Действующий


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 17 марта 2005 года Дело N 3-53/05


[Об оспаривании законности статьи 2 Закона Санкт-Петербурга
"О транспортном налоге"
]

_____________________________________________

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 06.07.2005 N 78-Г05-30 решение оставлено без изменения.

_____________________________________________


Санкт-Петербургский городской суд в лице: судьи Городского суда ... с участием прокурора ... при секретаре ... рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А-й Г.А. об оспаривании законности статьи 2 Закона Санкт-Петербурга "О транспортном налоге", установил:

16 октября 2002 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят и 4 ноября 2002 года подписан губернатором Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга "О транспортном налоге" (л.д.17-18). Указанный Закон действует с внесенными изменениями и дополнениями согласно Закону Санкт-Петербурга "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О транспортном налоге" и Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" принятого Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 22 октября 2003 года и подписанного Губернатором Санкт-Петербурга 11.11.2003.

Статья 1 Закона Санкт-Петербурга "О транспортном налоге" предусматривает, что транспортный налог (далее - налог) устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и настоящим Законом Санкт-Петербурга, вводится в действие настоящим Законом Санкт-Петербурга в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и обязателен к уплате на территории Санкт-Петербурга.

Статья 2 Закона Санкт-Петербурга "О транспортном налоге" устанавливает дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортного средства.

Заявительница А-ва Г.А. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением об оспаривании законности статьи 2 указанного Закона и при этом ссылается, что она является владельцем транспортного средства, которое находится в разукомплектованном и обездвиженном состоянии, находится на автостоянке, не проходило ежегодные технические осмотры ГИБДД и снято с учета в ГИБДД в сентябре 2004 года.

В настоящее время к ней предъявлены налоговой службой требования о взыскании транспортного налога, не оплаченного за весь период регистрации транспортного средства до периода снятия с учета.

Заявительница полагает, что оспариваемая ею норма ущемляет ее права и законные интересы налогоплательщика, поскольку обязывает уплачивать налоги без учета полезного срока использования транспортного средства, что, по мнению заявительницы, находится в противоречии с Налоговым кодексом РФ.

В судебном заседании требования заявительницы поддержал по доверенности А-в Г.П., который пояснил, что содержание статьи 2 Закона Санкт-Петербурга противоречит Налоговому кодексу РФ, норма не предусматривает учет полезного срока использования транспортного средства, что лишает налогоплательщика возможности отказаться от уплаты транспортного налога в случае неиспользования транспортного средства длительное время, тогда как пункт 3 ст.361 Налогового кодекса РФ это допускает.

Проверив материалы дела, выслушав доводы заявителя, представителей Губернатора Санкт-Петербурга по доверенностям Б-й Л.Н., Ш-ва А.С., представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Г-й В.М., заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры ... полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных требований.

Так, статья 1 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в соответствии с п.3 ст.12 Налогового кодекса Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в порядке и пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога.

Согласно ст.356 Налогового кодекса РФ транспортный налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Законами субъектов РФ должны быть установлены следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ; порядок и сроки уплаты налога в соответствии со ст.360 и 363 Налогового кодекса РФ с учетом положений ст.57 и 58 Налогового кодекса РФ; форма отчетности по данному налогу; налоговые льготы и основания для их использования с учетом положений Налогового кодекса РФ.

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.357, 358 НК РФ.

Признание налоговыми органами физических лиц налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в порядке, предусмотренном ст.362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Таким образом, основанием для взимания с физического лица транспортного налога является наличие зарегистрированного в установленном порядке транспортного средства, являющегося объектом налогообложения.

Факт регистрации транспортного средства заявителем не отрицается. Возможность реализации заявителем права снятия неисправного транспортного средства с регистрационного учета им не оспаривается и объясняется им в судебном заседании как неиспользование этой возможности, надеясь на восстановление в технически исправное состояние.

Между тем, налогообложение транспортных средств производится по налоговым ставкам, установленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ в соответствии со ст.361 НК РФ. Согласно данной норме, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно, в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в установленных пунктом 1 данной статьи размерах.

Пункт 2 предоставляет субъектам Российской Федерации право своими законами увеличивать или уменьшать налоговые ставки, указанные в п.1, но не более чем в пять раз.

Пункт 3 ст.361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

При этом суд полагает, что данная норма предоставляет субъектам РФ право воспользоваться указанной нормой, но не обязывает ее устанавливать.

При установлении налоговых ставок Законом Санкт-Петербурга "О транспортном налоге" представительный и исполнительные органы государственной власти субъекта РФ - города федерального значения Санкт-Петербурга не воспользовались предоставленным п.3 ст.361 НК РФ правом, что не противоречит федеральному законодательству.

Статья 2 Закона Санкт-Петербурга "О транспортном налоге" устанавливает налоговые ставки в соответствии с нормами Налогового кодекса, и при этом субъект РФ - Санкт-Петербург осуществил это регулирование в пределах своей компетенции и полномочий.

На основании изложенного суд полагает, что не имеется оснований для удовлетворения заявления А-й Г.А., поскольку изложенные ею письменные доводы и доводы представителя в судебном заседании являются ошибочными и правового значения не имеют.

На основании изложенного суд полагает требования заявителя необоснованными и удовлетворению не подлежащими.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд решил:

Заявление А-й Г.А. об оспаривании законности статьи 2 Закона Санкт-Петербурга "О транспортном налоге" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья




Текст документа сверен по:

рассылка