Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 апреля 1988 года N 183/41/60


Об утверждении Типового положения о порядке комплектования и опережающей подготовки кадров для строящихся, расширяемых, реконструируемых и технически перевооружаемых предприятий и производственных мощностей

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 25 июня 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 июня 2020 года N 857

____________________________________________________________________


   B соответствии с постановлением ЦK KПCC и Совета Министров CCCP от 23 октября 1986 г. N 1300 "О совершенствовании практики подготовки кадров для освоения новой техники и технологии в отраслях народного хозяйства" Государственный комитет CCCP по труду и социальным вопросам, Государственный строительный комитет CCCP и Министерство финансов CCCP

постановляют:

   Утвердить согласованное с ГКНТ CCCP и BЦCПC Типовое положение о порядке комплектования и опережающей подготовки кадров для строящихся, расширяемых, реконструируемых и технически перевооружаемых предприятий и производственных мощностей (прилагается).

Приложение 1
к постановлению Госкомтруда CCCP,
Госстроя СССР и Минфина СССР от
4 апреля 1988 г. N 183/41/60

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке комплексования и опережающей подготовки кадров для строящихся, расширяемых, реконструируемых и технически перевооружаемых предприятий и производственных мощностей


I Общие положения

   1.1. Настоящее Типовое положение определяет порядок комплектования и опережающей подготовки кадров для строящихся, расширяемых, реконструируемых и технически перевооружаемых предприятий и производственных мощностей<1>.

   Типовое положение разработано в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 октября 1986 г. N 1300 "О совершенствовании практики подготовки и переподготовки кадров для освоения новой техники и технологии в отраслях народного хозяйства" и является основой для внесения дополнений в нормативные документы по проектированию новых и реконструкции действующих предприятий, разработке технологических процессов и оборудования.

   1.2. На основе настоящего Типового положения министерства и ведомства совместно с соответствующими отраслевыми комитетами профсоюзов с учетом особенностей отраслей разрабатывают отраслевые положения и утверждают их.

   ----------

   <1> В дальнейшем - "строящиеся и реконструируемые предприятия".

   1.3. При организации работы по комплектованию и опережающей подготовке кадров для строящихся и реконструируемых предприятий министерства, ведомства, объединения, предприятия руководствуются Законом СССР о государственном предприятии (объединении) и действующими документами, определяющими перспективы их развития: пятилетние и перспективные планы строительства новых, расширения и реконструкции действующих предприятий, схемы развития и размещения отраслей, перечень новых направлений развития техники и технологии и др.

   1.4. Обеспечение строящихся и реконструируемых предприятий кадрами должно осуществляться прежде всего за счет внутриотраслевого перераспределения рабочей силы, включая высвобождаемых работников, направления выпускников профессионально-технических училищ, средний специальных и высших учебных заведений, лиц, окончивших учебно-курсовые комбинаты.

   Для своевременного обеспечения квалифицированными кадрами вводимой в эксплуатацию новой сложной техники и технологии следует предусматривать опережающую подготовку кадров по отношению к установленным срокам пуска в действие строящихся и реконструируемых предприятий.

   1.5. Типовое положение является нормативным документом по капитальному строительству и подлежит обязательному соблюдению при подготовке предпроектной документации, разработке проектов на строительство и реконструкцию предприятий, создании норм, нормативов и типовых решений при проектировании, проведении экспертизы проектно-сметной документации.

   Не подлежат утверждению проекты на строительство новых и реконструкцию действующих предприятий, в составе которых (раздел "Научная организация труда рабочих и служащих. Управление предприятием") не содержаться требования по кадровому обеспечению, включая вопросы развития материально-технической базы подготовки кадров.

         

2. Определение потребности в кадрах строящихся и
реконструируемых предприятий в проектно-технической документации

   2.1. Расчет общей численности работающих (в том числе промышленно-производственного персонала) проводится при разработке технико-экономических обоснований (ТЭО), технико-экономических расчетов (ТЭР) и уточняется в проектах на строительство новых и реконструкцию действующих предприятий.

   2.2. Численность работающих определяется, исходя из того, что производительность труда на намечаемом строительством предприятии (объекте) должна быть к моменту ввода его в действие на полную мощность не ниже прогрессивных показателей, установленных для данной отрасли (подотрасли) на конец пятилетки, в которой намечается освоение проектных мощностей.

   2.3. Потребность в кадрах по профессиям, специальностям и квалификации должна определяться при разработке проектной документации на строительстве новых и реконструкцию действующих предприятий6 исходя из проектируемой общей численности работающих и требований по научной организации труда, производства и управления. Основные принципы и порядок расчета потребности в кадрах приведен в приложении n 1 к настоящему Типовому положению.

   2.4. Потребность в кадрах по новым профессиям для строящихся и реконструируемых предприятий определяется проектной организацией на основе представленной организациями-разработчиками и предприятиями- изготовителями новой техники соответствующей документации.

   Организации-разработчики и предприятия-изготовители новой техники представляют в составе технической документации данные о профессионально-квалификационном составе работников, нормативах численности работников для эксплуатации и обслуживания новой техники, проекты квалификационных характеристик на новые профессии, не содержащиеся в ЕТКС, учебно-методической документации для подготовки кадров по этим профессиям и документации на учебно-тренажерное оборудование для освоения новых технологических профессий и операций. Указанные проекты утверждаются в установленном порядке одновременно с созданием новой техники.

3. Источники обеспечения кадрами строящихся
и реконструируемых предприятий

   3.1. В целях своевременного обеспечения строящихся и реконструируемых предприятий квалифицированными кадрами заказчик согласовывает при выборе площадки строительства с местными Советами народных депутатов возможности удовлетворения потребности в кадрах за счет трудовых ресурсов территории с учетом складывающегося баланса рабочих мест и рабочей силы.

   Необходимая численность работников и источники ее обеспечения согласовываются заказчиком с местными плановыми органами и органами по труду и социальным вопросам.

   3.2. Заказчик представляет местным плановым органам и органам по труду и социальным вопросам на рассмотрение технико-экономические обоснования (технико-экономические расчеты) строительства предприятий и сооружений с балансовыми расчетами по комплектованию строящихся и реконструируемых предприятий необходимым контингентом работающих с указанием источников обеспечения рабочей силой.

   3.3. Для реконструируемых предприятий в целях экономии финансовых средств и сокращения сроков подготовки кадров определяются прежде всего внутренние источники обеспечения квалифицированными кадрами за счет повышения квалификации рабочих ведущих профессий и переподготовки высвобождаемых рабочих. С участием советов трудовых коллективов осуществляется отбор кандидатов на переобучение для эксплуатации и обслуживания новой техники с учетом уровня их общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также стажа работы на производстве.

   3.4. Численность и состав квалифицированных рабочих и специалистов, потребность в которых необходимо обеспечить за счет выпускников профтехучилищ, средних специальных и высших учебных заведений, а также лиц, окончивших учебно-курсовые комбинаты или прошедших обучение по иным формам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, определяются в тесной увязке со сроками и другими показателями ввода в эксплуатацию и освоение новой техники и технологии. При этом следует определить объемы досрочного набора и опережающей подготовки кадров, осуществляемой за счет средств на капитальное строительство.

   Балансовые расчеты обеспечения строящихся и реконструируемых предприятий квалифицированными рабочими и специалистами составляются заказчиком при необходимости с участием проектной организации по формам приложения N 2 и 3 к настоящему Типовому положению.

4. Организация работы по опережающей подготовке,
переподготовке и повышению квалификации кадров для строящихся и
реконструируемых предприятий

   4.1. Разработка заказчиком плана подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров осуществляется в соответствии со сроками ввода в действие строящихся и реконструируемых предприятий на основе балансовых расчетов дополнительной потребности в квалифицированных кадрах.

   4.2. План подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для строящихся и реконструируемых предприятий составляется после утверждения технико-экономического обоснования (технико-экономического расчета) и уточняется после утверждения проекта на строительство новых и реконструкцию действующих предприятий. Формы плана приведены в приложениях N 4 и 5 к настоящему Типовому положению.

