Недействующий

О мерах по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры в свете Закона СССР и Закона РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры


СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 января 1980 года N 54

О мерах по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры в свете Закона СССР и Закона РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры

Совет Министров РСФСР отмечает, что, выполняя решения XXV съезда КПСС, постановления Партии и Правительства по вопросам охраны и использования памятников истории и культуры, Министерство культуры РСФСР, Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, Мосгорисполком и Ленгорисполком, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры в последние годы усилили работу по охране, реставрации, использованию и пропаганде памятников истории, археологии, архитектуры, искусства, документальных памятников.

Эта работа заметно активизировалась в связи с принятием Конституции СССР и Конституции РСФСР, Закона СССР и Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", которые создали новые возможности для преумножения и широкого использования духовных ценностей в воспитании советских людей, особенно молодежи, в духе патриотизма, преданности идеям коммунизма, привития им высоких нравственных качеств и художественных вкусов.

Возросла роль памятников истории и культуры в идеологической и воспитательной работе, осуществляемой музеями, общественными, туристскими и экскурсионными организациями, а также посредством печати, кино, радио, телевидения. Важнейшее значение в этом деле принадлежит памятникам, связанным с именем В.И.Ленина и его соратников, историей завоевания и защиты Советской власти, боевой и трудовой славы, отмечающим важнейшие этапы социалистического и коммунистического строительства в нашей стране.

Улучшается характер использования исторических и архитектурных памятников, во многих из них размещены культурно-просветительные и оздоровительные учреждения. На основе уникальных комплексов памятников организованы музеи и музеи-заповедники.

Значительное число памятников реставрировано и подготовлено для показа советским и иностранным туристам.

В целях улучшения реставрационного дела осуществляется централизация реставрационных организаций в РСФСР. На реставрацию памятников истории и культуры направляются значительные государственные ассигнования, а также средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и организаций, арендующих памятники.

Значительную работу по улучшению охраны памятников, привлечению широкой общественности к этому делу ведет Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, которое выросло в массовую организацию, насчитывающую более 13 млн.членов.

Вместе с тем в деле охраны, реставрации, использования и пропаганды памятников истории и культуры в РСФСР имеются серьезные недостатки.

Нередки факты нарушения законодательства об охране памятников, запущенности, плохого содержания памятников, нерадивого отношения к ним, а подчас и безосновательного сноса. У многих памятников отсутствуют охранные зоны. Слабо ведется работа по выявлению, постановке на учет, охране и использованию памятников революционной, боевой и трудовой славы.

Некоторые исполкомы местных Советов народных депутатов не уделяют должного внимания охране и реставрации памятников, проявляют недисциплинированность в выполнении постановлений Правительства по этим вопросам, не учитывают возросших требований к сохранению и активному использованию культурного наследия в воспитании трудящихся в свете постановления ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы". В Липецкой области почти половина памятников, состоящих на государственной охране, находится в аварийном состоянии. Нет должного контроля за содержанием памятников в Архангельской, Ивановской, Кировской, Московской, Смоленской, Тамбовской, Тюменской и некоторых других областях.

Нередко в проектах застройки населенных пунктов не учитывается градостроительная роль памятников, предлагается снос старых зданий, в том числе и таких, которые представляют значительную историческую и культурную ценность. Даже при реконструкции таких городов, как Астрахань, Горький, Калуга, Новгород, Саратов, Ярославль в охранных зонах уникальных архитектурных и мемориальных памятников иногда строятся новые многоэтажные здания, нарушающие исторический облик этих городов. Недооценивается порой сложившаяся природно-ландшафтная среда, окружающая памятники. В число памятников не включаются произведения монументального и народно-прикладного искусства.

Неблагополучно обстоит дело с охраной и использованием памятников истории и культуры в сельской местности. Во многих проектных предложениях по реконструкции и застройке сельских населенных пунктов в Нечерноземной зоне РСФСР вопросы сохранения и использования памятников не разработаны, чем создаются условия для их физической утраты. Пристального внимания требуют памятники Севера, Сибири, Дальнего Востока, особенно наиболее распространенные в этих местах памятники деревянной архитектуры.

В большинстве областей, краев и автономных республик нет перспективных, долговременных планов реставрации и использования памятников, музейных коллекций. Слаба материально-техническая и научно-проектная база реставрационных организаций, не решены должным образом вопросы финансирования, планового обеспечения их материалами и оборудованием, а также подготовки кадров. В реставрационную практику медленно внедряются передовые методы, нередко качество реставрационных работ низкое. Крайне недостаточно проводится реставрация музейных экспонатов.

Отстает от современных требований научная разработка проблем охраны и реставрации памятников.

Существенные недостатки имеются в организации пропаганды памятников истории и культуры в РСФСР средствами печати, кино, телевидения, радио.

Министерство культуры РСФСР, некоторые исполкомы местных Советов народных депутатов слабо осуществляют контроль за соблюдением законодательства по вопросам охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры. Не всегда в этой работе опираются на общественность, допускают факты несвоевременного и невнимательного рассмотрения обоснованных сигналов и выступлений печати, не принимают надлежащих мер к устранению недостатков.

Совет Министров РСФСР

постановляет:

1. Министерству культуры РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Мосгорисполкому, Ленгорисполкому, соответствующим министерствам и ведомствам РСФСР совместно с Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры, творческими союзами и другими общественными организациями принять действенные меры к устранению имеющихся недостатков в охране, реставрации, использовании и пропаганде памятников истории и культуры.

Совет Министров РСФСР подчеркивает, что бережное сохранение и активное использование памятников истории и культуры в коммунистическом воспитании трудящихся, особенно молодежи, на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа является важной задачей Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Мосгорисполкома, Ленгорисполкома, исполкомов окружных, районных, городских, районных в городах, сельских и поселковых Советов народных депутатов, министерств, ведомств и общественных организаций республики.

Учитывая большую роль общественных организаций, творческих союзов, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в привлечении широких слоев населения к активной работе по охране и пропаганде памятников, Советам Министров автономных республик, исполкомам Советов народных депутатов, министерствам и ведомствам РСФСР всемерно способствовать более активному привлечению общественности к рассмотрению вопросов охраны памятников, поощрять инициативу коллективов предприятий, учреждений, совхозов, колхозов, учебных заведений, общественных организаций в шефстве над памятниками истории и культуры, информировать общественность о проводимых и планируемых мероприятиях по улучшению использования и реставрации памятников, принимать действенные меры по замечаниям и предложениям трудящихся, выступлениям печати.

2. Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Мосгорисполкому, Ленгорисполкому, Министерству культуры РСФСР с участием Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:

разработать до 1 июля 1980 года перспективные планы реставрации и использования памятников по каждой автономной республике, краю, области на 1981-1990 годы, имея в виду первоочередную реставрацию и музеефикацию памятников истории и культуры согласно приложению N 1. Предусмотреть в этих планах использование памятников прежде всего под музеи, картинные галереи, выставочные залы, библиотеки, другие культурно-просветительные учреждения, а также дома творчества, дома отдыха, туристские базы. Министерству культуры РСФСР совместно с Госпланом РСФСР, Госстроем РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры по согласованию с Министерством финансов РСФСР разработать до 1 сентября 1980 года сводный перспективный план реставрации и использования памятников по РСФСР на 1981-1990 годы.

Установить, что в планы подрядных реставрационных работ включаются только те объекты, по которым на 1 июля года, предшествующего планируемому, имеются проектно-сметная документация и рабочие чертежи на годовой объем работ, а также источники финансирования полного объема работ;

обеспечить привлечение и использование в установленном порядке средств арендаторов, общественных организаций, творческих союзов и других источников финансирования для производства работ по реставрации, благоустройству и подготовке к использованию памятников истории и культуры;

постоянно вести выявление, государственный учет и научную паспортизацию памятников истории и культуры. В 1980-1981 годах подготовить и издать необходимыми тиражами списки памятников истории и культуры автономных республик, краев, областей, городов Москвы и Ленинграда, находящихся на государственной охране. Государственному комитету РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли предусмотреть выделение полиграфической базы для издания этих списков;