответствующей части) Общего положения о межхозяйственном предприятии (организации) в сельском хозяйстве, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 14 апреля 1977 года N 291 (СП СССР, 1977 г., N 13, ст.80).

Председатель
Совета Министров РСФСР
В.Воротников

Управляющий Делами
Совета Министров РСФСР
И.Зарубин


Приложение
к постановлению
Совета Министров РСФСР
от 22 ноября 1985 года N 524

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о подсобном сельском хозяйстве, являющемся структурным подразделением предприятия, организации, учреждения

(утверждено постановлением Совета Министров СССР от 17 октября 1985 года N 973)

I. Общие положения

1. Настоящее Примерное положение распространяется на подсобные сельские хозяйства, которые являются структурными подразделениями предприятий, организаций, учреждений и на которые не распространяется действие Положения о социалистическом государственном предприятии.

Действие настоящего Положения не распространяется на подсобные сельские хозяйства воинских частей, учреждений и военно-учебных заведений Советской Армии и Военно-Морского Флота, воинских частей Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск Министерства внутренних дел СССР.

2. Подсобные сельские хозяйства предприятий, организаций, учреждений создаются в целях увеличения производства сельскохозяйственной продукции, необходимой для улучшения общественного питания в столовых, обслуживающих работников этих предприятий, организаций, учреждений, в лечебных и детских учреждениях, пионерских лагерях, базах и домах отдыха, а также для продажи продуктов питания работникам соответствующих предприятий, организаций, учреждений.

Созданию подсобного сельского хозяйства предшествуют всестороннее изучение вопросов, связанных с организацией и деятельностью создаваемого хозяйства, включая вопросы его специализации и размера, выявление возможностей обеспечения хозяйства материально-техническими ресурсами, кормами, тепловой и электрической энергией и определение размера земельного участка, который может быть предоставлен ему в установленном порядке.

Ходатайство об организации подсобного сельского хозяйства вместе с материалами, обосновывающими необходимость создания хозяйства, представляется предприятием, организацией, учреждением в соответствующий орган.

3. Подсобное сельское хозяйство осуществляет производство продукции животноводства с использованием кормов собственного производства, а также пищевых отходов, образующихся на предприятиях общественного питания и собираемых у населения.

4. В своей деятельности подсобное сельское хозяйство руководствуется действующим законодательством Союза ССР и союзной республики, настоящим Положением, другими нормативными актами, а также приказами предприятия, организации, учреждения, строго соблюдает социалистическую законность и государственную дисциплину.

5. Главными задачами подсобного сельского хозяйства являются:

своевременное и качественное выполнение производственных заданий, реализация в установленном порядке произведенной сельскохозяйственной продукции для улучшения общественного питания и снабжения продовольствием работников предприятия, организации, учреждения;

эффективное использование земли, основных фондов, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, обеспечение высокой культуры сельскохозяйственного производства;

внедрение в производство достижений науки и передовой практики, научной организации труда;

своевременная заготовка необходимого количества кормов для скота и птицы, их рациональное использование и недопущение потерь при хранении;

своевременное и правильное ведение учета, составление и представление установленной отчетности;

соблюдение финансовой дисциплины и обеспечение сохранности социалистической собственности;

соблюдение правил охраны труда и техники безопасности.

6. Подсобное сельское хозяйство:

распоряжается закрепленными за ним предприятием, организацией, учреждением основными и оборотными средствами, трудовыми и материальными ресурсами, осуществляет свою деятельность на началах хозяйственного расчета в пределах прав, переданных ему предприятием, организацией, учреждением;

заключает от имени предприятия, организации, учреждения хозяйственные договоры, ответственность по которым несет соответствующее предприятие, организация, учреждение. Перечень и виды таких договоров определяются предприятием, организацией, учреждением.

Подсобное сельское хозяйство, расположенное вне места нахождения предприятия, организации, учреждения, может иметь в учреждении Госбанка СССР текущий счет, средства которого используются для выплаты заработной платы, премий и покрытия неотложных хозяйственных расходов.

Выделение на отдельный баланс подсобных сельских хозяйств допускается с разрешения органа, по решению которого создано это хозяйство.

7. Структура подсобного сельского хозяйства (создание отделений, ферм, бригад, участков и других подразделений) определяется руководителем предприятия, организации, учреждения в зависимости от специализации хозяйства, форм организации труда и других условий производства.

8. Подсобное сельское хозяйство разрабатывает на основе настоящего Примерного положения и с учетом особенностей своей деятельности положение, которое утверждается руководителем предприятия, организации, учреждения.

Положение о подсобном сельском хозяйстве должно содержать:

наименование хозяйства и его местонахождение (почтовый адрес);

наименование предприятия, организации, учреждения, структурным подразделением которого является хозяйство;

предмет и цель деятельности хозяйства;

наименование должностного лица, возглавляющего хозяйство.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»