   В соответствии с разработанным планом заказчиком заключаются договоры с учебными заведениями на целевую подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов согласно существующему порядку.

   4.3. Финансирование подготовки рабочих и специалистов для строящихся и реконструируемых предприятий осуществляется за счет собственных средств предприятий, централизованного фонда развития производства, науки и техники вышестоящих органов по подчиненности, а также при необходимости за счет средств на капитальное строительство.

   4.4. Финансирование затрат, связанных с досрочным набором и опережающей подготовкой эксплуатационного персонала для работы на новом сложном оборудовании и прогрессивной технике, освоения передовой технологии, осуществляется за счет средств на капитальное строительство новых и реконструкцию действующих предприятий. При этом предусматривается сохранение за подготавливаемыми работниками средней заработной платы по месту основной работы на весь период обучения. Порядок определения стоимости опережающей подготовки кадров приведен в приложении N 6 к настоящему Типовому положению.

   В случае стажировки за рубежом рабочих и специалистов для предприятий и производств, строящихся на основе компенсационных соглашений и на комплектном импортном оборудовании, расходы в иностранной валюте, связанные со стажировкой кадров за рубежом, производятся за счет валютных фондов, создаваемых в соответствии с установленным порядком их образования и использования.

   4.5. Максимально возможны сроки, в течение которых допускается к моменту ввода в действие предприятия подготовка работников, необходимых для эксплуатации и обслуживания прогрессивной техники и технологии, устанавливаются министерствами, ведомствами и другими вышестоящими организациями по подчиненности с учетом сложности работ по соответствующим профессиям и требуемой продолжительности обучения. При переносе сроков ввода в действие предприятий и производств одновременно должны решаться вопросы, связанные с опережающей подготовкой кадров и их использованием.

   4.6. Сроки (продолжительность) опережающей подготовки рабочих и специалистов для строящихся и реконструируемых предприятий должны определяться, исходя из сложности и новизны выполняемых в дальнейшем работ.

   В общий срок опережающей подготовки кадров должны включаться сроки теоретической подготовки, необходимой для работы в условиях применения новой сложной техники и технологии, более совершенной организации производства и труда; практической подготовки, включающей стажировку на действующих предприятиях с необходимой материально-технической базой (в том числе зарубежных), участие в пусконаладочных работах в конкретных условиях вводимого в действие предприятия или производства.

   При подготовке высококвалифицированных кадров для эксплуатации и обслуживания сложных систем машин и оборудования, а также для выполнения сложных технологических операций допускается опережение подготовки кадров по отношению к вводу в действие пусковых объектов на срок 12-18 месяцев.

   При подготовке кадров средней квалификации для освоения новых технологических процессов, эксплуатации и обслуживания техники новых поколений, выпуска принципиально новых видов продукции допускается опережение подготовки кадров на срок 6-12 месяцев.

   4.7. В целях обеспечения опережающей подготовки кадров заказчиком должны приниматься меры, направленные на укрепление учебно-производственной базы действующих учебных заведений с учетом современных требований, и предусматриваться при необходимости ресурсы для создания новых учебных заведений. Учебно-производственная база должна быть готова к началу опережающей подготовки кадров.

   4.8. Сроки набора кадров на строящиеся и реконструируемые предприятия определяются заказчиком дифференцированно в зависимости от категории работников, их профессий и специальностей, исходя из:

   установленных сроков обучения при подготовке, переподготовке и повышения квалификации для различных категорий, профессий и специальностей работников;

   особенностей производства, сложности оборудования, технологических процессов и установок;

   установленных сроков ввода в действие предприятий и производственных мощностей и продолжительности пусконаладочных работ для различных производств.

   4.9. Министерства и ведомства должны предусмотреть в планах по труду своевременное выделение строящимся и реконструируемым предприятиям необходимых лимитов фонда заработной платы для набора кадров и организации их обучения с таким расчетом, чтобы к моменту пуска в эксплуатацию они были полностью укомплектованы квалифицированными рабочими и специалистами.

Приложение N 1
 к Типовому положению
 о порядке комплектования
 и опережающей подготовки кадров
 для строящихся, расширяемых,
 реконструируемых и технически
 перевооружаемых предприятий и
 производственных мощностей,
 утверждаемому постановлением Госкомтруда СССР,
 Госстроя СССР и Минфина СССР
 от 4 апреля 1988 г. N 183/41/60


Основные принципы и порядок расчета потребности в кадрах при проектировании строительства и реконструкции предприятий и производственных мощностей

   Потребность в квалифицированных кадрах рекомендуется рассчитывать по профессиям и специалистам для каждой категории работников как основного, так и вспомогательного производства и общезаводских служб и подразделений.

   1. Укрупненные расчеты численности рабочих по профессиям для основного производства выполняются, исходя из трудоемкости годовой программы производства, рассчитанной по проектным трудоемкостям выпускаемых изделий, деленной на годовой фонд времени работы рабочего данной профессии (с учетом планируемых невыходов).

   Численность производственных рабочих равны суммарной численности по профессиям. При этом должен обеспечиваться, как правило, двухсменный режим работы оборудования, а нового уникального и высокопроизводительного - трехсменный.

   2. Численность рабочих по профессиям для вспомогательного производства, а также общезаводских служб и подразделений рассчитывается по соответствующим нормам технологического проектирования.

   Для укрупненных расчетов численность рабочих вспомогательного производства определяется в соответствии с нормативами структурного состава работающих на предприятиях соответствующих отраслей (удельный вес численности вспомогательных рабочих в процентах от численности производственных рабочих).

   3. Численность рабочих по ведущим и массовым профессиям основного и вспомогательного производства может быть определена также на основе норм и нормативов по труду в соответствии с перечнем межотраслевых и отраслевых норм и нормативов по труду, применяемых на подведомственных предприятиях, утверждаемых на текущую пятилетку соответствующими министерствами (ведомствами). ПРи этом расчет потребности в рабочих составляется по профессиям и квалификации по следующей форме:

Расчет потребности в рабочих

 Наименование! Кол-во !Коэффи-!Наименование! Нормы об-  ! Общая по-
 вновь вводи-! единиц ! циент !профессии   !обслуживания!требность
 мого обору- !оборудо-! смен- ! (разряд)   ! единицы    !на объем
 дования     !вания   !ности  !            !оборудования!внедрения
------------------------------------------------------------------

Основное производство


1.
2.

Вспомогательное производство


1.
2.

   4. Общая численность требуемых рабочих равна суммарной потребности их для основного и вспомогательного производства.

   5. Если предприятие вводится в действие очередями или пусковыми комплексами, то потребность в квалифицированных рабочих по профессиям и разрядам рассчитывается по каждой очереди или пусковому комплексу отдельно с учетом объема и характера проектируемого предприятия.

   6. Численность рабочих вновь запроектированных производств, участков и установок, не предусмотренных в действующих нормативах, должна определяться по проектным данным.

   7. Численность руководителей, специалистов и служащих определяется исходя из проекта организационной структуры управления вновь вводимых и реконструируемых предприятий и производственных мощностей и трудоемкости работ по функциям управления. Количество должностей, включаемых в штатное расписание, рассчитывается на основе межотраслевых требований по научной организации труда, производства и управления, нормативов численности и норм времени служащих по функциям управления.

   Численность руководителей, специалистов и служащих, занятых в производственных цехах, вычислительных центрах и ряде других подразделений, определяется с учетом утверждаемого коэффициента сменности работы.

   Определение численности специалистов по специальностям (группам специальностей) и уровню подготовки (высшее, среднее специальное образование) осуществляется в соответствии с утвержденными отраслевыми методическими указаниями по определению потребности в специалистах с высшим и средним специальным образованием и Типовой номенклатурой должностей, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием.

Приложение N 2
                            к Типовому положению о порядке
                        комплектования и опережающей подготовки
                          кадров для строящихся, расширяемых,
                     реконструируемых и технически перевооружаемых
                       предприятий и производственных мощностей,
                     утверждаемому постановлением Госкомтруда СССР,
                            Госстроя СССР и Минфина СССР
                           от 4 апреля 1988 г. N 183/41/60

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»