Недействующий

МИНИСТР ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СССР

ПРИКАЗ

от 9 сентября 1975 года N 844

Об утверждении Положения о курсовых экзаменах и зачетах в заочных средних специальных учебных заведениях СССР

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минпросвещения России от 6 мая 2020 года N 201
____________________________________________________________________


1. Утвердить прилагаемое Положение о курсовых экзаменах и зачетах в заочных средних специальных учебных заведениях СССР, согласованное с Минфином СССР.

2. Утвердить образец справки-вызова для учащихся вечерних и заочных средних специальных учебных заведений (отделений) (приложение).

3. Учебно-методическому управлению по среднему специальному образованию подготовить предложения по изменению п.7 действующего Положения об учебно-консультационном пункте среднего специального учебного заведения.

4. Считать утратившими силу приказ по Министерству высшего и среднего специального образования СССР от 5 сентября 1960 года N 472 "Об утверждении Положения о курсовых экзаменах в заочных средних специальных учебных заведениях" и инструктивное письмо Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 27 мая 1965 года N И-40 "О порядке вызова на лабораторно-экзаменационную сессию учащихся-заочников средних специальных учебных заведений".

В.П.Елютин

     

ПОЛОЖЕНИЕ
о курсовых экзаменах и зачетах в заочных средних специальных учебных заведениях СССР

Общие положения

1. Экзамены в заочных средних специальных учебных заведениях имеют целью определить степень усвоения учащимися изучаемых предметов и умение применять полученные знания при решении практических задач.

2. Перечень предметов, выносимых на экзамены, устанавливается учебными планами, утвержденными Министерством высшего и среднего специального образования СССР.

3. Зачеты служат формой проверки успешного выполнения учащимися лабораторных, практических работ, курсовых проектов (работ) и прохождения производственной преддипломной практики.

4. В течение учебного года может проводиться одна, а для учащихся-заочников, проживающих вблизи техникума (отделения, филиала), по их желанию, несколько (не более 3-х) лабораторно-экзаменационных сессий.

Сроки проведения лабораторно-экзаменационных сессий устанавливаются директором учебного заведения в соответствии с утвержденными учебными планами и с учетом интересов предприятий (учреждений), колхозов, совхозов, на которых работает большинство учащихся-заочников.

5. В течение учебного года проводятся лабораторно-экзаменационные сессии общей продолжительностью для учащихся I и II курсов 30 календарных дней и учащихся III-V курсов - 40 календарных дней.

Примечание. Исключение составляют учащиеся-заочники музыкальных и культурно-просветительных училищ, для которых установлены иные сроки отпусков.


6. Экзамены и зачеты учащиеся-заочники сдают, как правило, в том учебном заведении (отделении), в котором обучаются.

На учебно-консультационных пунктах с разрешения министерства (ведомства), которому подчинено учебное заведение, курсовые экзамены и зачеты, руководство курсовым проектированием и прием курсовых проектов могут проводиться только по общеобразовательным и общетехническим предметам и при следующих условиях:

- наличии учебно-материальной базы, обеспечивающей проведение всех необходимых лабораторных и практических работ;

- наличии преподавателей по общеобразовательным и общетехническим предметам, для которых эта работа является основной.

Примечание. В отдельных случаях, при отсутствии на УКП преподавателя по какому-либо предмету, для которого работа на УКП является основной, техникум может направить для приема экзамена по этому предмету своего основного преподавателя. Директору техникума предоставляется право разрешать отдельным учащимся сдавать курсовые экзамены и зачеты по общеобразовательным и общетехническим предметам в других заочных средних специальных учебных заведениях (отделениях), но только в период проведения в них лабораторно-экзаменационной сессии.

Порядок подготовки к экзаменам

7. Не позднее чем за месяц до начала лабораторно-экзаменационной сессии каждому учащемуся направляется извещение о календарных сроках ее проведения.

8. Имеющими право на дополнительный оплачиваемый отпуск считаются учащиеся-заочники, которые не имеют академической задолженности за предыдущий (семестр) курс и к началу лабораторно-экзаменационной сессии выполнили все домашние контрольные работы и курсовые проекты по предметам, выносимым на лабораторно-экзаменационную сессию, из которых не менее 75% к моменту вызова должны быть зачтены, а остальные представлены в техникум на рецензирование.

