САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 24 сентября 2007 года Дело N 3-285/07


[Об отказе в признании недействующим постановления
Правительства Санкт-Петербурга от 28 ноября 2006 года N 1432
"Об утверждении результатов кадастровой оценки земель
в Санкт-Петербурге"
]

___________________________________________________

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 декабря 2007 года N 78-Г07-49 решение оставлено без изменения.

___________________________________________________

Санкт-Петербургский городской суд в составе судьи ... с участием прокурора ... при секретаре ... рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Звезда" о признании недействующим постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28 ноября 2006 года: N 1432 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге", установлено:

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 ноября 2006 года N 1432 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге" утверждены на территории Санкт-Петербурга результаты кадастровой оценки земель в границах кадастровых кварталов и установлена кадастровая стоимость 1 кв.м земли согласно приложению, являющемуся неотъемлемой частью названного постановления Правительства Санкт-Петербурга.

Этим же постановлением признан утратившим силу с 1 января 2007 года пункт 1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 2 августа 2005 года 1147 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербypгe", которым ранее были утверждены на территории Санкт-Петербурга результаты кадастровой оценки земель в границах кадастровых кварталов и установлена кадастровая стоимость 1 кв.м земли согласно приложению к данному постановлению (л.д.19-150).

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28 ноября 2006 года N 1432 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге" было официально опубликовано в журнале "Вестник Администрации Санкт-Петербурга", второй специальный выпуск, 30.11.2006 (л.д.157).

Открытое акционерное общество "Звезда" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением, в котором просило признать недействующим полностью постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28 ноября 2006 N 1432 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге" как противоречащее пункту 3 Правил проведения государственной оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (в редакции постановления Правительства РФ от 11.04.2006 N 206), указав в обоснование своего заявления следующее. Согласно пункту 3 Правил проведения государственной оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (в редакции постановления Правительства РФ от 11.04.2006 N 206), государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. В противоречие с пунктом 3 указанных Правил государственная кадастровая оценка земель в Санкт-Петербурге утверждалась дважды в течение 2 лет подряд. При этом постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 ноября 2006 года N 1432 была установлена новая кадастровая стоимость земельного участка, занимаемого ОАО "Звезда", в размере 1919 руб./кв.м (кадастровый квартал N 7152) вместо установленной ранее стоимости в размере 737 руб/кв.м, что нарушает права заявителя как плательщика земельного налога, предоставленные статьей 57 Конституции Российской Федерации, платить законно установленные налоги и сборы (л.д.4-5).

В судебном заседании представитель ОАО "Звезда" В-ва Ю.В. просила суд удовлетворить заявление ОАО "Звезда", дополнив в его обоснование, что доводы Правительства Санкт-Петербурга, изложенные в отзыве, о необходимости принятия оспариваемого постановления Правительства Санкт-Петербурга для приведения постановления Правительства Санкт-Петербурга от 2 августа 2005 года N 1147 в соответствие с федеральным законодательством, являются несостоятельными, так как оспариваемым постановлением было фактически отменено постановление Правительства Санкт-Петербурга от 2 августа 2005 года N 1147 (л.д.156).

Представитель Правительства Санкт-Петербурга С-ва Ю.И. просила суд отказать в удовлетворении заявления, полагая, что оспоренный ОАО "Звезда" нормативный правовой акт принят уполномоченным органом Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции и не противоречит пункту 3 Правил проведения государственной оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316 (в редакции постановления Правительства РФ от 11.04.2006 N 206), подробно изложив свои доводы в письменном отзыве на заявление (л.д.16-17).

Выслушав объяснения сторон, проверив представленные доказательства, заслушав заключение прокурора ..., полагавшей заявление ОАО "Звезда" не подлежащим удовлетворению, суд находит заявление ОАО "Звезда" не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 и части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса PФ для установления новой стоимости земельных участков проводится кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Государственного комитета РФ по земельной политике принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утвердить ее результаты.

В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (как в первоначальной, так и в последующей редакции) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право утверждать результаты государственной кадастровой оценки земель.

Таким образом, оспоренное заявителем постановление от 28 ноября 2006 года N 1432 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге" было принято Правительством Санкт-Петербурга в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, что и не оспаривается заявителем.

Как установлено материалами дела, государственная кадастровая оценка земель Санкт-Петербурга ранее проводилась в 2005 году. Ее результаты были утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга 2 августа 2005 года N 1147. На дату утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель Санкт-Петербурга 2 августа 2005 года периодичность проведения этой оценки не была установлена ни постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", ни Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316.

