СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 сентября 1979 года N 455

О совершенствовании оптовых цен и тарифов в промышленности РСФСР

(с изменениями на 13 января 2020 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2020 года N 7 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.01.2020, N 0001202001140001) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 2020 года N 7).

____________________________________________________________________



В целях дальнейшего усиления роли оптовых цен и тарифов в экономическом стимулировании научно-технического прогресса, строжайшей экономии топливно-энергетических ресурсов, черных и цветных металлов, сырья и материалов в народном хозяйстве, повышения качества продукции, а также более полного отражения в ценах общественно необходимых затрат на производство продукции и во исполнение постановления Совета Министров СССР от 12 июля 1979 года N 697 Совет Министров РСФСР

постановляет:

1. Государственному комитету РСФСР по ценам, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, объединениям и предприятиям:

обеспечить дальнейшее совершенствование оптовых цен и тарифов в промышленности, руководствуясь указанием Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л.И.Брежнева о том, что главным направлением в этой работе должно стать снижение оптовых цен за счет сокращения материальных и трудовых затрат на производство, удешевления себестоимости продукции и осуществления других мер, направленных на достижение высокой рентабельности и эффективности. Коренным образом улучшить работу в области ценообразования с тем, чтобы она на деле стала одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики партии;

разработать и ввести в действие с 1 января 1982 года новые оптовые цены на промышленную продукцию и тарифы на электрическую и тепловую энергию. При разработке новых оптовых цен и тарифов обеспечить:

а) учет в новых ценах установленных заданий по снижению себестоимости продукции на основе широкого использования достижений науки и техники, совершенствования производства и управления, роста производительности труда, строжайшей экономии топливно-энергетических и других материальных ресурсов, а также лучшего использования основных и оборотных фондов;

б) тщательную проверку калькуляций себестоимости продукции, не допуская включения в нее всякого рода непроизводительных расходов и потерь, завышения норм расхода топливно-энергетических и других материальных ресурсов, а также трудовых затрат;

в) своевременный пересмотр стандартов и технических условий на продукцию, не допуская включения в новые прейскуранты продукции, выпускаемой по устаревшей нормативно-технической документации. При этом устаревшие стандарты и технические условия должны быть переутверждены в течение 1979-1980 годов. Новую нормативно-техническую документацию ввести в действие не позднее 1 января 1982 года, одновременно с новыми оптовыми ценами;

г) усиление экономической заинтересованности объединений и предприятий в повышении эффективности производства и качества продукции, рациональном использовании трудовых, материальных и природных ресурсов, в снижении затрат на единицу полезного эффекта;

д) экономически обоснованное соотношение цен на взаимозаменяемые и аналогичные виды продукции, в том числе на отдельные виды топливно-энергетических ресурсов, а также на продукцию химической, металлообрабатывающей и других отраслей промышленности;

е) более полное отражение в себестоимости промышленной продукции затрат на геологоразведочные и лесовосстановительные работы и расходов на социальное страхование рабочих и служащих;

ж) создание условий для дальнейшего совершенствования хозрасчетной деятельности объединений и предприятий и выполнения планов по номенклатуре выпускаемой продукции. В этих целях предусмотреть норматив рентабельности в промышленности на уровне 12-15 процентов к производственным фондам и дифференциацию этого норматива по отраслям, не допуская установления как чрезмерно высокой, так и необоснованно низкой рентабельности по отдельным видам продукции;

з) стимулирование расширения выпуска и обновления ассортимента товаров народного потребления, особенно товаров культурно-бытового назначения, за счет более полного учета в оптовых ценах качества и потребительских свойств этих товаров, а также обоснованных затрат на их производство.

2. Снизить с 1 января 1982 года оптовые цены:

а) на изделия из пластических масс и другие высокорентабельные виды химической продукции;

б) на отдельные высокорентабельные виды и группы машин, оборудования и приборов, имея при этом в виду, что Совет Министров СССР постановлением от 12 июля 1979 года N 697 решил для ускорения снятия с производства устаревшей продукции, выпуск которой должен быть прекращен (или она должна быть модернизирована) в одиннадцатой пятилетке, предусмотреть в новых оптовых ценах на указанную продукцию пониженную рентабельность;

в) на санитарно-строительные изделия. Улучшить ценностные соотношения на фарфоровые, полуфарфоровые и фаянсовые изделия, а также плитки керамические для полов в зависимости от их качества, отделки лицевой поверхности и формы.