Классные контрольные работы, если они не были выполнены в межсессионный период, выполняются в период лабораторно-экзаменационной сессии.

Примечание. Учащиеся заочных техникумов (филиалов, отделений), оставленные по уважительным причинам на повторный курс обучения и не пользовавшиеся за данный курс оплачиваемым дополнительным отпуском для сдачи курсовых экзаменов, имеют на него право, если они за второй год обучения успешно выполнили соответствующий учебный план.


9. Учащимся, успешно выполнившим учебный план данного курса (семестра), справка-вызов высылается не позднее чем за две недели до лабораторно-экзаменационной сессии.

При проведении лабораторно-экзаменационных сессий в несколько периодов справки-вызовы для получения учащимися дополнительного оплачиваемого отпуска выдаются техникумом на каждый период отдельно с таким расчетом, чтобы общая продолжительность отпуска на каждом курсе не превышала срока, установленного постановлением Совета Министров СССР от 2 июля 1959 года N 720.

Выдача справок-вызовов учащимся на экзамены подлежит строгому учету.

Справку-вызов учащийся предъявляет руководству предприятия (учреждения) для предоставления ему дополнительного оплачиваемого отпуска на период экзаменационной сессии.

10. Учащимся, не выполнившим по уважительным причинам учебный график к началу лабораторно-экзаменационной сессии, директор учебного заведения назначает другой срок ее проведения. Учащиеся, которым перенесен срок лабораторно-экзаменационной сессии, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск.

11. Учащиеся, не полностью выполнившие учебный график, но прибывшие на лабораторно-экзаменационную сессию без вызова, допускаются к занятиям, выполнению лабораторно-практических работ, к сдаче экзаменов по предметам, по которым они выполнили все предусмотренные контрольные работы, без последующего предоставления оплачиваемого дополнительного отпуска за данную лабораторно-экзаменационную сессию.

12. Экзамены и учебные занятия в период лабораторно-экзаменационных сессий проводятся по расписанию, утверждаемому директором учебного заведения за 10 дней до начала сессии.

При составлении расписания необходимо руководствоваться следующим:

12.1. Разрешается проводить в один день в учебной группе только одни письменный или устный экзамен;

12.2. Учебные занятия и экзамены следует чередовать и распределять равномерно на весь период сессии, предусматривая длительность перерывов между устными экзаменами не менее двух дней. В течение этих дней должны быть выполнены и проведены предусмотренные по предмету классные контрольные работы, если они не были выполнены учащимися в межсессионный период.

13. Экзаменационные билеты для проведения устных экзаменов и задания для письменных экзаменационных работ составляются преподавателями соответствующих предметов, обсуждаются на предметной комиссии и утверждаются ее председателем: не позднее чем за месяц до начала лабораторно-экзаменационной сессии.

Примечание. При разрешении проведения экзаменов на УКП, утвержденные экзаменационные билеты, тексты диктантов и темы сочинений направляются в УКП с таким расчетом, чтобы они поступили в них не позднее чем за 10 дней до начала экзаменов.

14. В экзаменационные билеты включаются 2-3 вопроса из разных разделов программы предмета, изучаемого в данном учебном году. В том случае, если специфика предмета требует включения задачи или примера, в экзаменационные билеты включаются 2 вопроса и одна задача или пример.

Комплект билетов должен по своему содержанию охватывать все основные вопросы пройденного программного материала предмета.

Количество билетов в комплекте должно быть больше количества учащихся экзаменуемой группы.

Для параллельных групп рекомендуется иметь соответственное количество комплектов билетов.

15. Задания для письменных экзаменационных работ должны содержать:

15.1. По русскому и родному языку - тексты диктантов (объемом 170-200 слов), соответственно количеству экзаменующихся групп;

15.2. По литературе - темы для сочинений по пройденному в данном учебном году материалу в количестве не менее 4 тем на группу;

15.3. По остальным предметам - содержание работ определяется в зависимости от характера предмета.

Экзаменационные билеты, тексты диктантов и темы для сочинений хранятся в сейфе у заместителя директора по учебной работе (заведующего заочным отделением).

Тексты диктантов и темы для сочинений выдаются экзаменатору перед экзаменом. Содержание экзаменационных билетов предварительно до сведения учащихся не доводится.

Для подготовки к экзамену разрешается давать учащимся вопросы для повторения изучаемого материала, составленные в последовательном порядке по программе.

Порядок проведения экзаменов

16. К экзамену по каждому предмету допускаются учащиеся, которые выполнили по этому предмету установленные учебным графиком контрольные, курсовые, лабораторные и практические работы.

При явке на экзамены учащихся обязаны иметь при себе проверенные контрольные работы и отчеты по лабораторным работам, а также книжку успеваемости учащегося. Контрольные работы и отчеты по лабораторным работам учащихся, сдавших экзамены по данному предмету, передаются в учебную часть для актирования, анализа и уничтожения.

Примечание. Успевающим учащимся-заочникам, выполнившим полностью учебный план текущего курса, руководство учебного заведения может разрешить сдачу экзаменов по предметам следующего курса, при условии выполнения ими контрольных и лабораторных работ, курсовых проектов по этим предметам.

17. Прием экзаменов у учащихся по предметам, как правило, должен проводиться преподавателями, которые рецензировали их контрольные работы.

18. Для проведения письменного экзамена учащиеся всех специальностей курса объединяются в одну группу численностью 20-30 человек.

На проведение письменных экзаменов должно быть предусмотрено время не более:

18.1. Одного учебного часа на группу по русскому и родному языку (диктант);

18.2. Четырех часов на группу по литературе (сочинение);

18.3. Как правило, не более двух учебных часов на группу по остальным предметам. Учащиеся, не полностью выполнившие письменные экзаменационные работы в отведенное время, сдают их незаконченными.

Письменные экзаменационные работы и черновики выполняются учащимися на бумаге со штампом учебного заведения.

19. При проведении устных экзаменов (если экзаменующихся более 15 человек) учащиеся комплектуются в 2-3 подгруппы с указанием времени явки на экзамены.

Подгруппы сдают экзамены одна после другой в один и тот же день. На проведение экзаменов должно быть предусмотрено в среднем 1/3 учебного часа на одного экзаменующегося.

20. Во время сдачи экзамена у одного экзаменатора в аудитории может находиться не более 5 учащихся.

В необходимых случаях с разрешения преподавателя учащиеся могут пользоваться картами, таблицами, макетами, планами, справочниками.

21. В зависимости от качества ответа на вопросы экзаменационного билета и выполненных учащимся контрольных работ ему могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах материала, вынесенного на экзамены.

22. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения директора или заместителя директора по учебной работе не допускается.

Оценка и учет знаний учащихся

23. Знания учащихся оцениваются по цифровой пятибалльной системе: "5", "4", "3", "2", "1" со словесным подтверждением.

24. По лабораторным и практическим работам проставляются зачеты, а по курсовому проекту (работе) и производственной преддипломной практике - зачеты с дифференцированной оценкой.

25. Положительные оценки заносятся в экзаменационную ведомость и книжку успеваемости, неудовлетворительная оценка проставляется только в экзаменационной ведомости.

После лабораторно-экзаменационной сессии все отметки из экзаменационных ведомостей переносятся в учебную карточку учащегося.

26. Итоговые оценки успеваемости (для занесения в приложение к диплому) определяются по последней экзаменационной оценке.

Итоги лабораторно-экзаменационных сессий и порядок перевода учащихся на следующий курс

27. Учащиеся, полностью выполнившие учебный план данного курса и успешно сдавшие все экзамены, переводятся на следующий курс.

Учащимся, получившим в результате лабораторно-экзаменационной сессии не более трех неудовлетворительных оценок учебной частью техникума устанавливается определенный срок для их пересдачи.

В период лабораторно-экзаменационной сессии, после сдачи учащимся всех экзаменов, допускается с разрешения директора учебного заведения пересдача одного экзамена, по которому им получена неудовлетворительная оценка.

Пересдача экзамена по одному и тому же предмету допускается не более трех раз. Последняя, третья пересдача допускается только с разрешения директора или заместителя директора по учебной работе.

28. Допуск к экзаменам по предметам следующего курса разрешается только после ликвидации задолженности за предыдущий курс.

29. В конце учебного года техникум обязан установить причины, помешавшие отдельным учащимся выполнить учебный график и принять участие в лабораторно-экзаменационной сессии, а также выяснить желание этих учащихся продолжать обучение в техникуме.

Учащиеся, не полностью завершившие обучение и выразившие желание продолжить его, могут быть оставлены на второй год на том же курсе, но не более двух раз за весь срок обучения в техникуме (училище).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»