11 апреля 2006 года постановлением Правительства РФ N 206 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственной кадастровой оценки земель" в Правила проведения государственной кадастровой оценки земель внесены изменения. Согласно пункту 3 Правил в новой редакции государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации данной норме Правил, впервые установившей требования к периодичности проведения государственной кадастровой оценки земель, не была придана обратная сила. Следовательно, пункт 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (в редакции постановления Правительства РФ от 11.04.2006 N 206) регулирует отношения, которые сложились после вступления в силу постановления Правительства РФ от 11 апреля 2006 года N 206 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственной кадастровой оценки земель".

Оспариваемым постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1432, введенным в действие с 1 января 2007 года, действительно 28.11.2006 были утверждены результаты кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге. Однако, по мнению суда, не имеется оснований утверждать, что государственная кадастровая оценка земель в Санкт-Петербурге утверждалась дважды в течение 2 лет подряд в противоречие с пунктом 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (в редакции постановления Правительства РФ N 206 от 11 апреля 2006 года), так как с момента введения действие постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 года N 206 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственной кадастровой оценки земель" кадастровая оценка земель в Санкт-Петербурге была проведена впервые, оснований учитывать кадастровую оценку, проведенную ранее, в период отсутствия требований к периодичности проведения такой оценки нe имeeтcя.

Кроме того, в судебном заседании нашли подтверждение и доводы представителя Правительства Санкт-Петербурга о том, что постановление Правительства Санкт-Петербурга N 1432 от 28.11.2006 было принято в целях устранения противоречия постановления Правительства Санкт-Петербурга от 2 августа 2005 года N 1147 нормам федерального законодательства, а именно, в целях установления кадастровой стоимости земли с учетом классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Согласно пункту 4 Правил проведения государственной оценки земель, как в первоначальной, так и в последующей редакции, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Между тем, как усматривается из постановления Правительства Санкт-Петербурга от 2 августа 2005 года N 1147, которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель Санкт-Петербурга в 2005 году, названным постановлением Правительства Санкт-Петербурга кадастровая стоимость земель устанавливалась для каждого кадастрового квартала независимо от вида функционального использования (единая кадастровая стоимость земель для всех видов функционального использования в границах одного квартала), что противоречило указанным выше Правилам.

Данная ситуация сложилась в связи с тем, что на момент принятия постановления Правительства Санкт-Петербурга от 2 августа 2005 года N 1147 в Санкт-Петербурге отсутствовал нормативный документ, определяющий виды функциональных зон на территории Санкт-Петербурга. Виды функциональных зон, являющиеся основанием определения кадастровой стоимости земель, были утверждены Законом Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" (л.д.186-187).

Оспоренным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 ноября 2006 года N 1432 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге" кадастровая стоимость земель впервые была установлена для каждого кадастрового квартала с учетом вида их функционального использования, чем было устранено имевшее место противоречие законодательства субъекта Российской Федерации, регулирующего вопросы государственной кадастровой оценки земель, федеральному законодательству.

Доводы представителя заявителя о том, что в данном случае не имеется оснований утверждать, что постановление Правительства Санкт-Петербурга от 2 августа 2005 года N 1147 было приведено в соответствие с федеральным законодательством путем принятия оспариваемого постановления Правительства Санкт-Петербурга, так как оспариваемым постановлением был отменен пункт 1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 2 августа 2005 года N 1147, что фактически приводит к отмене последнего, суд находит несостоятельными, так как действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений, касающихся способов приведения законодательства субъекта Российской Федерации в соответствие федеральному законодательству. Приведение законодательства субъекта Российской Федерации в соответствие федеральному законодательству возможно по усмотрению соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации не только путем внесения изменений или дополнений в нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, который противоречит федеральному законодательству, но и путем отмены данного нормативного правого акта с принятием нового акта, регулирующего эти же правоотношения.

При таких обстоятельствах суд не усматривает противоречия постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28 ноября 2006 года N 1432 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге" пункту 3 Правил проведения государственной оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (в редакции постановления Правительства РФ от 11.04.2006 N 206).

Следовательно, не имеется оснований утверждать, что оспоренное ОАО "Звезда" постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28 ноября 2006 года N 1432 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге" нарушает права заявителя как плательщика земельного налога.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 197, 253 ГПК РФ, суд решил:

Заявление открытого акционерного общества "Звезда" о признании недействующим постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28 ноября 2006 года N 1432 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге" оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана сторонами кассационная жалоба или принесено кассационное представление прокурором, участвующим в деле, в Верховный суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.



Судья
...




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка