Недействующий


СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 марта 1979 года N 167

О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 января 2020 года N 7

____________________________________________________________________

Совет Министров РСФСР отмечает, что охрана природы и рациональное использование природных ресурсов в условиях быстрого развития промышленности, транспорта и сельского хозяйства является одной из важнейших экономических и социальных задач. О необходимости дальнейшей разработки и осуществления мероприятий по охране окружающей природной среды указано в решениях XXV съезда КПСС и в Конституции СССР.

Принятые в последние годы решения Партии и Правительства по этим вопросам позволили улучшить охрану природы и использование ее богатств.

За годы восьмой и девятой пятилеток в РСФСР только на охрану водоемов и атмосферного воздуха от загрязнения неочищенными сточными водами и промышленными выбросами направлено свыше 5,3 млрд. рублей. За три года текущей пятилетки освоено более 2,9 млрд. рублей.

Осуществляется строительство комплексов по очистке сточных вод крупных промышленных районов. Только на предприятиях, расположенных в бассейнах рек Волги и Урала, построено около 460 водоохранных объектов.

Проводится работа по улучшению использования сельскохозяйственных угодий, рекультивации земель, борьбе с эрозией почв, лесовосстановлению, созданию государственных заповедников и заказников, улучшению использования полезных ископаемых, увеличению численности диких животных и птиц. К этой важной народнохозяйственной задаче привлечено внимание широкой общественности.

Вместе с тем многие министерства, государственные комитеты и ведомства РСФСР, Советы Министров автономных республик, исполкомы Советов народных депутатов не обеспечили осуществления эффективных мер по охране земель, защите от загрязнения вод и воздушного бассейна, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, неудовлетворительно выполняют решения Партии и Правительства о прекращении загрязнения Черного, Азовского и Балтийского морей, озера Байкал, бассейнов рек Волги и Урала, не установили должного контроля за строительством и эксплуатацией сооружений по очистке сточных вод и вредных выбросов в атмосферу.

Министерство пищевой промышленности РСФСР, Министерство мясной и молочной промышленности РСФСР, Министерство текстильной промышленности РСФСР не принимают необходимых мер по прекращению сброса подведомственными предприятиями загрязненных стоков в водоемы, уменьшению вредного воздействия отходов производства на окружающую среду. Строительство сооружений по очистке сточных вод на предприятиях этих министерств ведется крайне медленно, капитальные вложения осваиваются не полностью, намеченные сроки ввода в эксплуатацию таких сооружений не соблюдаются.

Медленно разрабатываются и внедряются в производство малоотходные технологические процессы, а также бессточные системы водопользования. Многие предприятия не оснащены газо- и водоочистными установками и соответствующими приборами контроля, а часть действующих установок работает неэффективно.

Уровень загрязнения водоемов и атмосферного воздуха в ряде мест продолжает оставаться высоким. Расширение промышленных предприятий нередко производится без введения в действие дополнительных очистных сооружений.

Многими министерствами, Советами Министров автономных республик, исполкомами Советов народных депутатов не уделяется должного внимания вопросам рационального и комплексного использования минеральных ресурсов. При добыче в недрах остается большое количество полезных ископаемых, а при переработке минерального сырья ряд его компонентов вообще не извлекается.

В недостаточных объемах проводится рекультивация земель, борьба с эрозией почв, а также работы по воспроизводству лесных ресурсов, рыбных запасов, увеличению численности промысловых зверей и птиц.

Министерство мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Министерство здравоохранения РСФСР, Министерство сельского хозяйства РСФСР, Министерство лесного хозяйства РСФСР еще не обеспечили должного контроля за соблюдением действующего законодательства в области охраны природы.

Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 декабря 1978 года N 984 Совет Министров РСФСР

постановляет:

1. Установить, что министерства, государственные комитеты и ведомства РСФСР, Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, Московский и Ленинградский горисполкомы, объединения, предприятия, учреждения и организации несут полную ответственность за охрану природы, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов и своевременное осуществление соответствующих природоохранных мероприятий.