3. Учитывая необходимость ликвидации убыточности в угольной и лесозаготовительной промышленности и создания условий для хозрасчетной деятельности объединений и предприятий этих отраслей, повысить с 1 января 1982 года оптовые цены:

а) на уголь, обеспечив более полное отражение в ценах показателей качества, а также стимулирование обогащения углей;

б) на древесину в среднем на 40 процентов.

4. В целях обеспечения экономически обоснованных соотношений цен на энергетические угли с другими видами топлива и тарифами на электро- и теплоэнергию, а также для компенсации возникающих удорожаний повысить с 1 января 1982 года:

а) оптовые цены на торфяную продукцию в среднем на 30-35 процентов. Улучшить соотношение оптовых цен на топливный торф и торфяную продукцию для сельского хозяйства с целью стимулирования их производства;

б) тарифы на электрическую и тепловую энергию, вырабатываемую коммунальными электростанциями мощностью выше 1000 квт, не связанными с электрическими и тепловыми сетями системы Министерства энергетики и электрификации СССР, с учетом строительства новых и увеличения мощности действующих коммунальных электростанций. Усилить роль тарифов в стимулировании экономного использования электрической и тепловой энергии;

в) оптовые цены на металлопродукцию, обеспечив при этом улучшение ценностных соотношений по отдельным видам продукции для стимулирования выпуска наиболее экономичных и прогрессивных ее видов;

г) оптовые цены на местные строительные материалы (кирпич глиняный и силикатный, известь, гравий керамзитовый, гипс строительный) на 20-30 процентов с учетом необходимости возмещения экономически обоснованных затрат на их производство и создания нормальной рентабельности выпуска этой продукции. Улучшить соотношение цен по маркам на глиняный и силикатный кирпич. Осуществить совершенствование оптовых цен на кирпич керамический лицевой в направлении поощрения выпуска высоких марок этого кирпича. Улучшить ценностные соотношения на вяжущие материалы, используемые при выпуске строительных материалов и производстве строительных работ, исходя из эффективности их применения и качественных показателей;

д) оптовые цены на нерудные строительные материалы (щебень, песок, гравий, камень бутовый и другие) в среднем на 12-15 процентов. При разработке новых оптовых цен исходить из необходимости более полного использования природных ресурсов и отходов производства. Упорядочить соотношение цен на изделия из природного камня в зависимости от фактуры и качества обработки лицевой поверхности, толщины и формы изделий;

е) оптовые цены на бетон, растворы и бетонные изделия в среднем на 15-20 процентов, осуществив выравнивание рентабельности производства этой продукции по отдельным автономным республикам, краям и областям, улучшить соотношение цен между изделиями;

ж) оптовые цены на теплоизоляционные материалы, обеспечив стимулирование выпуска новых высококачественных изделий с высокой степенью заводской готовности;

з) оптовые цены на пиломатериалы, деревянные строительные детали и конструкции и другие изделия из дерева, на отдельные виды лесохимической продукции с учетом повышения цен на древесину и необходимости обеспечения нормальной рентабельности их производства. Усилить роль цен в стимулировании более полной и комплексной переработки древесины.

5. При пересмотре оптовых цен на продукцию машиностроения учесть изменения цен в топливно-сырьевых отраслях промышленности, усилить роль цен в повышении качества и освоении производства новой, экономически более эффективной продукции, обеспечить снижение уровня цен на единицу полезного эффекта (мощность, грузоподъемность, долговечность и т.п.), а также уменьшение металлоемкости особенно такой продукции, как суда речные и озерные, машины строительные и дорожные, оборудование грузоподъемное, кузнечно-прессовое, гаражное, авторемонтное, вентиляторы, насосы, оборудование для производства строительных материалов и добычи торфа, оборудование коммунальное и для водоочистных сооружений.

С целью увеличения производства прогрессивных видов машин и оборудования установить повышенную рентабельность на более экономичные и эффективные в потреблении виды этой продукции.

Предусмотреть создание экономически выгодных условий производства продукции общемашиностроительного применения (слесарно-монтажный инструмент, редукторы и другие), запасных частей к машинам, оборудованию и приборам, а также усиление заинтересованности объединений и предприятий в повышении степени комплектности и заводской готовности поставляемых машин и оборудования.

На продукцию, изготовляемую для внутриминистерского (внутриведомственного) потребления (арматура трубопроводная, оборудование для учреждений культуры, учебно-наглядные пособия и другие изделия), оптовые цены установить с учетом обеспечения нормативной рентабельности для изготовителей, а также относительного снижения затрат на капитальное строительство и улучшения деятельности культурно-просветительных учреждений.

6. Пересмотреть оптовые цены на продукцию легкой промышленности и товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, имея в виду, что Совет Министров СССР постановлением от 12 июля 1979 года N 697 решил:

повысить роль цен в стимулировании расширения и обновления ассортимента изделий в соответствии со спросом населения, улучшения качества продукции и увеличения выпуска товаров детского ассортимента;

при разработке новых оптовых цен исходить из необходимости стимулирования рационального и эффективного использования исходного сырья, а также производства высококачественного сырья, пряжи, изделий сложных переплетений, особо прочного крашения, с дополнительными отделкой и обработкой, улучшающими их внешний вид и потребительские свойства, более полного учета трудоемкости изготовления изделий;

устранить неоправданные различия в уровне рентабельности производства отдельных групп и видов изделий, более полно отразить в новых оптовых ценах экономически обоснованные затраты на производство продукции с учетом изменения цен на отдельные виды промышленного и сельскохозяйственного сырья. Расширить практику применения нормативных методов установления цен и внедрения нормативно-параметрических прейскурантов.

7. Пересмотреть оптовые цены на продукцию отдельных отраслей пищевой промышленности (кондитерской, пивобезалкогольной, крахмалопаточной, пищеконцентратной и других) в целях более полного отражения в них экономически обоснованных затрат на производство продукции, устранения неоправданных различий в уровне рентабельности производства отдельных групп и видов продукции, усиления роли цен в повышении заинтересованности предприятий в комплексном использовании сырья, в выпуске изделий лучшего качества и внешнего оформления, пользующихся спросом у населения.

8. Государственному комитету РСФСР по ценам, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам в целях совершенствования методологии и улучшения практики ценообразования обеспечить:

усиление роли лимитных цен в повышении ответственности заказчиков, разработчиков и изготовителей за экономическую обоснованность затрат на новую продукцию, а также в осуществлении контроля за разработкой и постановкой на производство высокоэффективных машин и оборудования;

повышение стимулирующей роли надбавок к оптовым ценам на новую высокоэффективную продукцию производственно-технического назначения, а также расширение практики применения скидок с цен на изделия второй категории качества;

усиление роли цен в снижении материалоемкости, использовании дешевых видов сырья и материалов, а также в снижении трудоемкости изделий.

Расширить практику определения рентабельности при установлении оптовых цен в виде отношения прибыли к себестоимости продукции за вычетом стоимости использованных сырья, материалов, топлива, энергии, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Одновременно с новыми оптовыми ценами устанавливать нормативы чистой продукции (в отдельных отраслях нормативы стоимости обработки).

9. Государственному комитету РСФСР по ценам принять совместно с Госпланом РСФСР и Российским республиканским управлением Государственного комитета СССР по стандартам эффективные меры к усилению взаимосвязи стандартизации и ценообразования, имея в виду более полно и четко отражать в стандартах и ценах показатели качества, потребительские свойства и технико-экономические параметры продукции, характеризующие ее полезный эффект.

10. Министерствам и ведомствам РСФСР, Московскому облисполкому, Московскому и Ленинградскому горисполкомам разработать и представить в Государственный комитет РСФСР по ценам:

а) проекты прейскурантов новых оптовых цен на продукцию отдельных отраслей промышленности и тарифов на электрическую и тепловую энергию, утверждаемых Государственным комитетом РСФСР по ценам, согласно приложению N 1.

Принять к сведению сообщение Министерства внутренних дел СССР (т.Рожкова) о том, что Министерством будут разработаны и представлены в Государственный комитет РСФСР по ценам проекты прейскурантов новых оптовых цен на продукцию, вырабатываемую на подведомственных ему предприятиях, перечисленную в приложении N 1;

б) укрупненную номенклатуру продукции для определения средних цен, принимаемых в расчетах изменения выручки и затрат в связи с введением новых цен (по согласованию с Госснабом СССР, Госснабом РСФСР и другими организациями, которые разрабатывают балансы и планы распределения указанной продукции);

в) средние оптовые цены (действующие и проектируемые), принимаемые в расчетах изменения выручки и затрат в связи с введением новых цен на промышленную продукцию;

г) расчеты изменения выручки и затрат на производство продукции и обоснование проектируемого изменения цен в объемах и по формам, устанавливаемым Государственным комитетом СССР по ценам. (Эти расчеты представляются также в Госплан РСФСР и Министерство финансов РСФСР).