Обязать министерства, государственные комитеты и ведомства РСФСР, Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, Московский и Ленинградский горисполкомы принять дополнительные меры по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов, обратив особое внимание на разработку и внедрение систем, обеспечивающих резкое уменьшение потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, создание технологических процессов и оборудования, снижающих производственные и иные вредные выбросы в окружающую среду, на необходимость оснащения всех источников вредных выбросов очистным оборудованием, сокращения, как минимум до установленных предельных норм, выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, водные объекты и почву.

Министерствам и ведомствам РСФСР, на которые возложены функции контроля за состоянием и охраной природных ресурсов, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам и горисполкомам усилить контроль за выполнением государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями законов СССР и РСФСР, решений Партии и Правительства по вопросам охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

2. Возложить на Госплан РСФСР, Министерство мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Министерство сельского хозяйства РСФСР, Министерство лесного хозяйства РСФСР, Министерство здравоохранения РСФСР, Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР осуществление контроля за выполнением объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями соответствующих заданий по охране природы, установленных государственными планами экономического и социального развития РСФСР.

3. Министерствам, государственным комитетам и ведомствам РСФСР, предприятия, учреждения и организации которых являются источниками загрязнения природной среды, организовать в составе центрального аппарата структурные подразделения по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов в пределах установленной численности и фонда заработной платы работников центрального аппарата соответствующих министерств, государственных комитетов и ведомств РСФСР.

Советам Министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам ввести (там, где еще не введены) соответствующие должности по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов в плановых комиссиях в пределах ассигнований, предусмотренных на содержание органов государственного управления соответствующей автономной республики, края, области, гг.Москвы и Ленинграда.

4. Министерствам, государственным комитетам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам одновременно с представлением в Совет Министров РСФСР и Госплан РСФСР проектов перспективных и годовых планов по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов направлять соответствующие разделы проектов этих планов по подведомственным объединениям, предприятиям, учреждениям и организациям (с указанием объемов капитальных вложений и заданий по вводу в действие природоохранных мощностей и объектов) в Министерство мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Министерство сельского хозяйства РСФСР, Министерство лесного хозяйства РСФСР, в Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР.

Указанные министерства и ведомства на основе проектов планов по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов министерств, государственных комитетов и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов разрабатывают и представляют в Госплан РСФСР (в установленные сроки) согласованные проекты планов по соответствующим разделам в целом по РСФСР, с распределением заданий по министерствам, государственным комитетам и ведомствам РСФСР, автономным республикам, краям, областям, гг.Москве и Ленинграду.

Госплану РСФСР представлять проекты перспективных и годовых планов по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов в Совет Министров РСФСР для последующего представления их в Совет Министров СССР и Госплан СССР, а соответствующих разделов проектов этих планов (с указанием объемов капитальных вложений и заданий по вводу в действие природоохранных мощностей и объектов) - в Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерство сельского хозяйства СССР, Государственный комитет СССР по лесному хозяйству и Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР.

5. Для определения комплексных мероприятий по охране природы, предупреждения загрязнения и деградации окружающей природной среды, а также в целях обеспечения наиболее эффективного использования в народном хозяйстве природных ресурсов разрабатываются территориальные комплексные схемы охраны природы.

Министерствам, государственным комитетам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам предложения о разработке указанных схем представлять с проектами годовых и перспективных планов экономического и социального развития.

Госплану РСФСР представлять предложения по разработке территориальных комплексных схем охраны природы с учетом разработки таких схем по территории РСФСР, территориям автономных республик, краев и областей, по отдельным природным комплексам, а также по крупным городам, промышленным центрам, природная среда в которых загрязняется предприятиями различных министерств и ведомств.

Капитальные вложения на строительство (реконструкцию) объектов, которые будут предусмотрены территориальными комплексными схемами охраны природы, выделяются в годовых и перспективных планах отдельной строкой в соответствии с титульными списками.

Госстрою РСФСР, Госплану РСФСР совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами РСФСР принять участие в разработке Госстроем СССР, Госпланом СССР и Государственным комитетом СССР по науке и технике методических указаний по составлению территориальных комплексных схем охраны природы.

6. Министерствам, государственным комитетам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам:

провести в 1979-1980 годах на подведомственных предприятиях, в учреждениях и организациях инвентаризацию источников выбросов вредных веществ и производственных отходов в окружающую природную среду по формам и в соответствии с инструкцией, утвержденными ЦСУ СССР и Госснабом СССР.

ЦСУ РСФСР в месячный срок по получении указанных форм и инструкции направить их министерствам, государственным комитетам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам. Проведение указанной инвентаризации должно осуществляться объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, а обобщение ее материалов и представление их в Госплан РСФСР - соответствующими министерствами, государственными комитетами и ведомствами РСФСР, Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами.

Госплан РСФСР материалы инвентаризации представляет в Совет Министров РСФСР для последующего направления их в Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды (по воздушному бассейну), в Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР (по водным ресурсам), а также в Госснаб СССР (по твердым производственным отходам).

Госплану РСФСР, Министерству здравоохранения РСФСР, Министерству мелиорации и водного хозяйства РСФСР совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами РСФСР принять участие в обобщении в первом полугодии 1981 года Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР и Госснабом СССР материалов инвентаризации по территориям РСФСР, автономных республик, краев, областей и по отраслям народного хозяйства (а по водным ресурсам - также по бассейнам рек);

обеспечить разработку в 1982 году по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами проектов норм предельных выбросов загрязняющих веществ для подведомственных предприятий, учреждений и организаций, и в первую очередь для действующих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в зонах повышенного загрязнения природной среды, предусмотрев в этих проектах последовательное введение в действие указанных норм с учетом соблюдения установленных нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в природной среде (имея в виду пересмотр этих норм в дальнейшем в сторону уменьшения вплоть до полного прекращения в перспективе выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду), и представить указанные проекты в Госплан РСФСР.

Госплану РСФСР совместно с Министерством здравоохранения РСФСР, Министерством мелиорации и водного хозяйства РСФСР, другими заинтересованными министерствами и ведомствами рассмотреть эти проекты и представить их на утверждение в Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерство сельского хозяйства СССР и Министерство здравоохранения СССР;

разработать и осуществить в сроки по согласованию с Государственным комитетом СССР по науке и технике и Госпланом СССР в городах и промышленных центрах по перечню, устанавливаемому Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР и Министерством здравоохранения СССР, комплекс мероприятий по внедрению на подведомственных предприятиях, в учреждениях и организациях малоотходных технологических процессов, а также систем обезвреживания, переработки и очистки газообразных, жидких и твердых производственных и коммунально-бытовых отходов в целях снижения выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду до установленных норм.

7. Госплану РСФСР по согласованию с Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР и другими заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами РСФСР вносить предложения в Госснаб СССР и Госплан СССР о включении очистных канализационных сооружений, имеющих важное значение для охраны окружающей природной среды, в перечень сооружений, комплектование которых оборудованием, приборами, кабельными изделиями и другими материалами поручено осуществлять начиная с 1980 года Госснабу СССР.

8. Учитывая ограниченность торфяных ресурсов, водорегулирующую роль торфяников и необходимость сохранения ресурсов торфа для нужд сельского хозяйства, Министерству сельского хозяйства РСФСР, Министерству топливной промышленности РСФСР, Министерству мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Госкомсельхозтехнике РСФСР, Главнечерноземводстрою с участием Министерства сельского хозяйства СССР и Министерства геологии СССР принять меры к улучшению использования торфяных месторождений.

Госплану РСФСР по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами РСФСР внести в Госплан СССР и Министерство энергетики и электрификации СССР предложения о сроках перевода тепловых электростанций, расположенных в Европейской части СССР и использующих торф в качестве топлива, на другие виды топлива.

9. Для предотвращения отрицательного воздействия геологоразведочных и изыскательских работ, промышленного строительства и транспорта на природную среду тундровой зоны и зоны строительства БАМа Советам Министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам с участием Министерства сельского хозяйства РСФСР, Министерства лесного хозяйства РСФСР и других заинтересованных министерств и ведомств РСФСР, разработать и осуществить до 1981 года комплекс мероприятий по охране природы этих зон, установив, в частности, порядок эксплуатации механизированного транспорта в указанных зонах, исключающий развитие интенсивных эрозионных процессов (термокарста), и обеспечить усиление охраны ягельников, тундровых торфяников и лесов от пожаров, имея в виду, что эта работа в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 декабря 1978 года N 984 проводится также с участием заинтересованных министерств и ведомств СССР.

10. Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам с участием заинтересованных министерств и ведомств СССР и РСФСР разработать в 1979 году и осуществить комплекс мероприятий по борьбе с процессами расширения площади пустыни в аридных зонах, имея в виду, в частности, провести работы по закреплению подвижных песков, созданию защитных зеленых насаждений, по борьбе с засолением земель, а также установить порядок и сроки выпаса скота, порядок строительства нефтегазопроводов и других инженерных сооружений, эксплуатации механизированного транспорта и сельскохозяйственной техники в этих зонах.

11. Министерствам, государственным комитетам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам представлять в Госплан РСФСР предложения по включению в планы подрядных работ, выполняемых министерствами и ведомствами СССР, соответствующих объемов работ по рекультивации земель за счет средств бюджета на операционные расходы.

Госплану РСФСР вносить предложения по этим вопросам в Госплан СССР.

12. Госплану РСФСР, Госстрою РСФСР, министерствам, государственным комитетам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам:

усилить контроль за проектированием, строительством новых и реконструкцией действующих предприятий и сооружений в части соблюдения правил охраны окружающей природной среды от загрязнения вредными выбросами;

обеспечить в проектах на строительство и реконструкцию предприятий и сооружений широкое применение малоотходной технологии, безводных технологических процессов, оборотного водоснабжения, бессточных систем водоснабжения, канализации и других прогрессивных методов защиты окружающей среды от загрязнения.

Министерствам, государственным комитетам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам систематически рассматривать вопросы, связанные с эффективностью работы газоочистных и пылеулавливающих установок и водоочистных сооружений, применяемых на подведомственных предприятиях и в организациях, и представлять в Госстрой РСФСР предложения по дальнейшему совершенствованию этих установок и сооружений с учетом достижений науки и техники для последующего направления их в Госстрой СССР.

13. Министерству сельского хозяйства РСФСР, Министерству лесного хозяйства РСФСР, Министерству юстиции РСФСР, Главному управлению охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР, Всероссийскому обществу охраны природы принять участие в разработке Академией наук СССР совместно с Министерством сельского хозяйства СССР, Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству, Министерством юстиции СССР в 1979 году проектов типовых положений о государственных заповедниках, памятниках природы, ботанических садах, зоологических и дендрологических парках, заказниках, природных (национальных) парках.

14. ЦСУ РСФСР обеспечить начиная с 1979 года сбор, разработку и представление соответствующим государственным органам сводной статистической отчетности, характеризующей выполнение заданий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, предусмотренных государственным планом экономического и социального развития РСФСР.

15. Министерствам, государственным комитетам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам оказывать содействие соответствующим организациям Всероссийского общества охраны природы в осуществлении ими общественного контроля за выполнением законодательства об охране природы, в пропаганде знаний по охране природы и рациональному использованию и воспроизводству ее ресурсов, в выявлении и учете памятников природы, а также в укреплении этих организаций квалифицированными специалистами и обеспечении их необходимыми материально-техническими средствами.

Госплану РСФСР, Главснабсбыту РСФСР предусматривать в годовых планах выделение Всероссийскому обществу охраны природы необходимых материально-технических фондов.

16. Государственному комитету РСФСР по кинематографии, Государственному комитету РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, Министерству культуры РСФСР, обществу "Знание" РСФСР и Всероссийскому обществу охраны природы обеспечить усиление работы по распространению среди населения знаний по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, для чего расширить выпуск информационной и научно-популярной литературы, кинофильмов, организацию передач по радио и телевидению, усилить лекционную пропаганду по этим вопросам;

17. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 1 декабря 1978 года N 984:

а) возложили на Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды:

ответственность за организацию и деятельность государственной системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды;

регулирование использования воздушного бассейна городов и промышленных центров и осуществление государственного контроля за источниками его загрязнения, соблюдением норм предельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

разработку и утверждение совместно с Министерством здравоохранения СССР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами норм предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

рассмотрение представляемых министерствами и ведомствами на согласование схем размещения объектов производственного и иного назначения и проектов на строительство и реконструкцию таких объектов в части соблюдения требований по предотвращению загрязнения атмосферы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»