Материалы в соответствии с подпунктами "в" и "г" настоящего пункта представляются в Государственный комитет РСФСР по ценам одновременно с проектами новых прейскурантов, а в соответствии с подпунктом "б" - в сроки по согласованию с Государственным комитетом РСФСР по ценам, Госснабом СССР и Госснабом РСФСР.

11. Государственному комитету РСФСР по ценам разработать совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами РСФСР и утвердить по согласованию с Госпланом РСФСР и Министерством финансов РСФСР нормативы рентабельности, дифференцированные по отдельным подотраслям и группам продукции, в сроки, увязанные со сроками представления в Государственный комитет РСФСР по ценам прейскурантов новых оптовых цен и тарифов.

12. Государственному комитету РСФСР по ценам:

разработать и довести в 2-месячный срок до министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов методические указания о порядке пересмотра оптовых цен и тарифов;

обеспечить своевременное рассмотрение проектов оптовых цен и тарифов, представляемых министерствами и ведомствами, Московским облисполкомом, Московским и Ленинградским горисполкомами, с тем чтобы завершить до 1 апреля 1981 года доведение новых прейскурантов до объединений, предприятий и организаций;

разработать и утвердить прейскуранты оптовых цен на промышленную продукцию согласно приложению N 2.

13. Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам обеспечить на основе методических указаний Государственного комитета СССР по ценам и Государственного комитета РСФСР по ценам пересмотр оптовых цен и тарифов, утверждаемых соответственно министерствами и ведомствами РСФСР, Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами, и доведение не позднее 1 апреля 1981 года новых прейскурантов до объединений, предприятий и организаций.

Государственному комитету РСФСР по ценам обеспечить координацию и методическое руководство работой по пересмотру прейскурантов, утверждаемых министерствами и ведомствами РСФСР. Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами.

14. Обязать министерства и ведомства РСФСР, Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы. Московский и Ленинградский горисполкомы, объединения и предприятия которых изготовляют продукцию, подлежащую включению в составляемые прейскуранты, представлять министерствам и ведомствам, разрабатывающим новые оптовые цены на эту продукцию, проекты цен со всеми обоснованиями и расчетами в сроки, обеспечивающие своевременную разработку соответствующего прейскуранта.

15. Обязать министерства и ведомства РСФСР, Госснаб РСФСР, Госкомсельхозтехнику РСФСР, Московский облисполком, Московский и Ленинградский горисполкомы разработать предложения о размерах наценок к оптовым ценам и скидок с цен в пользу подведомственных снабженческих, сбытовых и комплектующих организаций с учетом вводимых новых оптовых цен и тарифов и представить их до 1 ноября 1980 года Государственному комитету РСФСР по ценам с соответствующими расчетами по формам, разработанным Государственным комитетом СССР по ценам.

Государственному комитету РСФСР по ценам рассмотреть с участием заинтересованных министерств, ведомств и организаций РСФСР указанные предложения и представить к 1 января 1981 года проекты наценок к оптовым ценам и скидок с цен для снабженческих, сбытовых и комплектующих организаций на утверждение Государственному комитету СССР по ценам для введения их в действие одновременно с новыми оптовыми ценами и тарифами.

16. В целях обеспечения перехода в планировании и финансировании народного хозяйства на новые оптовые цены и тарифы:

а) Государственному комитету РСФСР по ценам разработать совместно с министерствами и ведомствами РСФСР справочники средних размеров изменения оптовых цен по номенклатуре продукции, предусмотренной в пункте 10 настоящего постановления, и не позднее 1 марта 1981 года довести их до заинтересованных министерств и ведомств, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов;

б) Госснабу РСФСР обеспечить получение от Госснаба СССР, Госкомсельхозтехники СССР и других министерств и ведомств, осуществляющих распределение продукции, вырабатываемой объединениями и предприятиями министерств и ведомств РСФСР, а также выделяемой в распоряжение Совета Министров РСФСР, данных о распределении продукции на 1982 год, на которую изменяются оптовые цены и сообщить министерствам и ведомствам РСФСР, Московскому и Ленинградскому горисполкомам предварительные данные о распределении продукции по потребителям по плану на 1982 год до 5 июня 1981 года и уточненные данные - к 5 марта 1982 года;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»